Доклад на тему Индивидуальный подход в зависимости от типов телосложения девочек-подростков

Заборская Юлия Петровна
Муниципальное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучение отдельных предметов № 8
г. Туймазы муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан.
Учитель физической культуры.
Физическая культура .
ФОРМА: доклад.

Индивидуальный подход в зависимости от типов телосложения девочек-подростков

План.

Введение.
Система оценивания типов телосложения (по Штефко – Островскому).
Характеристика типов сложения.
Физические упражнения с учётом физиологических особенностей.
Подбор специальных упражнений.


В поисках проблемной темы на своих уроках, я наблюдала за тем, как выполняют различные упражнения девочки – подростки и для себя я отметила, что у школьников одного и того же возраста и пола (особенно в подростковый период) проявляются значительные различия морфологического и функционального характера. Также заметила, что в 13-летнем возрасте встречаются девочки на уровне развития как IV, так и IX класса, В V-VII классах нередко можно найти и таких практически здоровых учениц (основная медицинская группа), которые с большим трудом (да и то не всегда) выполняют многие упражнения из школьной учебной программы.
Индивидуальный подход к девочкам-подросткам требует ясного и четкого представления о том, что такое конституциональный тип. В современной науке под конституцией человека подразумевается комплекс морфологических, физиологических, биохимических и психологических особенностей, которые проявляются в реакциях на различные воздействия окружающей среды. По установившейся с давних пор традиции морфологии принадлежит ведущая роль в определении конституциональных типов, поэтому в качестве морфологической основы конституции часто употребляется термин «телосложение». Процессы метаболизма (обмена веществ) накладывают отпечаток на особенности телосложения, обусловливая различную степень развития жироотложения, мускулатуры и костной ткани.
В нашей стране телосложение детей и подростков оценивается по схеме Штефко-Островского, в которой выделяются четыре основных типа: асте-ноидный, торакальный, мышечный и дигестивный. Каждый из них в первую очередь отличается неодинаковой степенью развития жироотложения и мускулатуры. Учитываются также форма грудной клетки, живота, спины.
Форма грудной клетки мало изменяется с возрастом. Она может быть плоской (узкая и длинная), цилиндрической (бочкообразная), конической (имеет вид усеченного конуса с вершиной вверху и основанием внизу). Форма живота впалая, прямая и выпуклая. Форма спины сутулая, прямая и уплощенная.
Все эти признаки можно определить визуально, т.е. на глаз. Комбинируясь и образуя отдельные варианты, они накладывают характерный отпечаток на фигуру человека. Соответственно этому выделяют несколько типов телосложения.
Для девочек астеноидного типа (рис. 1) характерны тонкий костяк, узкие плечи и таз, уплощенная грудная клетка она вытянута и часто сужена книзу. В большинстве случаев спина сутулая (с резко выступающими лопатками), живот впалый или прямой, Мускулатура развита слабо, тонус ее вялый, жироотложение незначительное, поэтому хорошо видны ребра, кости плечевого пояса. Ноги, как правило, 0-образные. Они могут быть и прямыми, но в этом случае все равно не смыкаются в области бедер.
Особенности торакального типа у девочек (рис. 2) узкий костяк, грудная клетка обычно цилиндрической формы, реже немного уплощена; спина прямая, иногда выступают лопатки; живот прямой. Жироотложение и мускулатура развиты умеренно, мышечная масса невелика, однако тонус ее высок. Среди девочек-подростков торакального типа встречаются и такие, у которых жировая ткань развита плохо, особенно в период резкого увеличения длины тела. Однако в отличие от своих сверстниц астеноидного типа, у которых тоже наблюдается незначительное жироотложение, у школьниц торакального типа хорошо развита грудная клетка, довольно высок мышечный тонус.
У девочек мышечного типа (рис. 3) более массивный скелет, чем у их одноклассниц торакального типа; грудная клетка цилиндрической формы (почти одинакового диаметра по всей длине); живот прямой с рельефно выраженной мускулатурой; мышечная ткань развита хорошо, жироотложение среднее; костный рельеф сглажен, форма ног в основном правильная, нормальная. От девочек астеноидного и торакального типов они больше отличаются своими поперечными (ширина плеч, таза), чем продольными (длина ног, рук, туловища) размерами.
Школьницы-подростки дигестивного типа (рис. 4) характеризуются обильным жироотложением; грудная клетка у них конической формы короткая, расширенная книзу; живот круглый, с жировыми складками; спина прямая или слегка уплощенная. Жировые складки образуются на спине, боках, животе, вследствие чего костный рельеф плохо просматривается. У девочек этого типа телосложения (по сравнению с другими) наибольшая ширина плеч и таза. Форма ног обычно Х-образ-ная или нормальная.
Результаты наблюдений за двигательной подготовленностью позволили установить, что у девочек-подростков астеноидного типа довольно низок уровень выносливости, абсолютной и относительной силы, гибкости позвоночного столба, равновесия, а скоростно-силовые качества развиты ниже среднего уровня. У школьниц торакального типа достаточно высокие показатели скоростных и скоростно-си-ловых качеств, относительной силы и функции равновесия при среднем уровне гибкости позвоночного столба. У девочек мышечного типа высокий уровень развития скоростных и скоростно-силовых качеств, гибкости позвоночного столба, равновесия при средних показателях выносливости и относительной силы (у них наибольшие результаты кистевой динамометрии). У школьниц дигестивного типа низкие показатели скоростных и скоростно-силовых качеств, выносливости и относительной силы, но вместе с тем для них характерен средний уровень развития функции равновесия, гибкости позвоночного столба, ручной силы.
На уроках физической культуры девочки торакального и мышечного типов обычно легко выполняют упражнения из школьной программы. Школьницам же астеноидного типа трудно, как правило, даются такие упражнения, как бег на 60 м, прыжки в высоту и длину с разбега, упражнения на выносливость, в равновесии, различные переползания, лазание по канату, элементы акробатики (в частности, мост наклоном назад). Девочки дигестивного типа не всегда справляются с действиями, связанными с перемещением собственного тела в пространстве (прыжки, бег на 60 м), а также требующими выносливости, тяжело даются им и лазание по канату с помощью ног, сгибание и разгибание рук в упоре лежа на гимнастической скамейке.
Изучив морфологические и функциональные особенности, мне удалось более рационально спланировать учебный материал, дифференцированно подойти к каждой группе занимающихся, правильно оценить выполнение одного и того же элемента ученицами разных типов телосложения, дать им посильную нагрузку, соответствующую их возможностям.
Для девочек торакального и мышечного типов на уроках легкой атлетики,применяется обычная нагрузка, соответствующая программным требованиям, а для школьниц астеноидного и дигестивного типов надо повышать ее постепенно, особенно при выполнении упражнений на выносливость и скоростно-силовой направленности. Например, бег в медленном темпе для девочек астеноидного и дигестивного типов рекомендуется начинать с 1,5-2 мин., для торакального и мышечного типов с 3,5-4 мин., постепенно добавляя через каждые 2-3 занятия по 10-15 сек.
Упражнения на развитие скоростных качеств девочкам дигестивного типа целесообразно повторять меньшее количество раз (вследствие избыточного веса). Например, бег на 40 м они выполняют 2-3 раза, в то время как школьницы других типов телосложения 4-5 раз. Критерием при определении числа повторений может служить частота сердечных сокращений.
При обучении прыжкам в длину и высоту с разбега и некоторым другим двигательным действиям девочкам астеноидного и дигестивного типов рекомендуется выполнять большее количество подготовительных и подводящих упражнений, а начинать с более низкой высоты, чем школьницам торакального и мышечного типов.
Как группировать школьниц на уроках при прохождении гимнастического материала программы? Если руководствоваться критерием двигательной подготовленности, то в группе слабых так или иначе окажутся девочки астеноидного и дигестивного типов. Школьницы торакального и мышечного типов при одинаковом уровне двигательной подготовленности могут быть сгруппированы в 2-3 отделения (в зависимости от численности девочек в классе).
Предлагая при выполнении упражнений на гимнастических снарядах более сложный материал ученицам торакального и мышечного типов, а школьницам астеноидного и дигестивного типов большее количество подводящих и подготовительных упражнений, дифференцируя нагрузку и делая ее посильной для каждой из них, учитель физической культуры сможет тем самым значительно повысить эффективность уроков. Зная о недостаточной гибкости позвоночного столба и слабо развитой функции равновесия у девочек астеноидного типа, педагог в полной мере применит к ним принцип индивидуального подхода. Так, он увеличит количество упражнений на развитие гибкости и равновесия (включая и задания, направленные на формирование правильной осанки), причем порекомендует выполнять их в перерывах между подходами к снарядам или дома.
Здесь уместно отметить, что если для данного типа характерна мягкость движений, то для астеноидного, наоборот, резкие и угловатые движения.
Между уровнем развития двигательных качеств и степенью формирования двигательного навыка существует прямая функциональная зависимость. Учителю надо помнить об этой закономерности и учитывать ее при обучении двигательным действиям. Например, упражнение «мост» наклоном назад сложно и трудно для девочек как астеноидного (из-за недостаточной подвижности в плечевых суставах и позвоночнике), так и дигестивного типа (из-за избыточного веса). Поэтому и здесь необходим индивидуальный подход: надо в одном случае (астеноидный тип) развивать подвижность в суставах, в другом (диге-стивный) относительную силу.
На уроках физической культуры, особенно при занятиях с девочкам астеноидного и дигестивного типов, большое внимание уделяю висам на гимнастической стенке (верхней жерди брусьев, перекладине) с движениями ногами в этом положении (поднимание ног, махи в сторону); передвижениям в упоре лежа на полу; сгибанию и разгибанию рук в упоре стоя на коленях, в упоре лежа и т.д.
При проведении подвижных игр и эстафет нужно равномерно распределять девочек астеноидного и дигестивного типов по командам. Надо также учитывать посильность и доступность для девочек-подростков разных типов телосложения включенных в игры двигательных действий, тем более если они способствуют развитию скоростно-силовых качеств, абсолютной и относительной силы.
Для того чтобы повысить двигательную подготовленность девочек астеноидного и дигестивного типов до уровня их сверстниц торакального и мышечного типов, я ввела домашние задания .
Если в свое время не обратить на это внимание и не постараться улучшить еще в подростковом периоде двигательную подготовленность школьниц астеноидного и дигестивного типов, то они заметно отстанут от своих сверстниц мышечного и торакального типов, причем разрыв окажется столь значительным, что едва ли удастся ликвидировать его на протяжении всех последующих лет учебы в школе.
В заключение предлагаю подбор специальных упражнений, которые полезно регулярно выполнять девочкам-подросткам астеноидного и дигестивного типов.

Для развития функции равновесия.
И.п. стойка на носках, руки назад, соединить их в «замок». Наклоны вперед, в стороны и назад без зрительного контроля. 5-6 раз.
И.п. основная стойка. Прыжки с поворотом на 180 и 270°. 3-4 раза в каждую сторону.
И.п. стойка на носках.
Наклоны назад с отравлением левой (потом правой) ноги назад. 5-6 раз.То же, но без зрительного контроля. 5-6 раз.
Ходьба по линии на носках (руки на поясе) с наклонами головы влево и вправо. 10-15 см.Предварительно выполнив 2-3 поворота на 360°, ходьба по линии на носках.
Бег по линии на носках с поворотами на 270 и 360°. 25-30 м.Бег с внезапными остановками. 3-4 остановки.
Бег спиной вперед. 25-30 м.
Ведение мяча с закрытыми глазами. 15-20 м.
Стоя на носках на рейке гимнастической скамейки, вдоль..Приседание, руки вперед. 8-10 раз.
То же, но без зрительного контроля.
Ходьба на носках по рейке гимнастической скамейки, руки на поясе или за головой, с открытыми и закрытыми глазами.












Упражнения для развития силы мышц ног, рук и плечевого пояса.
Приседание, держась за рейку гимнастической стенки. 6-8 раз.
Приседание на одной ноге, другая вперед, держась за рейку гимнастической стенки. 4-6 раз на каждой ноге.
Стоя боком к гимнастической скамейке, прыжки через нее влево и вправо толчком обеих ног. 3-4 раза.
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на гимнастической скамейке. 3-5 раз.
Передвижение вперед в упоре лежа. 9-12 м.
Передвижение в висе на гимнастической стенке (лестнице, перекладине) лицом к ней: а) встать на первую рейку, руки на высоте плеч; приставными шагами влево пройти один пролет, переступить на следующий, но уже на вторую рейку и соответственно перехватить руки; б) в висе на прямых руках, перехватываяпоочередно руками, перейти на соседний пролет.

Упражнения с гантелями (для девочек астеноидного типа
весом 500 г, для дигестивного типа 1 кг).
И.п. гантели внизу. 1 левую вперед на носок, гантели вперед. 2 передавая тяжесть тела на левую, оставляя правую сзади на носке, гантели в стороны. 3 передавая тяжесть тела на правую, то же, что 1. 4 приставляя левую, и.п. То же, с правой ноги. 4-6 раз.
И.п. стойка ноги врозь (пошире) гантели к плечам (локти прижаты). 4-6 раз. 1 выпрямляя руки, наклон вперед с касанием левой гантелью правого носка, правая гантель в сторону. 2. И.п. То же, в другую сторону. 8-10 раз.
И.п. стойка ноги врозь, гантели к плечам. наклон вперед прогнувшись, гантели в стороны.2и.п. 3 наклон назад, гантели вверх, ла дони кверху, 4 и.п. 5 наклон вправо, гантели вверх, 6 и.п. 7 наклон влево, гантели вверх. 8 и.п. 4-6 раз.
И.п, стойка ноги врозь, гантели вверху. 1- два круга гантелями вперед. 3-4 пружини стый наклон вперед, гантели провести между нога ми назад. 5-6 выпрямиться, два круга гантеля ми назад. 7 небольшой наклон назад. 8 и.п. 4-6 раз.
И.п. упор сидя сзади, гантели зажаты между стоп. 1-2 отклоняясь назад и сгибая руки, поднять гантели прямыми ногами (угол в упоре сидя). 3-4 медленно опустить гантели. 3-5 раз. Если трудно поднять прямые ноги, то на счет 1 со гнуть их, на счет 2 выпрямить.

Упражнения для развития скоростно-силовых и скоростных качеств.
Бег с высоким подниманием бедер (10-20 м). 2-3 раза.
Бег из различных стартовых положений: сидя на полу, упор лежа сзади (спиной к направлению бега), вставая без помощи рук и др. (15-20 м). По 2-3 раза из каждого положения.
Бег приставными шагами, темп средний (10-15 м). 2-3 раза.
Догонять бегущую впереди в 2-3 м девочку. 3-4 раза.
Рывок (10-20 м) после медленного бега. 4-6 раз.
Прыжки с ноги на ногу через набивные мячи. 15-20 м.
Те же прыжки на расстоянии 20-25 м (для астеноидного) и на 15-18 м (для дигестивного типа). 1-2 серии.
Повторный бег на 40 м. 3-5 раз.
Упражнения со скакалкой: а) подскоки на одной ноге, другую вперед (по 16-20 подскоков на каждой ноге); б) вращая скакалку вперед, выполнить 6-8 подскоков с двойным вращением скакалки.
Подскоки на одной, другая нога на возвышении. По 10-12 подскоков с каждой ноги.
Подскоки на обеих ногах у опоры. 16-18 подскоков.
С гимнастической скамейки прыжки в глубину с последующим быстрым подскоком вверх. 6-8 прыжков.
Таким образом, применяя индивидуальный подход к девочкам на своих уроках, я увидела, что школьницы стали с большим интересом посещать уроки физической культуры, заниматься физическими упражнениями дома и составляют сложные комплексы упражнений самостоятельно. Используя беседы в своей практике, я убедилась, что девочки знакомясь со своим организмом, стали более ответственно относится к урокам физической культуры.


15