Тренировочные задания на знание синтаксических норм, норм согласования и управления (задание 7).


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
147 Тренировочные задания на знание синтаксических норм , норм согласования и управления (задание 7) Формат задания, проверяющего знание синтаксических норм, норм согласования и управле- ния очень изменился в сравнении с предыдущими годами, но теоретический материал, необходимый для успешного решения э той части ЕГЭ нужен тот же. Важно учесть , что за выполнение задания 7 может быть вы с тавлено от 0 до 5 - и баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую ном еру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (5 баллов: н ет ошибок; 4 балла: допущена 1 о шибка; 3 балла: допущено 2 ошибки; 2 балла: верно указаны 2 цифры; 1 балл: верно ук азана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный от- вет, т.е. неверная последовательнос ть цифр ил и её отсутствие. Образец задания из демонстрационной версии 2015 года 7 Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) Б) В) Г) Д) Получив начальное домашнее образо- вание в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус. Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама. Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе. Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало боль- ше покупателей. Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге «Письмах о добром и прекрас- ном». 1) неправильное употребление падеж- ной формы существительного с предлогом 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) нарушение в построении предложе- ния с несогласованным приложением 4) ошибка в построении предложения с однородными членами 5) неправильное построение предложе- ния с деепричастным оборотом 6) нарушение в построении предложе- ния с причастным оборотом 7) неправильное построение предло же- ния с косвенной речью Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В Г Д Ответ: 5 2 6 1 3 Образец заполнения бланка . Порядок записи цифр в ответе имеет значение . ВСПОМНИМ ГЛАВНОЕ! Грамматические ошибки, которые чаще всего встречаются в речи: 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4) ошибка в построении предложения с однородными членами . 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 6) нарушения в построении предложения с причастным оборотом 7) неправильное построение предложения с косвенной речью. 148 1. НЕПРАВИЛЬНОЕ употребление падежной формы существительного с предлогом 1. Производные предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ требуют только да- тельного падежа (кому? чему?) : Вопреки угрозе со стороны врага наши войска продви- гались вперёд. Ср.: Вопреки угрозы со стороны врага наши войска продвигались вперёд. 2. Предлог ПО употребляется с дат., вин. и предл. п. Употребление предлога ПО с предл. п. возможно в значении «ПОСЛЕ ЧЕГО ‬ ЛИБО»: уехать по истеченИ И срока ( по истечению ), по окончанИ И лекции ( по окончанию ), по приезд Е в Москву ( по приезду ), по прибытИ И поезда ( по прибытию ) и т. п. 3. Предлог ПО в сочетании с глаголами, обозначающими чувство (ВЗДЫХАТЬ, ГОРЕ- ВАТЬ, ГРУСТИТЬ, ПЛАКАТЬ, СКУЧАТЬ, ТОСКОВАТЬ) управляет дательным па- дежом (тосковать по жене) , НО местоимения МЫ и ВЫ при таких глаголах употреб- ляются в предложном падеже : скучать по вас , тосковать по нас . 2. НАРУШЕНИЕ связи между подлежащим и сказуемым Согласование в сложноподчинённых предложениях с местоимённо - определительными придаточными, присоединенными к главному предложению с помощью союзного слова КТО (относительное местоимение), при котором сказуемое ставится только в единственном числе: Все , кто видел этот фильм, отзываются о нём положительно. Те , кто побывал на море, долго не могут забыть его красоты и величия. Все , кто видели этот фильм, отзываются о нём положи- тельно. Те , кто побывали на море, долго не могут забыть его красоты и величия . 3. НАРУШЕНИЕ в построении предложения с несогласованным приложен ием Название произведения, заключённое в кавычки, данное с родовым словом (повесть, рассказ, роман, поэма, картина, симфония и т.п.) является несогласованным приложением и должно стоять в именительном падеже : В пьесе А. Н. Островского «Гроза» разоблачается тёмное царство, где правят кабанихи и дикие. В пьесе А. Н. Островского «ГрозЕ» разоблачается тёмное царство, где правят кабанихи и дикие . НО! В «Грозе» Островского разоблачается тёмное царство, где правят кабанихи и дикие (нет родового слова ). ВНИМАНИЕ! Грубая ошибка! БЛАГОДАРЯ СОГЛАСНО ПРЕДПИСАНИ Я ВОПРЕКИ БЛАГОДАРЯ СОГЛАСНО + ДАТЕЛЬНЫЙ падеж (кому? чему?) ВОПРЕКИ РОДИТЕЛЬНЫЙ падеж (кого? чего?) «ПО» в значении «ПОСЛЕ ЧЕГО ‬ ЛИБО» = ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ ВНИМАНИЕ! Грубая ошибка! ПО ВОЗВРАЩЕНИ Ю из отпуска, ПО ПРИЕЗД У в село, ПО ПРОЧТЕНИ Ю книги ПОМНИ! ПО ВОЗВРАЩЕНИ И из отпуска, ПО ПРИЕЗД Е в село, ПО ПРОЧТЕНИ И книги ВНИМАНИЕ! Грубая ошибка! СКУЧАТЬ ПО ВАМ, ТОСКОВАТЬ ПО НАМ, ГОРЕВАТЬ ПО НЁМ ВНИМАНИЕ! Грубая ошибка! ТЕ, КТО КУПЯТ билет лотереи «БИНГО», МОЖЕТ ВЫИГРАТЬ крупную сумму денег. В стихотворении М. Ю. Лермонтова «БОРОДИНЕ» мы найдём много устаревших слов. ПОМНИ! ТЕ , КТО КУП ИТ билет лотереи «БИНГО», МОГ УТ ВЫИГРАТЬ крупную сумму. В стихотворении М. Ю. Лермонтова «БОРОДИНО» мы найдём много устаревших слов. 149 4. НАРУШЕНИЯ при построении предложения с деепричастным оборотом 5. НАРУШЕНИЯ при п остроении пред ложения с причастным оборотом При употреблении предложений с причастным оборотом чаще всего можно встретить следу- ющие ошибки : ДЕЕПРИЧАСТИЕ обозначает добавочное действие, и если в предложении есть деепричастие, то должен быть и глагол - сказуемое , обозначающий основное действие . При использовании деепричастного оборота в предложении следует помнить, что 1) основное действие, выраженное гла- голом - сказуемым , и добавочное дей- ствие, выраженное деепричастием , относятся к одному лицу или предме- ту : Испугавшись неведомого шума , стая птиц тяжело поднялась над во- дой ( стая поднялась, и стая же испуга- лась); часто деепричастный оборот упо- требляется в односоставном определён- но - личном предложении (где подлежа- щее легко восстанавливается): Перели- стывая страницы этой книги , обна- руживаю много интересных сти хов (говорящий (я) обнаружил, и говорящий (я) же перелистывал); 2) возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве : Хорошо было лежать на траве, смотреть в небо, думая о буду- щем . Деепричастный оборот НЕЛЬЗЯ употреблять в следующих случаях: 1) если действие, выраженное глаголом - сказуемым, и действие, выраженное де- епричастием, относятся к разным ли- цам (предметам): Спрыгнув с под ножки трамвая, у меня слетела шляпа ; 2) если в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы отно- ситься деепричастный оборот, но есть сочетание глагола - сказуемого с ме- стоимением или существительным в роли дополнения : Посмотрев в ок- но, мне стало грустно ; 3) если деепричастный оборот относится к страдательным причастиям , т. к. в этом случае субъект действия, выра- женного сказуемым, и субъект дей- ствия, обозначенного деепричастием, не совпадают: Убежав из дома, мальчик был найден родителями . П О М Н И! Прилагаю много усилий, стараясь справиться с бурным потоком воды . Петя летел вниз, размахи- вая руками и ногами (Петя ле- тел, и Петя же размахивал ру- ка ми). Находясь вблизи водопада , нужно быть осторожным . 1. Плывя к водопаду, у Васи кру- жилась голова 2. Летя вниз, Пете было страшно. 3. Пытаясь выплыть, Саша был спасён отцом. ПРИЧАСТНЫЙ оборот ‬ причастие + зависимые слова. Причастный оборот всегда относится к определяемому существительному 150 ОШИБКИ Исправленный вариант 1) п ричастие не согласует- ся в роде, числе и паде- же с определяемым словом Образ поэта - пророка, со- зданн ые Пушкиным, опреде- лял и его собственную жизнь. Им.п., ед.ч., м.р. Им.п., ед.ч., м.р. Образ поэта - пророка, I созданный Пушкиным I , определял и его соб- ственную жизнь. 2) отрыв причастного оборота от определяе- мого слова; при этом между определяемым словом и причастным оборотом оказывается другое существительное, может получиться коми- ческий эффект (см. рис. ниже) Листья тихо шуршали, осы- павшиеся с деревьев. Листья падали под ноги, осыпавшиеся с деревьев. Тихо шуршали листья , I осыпавши- еся с деревьев I . Под ноги падали листья , I осыпав- шиеся с деревьев I . 3) определяемое слово оказывается внутри при- частного оборота Осыпавшиеся листья с дере- вьев устилали тропинку. I Осыпавшиеся с деревьев I листья устилали тропинку. Листья , I осыпавшиеся с деревьев I , устилали тропинку. 4) выступают как одно- родные синтаксические элементы причастный оборот и придаточное предложение В городе была церковь, ко- торая давно разрушилась и служившая какое - то время овощехранилищем. В городе была давно разрушенная церковь , I служившая когда - то овощехранилищем I . 6. НАРУШЕНИЕ при построении предложения с косвенной речью Напомним, что КОСВЕННАЯ РЕЧЬ ‬ это способ передачи чужой речи в виде придаточного предложения. Пушкин писал, что «в свой жестокий век восславил я свободу». Фактически создание косвенной речи является преобразованием прямой речи. В приведённом предложении п еревод пря- мой речи в косвенную неграмотный. В КОСВЕННОЙ РЕЧИ МЕНЯЕТСЯ ФОРМА МЕСТО- ИМЕНИЯ: Пушкин писал: «В свой жестокий век восславил я свободу» (предложение с прямой ре- чью). ‬ Пушкин писал, что в «жестокий век восславил» он свободу (предложение с косвенно й речью). 7. ОШИБКИ в построении предложения с однородными членами Напомним, что однородные члены предложения должны отвечать на один и тот же вопрос, связываться друг с другом сочинительной связью и относиться к одному члену предложения. Нормы при употреблении однородных членов обычно нарушаются в следующих случаях: 1) ошибки при употреблении однородных членов предложен ия с парными союзами КАК … ТАК И…; НЕ ТОЛЬКО… НО И …  нельзя составлять неправильные пары сопоставительных союзов: не только … но и … ( не только … а также ), как … так и … ( как … а также… ) и т. п.: Учитель не только сам должен двигаться вперёд, но и вести за собой своих учеников. Учитель не только сам должен двигаться вперёд, но вести за собой своих учеников . Учитель не только сам должен двигаться вперёд, а также вести за собой своих учеников . В школе дают не только знания, а воспитывают личность. 2) нельзя связывать в качестве однородных членов слова, выраженные разными ча- стями речи, например, им. существительным и неопределённой формой глагола: Главный герой полюбил войну и рисковать жизнью ‬ или глаголом и им. прилагатель- ным: Набережная тянется вдол ь Волги и очень красивая . 151 7 .1 Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) Б) В) Г) Д) Наша семья уже давно выписывает журнал «Родину». Ввиду ожидаемой грозе полёты в Са- мару отменяются. Приехавшие учёные на симпозиум должны пройти в конференц - зал . Офицер потребовал у станционного смотрителя, что мне нужны лошади. Многие из тех, кто приезжал в Ялту, побывал в доме - музее Чехова. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4) ошибка в построении предложения с однородными членами 5) неправильное построение предложе- ния с деепричастным оборотом 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 7) неправильное построение предложе- ния с косвенной речью Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В Г Д Ответ: 7.2 Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) Б) В) Г) Д) Владимир Маяковский писал в одном из своих стихотворений, что «я писа- тель ‬ не прозаик… я с музами в ладу ». Все, кто не знает ответов, должен покинуть игру. Художник писал не только маслом, а также акварелью. Статью, дающую представление об этом методе, я нашла в последнем журнале «Современнике» за про- шлый год. Розы в саду цве ли всё лето благодаря постоянной забот ы нашего садовника. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4) ошибка в построении предложения с однородными членами 5) неправильное построение предложе- ния с деепричастным оборотом 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 7) неправильное построение предложе- ния с косвенной речью Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В Г Д Ответ: 152 7.3 Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) Б) В) Г) Д) Самара является одним из старейших городов России, расположенными на Волге. Те, кто умеют выстоять в тяжелей- ших условиях, достойны уважения. По истечению срока давности дело закрыли. Владимир Короленко писал в своих воспоминаниях, что «я всегда видел в лице Чехова несомненную интелли- гентность». Изв естный учёный подготовил и ру- ководил опытом. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4) ошибка в построении предложен ия с однородными членами 5) неправильное построение предложе- ния с деепричастным оборотом 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 7) неправильное построение предложе- ния с косвенной речью Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В Г Д Ответ: 7.4 Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) Б) В) Г) Д) Все, кто бывал на Самарской площа- ди, любовался с высокого холма кра- савицей Волгой . Один из параграфов, расположенны- ми в самом начале учебного пособия, содержит информацию о решении подобных задач. Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания тех- нологии. Успех предприятия стал возможен бла- годаря чёткой работы каждого из нас. Не издав ни звука, было желание пройти тихо, незаметно. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4) ошибка в построении предложения с однородными членами 5) неправильное построение предложе- ния с деепричастным оборотом 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 7) неправильное построение предложе- ния с косвенной речью Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В Г Д Ответ: 153 7.5 Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) Б) В) Г) Д) Научная работа требует подбора и серьёзного наблюдения за фактами. Нахохлившись от холода, ветер сно- сил снегирей с покрытых инеем веток рябины. Современная молодёжь в качестве кумиров выбирают эстрадных звёзд. Но с деревом опять произошло не- счастье: его ветви обрубили, распо- ложенные низко. По оконч анию урока ребята отправи- лись в парк. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4) ошибка в построении предложения с однородными членами 5) неправильное построение предложе- ния с деепричастным оборотом 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 7) неправильное построение предложе- ния с косвенной речью Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В Г Д Ответ: 7.6 Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) Б) В) Г) Д) Дедушка рассказывал мне , что в дет- стве в дни рождения мы дарили толь- ко то, что сделано было своими ру- ками . Прочитанная лекция для учеников о мирном исполь зовании атомной энергии вызвала большой интерес. В картине «Спящем пастушке» Вене- цианову удалось передать всю пре- лесть неяркой русской природы. Мы встретились по прибытию из Са- мары. Вспоминая славные походы, ветера- нам войны не хотелось расходиться. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4) ошибка в построении предложения с однородными членами 5) неправильное построение предложе- ния с деепричастным оборотом 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 7) неправильное построение предложе- ния с косвенной речью Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В Г Д Ответ: 154 7.7 Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) Б) В) Г) Д) Услыхав три длинных звонка, нас охватил испуг. Ему было поручено уничтожить за- севшего снайпера на крыше. Осуждая своих современников, Ми- хаил Юрьевич Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколе- нье». Отец поступил согласно предписания командования: он отправился для прохождения службы на границу с Польшей. Они перестали понимать и доверять друг другу. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4) ошибка в построении предложения с однородными членами 5) неправильное построение предложе- ния с деепричастным оборотом 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 7) неправильное построение предложе- ния с косвенной речью Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В Г Д Ответ: 7.8 Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) Б) В) Г) Д) Вопреки угрозы со стороны врага наши войска продвигались вперёд. Все, кто работают с любовью, вносят поэзию во всякое дело. Сегодня в посёлке построены не только школа и больница, а также детский сад и библиотека. Выбирая стиль одежды, подчеркива- ется индивидуальность. Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавшие жизнь во имя свободы. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4) ошибка в построении предложения с однородными членами 5) неправильное построение предложе- ния с деепричастным оборотом 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 7) неправил ьное построение предложе- ния с косвенной речью Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В Г Д Ответ: 155 7.9 Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) Б) В) Г) Д) Наша партия пока не имеет и очень нуждается в лидере. Благодаря чётко продуманного гра- фика работа предприятия быстро наладилась. Все, кто побывали на море, долго не могут забыть его красоты и величия. В романе М. Ю. Лермонтова «Герое нашего времени» мне понравилась княжна Мери. Закончив приготовления, ему при- шлось проверить всё заново. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4) ошибка в построении предложения с однородными членами 5) неправильное построение предложе- ния с деепричаст ным оборотом 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 7) неправильное построение предложе- ния с косвенной речью Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В Г Д Ответ: 7.10 Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) Б) В) Г) Д) Те, кто много читают, как правило, грамотно пишут. Мой одноклассник сказал, обращаясь ко мне, что я подожду тебя. Прочитав очерк, его герои стали для меня примером. Трест организовал и руководил пред- приятиями. Вопреки распоряжения руководства завода, люди оставили свои рабочие места после о беда. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4) ошибка в построении предложения с однородными членами 5) неправильное п остроение предложе- ния с деепричастным оборотом 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 7) неправильное построение предложе- ния с косвенной речью Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В Г Д Ответ: