Конспект к уроку окружающего мира 1 класс Почему луна бывает разной


Тема урока: Почему Луна бывает разной?
Цель: Развивать познавательные интересы учащихся; формировать представление о Луне как спутнике Земли; объяснить детям, почему на Луне не живут люди при помощи мультимедийной презентации; воспитывать интерес детей к окружающему миру; формировать доброжелательные отношения между учащимися, умения понимать себя и других.
Задачи: Образовательные: Расширить и углубить знания учащихся о Луне - естественном спутнике Земли.Развивающие: Развивать представления о форме, размерах, цвете предметов; речь, внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику.Воспитательные: Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к окружающему миру.
УУД: Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об изменениях внешнего вида Луны; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.
 Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, рабочая тетрадь.
1.Организационный момент.
2.Самоопределение к учебной деятельности.
Здравствуйте!
Сегодня вы будете не простые ученики 1 класса, а астрономы.
-Кто такие астрономы? ( Ученые, которые изучают расположение и движение небесных тел)
-А при помощи чего астрономы наблюдают за планетами? (Телескопа, космического телескопа)
Мы с вами можем наблюдать за звездами при помощи обычного телескопа.
Поднимите руку, кто когда-нибудь смотрел в телескоп.
А у ученых-астрономов существует специальный космический телескоп, который при помощи спутника передает данные на Землю.
Для астрономов помощник в изучении планет-космический телескоп.
-Какой у нас помощник на уроке? (учебник)
Проверьте, у всех ли есть учебники на парте.

3.Актуализация знаний.
Прежде, чем изучать что-то новое, что нам нужно сделать? (Повторить, то, что уже знаем)
Выполнение теста. «Почему солнце светит днём, а луна ночью». Взаимопроверка.Самооценка и взаимооценка – Молодцы! И сегодня мы поговорим о Луне. А именно, почему Луна бывает разной?
Чтение стихотворения учителем
Если очень постараться,Если очень захотеть,Можно на небо поднятьсяИ до солнца долететь.И всерьез, не понарошку,Познакомиться с Луной.Погулять по ней немножкоИ вернуться вновь домой!
В конце урока мы поймем, можно ли на самом деле прогуляться по Луне.
4. Объяснение нового материала
Подрастал,подрастал,
Был рогатым-круглым стал.
Только круг, чудо круг
Стал опять рогатым вдруг. (месяц)
Ребята, а месяц и Луна-это одно и то же?
Сегодня на уроке мы узнаем, почему мы видим на небе то Луну, то месяц
Исходя из ключевых слов, определим задачи урока:
– Сегодня на уроке - мы:
узнаем, что такое Луна.
узнаем, какую форму имеет Луна.
узнаем, почему Луна выглядит по-разному.
узнаем, как люди изучают Луну.
– Итак, начнём. Первое, что мы должны узнать, что такое Луна? Отправимся на мгновение в космос– Галактика (учитель читает стихотворение)
Планеты у Солнца танцуют как дети:Меркурий заводит их хоровод,Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.Встречаем мы Землю рядом с ЛунойИ огненный Марс, что кружит за Землёй.За ними Юпитер, из всех великан,И дальше Сатурн в кольцах видится нам.Последние три едва различимы,Мрачны и холодны, но их отличим мы:Уран и Нептун, и кроха Плутон…
– Все планеты, ребята, вращаются вокруг Солнца и своей воображаемой оси. А у некоторых планет есть спутники.
– А что такое спутник?
 Спутник это…
– Так вот, ребята, спутники, которые создала сама природа и, которые вращаются вокруг планет, называются природными, или естественными. Таким спутником для нашей Земли является Луна.
– Луна вокруг Земли – природный спутник
– А спутники, созданные человеком, называются искусственными.
– Человек запускает их в космос для определённых целей, например: для наблюдения за погодой, для научных исследований и других своих целей.
– Но вернемся к Луне. Луна – спутник. Она вращается вокруг Земли, но не вращается    вокруг своей оси.
-Движется ли наша планета Земля?
Планета Земля движется вокруг своей оси, т.е вращается вокруг себя
А)Просмотр обучающего видео.
Давайте посмотрим, как происходит вращение Луны вокруг Земли, а Земли вокруг своей оси.
Б)Практическая работа
К доске выходят 2 ученика:один-Луна, другой-Земля и показывают вращение.
Луна вращается вокруг Земли медленно и лунный день равен двум нашим неделям. Лунная ночь тоже длится 2 наши недели.
Работа в тетради. Самостоятельная работа(стр.22)№1 выбрать правильную схему.
 В давние времена люди не знали, как устроена Луна и думали, что ее проглатывает какое-то чудовище, а потом появляется новая. И поэтому они придумывали различные мифы, легенды и сказки. Давайте послушаем одну из этих сказок, после которой вы ответите на вопрос
-Появилось ли платье у месяца?
Почему у месяца нет платья
Решил месяц сшить себе платье.Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел месяц за работу. В назначенный срок пришел месяц за платьем.А платье-то узко и коротко.- Видно, я ошибся, - говорит портной. И снова сел за работу.В назначенный срок пришел месяц за платьем.Опять платье мало. - Видно, и теперь я ошибся, - сказал портной.И снова стал кроить и шить.В третий раз месяц пришел к портному.Увидел портной: идет по небу круглый месяц - не месяц, а луна целая, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашел.Так и остался месяц без платья.
– Побывав в космосе, космонавты сфотографировали Луну. Посмотрите на экран, вот так Луна выглядит в космическом пространстве.
– А какого цвета мы видим Луну с Земли, когда есть возможность за ней понаблюдать?
–  Жёлтая Луна
– А почему так?
В) Беседа, работа по учебнику.
Чтобы узнать этот секрет, откройте учебник на странице 34, найдите 2 рисунок.
- Что изображено голубым цветом? (Земля) - Что делает Земля? (она спит) - Значит сейчас какая часть суток? (ночь) - Что изображено жёлтым цветом? (Луна) - А красным? (Солнце) - Что делает Солнце? (Светит на Луну) - Что делает Луна? (она отражает лучи и посылает их на Землю) - А может ли Луна испускать свет? (нет, только отражает)
– Луна сама не испускает света. Она, словно зеркало, отражает свет Солнца. Раз луна сама не светит, мы можем видеть только ту ее часть, которая освещена Солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам кажется, что ее форма меняется.
Фазы Луны
– Эти формы ученые называют фазы Луны. Когда луна находится между землей и Солнцем, к земле обращена неосвещенная половина Луны, и Луну на небе не видно. Это фаза называется новолунием.
Через 2-3 дня луна появляется на небе в виде узкого серпа. Это молодой месяц. Он увеличивается с каждым днем.
И со временем Луна принимает вид целого диска – это полнолуние. Земля уже находится между Солнцем и Луной. Потом Луна начинает убывать и снова становится серпом.
Практическая работа в группах (моделирование из пластилина) модели Земли и Луны.
Цель: правильно передать соотношение1 к 6. Лепят фазы Луны.
Физминутка для глаз (видео)
С Земли Луна кажется маленькой. Но на самом деле это не так. Если нарисовать Землю с арбуз, то Луна окажется яблоком (размером с яблоко). Луна в шесть раз меньше Земли. Модели из пластилина.
Кратеры Луны
 – Ребята, а давайте посмотрим в телескоп, прибор, который увеличивает изображение в несколько раз.
И через этот прибор мы рассмотрим поверхность Луны.
- Что же мы видим на этой поверхности.?Круги, темные пятна, горы.
На Луне можно увидеть темные и светлые пятна, светлые – это лунные моря.
-Есть ли в них вода? На самом деле в них нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, потому и назвали их морями.
Темные пятна – это ровные участки, равнины. На Луне всюду видны лунные кратеры, которые образовались от ударов метеоритов – камней, упавших из космоса. Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли, как будто ее не вытирали много-много лет. Днем на Луне очень жарко, температура достигает до + 130 г, а ночью – очень холодно, до – 170 г.
Американские космонавты на Луне
– Луна, ребята, всегда притягивала к себе внимание людей. А ещё им очень хотелось изучить это космическое тело.
– И первыми на Луне побывали американские космонавты Армстронг и Олдрин 48 лет назад.
-Как одним словом можно сказать «приземлились на Луну»? (прилунились)
Их космический корабль назывался Apollon-11. Американские космонавты исследовали поверхность Луны, установили государственный флаг, собрали коллекцию камней, произвели фото и киносъёмку.
– Наука шла вперед, космонавтика развивалась, Луна таила в себе много тайн и люди придумали для её изучения луноход. Это робот для сбора материала с космических объектов, на дистанционном управлении. Исследование Луны показало, что на Луне нет ни воздуха, ни воды.
ФизминуткаРаз-два, стоит ракета (дети поднимают руки вверх)Три-четыре, скоро взлет (разводят руки в стороны)Чтобы долететь до солнца (круг руками)Космонавтам нужен год (берется руками за щеки, качает головой)Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)Пролетая над землею (разводят руки в стороны)Ей передадим привет (поднимают руки вверх и машут)
Чтение вывода в учебнике.

6.Первичное закрепление. (в парах)
Мы должны распределит, кто живет на планете Земля, а кто может обитать на Луне.
7.Рефлексия.
1.-Что такое Луна?
2.-Какую форму имеет Луна?
3-как люди изучают Луну?
8. Проверка знаний с самопроверкой в парах.
Сейчас мы с вами проверим, кто готов стать настоящим космонавтом.
Положите перед собой листочки для проверки знаний.
Я читаю предложение, если оно верное, то вы ставите +, если нет, то знак -.Луна больше Земли. (+) 
Луна не испускает свет, а отражает свет Солнца.  (+)
На Луне есть воздух и вода. (-) 
Луна – природный спутник Земли. (+) 
На Луне живут люди. (-)    
Луна вращается вокруг Солнца.(-)  
На Луне днем очень жарко, а ночью очень холодно.  (-)
В лунных морях много воды.(-)  
1 лунный день равен одному нашему дню. (-) 
С Земли люди всегда видят круглую форму Луны. (+)
Теперь поменяйтесь работой с соседом и возьмите красный карандаш, начинаем проверку.
-Что интересного Вы узнали на уроке?
- О чем можете рассказать дома?
Оцените свою работу на уроке.
-Оценка при помощи смайликов.