Сущность и инструментарий ординалистского подхода анализа потребительского выбора (кривые безразличия, линия бюджетного ограничения)


 Сущность и инструментарий ординалистского подхода анализа потребительского выбора (кривые безразличия, линия бюджетного ограничения) Ординалисты – сторонники измерения полезности путем сопоставления благ (В. Парето, И. Фишер). Этот подход является более признанным. Данное научное направление получило название порядковой теории полезности. Предпочтения потребителяЦены благДоходы потребителяПотребительский выбор Измерение полезности с помощью количественных показателей в практической деятельности практически невозможно. Чаще анализ потребительского выбора проводят на основе сравнения и сопоставления разных потребительских наборов в отношении их предпочтительности для потребителя, т.е. используется ординалистский (порядковый) подход.Ординалистский подход основан на нескольких аксиомах. Выделим следующие:• аксиома упорядоченности, в соответствии с которой потребитель может четко определить свои предпочтения;• аксиома транзитивности, в соответствии с которой для принятия определенного решения и его осуществления потребитель исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов;• аксиома ненасыщаемости, в соответствии с которой потребитель всегда предпочитает большее количество любого блага меньшему;• аксиома независимости, в соответствии с которой на решение потребителя о выборе благ не оказывают влияние другие потребители;• аксиома безразличия, базирующаяся на концепции кривых безразличия.В ординалистской теории полезности исходным инструментом анализа потребительских предпочтений являются кривые безразличия (IC). Аксиома упорядоченности:Эта аксиома утверждает, что потребитель полностью определился в своих предпочтениях. Это значит, что для каждой пары товаров АВ у него может быть 3 возможных предпочтения:А предпочтительней В,В предпочтительней А,А и В равноценны.Это значит, что потребитель не может сказать: я не знаю, и во-вторых, он не может сказать, что сейчас товар В лучше, чем товар А, а через 2 минуты наоборот. Аксиома транзитивности: Согласно этой аксиоме для любых трех потребительских корзин (наборов) А, В и С, если потребитель предпочитает набор А в большей степени, чем набор В, и набор В в большей степени, чем набор С, то он однозначно предпочитает потребительский набор А в большей степени, чем набор С, или если А > В > С, то А > С. Аналогичным образом, если для потребителя потребительская корзина Л столь же значима, что и потребительская корзина В, а корзина В — что и корзина С, то корзины А и Стакже являются одинаковыми по своим полезностям для данного потребителя, или если А = В — С, то А =С. Аксиома ненасыщаемости:Под эту аксиому не подходят антиблага, обладающие отрицательной полезностью, поскольку понижают уровень благосостояния данного потребителя. Так, загрязнение воздуха, шум снижают уровень полезности потребителей. В ординалистской теории полезности используются кривые и карта безразличия. Графически система предпочтений потребителя иллюстрируется посредством кривых безразличия, впервые использованных Ф. Эджуортом в 1881 г. аксиома ненасыщаемости, в соответствии с которой потребитель всегда предпочитает большее количество любого блага меньшему; аксиома независимости, в соответствии с которой на решение потребителя о выборе благ не оказывают влияние другие потребителиУдовлетворение потребителей зависит только от количества потребляемых ими благ и не зависит от потребления других потребителей. Здесь исключаются такие типичные случаи взаимных влияний, как:- эффект присоединения к большинству;- эффект сноба;- эффект Веблена. Принцип убывания полезности лежит в основе создания ситуации равновесия потребителя. Вы зашли в буфет, где сок стоит 4,50 руб., пирожное 9 руб. У потребителя 45 руб. Цель: выбрать такой набор благ, который доставит наибольшее удовлетворение. Можно купить 5 пирожных, но при этом потребитель не получит от последней порции столько же удовольствия, сколько от первого, но если вместо 5 пирожных купить 2 стакана сока, то потребитель увеличит общую полезность, так как первые 2 стакана сока принесут гораздо большее удовлетворение, чем пятое пирожное. по мере сокращения потребления пирожных и увеличения потребления сока, предельная полезность пирожных увеличивается, а сока – уменьшается. В результате достигается точка потребительского равновесия, в которой уже нельзя увеличивать общую полезность, расходуя большую сумму на одно благо и меньшую на другое в рамках ограниченности бюджета.  Предельная полезность в расчете на каждый рубль стоимости одного блага становится равной предельной полезности в расчете на каждый рубль стоимости другого блага. Если цена пирожного снизится, то равновесие нарушится. Чтобы его восстановить, исходя из новой цены пирожного, надо, чтобы предельная полезность пирожного уменьшилась или чтобы выросла предельная полезность сока. Для этого в соответствии с законом убывающей предельной полезности надо сократить потребление сока и увеличить потребление пирожных. Вывод: рациональный потребитель в рамках ограниченности бюджета так осуществляет свои покупки, чтобы каждый приобретенный товар принес ему одинаковую предельную полезность пропорционально цене этого товара. В этом случае он получает максимальное удовлетворение. Кривая безразличия это множество точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать. Если заполнить двухмерную плоскость кривыми безразличия так плотно, как это возможно, получим карту безразличия. XYКривая безразличияAB Для изображения множества доступных потребителю товарных наборов используется бюджетная линия или линия цен Спасибо за внимание! Список использованных источников http://studopedia.ru/1_117386_poryadkoviy-ordinalistskiy-podhod-k-analizu-poleznosti.htmlНуреев Р.М. Курс микроэкономики. - М.: Норма,2-е издание 2010. Брызгалова И.В., Огородников В.И. Экономическая теория: Учебное пособие для дистанционного обучения. - Новосибирск: СибАГС, 2005 Иванов С.И., Шереметова В.В., Скляр М.А. и др. / Под ред. Иванова С.И. Экономика (профильный уровень), 10-11 класс, Вита-Пресс, 2007Под ред. А.С. Булатова. Экономика. М.: Издательство БЕК, 2010.-816 с.