МЕТОД АНАЛИЗА КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ (АКС) НА УРОКАХ ОБЖ


Использования метода анализа
конкретных ситуаций (АКС) на уроках ОБЖ
Метод анализа конкретных ситуаций, его сущность, педагогическая ценность
Анализ происшествий социального, техногенного и природного характера показывает, что большинство их является следствием ошибок в оценке ситуаций и прогнозирования их развития. Такие ошибки более всего характерны для детей и подростков с ограниченным жизненным опытом. Но процесс накопления личного опыта происходит медленно и бессистемно. Поэтому при обучении вопросам личной безопасности необходимо не только информировать учащихся о потенциальных опасностях любого вида деятельности, но и учить их анализировать причины происшествий и несчастных случаев. Для этих целей наиболее эффективно использование в процессе обучения учащихся основам безопасности жизнедеятельности метода анализа конкретных ситуаций. Метод анализа конкретных ситуаций (АКС) - основан на принятии участниками коллективного решения в конкретной конфликтной ситуации. При этом поиск коллективного решения происходит, как правило, в нескольких рабочих группах, а на выходе активной работы имеется в наличии некоторая сумма альтернатив.  Конкретная ситуация в данном случае есть фрагмент функционирования конкретной ситуации социально-экономической системы в определенный исторический период.  Основная задача метода АКС состоит в принятии коллективного решения путем активизации мыследеятельности соревнующихся групп участников. Метод АКС применяется для выработки конкретных решений на основе решения отдельных ситуационных задач, которые можно анализировать одновременно, не расчленяя на этапы. При организации ситуационного обучения предполагается, что учащиеся приобретают и пополняют знания за счет анализа ошибок и нарушений других людей, попадавших в различного рода экстремальные ситуации. Конечная цель ситуационного обучения - приучить человека к системе аналитического поведения в окружающей среде: предвидение опасных ситуаций, оценка и прогнозирование их развития, принятие целесообразных решений и действия с целью предупреждения возникновения экстремальной ситуации или смягчения тяжести ее последствий. Характеристические признаки метода АКС:  1. Наличие фрагмента модели социально-экономической системы (СЭС) в конкретный момент времени. При этом:  - принятое решение не изменяет состояние СЭС; - отсутствует т.н. «цепочка решений»; 2. Коллективная выработка решений, при которой:  - отсутствуют роли и, следовательно, их взаимодействие; - возможные симпатии к некоторым участникам.  . 3. Многоальтернативность решений. 4. Единая цель при выработке решений.  5. Наличие управляемого эмоционального напряжения. Специалисты выделяют около 35 модификаций метода АКС. Наиболее часто выделяют три вида АКС по типу рассматриваемой ситуации. 1) Ситуация-иллюстрация. На конкретном примере из практики демонстрируются закономерности и механизмы тех или иных социальных процессов и поступков, управленческих действий или технических решений, методов работы, поведения, фактов и условий. Наиболее эффектным и продуктивным способом представления ситуации при этом является ее «проигрыш» силами обучающихся. 2) Ситуация-оценка. Предусматривает всестороннюю оценку предлагаемой ситуации обучающимися. Для выработки оценки они могут использовать справочную литературу, конспекты, другие предусмотренные преподавателем источники. 3) Ситуация-упражнение. В данном случае обучающиеся должны изучить ситуацию по специальным источникам, литературе, справочникам и задавая вопросы преподавателю. После чего они вырабатывают порядок действий. Выделяют следующие признаки метода АКС: - наличие модели социально-экономической системы, рассматриваемой в некоторый дискретный момент времени; - коллективная выработка решения; - многоальтернативность решения; - единая цель при выработке решения.  В отсутствие ролей или различных ролевых функций, перед обучающимися ставится единая цель - найти решение проблемы, предлагается единая для всех задача; - наличие системы группового оценивания деятельности обучающихся. Метод предполагает коллективную деятельность обучающихся в процессе занятия. Оценивание их деятельности может осуществляться либо выборочно индивидуально, как поощрение наиболее активных, нашедших наиболее правильное решение, либо по группам, в случае формирования команд; - наличие управляемого эмоционального напряжения. Любая активизация обучения предусматривает наличие эмоционального напряжения, которое должно контролироваться преподавателем. Для преподавателя, делающего первые шаги в использовании метода АКС, существенными трудностями являются поиск сюжетов, соответствующих теме занятия, их методическая обработка, а также выбор наиболее эффективного способа предъявления ситуации учащимся. Остановимся коротко на этих проблемах. Поиск сюжета - один из первых этапов в подготовительной работе преподавателя. Сюжет - это основа будущего содержания занятия с использованием АКС. Выбор сюжета диктуется темой занятия. Требования к сюжету: 1. В основе лежит конкретная реальная ситуация, доступная пониманию учащихся. Она должна быть поучительной, не оставляющим учащихся равнодушными ни с этической, ни с практической точек зрения. 2. Описание содержит информацию не соответствующую поставленной задаче. Часть ее является избыточной для решения задачи, а существенно важной может не хватать. Выявление и затребование недостающих данных, игнорирование лишних входит в процесс выработки решения. 3. Ситуация имеет достаточно много вариантов решения, отличающихся степенью достижения поставленной цели или отдельных ее элементов. 4. Отсутствие четко сформулированного вопроса. Задача обучающихся может на первом этапе включать поиск и формулирование проблемы, постановку задачи. Иногда это является целью всего занятия. 5. Дополнительным источником много альтернативности решений является различный уровень компетентности обучающихся, различие их приоритетов, мировоззрений в сочетании с многогранностью предлагаемой модели. Источниками сюжетов учебных ситуаций могут служить: публикации в газетах и журналах, рассказы и описания очевидцев каких-либо событий, произведения искусства (фильмы, романы, повести, очерки и т. д.). Найденная ситуация нуждается в соответствующей обработке, которая сводится к следующим операциям: - описание ситуации предельно ясным, простым языком (стилистическая обработка); - описание   плана   занятия,   постановка   задачи   учащимся   и   ее обоснование (методическая обработка); - техническая обработка. Когда сюжет найден и обработан, необходимо сформулировать вопросы-задания учащимся. Примеры постановки задач и вопросов к учебным ситуациям независимо от их содержания: •Как вы оцениваете то, что произошло в предложенной вам ситуации? Насколько она типична? Приходилось ли вам сталкиваться с подобными явлениями? •Какие ошибки и кем были допущены в данной ситуации? В чем причина этих ошибок? •Какие нормы, правила, законы нарушены? Какими нормативными актами должны были бы руководствоваться участники данной ситуации? •Что посоветовали бы вы участникам ситуации, если бы оказались ее свидетелями? Кому и как следовало бы поступить? Как отреагировать? Какое принять решение? •Какие решения, действия, шаги предприняли бы вы в данных обстоятельствах, если бы оказались непосредственным участником описываемых событий? Обоснуйте свои действия с точки зрения закона, нравственных норм, элементарной логики и здравого смысла. Определите минимум знаний, которые необходимы для оптимального поведения в данной ситуации. •Предложите  систему   мероприятий,   которые   предупредили   бы возникновение подобных ситуаций. Обоснуйте свое предложение. Эффективность работы над конкретной ситуацией во многом зависит и от избранного способа ее предъявления учащимся. Выбор способа в свою очередь определяется двумя факторами: содержанием события (не всякий сюжет может быть передан любым желаемым способом) и техническими возможностями самой школы. Наиболее распространенный способ - письменное описание события. Обычно текст сценария учебной ситуации не превышает 1 - 2 страниц машинописного текста. В практике применения метода АКС используются и другие приемы, способы предъявления ситуации: видеозапись какого-либо реального события; эпизоды художественных и документальных фильмов; сюжетные слайды, диапозитивы, рисунки, отражающие состояние какого-либо факта или процесса; рассказ очевидца (на занятие приглашается свидетель или участник анализируемого события); игровой метод (проигрывание ситуации непосредственно и аудитории) и т. д. Наиболее удачным следует считать вариант, при котором необходимая информация передается несколькими способами одновременно, например: устное сообщение, письменная (графическая) характеристика, кинодокумент и т. п. Структурно занятие с использованием метода АКС может состоять из следующих этапов: - этап непосредственном подготовки обучаемых к занятию (объявление темы, постановка цели и задач, доведение порядка работы); - этап изучения ситуации (групповая или индивидуальная работа над ситуацией); - этап проведения  групповой дискуссии; - этап  подведения  итогов занятия. Методически правильно построенный анализ ситуаций позволяет учащимся приобретать знания, обогащаться опытом безопасной деятельности, учиться избегать ошибок и неверных решений в экстремальных ситуациях, сознательно влиять на события в окружающей их среде. Чем разнообразнее будет набор ситуаций и чем больше активности потребует их решение от учащегося, тем выше будет его готовность к принятию решений в различных, в том числе и экстремальных, ситуациях, в которые каждый день может поставить его жизнь.
При анализе сложных явлений окружающей действительности старшеклассникам часто не хватает жизненного опыта, но они хотят оставаться самостоятельными в своих суждениях. Самостоятельный поиск и принятие решений для учащихся более значимы, чем решения, преподносимые учителем. Участие в разрешении проблемной ситуации оказывает большое воздействие на формирование соответствующих знаний и умений, необходимых для решения аналогичных проблем, которые могут возникнуть у подростков в реальной жизни.
Глубоко понять проблему, повысить интерес к учебе, реализовать потребности в общении и самостоятельности, прочувствовать знания и сформировать активную внутреннюю позицию позволяет дискуссия.
Смысл слова дискуссия (лат. discussio) - исследование, разбор, заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или в сопоставлении информации, идей, мнений, предположений.
Дискуссия предполагает наличие разных точек зрения, противоречий. Итогом дискуссии является нечто более узкое, чем имеющиеся представления, но общее для всех. Даже если участники дискуссии не приходят в итоге к согласию, они достигают лучшего взаимопонимания между собой, чем раньше. Дискуссию используют в тех случаях, когда ученики обладают определенной степенью зрелости и самостоятельностью мышления, умеют аргументировать и доказывать свою точку зрения.
Групповая дискуссия позволяет столкнуть противоположные позиции и тем самым помочь участникам увидеть разные стороны проблемы, уменьшить их сопротивление новой информации.
Если решение проблемы инициировано группой, то оно является логическим выводом из дискуссии, поддержано всеми присутствующими, его значение возрастает, так как оно превращается в групповую норму.
Сейчас можно считать доказанным тот факт, что диалог - это основа творческого мышления, что развитие диалектичности как системообразующего компонента творческого мышления невозможно вне диалога. Среди современных дидактических средств дискуссии принадлежит одно из заметных мест. На уроках ОБЖ дискуссия должна занимать важное место среди других видов учебной деятельности, так как активная позиция учащихся по множеству вопросов и проблем безопасности не сформируется, если они останутся пассивными слушателями.
Организация учебного процесса по ОБЖ на основе дискуссии ориентирована на воплощение активного обучения, нацеленного на формирование рефлексивного мышления, актуализацию и организацию опыта учащихся, как отправного момента для активной коммуникативно-диалоговой деятельности, направленной на совместную разработку проблемы. В качестве характерных признаков метода выделяют:
- групповую работу участников,
- взаимодействие, активное общение участников в процессе работы,
- вербальное общение как основную форму взаимодействия в процессе дискуссии,
- упорядоченный и направляемый обмен мнениями с соответствующей организацией места и времени работы, но на основе самоорганизации участников,
- направленность на достижение учебных целей.
При этом главной чертой учебной дискуссии считается поиск истины на основе активного участия всех слушателей. Истина же может состоять и в том, что в решении заданной проблемы нет единственно правильного решения. Обзор исследований по использованию дискуссии в различных условиях обучения свидетельствует о том, что она уступает по объему передачи информации прямому изложению (рассказу), но высокоэффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностной ориентации.
Дискуссии могут носить стихийный, свободный и организованный характер. Это разделение видов дискуссии проводится в соответствии со степенью ее организованности: планировании выступающих, их очередности, тем докладов, времени выступления. При этом стихийная дискуссия по этим параметрам не регламентируется, а свободная предполагает определение направления и времени выступлений. Организованная дискуссия проводится по регламенту и в установленном заранее порядке.
Ведущим дискуссии является учитель (чаще всего) или подготовленный заранее ученик. Его главной задачей является создание атмосферы для обмена мнениями учащихся и их обсуждения. Ведущий должен уметь быстро ориентироваться в ситуации, спокойно воспринимать возможные ошибки в фактах и логике рассуждения выступающих, видеть за нескладной формулировкой учащегося его мысли. На этапе подготовки дискуссии учителю необходимо определить границы исследования проблемы, сформулировать замысел дискуссии, составить ее план, продумать свои действия и проработать нужные материалы по теме. Узнав заранее тему дискуссии и вопросы, предложенные для обсуждения, учащиеся изучают литературу по данной проблеме, делают анализ различных точек зрения, чтобы определить собственную позицию, знакомятся с основными правилами поведения участников дискуссии.
Правила могут быть следующими:
- каждый участник имеет право высказаться;
- каждое высказывание должно подкрепляться фактами;
- выступления должны проходить организованно, каждый участник может выступать с разрешения ведущего, не перебивая других участников;
- в ходе обсуждения недопустим переход с проблемы на личности;
- прежде чем критиковать оппонента, его нужно правильно понять;
- различать общее для спорящих и разделяющее их (сначала кратко указать на то, с чем вы согласны, затем сформулировать те положения, которые вызывают несогласие).
Традиционно дискуссия состоит из четырех основных этапов:
Определение темы и целей дискуссии.
Сбор информации (знаний, суждений, мнений, новых идей, предложений) по обсуждаемой проблеме.
Упорядочение, интерпретация и совместная оценка полученной в ходе обсуждения информации (выработка коллективного решения).
4. Подведение итогов дискуссии (сопоставление целей дискуссии с полученными результатами).
Выбирая тему для дискуссии необходимо, чтобы она была достаточно знакомой учащимся для понимания и обсуждения, связанной с их интересами, проблемами и потребностями, актуальной, современной и соответствовала дидактическим задачам. Тема не должна вызывать у учащихся чрезмерную эмоциональную напряженность, связанную с рассматриваемой проблемой. Точность формулировки темы зависит от знания предмета дискуссии и включает в себя возможность существования различных точек зрения, быть поводом для размышления.
Тема дискуссии формулируется в виде суждения (тезиса), утверждающего главную мысль или отрицающего общепринятое мнение, либо в виде вопроса, очерчивающего область рассмотрения проблемы без конкретных утверждений или отрицаний. В обоих случаях тема должна быть краткой, ясной, легко удерживаемой в памяти, привлекающей внимание учащихся и заставляющей их задуматься над поставленной проблемой.
Правильно сформулировать цель дискуссии - значит предопределить ее успех. В некоторых случаях цель следует разбить на более частные, с последовательным рассмотрением всех целей, либо 1-2 из них. Дискуссия может иметь следующие цели:
- формирование интереса к проблеме с последующим ее разрешением;
- обмен мнениями по спорному вопросу, сложной ситуации;
- поиск выхода из сложной ситуации, выработка приемлемого для всех сторон решения;
- получение дополнительных знаний о предмете, явлении, процессе и их систематизация;
- пополнение банка идей и отбор конструктивных предложений.
Виды дискуссий
В целом в процессе обучения учащихся курсу ОБЖ можно использовать следующие формы дискуссии:
Круглый стол - беседа, в которой «на равных» участвует небольшая группа обучающихся (обычно около 5 человек), во время которой происходит обмен мнениями, как между ними, так и с остальной аудиторией.
Заседание экспертной группы («панельная дискуссия»), на которой вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы (четыре-шесть участников с заранее назначенным председателем), а затем они излагают свои позиции всей аудитории.
Форум - обсуждение, сходное с заседанием экспертной группы, в ходе которого эта группа выступает в обмен мнениями с аудиторией (классом, группой).
Симпозиум - более формализованное обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.
Дебаты - явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников - представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), - и опровержений. Вариантом этого обсуждения являются парламентские дебаты («британские дебаты»).
Судебное заседание - обсуждение, имитирующее судебное разбирательство.
Техника аквариума - особый вариант организации обсуждения, при котором, после непродолжительного группового обмена мнениями, по одному представителю от команды участвуют в публичной дискуссии. Члены команды могут помогать своему представителю советами, передаваемыми в записках или во время тайм-аута.