Интеллектуальная игра Два языка- два крыла(Ике телем — ике канатым) по родному языку


Интеллектуальная игра
« Два языка - два крыла».
(внеклассное мероприятие для учащихся 3-4 классов)
Цели и задачи:
1-дать понять необходимости знания двух языков : русского и татарского;
2-показать сходство и связь между двумя языками;
3-воспитывать у детей любовь к языкам, культуре двух народов через народное творчество: сказки, пословицы, песни и др.
Оборудование:
а) портреты поэтов: Г.Тукая, А.С.Пушкина
б) интерактивная доска; музыкальное сопровождение;
в) выставка книг Г.Тукая , А.С.Пушкина; словари русского и татарского языков;
г )плакат со словом «Татарстан»; красочно –оформленные стенды о русском и татарском языках;
Предварительная подготовка: составление презентации; оформление зала ; выбор жюри; работа над выразительным чтением стихотворений;
Литература: ж.”Мәгариф”-2009г.,”Сценарии классных часов” М.2009г., Газета “ Ачык дәрес”- 2011г.
Х О Д И Г Р Ы.
Ведущий:
Ежегодно 21 февраля отмечается Международный день языков. И сегодня мы собрались, . чтобы показать насколько хорошо мы знаем два языка - татарский и русский , которые являются у нас в Татарстане государственными . А значит, оба языка для каждого живущего в Татарстане важны. И необходимо стремиться хорошо их знать. Вот уже несколько лет вы учите татарский язык, а русский язык является вашим родным языком, и вы постигаете законы русского языка, учитесь правильно и красиво говорить.
Наш праздник мы посвящаем этим двум языкам. И назвали мы его:
«Ике телем - ике канатым» - « Два языка – два крыла»
Учащиеся читают стихи:
Татарча да яхшы бел, Русча да яхшы бел.
Икесе дә безнең өчен Иң кирәкле затлы тел.
С русскими в веках мы породнились Словарём, языком обменялись. Одни у нас песни родились, И события одни воспевались.
Если ты хочешь судьбу перестроить, Если ты ищешь отрады цветник , Если нуждаешься в твёрдой опоре- Выучи русский язык!
Он твой наставник великий , могучий, Он переводчик, он проводник. Если штурмуешь познания кручи- Выучи русский язык!
Төрле-төрле исем йөртсәк тә без, Төрле-төрле җирдә яшәсәк тә, Тик бер генә туган илебез, Тик бер генә туган телебез. Заман миңа: «Югары мен!»-дип Ике канат биреп үстерде. Канатымның берсе – татар теле, Икенчесе – бөек рус теле!
Начало игры
Ведущий - а) знакомство с командами:
1-ая команда - «ЗИРӘКЛӘР»- (имена участников 1-ой команды)
2-ая команда- “ТАПКЫРЛАР”- (имена участников 2- ой команды)
б) знакомство с судьями-(состав из 3 старшеклассников и учителей татарского языка и русского языка)
1тур-объяснение задания(кто раньше и правильно ответит-1 очко)
Этот вопрос для команд“Зирәкләр”һәм“Тапкырлар”. Из данных слов составьте словосочетание М,Е,Л,Е,Т,Е,К,И –М,Ы,Т,А,Н,А,К,Е,К,И
2тур-вопросы по истории (кто раньше и правильно ответит-1очко).
Расположите в хронологическом порядке:
1 -основание Казани 2-крещение Руси 3-первый полёт человека в космос 4 -Бородинская битва 5- Великая Отечественная война
игра со зрителями-” ТАТАРСТАН ” (из данного слова составить как можно больше слов; побеждает тот, кто назовёт последнее слово - приз).
СЛОВО ЖЮРИ - ОБЪЯВЛЯЕТСЯ РЕЗУЛЬТАТ -1, 2 ТУРОВ.
Ведущий - А сейчас учащиеся 3-го класса прочитают стихи о ТАТАРСТАНЕ и о КАЗАНИ.
Идел ярларына нурлар сибеп, Матур итеп ата бездә таң. Таң шикелле якты туган илем, Бәхет биргән җирем Татарстан
Эй, Казаным,эй, башкалам Зур тарихлар шәһите. Халкыбызның көче сине Юк урында бар итте.
3тур-посвящается нашей малой Родине Татарстану и родному городу Казани.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КАЖДОЙ КОМАНДЫ ОТДЕЛЬНО(читаются вопросы на интерактивной доске). Участники дают ответ.
Билгеләнгән вакыт эчендә(2минутта) түбәндәге сорауларга дөрес җавап бирегез !
“Зирәкләр”- командасына сораулар:
1-Казанда ничә район бар?
2-Татар дәүләт академия театры кем исемен йөртә?
3-Казан университеты кайчан ачылган?(1805,1806,1804)?
4-Ничәнче августта Татарстан халкы Республика көнең билгеләп үтә?
5-”Казан” уртасында ни бар?
6-Татарстан флагында нинди төсләр бар?
7-Сөембикә манарасы ничә катлы?
8-Татарстан гимнының авторы кем?
9-Бөтен дөньяга танылган татар балетмейстеры кем?
10-Казан университетының беренче ректоры кем?
“Тапкырлар” командасына сораулар: 1-Казанда ничә театр бар?
2-Опера һәм балет театры кем исемен йөртә?
3-Татарстан Дәүләт музее кайчан ачыла?(1864,1894,1876)
4-Казанга ничәнче елда 1000 яшь тулды?
5- «Татарстан» уртасында ни бар?
6 -Татарстан гербында нәрсә сурәтләнгән?
7-Ханбикәнең җиде катлы манарасы кем исемен йөртә ?
8-Татарстанның дәүләт гимны кайчан кабул ителә? (1993,1994,1995)
9-Казан Кремле янында кайсы язучыга һәйкәл куелган ?
10-Татарстан Республикасының беренче Президенты кем ?
4 тур- ВОПРОСЫ ПО ТАТ.ЯЗЫКУ И ТАТ.ЛИТ-РЕ (читаются вопросы каждой команде).
Для команды “Зирәкләр» Для команды «Тапкырлар»
1-Спроси тепло ли в школе ? А) мәктәптә җылымы? Б) мәктәптә җылыме? В)сыйныфта җылымы? Г) мәктәп җылымы ?
2-Спроси холодно ли на улице? А) урманда салкынмы ? Б) урамда салкынмы ? В) урамда җылымы ? Г) урамда җылыме ?
3-Җөмләне тәмамлагыз: Шампунь белән ...
А) идән юам Б) чәч юам В) чәч тарыйм Г) кул юам 4-Җөмләне тәмамлагыз: Тарак белән ...
А) юынам Б) бит сөртәм В) чәч тарыйм Г) теш чистартам
5-Буш урынга кирәкле кушымча куегыз:
Минем аш... килә . А)-ейсем, Б)-ыйсым В)-ым
6-Тәрҗемәнең кайсы дөрес түгел:
А)урманда-в лесу Б)урманга- в лес В) урманнарда- к лесу
7- Хатаны табыгыз : 8-”Туган тел” шигыренең авторы кем?
А)кибеткә- юнәлеш килеш Б)ручканы-урын-вакыт килеш В)мәктәпнең- иялек килеш
9- Казанда кайсы татар язучыларның 10-”Моабит дәфтәрләре” дип йөртелә торган музейлары бар? циклының авторы кем?
Игра со зрителями ( читаются вопросы,правильный ответ-приз).
1-”Су анасы”әкиятен кем язган ? (Г.Тукай)2-Татарларның җәйге бәйрәме ? ( Сабантуй)3-Яңа ел кайчан башлана ? (1 гыйнварда) 4-Җиләккә кайчан баралар ? (җәй көне)
5-Елның ничә фасылы бар ? ( дүрт)
СЛОВО ЖЮРИ – ОБЪЯВЛЯЕТСЯ РЕЗУЛЬТАТ- 3,4 ТУРОВ.
5 тур - СОСТОИТ ИЗ 2 КОНКУРСОВ:
1- КОНКУРС - СКАЗКИ ПУШКИНА;
вопросы команде «Зирәкләр»
1-Сколько раз закидывал старик невод в тот день ,когда поймал золотую рыбку?2-С какими словами царица обращалась к волшебному зеркальцу?3-Как звали сына царя Салтана?
вопросы команде «Тапкырлар»4-Сколько раз старуха посылала старика к рыбке?5-За какую плату согласился работать Балда?6-В кого и в какой последовательности превращался князь в «Сказке о царе Салтане»?

2- КОНКУРС - ПО ЗНАНИЯМ РУССКОГО ЯЗЫКА;
«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно- строгий, серьёзный,где нужно- страстный, где нужно-бойкий и живой.» А.Н.Толстой 1-выберите «лишнее» слово:
А) определение, обращение, дополнение –«Зирәкләр»Б) приставка, лексика, суффикс –«Тапкырлар»
2-раскройте скобки:
А) (С) горы (с) бежал поток проворный. –«Зирәкләр»Б) Язык (до) Киева (до) ведёт. –«Тапкырлар»
3- превратите: А) «ночь» в «день»- –«Зирәкләр» Б) «каз» в «көн”, изменяя в каждом слове только одну букву. –«Тапкырлар»
4- закончите пословицу:А)Не гордись званием ,… -–«Зирәкләр» Терпение и труд …Б) По одёжке встречают …–«Тапкырлар»
Что написано пером, …
5- отгадайте слово:
А) его корень в слове «писать»,приставка в слове «рассказать», суффикс в слове «книжка» окончание в слове «вода». -–«Зирәкләр»Б) его корень в слове «вязать»,приставка в слове «замолчать», суффикс в слове «сказка»,окончание в слове «рыба». –«Тапкырлар»
СЛОВО ЖЮРИ - ОБЪЯВЛЯЕТСЯ РЕЗУЛЬТАТ- 5 ТУРА.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА ИГРЫ – слово ЖЮРИ.
Ведущий : Кадерле дуслар! Бәйрәмебез ахырына якынлаша . Мин сезне бүгенге бәйрәм белән тәбрик итәм Һәм уңышлар телим. Дорогие друзья ! Вот и подошёл к концу наш праздник. Большое вам спасибо за участие в нашем празднике. Мощь и величие татарского и русского языков является неоспоримым свидетельством великих жизненных сил татарского и русского народов , их высокой национальной культуры и славной исторической судьбы.
ВРУЧЕНИЕ ПОДАРКОВ.
ДЛЯ ЖЮРИ
ТУР “ЗИРӘКЛӘР”
ОЧКИ
ТУР “ТАПКЫРЛАР” ОЧКИ
1 ИКЕ ТЕЛЕМ- 1 ИКЕ КАНАТЫМ 2 2,1,4,5,3 2 2,1,4,5,3, 3 1)-7; 2)- Г. Камал; 3)1804 4)30 авг.
5)”з” 6)ЗЕЛ.,БЕЛ.,КРАС.
7) 7
8) Р.Яхин
9)Р.Нуриев 10)Лобачевский 3 1)-7; 2-М.Джалиль;
3)1894 4)2005
5)”р”
6)АК БАРС
7)Сөембикә
8)1993
9)М.Джалиль
10)М.Шаймиев 4 1)-А,
3)-Б,
5)-Б,
7)-Б,
9)-Г.Тукай,М.Джалиль,
4 2)-Б,
4)-В,
6)-В,
8)-Г.Тукай
10) –М.Джалиль 5 1конк.- 1)-3,
3)-князь Гвидон
5)- за 3 щелчка
2конк.-1)А-обращение, 2)С горы сбежал поток проворный;
3)ночь,ноль,соль,соло,
село,сено,сень,день4)А- гордись знанием,
А- всё перетрут
5) расписка 5 1конк.- 2)”Свет мой зеркальце”,
4)-5 раз,
6)комар, муха ,шмель
2 конк,-1)Б-лексика,
2) Язык до Киева доведёт; 3)каз,кыз,кыш,кош,каш,кан,көн
4)Б-по уму провожают,
Б-не вырубишь топором
5)завязка