ОПЫТ РАБОТЫ ДОУ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К БЕГУ — ОДНОМУ ИЗ ВИДОВ ИСПЫТАНИЙ В ПЕРВОЙ ВОЗРАСТНОЙ СТУПЕНИ НОРМ ГТО

Грицук Олеся Анатольевна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 19»
г. Александровск
ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К БЕГУ ОДНОМУ ИЗ ВИДОВ ИСПЫТАНИЙ В ПЕРВОЙ ВОЗРАСТНОЙ СТУПЕНИ НОРМ ГТО (ОПЫТ РАБОТЫ ДОУ)
Спортивная часть Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса направлена на привлечение граждан к систематическим занятиям физической культурой и спортом с учетом половых и возрастных групп. Первая ступень, которая включает возрастную группу детей 6-8 лет, это дети дошкольного возраста так же включены в систему ГТО. Согласно психолого-педагогическим и анатомо-физиологическим особенностям данного возрастного периода, у дошкольников формируется основа для физического развития и здоровья, для становления физических качеств человека в будущем. Актуальность вопросов ГТО для детского сада связана с ФЗ «Об образовании РФ», где обозначена необходимость преемственности между уровнями образования, в частности садом и школой. Поэтому с введением сдачи норм ГТО в школьную программу, именно дошкольное образование ориентирует детей на сдачу комплекса ГТО в дошкольном возрасте.
В МБДОУ «Детский сад № 19» ведется систематическая работ по решению таких задач как: формировать у детей устойчивое равновесие, развивать уверенность, ловкость, быстроту, силу, ориентировку в пространстве, общую выносливость, совершенствовать точность движений. Такая работа ведется с раннего детства, где организовано сопровождение по формированию основных движений естественным, через каждодневные естественные виды движений у детей раннего возраста.
Цель реализации системы ГТО в дошкольном учреждении заключается в:
- формировании навыков основных движений и обучении детей сознательному управлению своими движениями,
- формировании самостоятельному наблюдению и анализу ситуации, предполагающих выбор наиболее эффективных способов реализации двигательного поведения применительно к конкретным условиям взаимодействия с окружающими;
- подготовке к пониманию особенностей каждого вида основных движений, преимущество их использования;
- активизации навыков точных мышечных ощущений правильного выполнения движения, творческому использованию этих движений в повседневной жизни.
Решение поставленных задач возможно только благодаря упражнениям в основных движениях, приоритетным среди которых является беговые упражнения.
Валеологи отмечают, что именно бег, а не ходьба, более эффективно влияет на организм. Поэтому в детском соду дети старшего дошкольного возраста обучаются разным видам бега, учатся соблюдать правила, такие как:
1) туловище и голову слегка наклонять, смотреть вперед;
2) согласовывать движения рук и ног: правую руку выносить вперед в направлении к плечу одновременно с левой ногой и, наоборот, левую руку с правой ногой;
3) бежать легко, ставя ногу с пятки с перекатом на всю ступню и переходом на носок;
4) сохранять направление бега.
Воспитатель, инструктор по физической культуре и спорту в старшей и подготовительной к школе группе предлагают разные виды беговых заданий. Распространенными остаются задания типа «Бег на носках», «Бег с высоким подниманием бедра», «Бег широким шагом», «Бег спиной вперед, боком», «Бег врассыпную» и пр., рассмотрим их.
Бег на носках используется с третьего года жизни. Дети бегают как на площадке, так и в помещении. Надо следить, чтобы они бежали на носках легко, ногу ставили на переднюю часть стопы, слегка отрываясь от пола. Шаг неширокий, амплитуда движения рук небольшая. Руки часто ставятся на пояс. Наряду с показом и объяснением воспитатель при обучении пользуется имитацией (бегать бесшумно, как мышки). Бег с высоким подниманием колен (бедра) используется на четвертом году жизни. Он проводится как на месте, так и с продвижением вперед. При беге на месте дети высоко поднимают колено (поочередно одной и другой ноги), подтягивают его к животу и тут же опускают ногу на носок. Амплитуда движения рук значительна. Обучая этому виду бега, воспитатель наряду с показом и объяснениями применяет имитацию (бегать, как лошадки, бегать по глубокому снегу, по высокой траве).
Другой вид бега, который так же используется с третьего года – это бег врассыпную. При этом используются зрительные ориентиры: между предметами (кеглями, кубиками), расставленными на полу. Детям объясняют, что, обегая предметы, нельзя задевать за них. В дальнейшем детей приучают бегать без предметов, не наталкиваясь друг на друга, уступать дорогу друг другу, использовать все пространство зала площадки.
Усложнение бега происходи в игровой форме. Так, на третьем году жизни дети бегают с погремушками, ленточками, платочками, кубиками, мячом. А в старшей группе задания, усложняются: оббегать предметы, перепрыгивать шнуры, пролезать в обруч, подлезать под шнур.
Бег широким шагом используется с пятого года жизни. При этом беге нога ставится с пятки перекатом на носок, амплитуда движения рук большая. При обучении пользуются показом, объяснениями и зрительными ориентирами (бег через линии, из обруча в обруч, из кружка в кружок, из квадрата в квадрат). Расстояние между линиями с возрастом увеличивается. Это задание приучает детей к равномерности шагов. Полезно также давать детям задание добежать до какого-то предмета (на расстоянии 10 м), сделав наименьшее количество шагов.
В подготовительной группе бег сочетается с перешагиванием барьера, набивных мячей. Дети пробегают под длинной скакалкой; бегут, перебрасывая мяч друг другу; с различным положением рук (руки на пояс, руки в стороны); чередуют бег с прыжками. Бег по холмистой местности сочетается с выполнением заданий: вбегание на горку, сбегание с нее, бег по бревну и спрыгивание с него, залезание на пенек и слезание с него.
Сначала дети бегают по одному (индивидуально) в прямом направлении, одновременно выполняя задания: принести предмет (кубик, погремушку), перенести его с одного места на другое, бросить мяч и бежать за ним. В дальнейшем дети бегают небольшой группой или всей группой («стайкой») за воспитателем в прямом направлении (с одного края зала (площадки) до другого), убегают от воспитателя. Затем во время бега они делают поворот и бегут в другом направлении. В дальнейшем дети бегают самостоятельно по заданию воспитателя.
Детей учат правилам не обгонять бегущего впереди в колонне по одному и не отставать от него, т. е. соблюдать дистанцию, держась ближе к краям зала (площадки) Приучают всех детей быть направляющими (ведущими) в беге в колонне по одному, находить свое место после ходьбы и бега врассыпную. В дальнейшем дети во время бега (на бегу) делают повороты направо (налево), кругом, перестраиваются в колонну по два, по четыре. После того как дети усвоят бег в колонне по одному, их учат бегать в колонне по два (парами) (соблюдая дистанцию, интервал), а также шеренгой с одной стороны площадки до другой (в играх). Чтобы дети соблюдали прямое направление при беге, им предлагается двигаться между двумя шнурами (линиями), вдоль одного шнура (линии). При этом дается задание смотреть на конец дорожки или на предмет, который надо принести.
В старшей группе дается бег спиной вперед, боком (приставным шагом) в правую и левую сторону, по диагонали. Бег змейкой используют на третьем году жизни. Дети бегают между предметами (кегли, кубики), расставленными на одной линии. В старшей группе дети бегают змейкой с одной стороны площадки до другой. Бег по кругу, держась за руки, дается в младших группах (друг за другом). В средней группе бегают по кругу, держась за веревку (шнур). В старшем возрасте дети бегают, не держась за руки. Используется также бег в двух кругах навстречу друг другу.
Переход от одного вида бега к другому или ходьбе производится, как правило, в движении (беге) по команде, например, «На носках марш!». Во время разных видов бега для перехода на обычный бег или для окончания упражнений подается команда «Обычным шагом марш!». Для перехода с бега на ходьбу подается команда «Шагом марш!». По исполнительной команде «Марш!» надо сделать еще два шага бегом и начать ходьбу. Для остановки бега подается команда «Группа стой!». По предварительной команде «Группа» ногу нужно поставить тверже на пол, а по исполнительной «Стой!» сделать еще один шаг («раз») и приставить другую ногу («два»), приняв положение «смирно». Бег в разном темпе усиливает деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, способствует развитию быстроты, ловкости, равновесия.
Бег на скорость выполняется с различного старта. При старте с опорой на одну руку носок левой (правой) ноги находится в 2025 см от стартовой линии, носок правой (левой) в 2025 см сзади левой (правой). По команде «Внимание!» правая (левая) рука опирается о землю у стартовой линии, левая (правая) рука отводится назад, ноги немного согнуты. По команде «Марш!» начинается бег.
Высокий старт принимается по команде «На старт!». Нужно встать перед стартовой линией: одна нога у самой линии, другая на полшага сзади, стопы параллельны, масса тела равномерно распределена на обе ноги, руки опущены. По команде «Внимание!» туловище слегка наклоняется вперед, руки согнуты в локтевых суставах, одна рука (противоположная впереди стоящей ноге) впереди, другая сзади, ноги немного согнуты в коленях, масса тела на впереди стоящей ноге. По исполнительной команде «Марш!» начинается бег. При этом, оттолкнувшись впереди стоящей ногой, нужно резко вынести вперед-вверх бедро сзади стоящей ноги с одновременным быстрым движением рук. Бежать надо на носках, стопы ставить параллельно. Шаги увеличиваются с нарастанием скорости.
В целом представленные виды бега и беговых заданий педагоги доу используют в различных возрастных группах, усложняя и адаптируя их согласно анатомо-физиологическим и психолого-педагогическим особенностям детей.
Таким образом, подготовка сдаче нормативов ГТО в дошкольном образовательном учреждении осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельности и повседневной жизни детей, в разнообразных формах организации двигательной деятельности. Для этого в детском саду создаются благоприятные санитарно-гигиенические условия, соблюдается режим дня, обеспечивается заботливый уход за каждым ребенком на основе личностно-ориентированного подхода; организуется полноценное питание, ежедневное пребывание на свежем воздухе; систематически во все времена года проводятся закаливающие мероприятия, утренняя гимнастика.

Список литературы
1. Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей: Кн. для малышей и их родителей. - Ярославль: Гринго, 1996. - 176с.
2. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 176с.
3. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка-Синтез, 2006. – 96с.
4. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: Учеб. пособие для студ. высш.пед. учеб. заведений. - М., Изд. центр "Академия", 2001.- 368с.
5. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников: Учеб. пособие. - М.: Академия, 1996. - 185с.
15