Психолого – педагогическое сопровождение семьи в условиях реализации ФГОС.

Наталия Викторовна Максимова
Психолого – педагогическое сопровождение семьи в условиях реализации ФГОС.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения представляет собой общественный договор между семьей, обществом и государством. Стандарты устанавливают три группы образовательных результатов (личностные, метапредметные и предметные), выделяя при этом основные образовательные результаты для каждой ступени обучения. Так, к основным результатам начального общего образования Стандарт относит:

· формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

· воспитание основ умения учиться способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

· индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности мотивационно - смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
Чтобы достичь данные результаты, необходимо осуществлять системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию, который и предполагает:
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
МАОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова является экспериментальной площадкой внедрения в действие ФГОС начального общего образования второго поколения.
Работа с родителями учащихся всегда была и остается одним из важнейших направлений работы педагогического коллектива нашей школы. Особую окраску приобретает взаимодействие с родительским сообществом в свете реализации охраны здоровья ребенка.
Становится очевидным, что для реализации требований Стандарта ведется активная и содержательная работа психологической службы данного учреждения. Основой системы психологического сопровождения является единство требований, предъявляемых к ребенку в школе, семье, обществе, а эффективность деятельности педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения зависит от совпадения целей и задач, решаемых психологической и методической службами школы, взаимодействия с административным звеном.
Психолого-педагогическая служба школы отвечает за разработку модели психолого-педагогического сопровождения введения стандартов. Актуальность создания такой модели очевидна и связана с особенностями новых стандартов.
Психологическое сопровождение традиционно охватывает всех участников образовательного процесса: обучающихся, родителей и педагогов, а также предполагает целостный, и непрерывный комплекс мер, предусматривающий реализацию адекватных форм, методов, приемов взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Цель психологического сопровождения учащихся: формирование личностных характеристик, отвечающих требованиям новых стандартов. Занятия с психологом проводятся в течение всего учебного года. Результатом сопровождения является успешная адаптация учащихся к школьной жизни, развитие эмоциональной регуляции поведения учащихся, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе.
Программа сопровождения педагогов нацелена на обучение методам и приемам формирования личностных характеристик обучающихся. В нашей школе психологическое сопровождение педагогов происходит за счет обучающих семинаров, мастер-классов, индивидуальных и групповых консультаций.
Программа сопровождения родителей помогает повысить их психологическую компетентность, помогает выстроить эмоционально-благоприятные детско-родительские отношения, осуществляется за счет групповых занятий с родителями, просветительской деятельности на родительских собраниях, индивидуальных консультациях.
Однозначно, что без участия родителей учащихся вся эта работа будет неэффективной. Поэтому родители с пониманием и отзывчивостью относятся к внедрению новых форм и технологий обучения.
Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволяет повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы, что является необходимым условием для успешного введения ФГОС в систему образования.
Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:
· систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.
· формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
· создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Основные направления деятельности школьной психологической службы:
Диагностико-коррекционная (развивающая) работа - выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества:
· изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования);
· формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);
· разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.
Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:
· разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;
· выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
· предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.
Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители, а также приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.
Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.
Здоровье, счастье и успешность детей - норма жизни в современном обществе и совместная цель родителей и педагогов.
Школа – это не только уроки. Ребенка важно научить радоваться жизни, чувствовать себя в ней уверенно. А значит, воспитательные работы школы, семьи, психологической службы – это важный и интересный процесс. Важно сказать, что психологическое сопровождение учебного процесса – это то, что государственная система образования по новому проекту закона «Об образовании» обязуется предоставлять в любом учреждении. И поэтому очень важно обеспечить хороший старт – а значит успешную адаптацию ребенка к школе.

Максимова Наталия Викторовна
МАОУ СОШ №13 с углубленным изучением отдельных предметов г.Тамбова
8-906-598-28-32
Учитель начальных классов





15