Занятие-беседа «Знаменитые архитектурные ансамбли Москвы и Санкт-Петербурга».


Занятие-беседа «Знаменитые архитектурные ансамбли Москвы и Санкт-Петербурга».
Вид урока: беседа
Цель урока: ознакомить учащихся с архитектурой как видом изобразительного искусства и наиболее значимыми памятниками Москвы и Санкт-Петербурга.
Задачи: привить интерес к отечественному культурному и историческому наследию; воспитать патриотизм и гордость за достижения своего народа; развить художественно-эстетический вкус учащихся.
Оборудование:
Для учителя: мультимедийная доска, репродукции картин, иллюстрации.
Для ученика: тетрадь и ручка.
Оформление доски: мультимедийная доска.
Зрительный ряд: видеозаписи, слайды, фотографии архитектурных памятников Москвы, Санкт-Петербурга (Кремля, Дворцовой площади и др.)/
Литературный ряд: Изобразительное искусство. Б.М. Неменский, Свиридова.- Волгоград: Учитель, 2007.-170с.
План урока:
1.Организационный момент.
2. Вводная беседа.
3.Объяснение материала.
4.Подведение итогов.
Ход урока.
1.Организационный момент: Проверка готовности к уроку, установка дисциплины.
2.Вводная беседа: об архитектуре.
Сегодня мы будем говорить об архитектурных памятниках находящихся в Москве и Санкт-Петербурге.
- Был ли кто из вас, ребята, в этих городах?
- Какой из них вам понравился и почему?
- Что такое архитектура?
Давайте обобщим, систематизируем и закрепим ваши знания об архитектуре как виде изобразительного искусства. Архитектура (лат. «architecture», греч. « archi» - главный и «teкtoc» - строить, возводить) – зодчество, искусство проектировать и строить. Различают 3 основных вида архитектуры:
Объемные сооружения – культовые, общественные, жилые,
промышленные и другие здания.
Ландшафтная архитектура – беседки, мостики, фантаны,
и лестницы для скверов, бульваров, парков (малая архитектура).
Градостроительство – создание новых городов и реконструкция старых.
Комплексы построек и открытых пространств составляют архитектурные ансамбли. Архитектор заботится о красоте, практической пользе и прочности создаваемых сооружений, есть эстетические, конструктивные и функциональные качества в архитектуре взаимосвязаны. И если эстетической стороне в архитектурном сооружении уделено большое внимание и архитектор был творческим человеком, художником, то оно может стать художественным произведением. В разные исторические периоды и у разных народов применялись разные строительные материалы и технологии: камень, железобетон, дерево, шкуры, пластик, глина, даже лед. Архитектура отражает художественный стиль эпохи. Всемирно известные архитектурные сооружения запоминаются как символы стран и городов.
Задание. Угадайте страну по упоминанию ее архитектурной достопримечательности.
пирамиды (Египед);
акрополь (Афины, Греция);
Эйфелева башня (Париж, Франция);
небоскребы (Нью-Йорк, США);
Кремль и Красная площадь (Москва, Россия)
Архитекторы – люди, разрабатывающие проекты, главным образом художественную часть, внешний облик здания, связывая его с техническими характеристиками, по которым затем строятся здания, ансамбли, города.
3.Объяснение материала: словесно – иллюстрационный рассказ о памятниках Москвы и Санкт-Петербурга, сопровождающийся показом видеоряда и репродукций.
- Вспомните и расскажите, что вы знаете о городах Москва и Санкт-Петербург, об их возникновении и истории.
- Какие архитектурные ансамбли-символы этих городов вы знаете?
- А теперь представим себя совершающими путешествие в экскурсионном автобусе. В роли гида-экскурсовода будет учитель. На нашем пути возникает первый объект - Московский Кремль. Мы видим его таким в наши дни. Гордо высятся стены со стройными башнями, увенчанные орлами. Внутри раскинулись громады старинных дворцов и соборов с ослепительным блеском золотых куполов. Но Кремль не всегда был таким. Постепенно, в течении нескольких столетий складывался его облик – расширялась территория, строились новые сооружения, обновлялись стены и башни. И вот теперь, точно остров русской истории, памятник многих эпох, окруженный со всех сторон огромным городом, возвышается над Москвой Кремль.
Башни Кремля имели большое значение в обороне, так как в них
размещалась артиллерия. Каждая башня представляла собой
крепость, способную самостоятельно обороняться, даже если враг и
займет какие-нибудь отдельные участки стены. В толще стен были
устроены особые внутренние ходы, позволяющие гарнизонам
башен сообщаться между собой. Спасская башня с ее кружевными
белокаменными украшениями. С давних времен эта башня
считалась парадной. Через нее проходили торжественные процессии
в дни больших праздников, приезжали Московские великие князья
и цари, знатные иностранные гости.
Главным архитектурным сооружением Кремля стал Успенский
Собор (Аристотель Фиораванти, 1475-1479гг.). В Успенском соборе
проходили церемонии, имевшие общегосударственное значение:
избрание на великое княжение, венчание на царство, поставление
глав русской православной церкви. Он служил местом погребения
митрополитов и патриархов (глав церкви). Успенский собор
сохранил значение главного храма в России, где короновались
императоры и императрицы. В формировании интерьера храма
принимали участие ведущие мастера того времени.
Архангельский собор (итальянский архитектор Алевиз Новый,
1505-1508гг.) служил родовой усыпальницей великих московских и
удельных князей. В уникальном династическом некрополе собора
47 надгробий. Здесь покоятся великие московские князья Иван
Калита, Дмитрий Донской, Иван III, Иван Грозный, его сын царевич
Дмитрий и первые цари династии Романовых. Посещение
Архангельского собора в поклонении предкам было обязательной
частью всех торжественных церемоний, проходящих в Кремле.
Росписи изображают библейские сюжеты и погребных князей, их
предков – киевских князей.
Благовещенский собор возведен в 1484-1489 годах псковскими
мастерами. Он являлся личным домовым храмом великих
московских князей, а затем – русских царей. Северная и западная
галереи собора служили парадным входом в царский дворец.
Здание Грановитой палаты (Марко Фрязин, Пьетро Антонио
Солари, 1487-1491гг.) было предназначено для приема
иностранных послов и различных торжественных случаев.
Величественный Успенский собор, изящный и уютный
Благовещенский, Нарядный Архангельский, строгая Грановитая
палата и высокая колокольня Ивана Великого – все вместе образуют
незабываемый ансамбль Соборной площади – сердца Московского
Кремля.
Патриарший дворец возведен в 1653-1655гг. мастерами Алексеем
Корольковым и Иваном Семеновым для патриарха Никона. Первый
этаж дворца занимали различные службы. Второй этаж был
парадным, здесь находилась Большая Крестовая палата, где
проходили заседания Священного собора и устраивались пиры в
честь царя и иноземных гостей, а так же домовая церковь
Двенадцати апостолов с трапезой. Сегодня в помещениях 2-го этажа
расположены музейные экспозиции о русской культуре и быте XVII
века. На 3-м этаже размещались личные покои патриарха – Малая
крестовая палата, столовая, спальня, кабинет и библиотека.
Большой Кремлевский дворец (архитектор К. Тон, 1838-1849гг.)
кроме служебных помещений, находятся бывшие личные покои
российских императоров. Анфилада парадных комнат, отделанных
мрамором, малахитом, лепкой, росписью, скульптурой, изделиями из
бронзы, фарфора, резной позолоченной мебелью.
Сенат (архитектор М. Казаков, 1778-1887гг.) – ныне
административное здание – апартаменты президента России.
Потешный дворец – (1651г.) ныне административное здание.
Теремной дворец (архитекторы Башен Огурцов, Антип
Константинов, Грофим Шарутин, Ларион Ушаков, 1635-1636гг.)
Оружейная палата – это знаменитый музей сокровище. Она
размещается в здании, специально построенном для нее в 1844
1851гг. архитектором Константином Тоном. Основу музейного
собрания составили хранившиеся веками в царской казне и
патриаршей разнице драгоценные предметы, выполненные в
кремлевских мастерских, а так же полученные в дар от посольств
иностранных государств. Название музей получил древнейшему
кремлевскому казнохранилищу. В музее представлены древние
государственные регалии, парадная царская одежда и коронационное
платье, облачение иерархов русской православной церкви,
крупнейшее собрание золотых и серебряных изделий работы русских
мастеров, западноевропейское художественное серебро, памятники
оружейного мастерства, собрание экипажей (карет), предметы
парадного конского убранства. В оружейной палате экспонируется
около 4 тысяч памятников декоративно-прикладного искусства
России, стран Европы и Востока.
Их высочайший художественный уровень и особая историческая
ценность принесла музею мировую известность. Не прекращается
поток желающих посетить его. Особое хранилище музея – Алмазный
фонд.
Церковь Ризоположения построена в 1484-1485гг. псковскими
мастерами, служила домовым храмом русских митрополитов, в затем
патриархов.
Арсенал (архитекторы Д. Иванов, М. Чоглокова, Ж. Кандрад,
1702-1736гг.) - ныне административное здание.
Государственный кремлевский дворец (архитекторы М. Посохин, А.
Мндоянц и др., 1951-1961гг.). Это самая поздняя крупная постройка на
территории Кремля. Это дворец-гигант, который занял довольно
большую территорию. Основные его помещения: зал заседаний
(зрительный зал) на 6000 мест, банкетный зал на 2500 мест.
Главный зал оборудован с учетом новейших достижений
акустической техники (перевод на 12 языках мира). Здание
используется как для важнейших правительственных, общественных
и международных мероприятий, так и для театрально-зрелищных.
- Ребята, какие еще Московские здания стали узнаваемы далеко за
пределами столицы?
Покровский собор (храм Василия Блаженного) поднялся у стен
кремля на Красной площади в 1555-1561гг.. Построили его
талантливые русские зодчие из Пскова – Барма и Пастник в
ознаменование победы Ивана Грозного над Казанским ханством.
Покровский собор один из наиболее своеобразных и впечатляющих
памятников мирового зодчества, остается и поныне одной из
архитектурных доминант Красной площади, внося в ее торжественный
облик ноту жизнерадостной нарядности. Пестрый и затейливый собор
кажется вышедшим из русских сказок зданием, драгоценной
шкатулочкой, оказавшейся посреди современного ритма жизни.
Государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ),
новое здание на Ленинских горах (1949-1953гг.). Наряду с учебными и
административными помещениями включает клубную часть,
общежитие студентов и аспирантов, квартиры преподавателей. Перед
клубной частью установлен памятник М. В. Ломоносову (1953г.,
скульптор М. В. Томский), а на здании висит мемориальная доска И. Т.
Петровскому (ректору МГУ в 51-73гг.).
В здании так же находится смотровая площадка, откуда москвичам и
гостям столицы открывается панорама Ленинских гор и Москвы.
Из Москвы мысленно переносимся в один из самых красивейших
городов мира – Санкт – Петербург.
- Что вы знаете о возникновении этого города и его названии?
Как вам известно, город был основан царем Петром I в 1703году на
отвоеванных территориях у Балтийского моря. Он стал столицей
Российского государства (до 1918г.). Архитектурный облик города,
дошедший до наших дней, сложился в основном в первой трети XIX
века: создаются центральные площади Петербурга – Дворцовая,
Адмиралтейская, Сенатская, парадно достраиваются и улицы города.
- Знаете ли вы крепость, от которой пошел расти город
Санкт–Петербург?
Петропавловская крепость расположена на небольшое Заячьем
острове у северного берега Невы, где она разделяется на 2 рукава –
Большую и Малую Неву. Заложена Петропавловская крепость была 16
мая 1703 года в ходе северной войны. Петропавловской ее стали
называть по собору Петра и Павла.
Первоначально крепость была деревоземляной и в плане имела вид
неправильного шестиугольника. При ее сооружении были проведены
земляные работы по увеличению площади острова. Основные
строительные работы закончились уже к осени 1703года.
Если обсойти крепость по периметру с внешней стороны, то с берегов
ярче, выразительнее откроется строгая красота ее грозных стен.
Петропавловский собор (1712-1733) – собор Петра и Павла, архитектор
Д. Трезин. В решении фасадов соединены черты итальянских церквей
и памятников Северной Европы. Но несмотря на обращение к
различным источникам, Трезини создал здание, выразившее идеал
петровской эпохи. Строгая простота фасадов собора сочетается с
живописью его силуэта. Динамичное нарастание ярусов колокольни
завершается стремительным взлетом шпиля, увенчанного флюгером в
виде фигуры ангела с крестом.
Иконостас собора создавался в 1722-27гг. по проекту выдающегося
зодчего скульптора И. П. Зарудного московскими мастерами. Из
живописи сохранились 18 картин на евангельские сюжеты
художников А. Матвеева, Г. Гзелля, В. Игнатьева.
Петропавловский собор в крепости стал усыпальницей русских
императоров – от Петра I до Александра III (сюда же перенесли
предполагаемые останки последней семьи императора Николая II).
Дворцовая площадь – исторический центр города. Происхождение
названий Дворцовая площадь, Дворцовая набережная, Дворцовый
проезд и Дворцовый мост связано с традиционным строительством
императорских дворцов на набережной Невы между Летним садом и
Адмиралтейством. Дворцовую площадь образуют несколько зданий.
Одно из них – знаменитый Зимний дворец, архитектор Ф.-Б.
Растрелли, 175401762гг., построенный в стиле русского барокко. Для
размещения произведений искусства во 2-й половине XVIII века
использовались только несколько комнат дворца, получившие
название Эрмитажа. Но затем, постоянно пополнявшиеся коллекции
требовали строительства новых помещений – Малого Эрмитажа,
Большого или Старого Эрмитажа в стиле раннего классицизма.
Ныне здания Зимнего дворца, Эрмитажей м Малого, Большого и
Нового, а также Эрмитажного театра занимает Государственный
Эрмитаж, крупнейший художественный и историко-культурный музей
России.
Другие объекты, достойные осмотра и восхищения: Михайловский
замок Павла I (архитекторы В. И. Башенов и В. Ф. Бренна, 1797-
800гг.), Казанский собор (архитектор А. Воронихин, 1801-1811гг.),
Исаакиевский собор (архитекторы О. Монферран, В. П. Стасов, А. А.
Михайлов и др. 1818-1858гг.) – его стиль включил элементы от
поздней классики до эклектики. Четко прорисовывается
позолоченный купол Исаакия (так зовут его горожане),
поднимающийся на высоту 101,5 метра, такая же неотъемлемая часть
силуэта города, как шпили Адмиралтейства и собора
Петропавловской крепости.
4.Подведение итогов:
Мы с вами узнали много интересного и познавательного на уроке
давайте повторим нашу тему:
1. Ответы на вопросы.
- Вам понравилась видеоэкскурсия?
- Что такое архитектура?
- Почему мы говорим, что архитектура – это тоже искусство?
- Каково значение рассматриваемых ансамблей и зданий? Какие из них
имеют характер (церковного) культового, (гражданского)
общественного, промышленного, жилого значения?
- Какое впечатление производят здания?
- Что понравилось вам больше и почему?
2. Уборка рабочих мест, оборудования, видеоряда.
3. Домашнее задание: пронаблюдать за строительством каких-либо
объектов и происходящих на них работах.