Метод проектов как способ формирования регулятивных универсальных учебных действий


Метод проектов как способ формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира
Половникова Ольга Юрьевна
Тюменский Государственный Университет,
Институт Психологии и Педагогики
Project method as a method of forming a regulative universal educational actions of younger schoolchildren on the lessons of the surrounding world
Polovnikova OlgaTyumen State University, Institute of Psychology and Pedagogy
Аннотация: Раскрывается понятие метода проектов, а также способы формирования регулятивных универсальных учебных действий с помощью проектной деятельности; приводится пример применения метода проектов на уроках окружающего мира в общеобразовательной школе.
Abstract: Reveals the concept of the project method, and how the formation of regulatory universal educational actions with the help of project activities; provides an example of applying the method of projects on the lessons of the world in secondary school.
Ключевые слова: метод проектов, виды проектов, регулятивные универсальные учебные действия.
Keywords: method of projects, types of projects, regulatory universal educational actions.
Современный этап развития образования в России претерпевает обновление структуры, содержания, методов и средств обучения; предлагаются использовать новые подходы к реализации практики. Все это связано с изменением начальной стадии образования, которое состоит в приоритете личностного развития, формировании субъектных характеристик школьников.
Сегодня, наряду с традиционными методами обучения, эффективным методом является метод проектов, который характеризуется высокой степенью самостоятельности, инициативности школьников к познавательной деятельности. Также метод проектов подразумевает развитие социальных навыков, которое формируется в процессе взаимодействия школьника с группой.
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Существуют разные виды проекта:
Практико – оринтированный проект (нацелен на общественные интересы участников проекта или педагога);
Исследовательский проект (структура проекта напоминает подлинно научное исследование);
Информационный проект (сосредоточен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее рассмотрения, обобщения и представления для аудитории);
Творческий проект  (свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов) [1, С. 29].
В данном виде деятельности школьники оказываются в различных жизненных ситуациях, преодолевают затруднения с помощью новых знаний, которые они самостоятельно добывают для достижения цели
Благодаря использованию метода проектов на уроках, увеличивается вероятность творческого развития детей; дети учатся соединять теорию и практику, что помогает лучше усваивать теорию; развитие активности учащихся, благодаря которой дети становятся более самостоятельными; происходит укрепление чувства ответственности.
Таким образом, метод проектов – это необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, адаптироваться в социуме, самореализоваться как личность.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте способствует становлению ребенка как субъекта учения, превращает ученика в учащегося, который может самостоятельно осуществлять учебную деятельность.
Учитель должен сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, мотивацию к обучению и познанию, ценностно – смысловые установки, отражающие индивидуально – личностные позиции обучающегося, социальные компетенции, личностные качества; основы гражданской идентичности [3].
Универсальные учебные действия в широком значении означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта. В более узком - совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность [1, С.27].
Поступая в школу ребёнок обладает минимум знаний и умений по организации своей деятельности в урочное время. В Федеральном государственном стандарте начального общего образования разработана программа формирования универсальных учебных действий, которые позволяют первоклассникам осваивать систему организации своей деятельности [9].
Универсальные учебные действия формируются с помощью различных методов, форм и средств обучения, в частности, продуктивно использовать проектную деятельность в процессе обучения.
Более подробно остановимся на регулятивных универсальных учебных действий.
Асмолов А.Г. выделил следующие регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности.
К ним относятся:
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Планирование  - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий [1, С. 29].
Таким образом, мы видим, что регулятивные универсальные учебные действия предполагают умения определять и формулировать цели деятельности самостоятельно; планировать свои действия с целью решения проблемы, а также искать средства её осуществления, сопоставляя и отбирая информацию, которую получаем из различных источников.
Для формирования регулятивных учебных действий младших школьников в 3 классе на уроках окружающего мира мы разработали и апробировали творческий проект "Что в имени тебе моем".
Цель проекта: познакомиться с разделом языкознания - антропонимикой; узнать, что такое имя;  познакомиться со значением и происхождением имен собственных.
Подготовка к проекту началась с урока окружающего мира " Из истории имен". Затем детям было предложено создать проект о своих именах, а также представить его перед одноклассниками. Мы объяснили детям, что нужно сделать, какие задания выполнить и предложили варианты поиска информации.
Школьники разделились на группы, где каждый выполнял свою работу: первая группа изучала раздел антропонимики, вторая - искали скороговорки, шарады, загадки об именах класса, третья - провели исследование (сколько имен в нашем классе, какие редкие, а какие нет, а также провели опрос у одноклассников, кто дал им имя).
Учащиеся совместно с родителями в течении недели выполняли задания, корректировали свои действия и самостоятельно оценивали результаты деятельности.
По окончании проекта школьники оформили стенгазету, на которой были вывешены результаты работы: создание мини-книг о каждом имени.
За время работы над нашим проектом дети учились ставить цели, обдумывать пути её решения; учились планировать свою деятельность и выполнять действия согласно своему плану; на этапах осуществления проекта дети корректировали свои действия, а также самостоятельно оценивали свою деятельность с поставленной целью.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что метод проектов, как способ формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира, эффективен. Проектная деятельность оказывает положительное влияние на учащихся, способствуя самостоятельному получению знаний, развивая умения работать с информацией. Так же, можно отметить, что ученики, занимающиеся проектной деятельностью, в будущем будут более приспособлены к жизни: уметь планировать свою деятельность, работать с различными людьми, а значит адаптироваться к окружающим условиям.
Список литературы:
1. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова // Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008. - с. 75-89
2. Асмолов А.Г. (ред.) Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.В. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. — 159 с.
3. Бочка И. А. Инновационная деятельность педагога как средство повышения учебной мотивации школьников // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 755-760.
4. Еремеева Е. Ю. Развитие идей гуманистической педагогики в системе дополнительного образования детей: метод проектов // Педагогика и психология, теория и методика обучения. – 2011. – с.384-388 [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://cyberleninka.ru. Дата обращения: 18.11.2015
5. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой . — М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с
6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005
7. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.
8. Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров и др.; под ред. Е. С. Полат. [Текст] // — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 400 с.
9. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010