Диалог культур на уроках родного языка и литературы.


Диалог культур на уроках родного языка и литературы.
 
Язык – средство формирования и формулирования мысли, отражения видения человеком окружающего мира, выражения мыслей и чувств.
         «Живет, существует язык в речи, являясь универсальным средством общения между людьми. В этом его ведущая функция» (Г.В. Комианский ).
         Отсюда функция родных языков- научить подрастающее поколение полноценно пользоваться им во всех основных видах речевой деятельности
( говорю- слушаю, пишу- читаю) формах его существования (устной- письменной, диалогической- монологической). Такова логика выдвижения коммуникативного подхода к обучению родным языкам в школе.
         Язык- это важное средство общения, благодаря которому мы выражаем свои мысли, чувства, обращаемся с вопросом, передаем и получаем информацию; язык – это средство изучения человеческой личности и народа в целом.
         Опираясь на данную трактовку учителя родных языков ставят перед собой такие цели:
1.Введение детей в сознательное обладание сокровищами русского, башкирского народа.
2.Раскрытие основных функций речи, формирование интересов к речи.
3.Развитие творческого воображения и способностей учащихся к общению.
         Наша школа, в котором изучается как родной язык башкирский, русский, татарский является школой «диалогом культур»
         Целью нашей школы является формирование двуязычной и бикультурной личности, обладающей национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием.
         Разные времена, разные эпохи- гордость, сопереживания, чувства будто остались те же. Такие параллели в изучении языка и литературы способствуют расширению кругозора учащихся, воспитывают любовь и уважение к национальной культуре, помогают глубже раскрыть самобытные черты народа т. е. осуществляется «диалог культур». При диалогической встрече двух- трех культур они не сливаются и не смешиваются. Каждый сохраняет свое единство, самобытность и открытую целостность.
         Русскоязычная школа наряду с приобщением учащихся к традициям и культуре своего народа одновременно приобщает к башкирской культуре, к татарской культуре, что особенно важно в современных условиях, когда на одно из первых мест выдвигается задача организации толерантности культурного взаимодействия народов, формирования у учащихся толерантности, сопричастности к иным национальным культурам.
         Уроки родных языков – это уроки жизни. Хранителем духовной культуры человека является язык, поэтому сохранение языка, бережное отношение к нему, владение им в совершенстве в современном мире выдвигается на первый план. Знание культуры своего народа, среди которого ты живешь - это уважение не только своего родного языка, народа, но и других, это умение общаться и жить в мире с другими людьми. Очень кстати вспомнить слова Ю.Щербака, на вопрос журналиста, на каком языке он разговаривает дома (его семья интернациональная), писатель ответил: «На польском, украинском, русском - в зависимости от времени, места и обстоятельства разговора».
Именно такое отношение и должно быть к языкам народов у каждого человека, если он себя считает культурным. Этого не должны забывать учителя так, как мы формируем у учащихся общекультурную и коммуникативную компетентность для становления личности гражданина Башкортостана.