Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса УМК «Начальная школа 21 века»

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса УМК «Начальная школа 21 века»
Пояснительная записка

Рабочая программа учителя по курсу окружающий мир для учащихся 2-го класса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта);
рекомендациями Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010 г. рекомендованной МО и Науки РФ (далее Примерной Программой);
с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы курса «Окружающий мир» автора Н. Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 2-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010).
Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственных стандартов начального образования по образовательной области «Окружающий мир».
Основная цель предмета формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек природа общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Общая характеристика предмета

У учащихся в процессе обучения в 1 классе началось формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек природа общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей. Данный курс входит в состав образовательной программы «Начальная школа 21 век», следовательно, обучение учащихся, изучивших в 1 классе «Окружающий мир» по программе «Начальная школа 21 века» в объеме 66 часов считается объективно оправданным и целесообразным. Вследствие того, что «Окружающий мир» предмет интегрированный, при его изучении учащиеся 2 класса получат возможность:
устанавливать более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимать взаимозависимости в системе «человек природа общество»;
осознавать необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получат начальные навыки экологической культуры;
будут подходить к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознают возможность изменять себя, понимать важность здорового образа жизни;
подготовятся к изучению базовых предметов в основной школе.

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:
Человек как биологическое существо; чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено темой: «Кто ты такой»
Человек и другие люди; может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темой: «Кто живет рядом с гобой».
Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темой: «Мы жители Земли»
Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой: «Твоя Родина Россия».
История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, культура, просвещение в нашей стране. Это содержание представлено разделом «Путешествие в прошлое (исторические сведения)», который имеется во всех темах программы 2 класса.


Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Форма итоговой аттестации обучающихся – тестовые задания.
В авторскую программу изменения не внесены.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).

В основе построения курса лежат следующие принципы:
Принцип интеграции соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудициоиного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.
Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром.
Принцип поступательности обеспечивает- постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т. п.

Планируемые результаты освоения курса «окружающий мир»

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Планируемые результаты обучения.

К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:
составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка;
оценивать жизненную ситуацию, а так же представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
различать (соотносить) прошлое, настоящее и будущее; год, век (столетие); соотносить событие с его датой;
характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;
называть царства природы;
описывать признаки животного и растения как живого существа;
моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям обитания.
К концу 2 класса учащиеся могут научиться:
«читать» информацию, представленную в виде схемы;
воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе – описании) изученные сведения из истории Москвы;
ориентироваться в понятиях: «Солнечная система», «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения», «плодовые культуры», «ягодные культуры»;
проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).
Содержание программы

Введение. Что окружает человека (1 час).
Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.
Универсальные учебные действия: «читать» информацию, представленную в виде схемы. Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.
Кто ты такой (14 часов).
Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.
Наши помощники органы чувств.
Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).
Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности. Можно ли изменить себя.
ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.
Универсальные учебные действия: описывать кратко особенности разных органов чувст; сопоставлять органы чувств с выполняемой ими функцией. Анализировать режим дня школьников, рассказывать о его значении. Различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты. Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания. Реализовывать в учебных, житейских и игровых ситуациях правила поведения при возникновении опасности.
Кто живет рядом с тобой (6 часов).
Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.
Правила поведения. Какие бывают правила. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.
Внешнее проявление чувств. Могут ли обидеть жесты, мимика. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры: как их предупредить.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.
Универсальные учебные действия: составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. Характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими. Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.
Россия твоя Родина (13 часов).
Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России.
Родной край частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.
Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).
Города России. Москва столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.
Конституция главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в У-1Х веках. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.
Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».
Универсальные учебные действия: ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову Родина. Воспроизводить в небольшом рассказе повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Москвы. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их. Ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка. Знать флаг и герб России.
Мы жители Земли (9 часов).
Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солнце. Земля планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.
Царства природы. Бактерии, Грибы. Животное и растение – живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие растений и животных.
Универсальные учебные действия: характеризовать кратко Солнечную систему; выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы. Называть царства природы. Описывать признаки животного и растения как живого существа.
Природные сообщества (23 часа).
Среда обитания. Природные сообщества.
Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы обитатели леса, их жизнь в разные времена года.
Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.
Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (реки, пруда, болота).
Использование водоемов человеком. Правила поведения на водоемах. Охрана водоемов.
Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.
Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.
Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.
Универсальные учебные действия: различать этажи леса: называть особенности каждого этажа. Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья, леса (с ориентировкой на растительность родного края). Различать понятия (без термина): сообщества, деревья, кустарники, травы, лекарственные и ядовитые растения. Составлять небольшие описания на тему «Лес – сообщество». Моделировать на примере цепи питания жизнь леса. Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу. Отличать водоём как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности. Различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды. Проводить несложные опыты по определению свойств воды. Отличать водоём от реки как водного потока. Описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада). Приводить примеры лекарственных растений луга. Узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения. Отличать поле (луг, сад) как сообщество друг от друга. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представлению в виде схемы. Описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдения). Различать плодовые и ягодные культуры.
Природа и человек (2 часа).
Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.
Человек и природа. Может ли человек жить без природы.
Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.
Универсальные учебные действия: составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека. Приводить примеры произведений живописи (музыки), посвящённых природе. Приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности).

Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ.
Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий).
Содержание учебного предмета
Название раздела (темы)
Программное содержание
Характеристика деятельности детей
(универсальные учебные действия)

Введение.
Что окружает человека
Что такое окружающий мир. Время: настоящее, прошлое, будущее
Классификация объектов окружающего мира: объекты живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека. Различение: прошлое настоящее будущее

Кто ты такой
Сходство и различия разных людей. Наследственность (без предъявления термина).
Органы чувств. Здоровье человека: как его сохранить. Режим дня. Правильное питание. Физическая культура. Закаливание
Сравнение портретов разных людей. Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Какой я»). Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил.
Наблюдения: деятельность разных органов чувств. Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность

Кто живёт рядом с тобой
Семья: семейное древо, взаимоотношения членов семьи, труд и отдых в семье. Правила поведения
Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное отрицательное (добрый жадный, справедливый  несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях

Россия  твоя Родина
Наша Родина  Россия. Символы государства. Конституция России, права и обязанности граждан. Родной край  частица Родины. Труд россиян. Города России. Жизнь разных народов в нашей стране
Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову «Родина». Характеристика прав и обязанностей граждан России. Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям

Мы  жители Земли
Солнечная «семья». Земля как планета жизни
Характеристика планет Солнечной системы

Природные сообщества
Сообщества. Царства природы. Среда обитания. Лес, луг, поле, сад и его обитатели. Водные жители
Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы. Работа со схемой «Царства природы». Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества. Различение: культурные дикорастущие растения. Правила поведения в природе.


Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира во 2 классе.

урока

Дата
Тема урока

Решаемые проблемы
Понятия
Планируемые результаты
Домашнее задание






Предметные результаты
Метапредметные результаты
Личностные результаты


1

Что окружает человека?

Сравнение понятий «объект природы (живой, неживой)», «изделие». Работа с учебником: нахождение ошибки в высказываниях. Упражнение на классификацию объектов природы.
Дать понятия:
живая природа;
неживая природа; изделия.

Знать предметы живой и неживой природы, различать предметы природы и предметы, сделанные человеком.
Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.
Регулятивные:
адекватное использование речи, коррекция.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность.
Учебник с. 5 – 11


2

Бывают ли на свете чудеса?

Беседа с использованием
фотографий «Бывают ли на свете чудеса». Работа с рубрикой «Обсудим вместе». Рассказ учителя: «Чудеса света». Чтение и обсуждение фрагмента стихотворения Н. Юрковой "Чудо"
Сравнение понятий: объект природы;
изделие
Знать предметы живой и неживой природы, различать предметы природы и предметы, сделанные человеком.
Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.
Регулятивные:
адекватное использование речи, коррекция.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность.
Учебник с. 12 – 14


3

Я, ты, он, она Все мы люди.


Рассказ учителя: «Что человеку дает природа».
Чтение и обсуждение текста «На кого похожи дети?». Обсуждение проблемной ситуации: «Если бы все люди были одинаковые». Работа с рубрикой «Картинная
галерея».
Сравнение понятий: настоящее;
прошлое;
будущее.
Знать, что человек – живое
существо, организм; внешние отличия одного человека от других. Уметь составлять словесный портрет человека.
Познавательные:
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.
Регулятивные:
адекватное восприятие.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Гуманистические ценности многонационального российского общества.
Учебник с. 16 – 20


4

Наши помощники – органы чувств.

Повторение пройденного: как человек воспринимает мир? Дидактические игры «Кто позвал?», «Чудесный мешочек». Выполнение заданий в рабочей тетради.
Дать понятия: организм;
обоняние;
вкус.
Знать органы чувств, дыхания, пищеварения.
Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Эстетические потребности, ценности и чувства.
Учебник с. 21 – 24


5

Наши помощники – органы чувств.


Повторение пройденного: как человек воспринимает мир? Дидактические игры «Кто позвал?», «Чудесный мешочек». Выполнение заданий в рабочей тетради.
Дать понятия: организм;
осязание;
внешние чувства.
Знать органы чувств, дыхания, пищеварения.
Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Эстетические потребности, ценности и чувства.
Учебник с. 25 – 26


6

Поговорим о здоровье. Чтобы меньше болеть.

Обсуждение проблемной задачи: «Какого человека можно назвать здоровым?». Работа с иллюстративным материалом: причины заболеваний. Обсуждение текста учебника «Если ты себя плохо чувствуешь».
Дать понятия:
здоровье;
правила гигиены;
градусник;
обморожение;
ожог;
скорая помощь.
Знать, что такое здоровье. Почему человек должен заботиться о своем здоровье и как это делать. Причины некоторых болезней.
Регулятивные:
коррекция, прогнозирование.
Познавательные: построение рассуждения, обобщение.
Коммуникативные:
задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Эстетические потребности, ценности и чувства.
Учебник с. 27 – 29


7

Поговорим о здоровье. Чтобы меньше болеть.

Обсуждение проблемной задачи: «Какого человека можно назвать здоровым?». Работа с иллюстративным материалом: причины заболеваний. Обсуждение текста учебника «Если ты себя плохо чувствуешь».
Дать понятия:
здоровье;
правила гигиены;
градусник;
обморожение;
ожог;
скорая помощь.
Знать, что такое здоровье. Почему человек должен заботиться о своем здоровье и как это делать. Причины некоторых болезней.
Регулятивные:
коррекция, прогнозирование.
Познавательные: построение рассуждения, обобщение.
Коммуникативные:
задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Эстетические потребности, ценности и чувства.
Учебник с. 30 – 34


8

Режим дня. Чтобы не уставать.

Познакомить с режимом дня, прививать основы здорового образа жизни. Обсуждение правил организации труда и отдыха. Игровые ситуации «Как подготовить рабочее место», «Правильная поза».
Сравнение понятий: здоровье – болезнь.
Знать режим дня школьника, правила гигиены.
Регулятивные:
коррекция, прогнозирование.
Познавательные: построение рассуждения, обобщение, ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.
Коммуникативные:
задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Эстетические потребности, ценности и чувства.
Учебник с. 35 – 37


9

Режим дня. Поговорим о часах.

Продолжать знакомить с режимом дня, прививать основы здорового образа жизни. Знакомство с арабской и римской нумерацией.
Сравнение понятий: здоровье – болезнь.
Знать режим дня школьника, правила гигиены.
Регулятивные:
коррекция, прогнозирование.
Познавательные: построение рассуждения, обобщение, ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.
Коммуникативные:
прогнозировать, вести устный диалог.
Эстетические потребности, ценности и чувства.
Учебник с. 38 – 41


10

Физическая культура. Быть сильным и выносливым.

Обсуждение вопроса «Что такое физическая культура». Работа с иллюстрациями. Работа с рубрикой «Картинная галерея».
Дать понятие: физическая культура.
Знать комплекс ОРУ.
Познавательные:
контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Коммуникативные:
прогнозировать, вести устный диалог.
Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность.
Учебник с. 42 - 47


11

Закаляться может каждый.

Работа с иллюстрациями и текстом учебника. «Сочинялки»: «Придумай весёлую историю про мальчика, который не любит физкультуру».
Дать понятие: закаливание организма.
Знать и уметь применять на практике виды процедур.
Регулятивные:
коррекция, прогнозирование.
Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.
Коммуникативные:
задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность.
Учебник с. 47 - 49


12

Почему нужно правильно питаться. Из чего состоит наша пища?

Работа со схемой «Почему нужно правильно питаться». Проведение опытов по определению состава продуктов.
Дать понятия: здоровая пища;
белки;
жиры;
углеводы.


Знать, что человек должен правильно питаться, чтобы организм мог нормально расти и развиваться, был вынослив и активен, боролся с болезнями. Неправильное питание влияет на здоровье. Знать, то наша пища состоит из белков, жиров, углеводов.
Познавательные:
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.
Регулятивные:
адекватное восприятие.
Коммуникативные:
аргументировать и координировать свою позицию.
Эстетические потребности, ценности и чувства.
Учебник с. 50 - 52


13

Почему нужно правильно питаться. О витаминах.

Составление схемы «Какие витамины нужны организму?». Работа с рубрикой «Этот удивительный мир». Обсуждение проблемы «Полезен ли сахар?»
Отработать понятие: режим питания
Знать продукты и содержащиеся в них витамины.
Познавательные:
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.
Регулятивные:
адекватное восприятие.
Коммуникативные:
аргументировать и координировать свою позицию.
Эстетические потребности, ценности и чувства.
Учебник с. 53 - 56


14

Умеем ли мы есть?

Игра «Приглашаем в гости». Рассматривание и обсуждение иллюстраций и текста в учебнике.
Отработать раннее изученные понятия.
Знать и применять на практике полученные знания.
Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Коммуникативные:
аргументировать и коорди- свою позицию.
Устойчивое следование в поведении социальным нормам.
Учебник с. 56 - 60


15

Почему нужно быть осторожным?

Чтение и обсуждение текста «Кого называют осторожным человеком».
Создание плаката «О чем
рассказывают дорожные знаки». Игра «Пешеходы и водители».
Дать понятие:
Осмотрительность;
Осторожность;бережность.
Знать основы оказания первой помощи.
Регулятивные:
коррекция, прогнозирование.
Познавательные: построение рассуждения, обобщение, Коммуникативные:
задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность.
Учебник с. 61 - 66


16

Зачем изменить себя?

Упражнения – элементы аутотренинга. Обсуждение вопроса: «Почемучка – это хорошо или плохо?».
Дать понятие: характер;
темперамент.
Знать правила поведения в различных ситуациях.
Познавательные:
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.
Регулятивные:(
адекватное восприятие.
Коммуникативные:
строить высказывания, аргументировать свои ответы.
Эстетические потребности, ценности и чувства.
Учебник с. 67 - 70


17

Что такое семья?

Обсуждение вопроса: «Что такое семья?». Работа с рисунком – схемой. Выполнение заданий «Соображалки» и «Смешинки».
Познакомить с понятием: семья;
члены семьи;
генеалогичес
кое древо
Знать родственные связи в семье.
Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Коммуникативные:
аргументировать и координировать свою позицию.
Эстетические потребности, ценности и чувства.
Учебник с. 72 - 78


18

Домашнее хозяйство.

Обсуждение вопроса: «Существует ли «женский» и «мужской» труд?». Анализ стихотворения А. Барто «Разговор с дочкой» и статьи учебника «Помощники».
Отработать раннее изученные понятия.
Знать профессии родителей, уметь трудиться.
Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.
Регулятивные:
адекватное использование речи, коррекция.
Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность.
Учебник с. 79 - 82


19

Семейный досуг.

Работа с иллюстрациями и текстом учебника. Рассказы детей: «Как моя семья проводит свободное время?». Работа с рубрикой «Картинная галерея».
Познакомить с понятиями: отдых;
культурный отдых.
Знать места проведения досуга.
Регулятивные:
коррекция, прогнозирование.
Познавательные: построение рассуждения, обобщение, Коммуникативные:
задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Эстетические потребности, ценности и чувства.
Учебник с. 83 - 87


20

Правила поведения. Какие бывают правила.

Обсуждение проблемной ситуации. Работа со схемой «Какие бывают правила». Сочинение: «Три истории о Васятке». Ролевые игры: «Театр», «Библиотека».
Дать понятия:
вежливый;
внимательный;
приветливый;
правила поведения.
Знать правила культурного
Поведения, которые позволяют людям общаться, не причиняя друг другу огорчения.
Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность.
Учебник с. 88 - 94


21

Умеешь ли ты дружить?

Чтение и обсуждение историй о детях. Составление памятки «Правила
дружбы».
Дать понятия: друзья;
дружба;
недруг;
враг.
Уметь дружить, общаться с людьми.
Познавательные:
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:
адекватное восприятие.
Коммуникативные:
задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Эстетические потребности, ценности и чувства.
Учебник с. 95 - 97


22

Умеешь ли ты общаться?


Отработать раннее изученные понятия.
Знать и применять на практике полученные знания.
Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Коммуникативные:
аргументировать и координировать свою позицию.
Эстетические потребности, ценности и чувства.
Учебник с. 98


23

Родина – что это значит?

Беседа на тему «Наша Родина - Россия». Обсуждение текста учебника. Работа с рубрикой «Картинная галерея».
Дать понятия: родина;
малая родина;
родной край.
Знать и понимать значение Родины в жизни человека.
Познавательные:
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:
адекватное восприятие.
Коммуникативные:
задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Гражданская идентичность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Учебник с. 99 - 103


24

Прошлое, настоящее, будущее.

Работа с текстом учебника. Рассказы детей: случай (история) из моей жизни. Работа с форзацем учебника: как мы узнаем о прошлом.
Дать сравнение понятий:
история и случай.
Знать о том, что история изучает прошлое. Уметь отличать события истории от случая.
Познавательные:
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:
адекватное восприятие.
Коммуникативные:
задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Гражданская идентичность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Учебник с. 104 - 107


25

Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась?

Беседа на тему «Славянское поселение». Чтение и обсуждение текста «Первые русские князья». Работа с рубрикой «Картинная галерея».
Дать понятия:
Родина;
малая родина;
родной край».
Знать родного края.
Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Коммуникативные:
аргументировать и координировать свою позицию.
Гражданская идентичность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Учебник с. 107 - 109


26

Москва – столица России.

Беседа «Как можно узнать о прошлом города?». Работа с рубрикой «Картинная
галерея». Игра – путешествие по Москве.
Дать понятия об основных достопримечательностях Москвы.
Знать основные достопримечательности Москвы.
Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Коммуникативные:
аргументировать и координировать свою позицию.
Гражданская идентичность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Учебник с. 110 - 114


27

Москва – столица России.

Работа с рубрикой «Картинная галерея». Игра – путешествие по Москве.
Дать понятия об основных достопримечательностях Москвы.
Знать основные этапы становления Москвы, как столицы России.
Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Коммуникативные:
аргументировать и координировать свою позицию.
Гражданская идентичность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Учебник с. 114 - 117


28

Города России.

Игра-путешествие по городам России.
Дать понятия об основных достопримечательностях городов России.
Знать основные достопримечательности городов России.
Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Коммуникативные:
аргументировать и координировать свою позицию.
Гражданская идентичность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Учебник с. 118 - 131


29

Родной край – частица Родины.

Беседа на тему «Наша Родина - Россия». Обсуждение текста учебника. Работа с рубрикой «Картинная галерея».
Отработать понятия: Родина;
малая родина;
родной край.
Знать историю города, родного краю.
Познавательные:
самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Коммуникативные:
аргументировать и координировать свою позицию.
Гражданская идентичность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Учебник с. 132 - 134


30

Как трудятся россияне.

Решение проблемной ситуации: «Зачем человек трудится?». Работа со схемой «Зачем человек
трудится». Беседа на тему «Хлеб – всему голова».
Дать понятия:
богатство России;
хлебные изделия.
Знать пословицы о хлебе, поговорки, уметь составлять рассказ о хлебе, знать процесс получения хлебных изделий.
Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.
Регулятивные:
адекватное использование речи, коррекция.
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.
Учебник с. 135 - 139


31

О занятиях наших предков.

Чтение и обсуждение текста учебника. Игровая минутка. Беседа «Русская трапеза». Работа с иллюстративным материалом.
Дать понятия связанные с названиями древних орудий труда.
Основные занятия славян:
охота, рыболовство, земледелие, скотоводство. Элементарные сведения об
истории развития земледелия.
Познавательные:
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:
адекватное восприятие.
Коммуникативные:
задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.
Учебник с. 139 - 144


32

Все профессии важны.

Встреча с родителями учащихся в классе. Беседа «Профессии наших родителей».
Отработать раннее изученные понятия.
Знать профессии родителей, уметь трудиться.
Регулятивные:
коррекция, прогнозирование.
Познавательные: построение рассуждения, обобщение.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.
Учебник с. 144 - 151


33

Мы – граждане России. Права граждан России.

Рассказ учителя (с использованием иллюстративного материала) о правах граждан страны. Работа с рубрикой «Картинная галерея». Работа в группах: составление плаката «Права ребенка в России».
Дать понятия:
граждане;
герб, флаг, гимн;
права граждан;
Конституция РФ.
Знать о том, что каждый человек – гражданин какого-нибудь государства, оно предоставляет ему права.
Регулятивные:
коррекция, прогнозирование.
Познавательные: построение рассуждения, обобщение.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.
Учебник с. 152 - 156

34

Мы граждане России. Права детей – граждан России.

Работа в группах: составление плаката «Права ребенка в России».
Закрепить ранее изученные понятия.
Знать о том, что у каждого ребёнка в России есть права и обязанности.
Регулятивные:
коррекция, прогнозирование.
Познавательные: построение рассуждения, обобщение.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.
Учебник с. 157 - 160

35

Россия – многонациональная страна.

Рассказы детей о своей национальности. Рассматривание и обсуждение рисунков и текста учебника. Выполнение заданий в рабочей тетради.
Дать понятие: национальность;
толерантность;
содружество.
Знать народности, обычаи и традиции своего народа.
Познавательные:
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.
Регулятивные:
адекватное восприятие.
Гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Учебник с. 160 – 167


36

Твоё первое знакомство со звёздами.

Обсуждение вопросов: «Что входит в Солнечную систему?», «Чем Земля отличается от других планет?». Сравнение рисунков: «Планета без жизни» и «Земля». Выполнение заданий в рабочей тетради.
Введение понятий: небосвод;
созвездие;
планеты;
солнечная система.
Знать названия планет, порядок их расположения в солнечной системе.
Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.
Регулятивные:
адекватное использование речи, коррекция.
Устойчивое следование в поведении социальным нормам.
Учебник, часть 2
с. 6 - 13


37

Земля – планета солнечной системы.

Беседа «Что мы знаем о нашей Земле?». Обсуждение результатов наблюдений Луны. Опыт «Солнце-Луна-Земля».
Введение понятий:
спутник земли;
кратер;
небесные тела.
Знать, чем Земля отличается от других планет Солнечной системы. Условия жизни на Земле. Луна – спутник Земли.
Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.
Регулятивные:
адекватное использование речи, коррекция.
Устойчивое следование в поведении социальным нормам.
Учебник с. 13 – 17


38

Глобус – модель земли.

Практическая работа с глобусом.
Дать понятие:
глобус;
карта.
Знать, о чем рассказывают цвета глобуса? Чего больше на Земле – суши или воды?
Познавательные:
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.
Регулятивные:
адекватное восприятие.
Устойчивое следование в поведении социальным нормам.
Учебник с. 18 - 19


39

В некотором царстве. Царства природы.

Знакомство с царствами живой природы. Работа с рисунком – схемой в учебнике. Выполнение заданий в рабочей тетради.
Дать понятия:
Царство;
Грибы;
Растения;
Животные;
бактерии.
Знать царства живой природы, называть отдельных представителей.
Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Коммуникативные:
аргументировать и координировать свою позицию.

Эстетические потребности, ценности и чувства.
Учебник с. 20 - 22


40

Грибы.

Дидактическая игра: «Кто
больше». Учебный диалог: работа с текстом и иллюстративным материалом учебника. Рисование схемы «Строение
гриба». Работа с рубрикой
«Картинная галерея».
Дать понятия частей гриба.
Знать ответы на следующие вопросы: «Что такое грибы? Какие бывают
грибы? Все ли грибы съедобны для человека?
Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Коммуникативные:
аргументировать и координировать свою позицию.
Эстетические потребности, ценности и чувства.
Учебник с. 23 - 29


41

Какие животные живут на Земле.

Познакомить с разнообразными видами животного мира.
Введение понятий:
дикие животные;
звери;
травоядные;
млекопитающие.
Знать царства живой природы, называть отдельных представителей.
Регулятивные :
коррекция, прогнозирование.
Познавательные: построение рассуждения, обобщение.
Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Устойчивое следование в поведении социальным нормам.
Учебник с. 30 - 31


42

Разнообразие растений.

Познакомить с разнообразными видами растений на Земле.
Дать понятия:
Кустарник;
Дерево;
Трава;
типы листьев, цветки и плоды;
гербарий.
Знать разновидности растительного мира, называть отдельные виды, уметь составлять гербарий.
Познавательные:
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.
Регулятивные:
адекватное восприятие.
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.
Учебник с. 32 - 34


43

Условия роста и развития растений.


Беседа «Условия роста растений». Работа с иллюстративным материалом учебника
Все понятия темы.
Знать, при каких условиях растение развивается благоприятно.
Познавательные:
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.
Регулятивные:
адекватное восприятие.
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.
Учебник с. 35 - 36

44

Природные сообщества. Среда обитания – что это такое?


Беседа: «Каждое живое существо привыкло к определённому месту обитания (природной среде)» Работа с текстом и иллюстрациями учебника.
Ввести понятия:
среда обитания;
природная среда;
природное сообщество
пищевая цепь.
Знать, что природное сообщество – это живые организмы, обитающие в одном месте и связанные между собой.
Регулятивные :
коррекция, прогнозирование.
Познавательные: построение рассуждения, обобщение.
Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести диалог.
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.
Учебник с. 38 - 39

45

Лес и его обитатели.

Сравнение «жителей» разных этажей леса. Работа с иллюстративным материалом и текстами учебника. Создание рисунка-
схемы. Работа с рубрикой
«Картинная галерея».
Дать понятия:
ярус;
хвойные деревья;
лиственные деревья;
травы;
кустарнички.
Иметь представление о том, что лес – многоэтажный дом. Уметь отличать внешний вид и особенности деревьев, кустарников, трав.
Познавательные:
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.
Регулятивные:
адекватное восприятие.
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.
Учебник с. 40 - 44


46

Деревья в лесу.

Обсуждение проблемы «Что даёт человеку лес?». Беседа с использованием иллюстративного материала «Обитатели леса». Описание травянистых растений.
Закрепить понятия, связанные с ярусностью леса.
Знать яруса леса, правила поведения в лесу.
Познавательные:
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.
Регулятивные:
адекватное восприятие.
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.
Учебник с. 45 - 51


47

Кустарники леса.


Наблюдение: рассматривание веточки сирени (черемухи, жасмина). Проектная деятельность. Работа с текстами и иллюстрациями учебника.
Все ранее изученные понятия.
Иметь представление о том, что кустарники – это обычно второй ярус леса. Они отличаются от деревьев и трав.
Регулятивные :
коррекция, прогнозирование.
Познавательные: построение рассуждения, обобщение.
Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.
Учебник с. 52 - 56

48

Травянистые растения леса.

Работа с гербарием и иллюстративным материалом. Чтение и обсуждение текста учебника.
Повторить понятие:
нижний ярус леса.
Знать о том, что травянистые растения располагаются на нижнем ярусе леса. Они отличаются от деревьев и кустарников: имеют мягкий низкий стебель, мелкие листья и цветки. Их жизнь тесно связана с растениями других «этажей» леса.
Познавательные:
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.
Регулятивные:
адекватное восприятие.
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.
Учебник с. 56 - 59


49

Лесная аптека.

Учебный диалог: «Лесная
аптека» (работа с таблицей).
Дать понятие: лекарственные растения.
Знать названия лекарственных растений и их применение.
Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Коммуникативные:
аргументировать и координировать свою позицию.
Целостный ,социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.
Учебник с. 60 - 61


50

Животные леса.

Речевая разминка «Встретились в лесу». Работа с иллюстративным материалом и текстом учебника. Беседа о кроте. Чтение и обсуждение текста об ужах. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое».
Дать понятия: грызуны;
звери.
Называть обитателей леса, знать цепь питания каждого животного.
Регулятивные :
коррекция, прогнозирование.
Познавательные: построение рассуждения, обобщение.
Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Эстетические потребности, ценности и чувства.
Учебник с. 62 - 66


51

Птицы – лесные жители.

Беседа о лесных птицах. Слушание голосов птиц (звукозапись). Игра «Заселим лес птицами».
Дать понятия: птицы;
название птиц.
Называть птиц, выделять главные особенности, знать роль птиц в природе.
Познавательные:
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.
Регулятивные:
адекватное восприятие.
Целостный ,социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.
Учебник с. 67 - 73


52

Пресмыкающиеся леса.


Рассказ учителя «Ужиное
семейство». Учебный диалог: сравнение рисунков (чучел) разных видов рептилий. Ролевая игра «Неожиданная встреча»
Дать понятие:
пресмыкающиеся.
Особенности внешнего вида и повадок змей. Правила поведения при встрече со змеей.
Познавательные:
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.
Регулятивные:
адекватное восприятие.
Целостный ,социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.
Учебник с. 74 - 76

53

Насекомые леса.

Познакомить с видами насекомых, рассказать о среде их обитания и приспособления.
Дать понятие: насекомые.
Называть, выделять особенности, знать значение.
Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.
Регулятивные:
адекватное использование речи, коррекция.
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.
Учебник с. 77 - 79


54

Правила поведения в лесу.

Составление коллективной
памятки «Правила поведения в лесу» (работа в группах).
Повторить все ранее изученные понятия.
Знать правила поведения в лесу.
Регулятивные :
коррекция, прогнозирование.
Познавательные: построение рассуждения, обобщение.
Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.
Учебник с.79 - 80


55

Что мы знаем о воде.

Опыты с водой. Определение свойств воды. Анализ схемы – рисунка в учебнике. Работа с рубрикой «Картинная галерея».
Дать понятия: водоём;
свойства воды.
Знать свойство воды, приводить различные примеры.
Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.
Регулятивные:
адекватное использование речи, коррекция.
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.
Учебник с. 81 - 83


56

Круговорот воды в природе.

Учебный диалог: «Поговорим о воде». Построение рисунка-схемы «Вода и ее состояния». Чтение и обсуждение текста «Путешествие капельки».
Дать понятие:
круговорот воды в природе.
Знать о том, что вода в природе совершает круговорот.
Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.
Регулятивные:
адекватное использование речи, коррекция.
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.
Учебник с. 83 - 85


57

Какие бывают водоёмы? Болото и река – пресные водоёмы.

Учебный диалог «Какие бывают водоёмы?», отличительные особенности пресных водоёмов – болота и реки.
Дать понятия:
водоём
пресный водоём;
болото;
река.
Знать классификацию водоёмов, отличительные признаки пресных водоёмов – реки и болота.
Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.
Регулятивные:
адекватное использование речи, коррекция.
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.
Учебник с. 86 - 89


58

Обитатели пресных водоёмов. Рыбы, насекомые.

Наблюдение за рыбами в аквариуме. Составление коллективного рассказа «Рыба – живое существо». Выполнение заданий в рабочей тетради.
Дать понятия: водоплавающие;
рыбы.
Называть жителей водоёмов, знать их роль в экологической цепи.
Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Коммуникативные:
аргументировать и координировать свою позицию.
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.
Учебник с. 90 - 101


59

Обитатели пресных водоёмов. Водоплавающие жители. Растения пресных водоёмов.

Наблюдение за рыбами в аквариуме. Составление коллективного рассказа «Рыба – живое существо». Выполнение заданий в рабочей тетради.
Дать понятия: водоплавающие;
рыбы.
Называть жителей пресных водоёмов, знать их роль в экологической цепи.
Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Коммуникативные:
аргументировать и координировать свою позицию.
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.
Учебник с. 90 - 104


60

Обитатели солёных водоёмов.

Классификация морских животных по признаку – рыбы или млекопитающие.
Дать понятия о морских животных.
Называть жителей морских водоёмов, знать их роль в экологической цепи.
Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Коммуникативные:
аргументировать и координировать свою позицию.
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.
Учебник с. 105 - 108


61

Луг и его обитатели. Растения луга.

Обсуждение текста учебника, работа с рубрикой «Картинная галерея». Речевая разминка: «Сочинялки» (рассказ – этюд) «Растения луга».
Ввести понятие:
луг и его обитатели.
Знать названия растений луга.
Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Коммуникативные:
аргументировать и коорди-нировать свою позицию.
Целостный ,социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.
Учебник с. 109 - 115


62

Луг и его обитатели. Животные луга.

Обсуждение текста учебника, работа с рубрикой «Картинная галерея». Речевая разминка: «Сочинялки» (рассказ – этюд) «Животные луга».
Ввести понятие:
луг и его обитатели.
Знать названия животных луга.
Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Коммуникативные:
аргументировать и координировать свою позицию.
Целостный ,социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.
Учебник с. 116 - 124


63

Поле и его обитатели. Растения поля.

Беседа с использованием иллюстративного материала. Работа с рисунком – схемой. Выполнение заданий в рабочей тетради.
Дать понятие:
поле.
Знать название растений поля.
Регулятивные :
коррекция, прогнозирование.
Познавательные: построение рассуждения, обобщение.
Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.
Учебник с. 125 - 133


64

Животные поля.



Работа в парах: составление рассказов о животных поля. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое».
Отработать раннее изученные понятия «типы и виды животных».
Называть животных поля, знать особенности обитания.
Регулятивные :
коррекция, прогнозирование.
Познавательные: построение рассуждения, обобщение.
Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.
Учебник с. 134 - 136


65

Сад и его обитатели.


Беседа о плодовых растениях. Дидактическая игра «Какого дерева плод?». Выполнение заданий в рабочей тетради.
Дать понятия: сад;
Плодовые;
культуры.
Знать названия деревьев и их плодов, способы высадки.
Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Коммуникативные:
аргументировать и координировать свою позицию.
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.
Учебник с. 137 - 142


66

Природа и человек. Человек – часть природы.


Беседа «Человек – часть природы». Анализ стихотворения «Про всех на свете». Обсуждение ситуации «Дядя, купи котёнка!».
Отработать раннее изученные понятия.
Владеть простейшими знаниями экологической культуры.
Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Коммуникативные:
аргументировать и координировать свою позицию.
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.
Учебник с. 144 - 146


67

Будем беречь нашу Землю. «Красная книга».

Беседа «Как человек помогает природе?». Работа в парах «Что такое Красная книга?». Рассматривание иллюстраций. Создание плаката «Будем беречь природу».
Дать понятие: Красная книга.
Владеть простейшими знаниями экологической культуры.
Регулятивные :
коррекция, прогнозирование.
Познавательные: построение рассуждения, обобщение.
Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.
Учебник с. 146 - 152


68

Животные – друзья человека.

Выполнение заданий в рабочей тетради.
Обобщить и проконтролировать знания учащихся .
Уметь работать самостоятельно и оценивать свои знания.
Познавательные: построение рассуждения, обобщение.
Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Учебник с. 153 - 155















15