Статья Выступление на пед.совете на тему « Практическое осуществление системно-деятельностного подхода на уроках в условиях реализации ФГОС»


Выступление на Педагогическом совете (мастер – класс)
по теме « Практическое осуществление системно-деятельностного подхода на уроках в условиях реализации ФГОС»
Начать своё выступление мне хотелось бы со слов знаменитого педагога, учёного Василия Порфирьевича Вахтерова :« Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать знания.»
Напоминаю Вам, что ФГОС ООО утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897.
Системно-деятельностный подход является основой образования, поэтому каждый учитель обязан на его основе реализовывать задачи ФГОС.
Сейчас мы рассмотрим с Вами фрагмент урока русского языка во 2 класса по т. «Правописание проверяемых безударных гласных в слове» (закрепление) , на котором осуществляется системно-деятельностный подход и, как следствие этого, осуществляются требования к формированию УУД.
Фрагмент урока
1.Орг.момент
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите число и слова «классная работа».
- На полях поместите, пожалуйста, смайлик, который расскажет, с каким настроением вы начинаете сегодняшний урок. (Пояснение для коллег: смайлконтроль-работа над формированием регулятивных УУД ).
2. Постановка темы урока, цели и учебных задач.
- Ребята, посмотрите на доску.
На доске (слайде) записаны слова:
М…сты, д…ма, л…сточки, р...бята- Ребята, прочитайте данные слова и попробуйте определить тему сегодняшнего урока. Предлагаю Вам сделать это в парах, потому что мы с вами знаем мудрую русскую пословицу…, (напомните мне какую: один ум хорошо, а два – лучше).
- Итак, кто попробует сформулировать тему сегодняшнего урока?
Дети определяют тему с помощью учителя. Тема урока появляется на слайде:
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова
Пояснения для коллег: на данном этапе применяется проблемно-диалогическая технология, которая направлена на постановку учебной проблемы и поиск решения.
- Ребята, как вы считаете, нет ли здесь лишнего слова? (ребята, т.к. это словарное слово).
Пояснения: одна из технологий СДП- технология продуктивного чтения, формирование своей позиции в результате получения информации. Работа над регулятивными УУД: гибкость мышления при работе с алгоритмом.
- Давайте вставим в слова пропущенные буквы.Смайлконтроль.
- Исходя из той деятельности ,которую вы только что осуществили , попробуйте поставить учебные задачи к уроку. Я вам немного помогу.
На доске появляются слова Вспомнить:
Далее дети сами добавляют: что такое корень слова, родственные слова, проверочные слова, секрет корней.
Появляются слова Учиться:
Дети добавляют подбирать родственные проверочные слова, видеть орфограмму в словах.
Пояснения: применяется проблемно-диалогическая технология СДП.
Акцент на формирование регулятивных УУД (целеполагание). Может осуществляться в разных вариантах: 1. Учитель предлагает выбрать цели и задачи из списка. 2. Моделирование цели и уч.задач с помощью учителя.3. самостоятельная постановка целей и задач учащимися.
3. Основной этап.
На слайде появляется текст.
Заплясали по снегам снежные метели.
Снегири снеговикам песню просвистели.
У заснеженной реки, в снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки.
- Ребята, прочитайте текст. Какие учебные задачи можно решить при работе с этим текстом? Появляется слайд с учебными задачами. Выберите наиболее актуальные сегодня.
На слайде: 1. Учиться находить родственные слова.
2.Учиться видеть в словах орфограммы.
3.Повторить, какие бывают предложения по цели высказывания и интонации.
4.Учиться находить в слове корень, «секрет» корней.
Пояснения: осуществляется технология СДП- технология продуктивного чтения. Саморегуляция. Учебное исследование.Здесь мы соблюдаем основные принципы СДП – деятельности и минимакса, т.е. мы даём ученику максимальные возможности для обучения и обеспечиваем усвоение материала на минимальном уровне даже для слабого ученика.
На доске (экране) появляется новый слайд, в котором допущено в этом е тексте много ошибок.
- Ребята, что вы заметили?
Пояснения: технология оценивания.
- Видимо, текст испортил компьютерный вирус.
- Какое правило необходимо вновь ввести в компьютер, чтобы эти ошибки он смог исправить? Дети пробуют ответить.
Пояснения: проблемно-диалогическая технология направлена на поиск решения.
Правило появляется на слайде.
- Расскажите это замечательное правило друг другу в паре.
- А пока попробуйте исправить возникшие ошибки сами. Возьмите приложение к уроку, на котором напечатан этот текст с ошибками и исправьте их. Работаем в паре.
Пояснения: формирование коммуникативных и регулятивных УУД. Технология оценивания.
- Проверьте правильность вашей работы по слайду. Наш компьютер тоже воспользовался правилом и исправил ошибки.
На слайде появляется правильный текст.
Дети проверяют.
Пояснения: осуществляем принципы СДП: деятельности, минимакса, творчества и психологического комфорта. Используется технология оценивания, формируется самоконтроль. В результате применения этой технологии у учащихся развивается мотивация к успеху. Формируются регулятивные УУД: контроль и саморегуляция.
Можно использовать интересный приём работы с текстом- диктант «Проверь себя и других». Дети пишут под диктовку только то, что знают, оставляя «окошки». Затем, посоветовавшись с другими членами группы, заполняют «окошки» простым карандашом. После этого проводится само или взаимопроверка по оригиналу. Ошибки исправляются зелёной пастой. Если всё записано верно, то ученик получает пять. Дети очень любят этот вид работы. А для учителя он привлекателен тем, что осуществляется мощная мотивация успеха, осуществляются принципы минимакса, деятельности, психологического комфорта. Развитие коммуникативных и регулятивных УУД. Реализуется групповая форма работы.
- Проведите оценку своей работы, выполнив смайлконтроль.
- Какие ещё задания можно выполнить с этим текстом. Предложите свои варианты.
Пояснение: учебное исследование, умение ориентироваться в учебном материале.
- А я предлагаю вам такое задание: объясните, почему снегирей так назвали? Знания по какому предмету вам в этом помогут?
Пояснения: соблюдение принципа СДП- принцип системности, когда даётся информация на стыке наук, что формирует у детей целостную картину о мире.
И, главное, не забывайте о наличии психологического комфорта на уроках, что является одним из принципов СДП, главная цель которого пробудить у ребёнка интерес к процессу обучения и развить у него навыки самообразования. А для этого детей периодически надо удивлять и иногда немного, в хорошем смысле, развлекать.
Видео на тему «почему снегиря так назвали».