Презентация Готовность родителей к обучению детей с ОВЗ в системе инклюзивного образования


ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТАГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»Институт непрерывного образованиякурсы профессиональной переподготовки по специальности «Олигофренопедагогика» Уфа - 2015 Выполнила:Пулатова Зульфия Явдатовна Актуальность: В современном российском обществе сложилась стойкая тенденция интенсивного роста количества детей с ОВЗ различного генеза. Соответственно, на повестку дня ставятся вопросы полноценного развития ребёнка как активного субъекта своей жизнедеятельности и оказания квалифицированной психолого–педагогической помощи в данном направлении. В этой связи особую остроту и актуальность приобретает исследование создания психолого–педагогических условий интеграции детей с ОВЗ в общие (массовые) образовательные организации.Цель исследования: изучение готовности родителей к обучению детей сОВЗ в системе инклюзивного образования.Объект исследования: инклюзивное образование детей с ОВЗ.Предмет исследования: позиция родителей к обучению детей с ОВЗ в системе инклюзивного образования.Гипотеза: родители детей, обучающихся в системе специального (коррекционного) образования в меньшей степени готовы к обучению их детей в системе инклюзивного образования, чем родители, воспитывающих детей с нормой психического развития. Задачи аттестационной работы: 1. Определить теоретико–методологические основы реализации инклюзивного подхода в процессе интеграции детей с ОВЗ. 2. Изучить готовность родителей, воспитывающих детей с ОВЗ к обучению в системе инклюзивного образования.3. Изучить готовность родителей, воспитывающих детей с нормой психического и физического развития к обучению детей в системе инклюзивного образования.Методы исследования теоретические – изучение и анализ теоретических и прикладных исследований в области медицинской, психолого–педагогической литературы, философских источников; эмпирические – опрос родителей по теме исследования; интерпретационные – описание результатов исследования, качественный анализ.Эмпирическая база исследования: МОБУ СОШ №1, с.Бижбуляк, 7 родителей детей с ОВЗ и 20 родителей, воспитывающих детей с нормой психического и физического развития. Первая глава «Теоретико–практические основы проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общее образование» раскрывает такие вопросы как: - Сущность понятия «интеграция», «инклюзия»; - Особенности семьи воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья; - Отношение родителей детей с ограниченными возможностями здоровья к инклюзивному образованию.Анализ литературных источников по проблеме исследования позволил нам сделать следующие выводы:Развитие интегрированного (совместного, инклюзивного) воспитания и обучения создает основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием, преодолевая барьеры и делая границы между ними прозрачными. При этом за каждым ребенком с ОВЗ сохраняется необходимая ему специализированная психолого–педагогическая и медицинская помощь и поддержка. Интеграция не должна осуществляться стихийно. Она возможна лишь при наличии в массовых образовательных учреждениях соответствующего материально–технического, программно–методического и кадрового обеспечения, а в специальных и комбинированных – при реализации разноуровневых моделей интегрированного (совместного, инклюзивного) воспитания и обучения, учитывающих уровень развития каждого ребенка с ОВЗ. Только совокупность этих условий обеспечивает полноценную, грамотно организованную систему интегрированного воспитания и обучения детей с ОВЗ.Именно потребность родителей в предоставлении своему ребёнку возможности жить и обучаться совместно со своими сверстниками является важнейшим ресурсом развития инклюзии в образовании.Для управления инклюзивными процессами необходимо вводить командные формы работы, проектные формы организации деятельности, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов, формы согласования интересов разных участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов, администрации). Вторая глава «Изучение готовности родителей к обучению детей в системе инклюзивного образования » раскрывает Логику и методы исследования, а также Результаты эмпирического исследования.Цель практического исследования – изучить готовность родителей к обучению детей с ОВЗ в системе инклюзивного образования.Для достижения поставленной цели нами был проведен опрос родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и родителей, воспитывающих детей с нормой психического и физического развития. Результаты опроса родителей, воспитывающих детей с ОВЗ А Б В Г 1 - - 7 - 2 7 - - - 3 7 - - - 4 - - 7 - Полученные результаты свидетельствуют, что родители детей с ОВЗ понимают необходимость инклюзивного образования, ведущее не только к формированию толерантного отношения окружающих к лицам с ОВЗ, понимают, что это новое веяние времени, необходимый этап развития не только образования, но и общества в целом. Родители сейчас задумываются о будущем своего ребенка, которому жить в обществе, а не в мире, изолированном от других людей, понимают необходимость и ценность общения и взаимодействия ребенка с ОВЗ с детьми, имеющими норму психического и физического развития. Результаты опроса родителей, воспитывающих детей с нормой психического и физического здоровья А Б В Г 1 7 - 13 - 2 16 2 2 - 3 12 3 - 5 4 2 2 16 - Несмотря на различия в позициях родителей, воспитывающих детей с нормой психического и физического развития можно отметить общие тенденции, а именно – родители считают, что дети с ОВЗ могут обучаться в общеобразовательной школе, это необходимо, это веяние нашего времени. К появлению ребенка с ОВЗ в массовой школе (классе) большинство родителей относятся с сочувствием, пониманием, что формирует толерантность личности. Полученный результат свидетельствует, что у большинства родителей сформирована позиция принятия ребенка с ОВЗ в системе массового образования, что является положительным результатом в рассмотрении данного вопроса. Цель исследования достигнута. Гипотеза исследования нашла частичное подтверждение. Если мы делали предположение о том, что родители детей, обучающихся в системе специального (коррекционного) образования в меньшей степени готовы к обучению их детей в системе инклюзивного образования, чем родители, воспитывающих детей с нормой психического развития, то результаты эмпирического исследования показали, что родители детей с ОВЗ в большей степени ориентированы на систему инклюзивного образования. Фотографии учеников инклюзивного образованияМОБУ СОШ №1 с.Бижбуляк Фотографии учеников инклюзивного образования МОБУ СОШ № 1 с.Бижбуляк Спасибо за внимание!