Паспорт педагогического проекта Заветный сердцу уголок


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Ковдорского района центр развития ребенка детский сад №29 «Сказка»
Юридический адрес:184144, Россия, Мурманская область, город Ковдор, улица Кошица 23.
Фактический адрес :здание №2 184141, Мурманская область, город Ковдор, улица Коновалова 9 А, телефон (81535) 33069, 33050

Проект для детей средней группы
«Заветный сердцу уголок»
Авторы проекта:
Булатинская Наталия Михайловна
Воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Ковдорского района центр развития ребенка детский сад №29 «Сказка»
Паспорт проекта « Заветный сердцу уголок»
Группа: средняя

Авторы проекта:
Булатинская Наталия Михайловна
Воспитатель

Ковдор 2017 г.
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Актуальность:
Со словом «Родина» у каждого человека связаны представления о самом дорогом и светлом в жизни. Это может быть и маленькая деревенька, и посёлок, и город, где родился или окружающая природа с её неповторимой красотой, или наши предки.
Проблема воспитания патриотизма имеет свою многовековую историю, обращение к которой и позволяет выявить сущность процесса формирования у граждан любви к своей Родине. Вопросы патриотического воспитания активно переосмысляются в настоящее время и приобретают новое значение из-за изменений, происходящих в обществе. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...». Как пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Повышенное внимание ученых к теме патриотического воспитания в современных условиях не случайно. Ожесточенная полемика последних лет о чувстве любви к Родине, о почитании отцов и детей позволила понять исследуемое пространство проблемы патриотизма и ее значимость для России. В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека – гражданина. Принципы государственной политики в области образования, провозгласившие гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье определены Законом РФ «Об образовании».
В условиях детского сада большая роль в воспитании подрастающего поколения принадлежит педагогам. Главное для педагога – создать обстановку, способствующую воспитанию патриотизма в юных гражданах. Задача воспитания чувства патриотизма, любви к Родине традиционно решается в ДОУ, но наши исследования показали, что у некоторых детей отмечается низкий уровень знаний о своём родном городе
Сейчас очень часто дети имеют общие представления о своей Родине, могут назвать Президента страны, флаг, герб и не знать таких простых вещей, как название своей улицы, заслуженных и уважаемых людей, живущих рядом, истории своей малой Родины.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов, - лучший период для формирования любви к малой Родине.
Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является проектная деятельность.
Обоснование актуальности проекта
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.
Участники проекта: Дети 4-5 лет (средняя группа), воспитатели, родители обучающихся.
Вид проекта: социально-коммуникативный, детско-взрослый, групповой.
Срок реализации: Долгосрочный октябрь-январь 2016-17 учебного года.
Цель: Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта:
Знакомить с достопримечательностями родного города; - закрепить представления о родном городе
Сформировать у детей начальные представления о достопримечательностях родного города, расширять кругозор детей и словарный запас.
Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
Развивать патриотические чувства у детей, продолжать работу над развитием творческих способностей детей.
Воспитывать у детей любовь к родному городу.
Взаимодействие с семьями обучающихся:
Совместное развлечение:
«Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых спасёт меня»
Консультации:
«Воспитание у детей любви к родному городу»
«Воспитание патриотических чувств у дошкольников»
Анкетирование родителей.
Ожидаемые результаты проекта:
Для детей:
Дети будут знать названия окружающих улиц.
Обучающиеся будут узнавать исторические места города по картинкам.
У детей расширятся знания о людях, прославивших город.
Дети смогут составлять связные рассказ с опорой на картинки и слайды о родном городе.
Обучающиеся будут уважать историческое прошлое своего города и бережно относиться к его достопримечательностям.
Первый этап:
Подготовительный:
Постановка проблемы.
Подбор методической литературы по теме;
Подбор художественной литературы в книжный уголок;
Подбор иллюстративного материала;
Подбор дидактических и настольных игр;
Информирование родителей о цели и задачах проекта.
Анкетирование родителей.
Проблема:
"Что мы знаем о родном городе?"
"Что мы хотим узнать?"
Актуальность проблемы:
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитания патриотических чувств, формирования умений и навыков нравственного поведения.
Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.
Воспитывая у детей любовь к своему родному городу, необходимо подвести их к пониманию, что город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и малых, есть много общего:
повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей, врачи лечат больных);
везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
люди берегут и охраняют природу;
есть общие профессиональные и общественные праздники.
Второй этап:
Реализация проекта
Практический:
Реализация проекта осуществляется в различных направлениях образовательной деятельности.
Организация деятельности детей в рамках проекта.
Рассматривание рисунков, фотографий, иллюстраций, открыток с изображением родного города;
Знакомство с литературными произведениями;
Разбор и заучивание пословиц, поговорок о дружбе, загадок о городских зданиях;
Использование дидактических игр:
«Узнай, где я нахожусь»;
«Собери картинку» (виды города);
«Ассоциации – город»;
«Что где находится» (планы, карты);
«Прогулка по городу»;
«Я живу на улице …»;
«Мой адрес …»;
«Расскажи про свой город»;
«Назови улицу»;
«Путешествие по городу;
5. Составление сборника рассказов воспитанников:
«Мой любимый город».
«Улицы города».
«Двор, в котором я живу».
6. Беседы:
«Мой город – моя малая Родина».
«История возникновения города».
«Официальные символы».
«Улицы нашего города».
«Как сделать город чистым».
7.ООД:
Познавательная деятельность:
«Люби и знай свой край».
«По следам диких животных».
Художественно-эстетическая деятельность:
Рисование на тему: «Город вечером».
Лепка на тему: «Животные и птицы родного края».
Аппликация на тему: «Дома на нашей улице».
8.Целевые прогулки и экскурсии:
Экскурсия в близлежащую лесополосу «Осень золотая».
Целевая прогулка к памятнику Коновалова.
Целевая прогулка «Зима пришла в наш город».
Целевая прогулка «Как город готовится к Новому Году».
Третий этап:
Презентация материалов проекта
Макет города
Дидактические игры по теме.
Презентация проекта.
Познавательно-речевая деятельность: « Прогулка с Незнайкой по Ковдору.»
Результативность проекта:
Обучающиеся знают названия окружающих улиц.
Обучающиеся узнают исторические места города по картинкам.
У детей расширились знания о людях, прославивших город.
Дети составляют связный рассказ с опорой на картинки и слайды о родном городе. Умеют находить и отбирать материал совместно с родителями по заданной теме.
Родители обучающихся, проявили интерес к прошлому и настоящему своего города, его достопримечательностям и традициям.
Родители обучающихся осознали, что знания о своем городе, воспитывают гражданина и патриота своей страны, формируют нравственные ценности.
Методическое обеспечение:
Литература:
Г. Н. Данилина "Дошкольнику - об истории и культуре России" Аркти Москва, 2003.
Н. Г. Зеленова "Мы живем в России" гражданско-патриотическое воспитание дошкольников Москва, 2007.
Л. А. Кондрыкинская "С чего начинается Родина?" творческий центр Москва, 2004.
С любовью к России: методические рекомендации. – Москва: Воспитание дошкольника, 2007.
Е. А. Сыпченко «Инновационные педагогические технологии» Метод проектов Санкт-Петербург Детство-Пресс, 2012.