Урок по химии на тему: Жидкое состояние вещества (11 класс)

11 Дата:

Тема: Жидкое состояние вещества

Цель:
Обучающая – Расширить знания обучающихся об особенностях жидкого состояния веществ Вода. Жёсткость воды и способы её устранения
Развивающая – Развивать логическое мышление, умение устанавливать закономерности, сравнивать, делать выводы, выделять главное.
Воспитывающая – Формировать экологическую грамотность, ответственность, умение объективно оценивать себя и других.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: лабораторный
Методы: словесный: беседа, объяснение
наглядный: демонстрация пособий
интерактивный
практический: лабораторная работа
Оборудование и реактивы: мультимедийное оборудование, таблицы: ПСХЭ Д.И.Менделеева, растворимости солей, оснований, кислот в воде; Вода, сода, пробирки
Ход урока:
Орг. момент (3 мин)
Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим знакомство с агрегатными состояниями веществ. На этом уроке мы познакомимся с жидким состоянием вещества.
Откройте тетради и запишите число и тему урока со слайда № 1.

Изучение нового материала (20-25 мин)
Сегодня на уроке мы с вами выясним, чем отличается жидкое состояние вещества от газообразного и твёрдого узнаем, почему вода бывает “жесткой”.

1. Рассмотрим состояние воды в природе.
Беседа по вопросам:
1. Почему, изучая жидкости, мы говорим в первую очередь о воде?
Ответ: Т.к. вода является самой распространенной жидкостью на Земле, покрывает 2/3 поверхности Земли.
2. Почему запасы воды неисчерпаемы?
Ответ: Потому что, постоянно происходит процесс круговорота воды в природе: испарение и конденсация.

3. Перейдем к изучению физических свойств воды (видео).
Прочитайте и запишите в тетрадь структурную формулу воды и величину угла НОН.
5. Рассмотрим аномальное свойство воды
Модель структурированной воды определяет почти все её аномальные свойства, имеющие огромное практическое значение - вода самое аномальное из всех известных природе веществ. Диаметр молекулы воды 2,8 А (1 ангстрем = 10-10м). Если рассматривать воду как простую совокупность молекул Н2О, то оказывается, что её удельный вес должен составлять 1,84 г/см3, а температура её кипения будет равна 63,5°С. Но, как известно, при нормальной температуре и давлении удельный вес воды равен 1 г/см3, а кипит вода при 100°С. Исходя из этого, следует предположить, что внутри воды должны быть пустоты, где нет молекул Н2О, то есть воде присуща особая структура. Это принципиальное открытие было сделано английским физиком Берналом. С тех пор в этой области проведено множество исследований, но полной ясности в этом вопросе еще нет.
5.1. Какая плотность льда?
Ответ: Плотность льда 0,92 г/см3.
5.2. Какое биологическое значение имеет низкая плотность льда?
Ответ: Водоемы не промерзают до самого дна и возможна жизнь в водоемах зимой.

2. Переходим к последнему разделу урока, познакомимся с жесткостью воды. Прочитайте предложения и найдите в каждом из них главную мысль.
Виды жесткости: постоянную и временную.
Для дальнейшего знакомства с видами жесткости, запишите в тетрадь: карбонатная и некарбонатная жесткости.
Вопрос: Сравните формулы гидрокарбонтов (кислых солей) и средних солей.
Почему гидрокарбонаты называют кислыми солями?
“Что такое жесткая вода?”, по тексту слайда проводим беседу.
“Устранение жесткости” рассматриваем с учениками способы устранения жесткости, ученики записывают в тетрадь уравнение реакции разложения гидрокарбоната кальция Са(НСО3)2 = Са СО3 + СО2 + Н2О.

Закрепление знаний: (5-7 мин)
Лабораторная работа №4
Тема: Испытание воды на жёсткость
Цель: изучить природу жёсткости воды и способы её устранения
Оборудование и реактивы:
Ход работы:
Что делаем
Что наблюдаем
Вывод

Определение жесткости воды:
В качестве эталона берем дистиллированную воду, добавляем по 1-2 мл в дистиллированную воду и в образец воды у вас по каплям раствор мыла. Размешиваем.


Сколько число капель потребовалось –
Образование осадка -
3-6 не имеет солей
10-15 – жесткая вода

Определение вида жесткости
Нагревание воды с добавление капель мыльного раствора.
Карбонатная жесткость


Определение солей в жесткой воде
К прокипяченной воде приливать по 1-2 мл реактивыв первую пробирку - AgNO3 , во вторую - BaCl2.




Вывод:
Дистиллированная вода не содержит солей. Вода дождевая почти не содержит солей Са2+ и Мg2+.
Так как после кипячения уменьшился расход мыльного раствора, то исследуемая вода обладала
карбонатной жесткостью, которая устраняется кипячением.
Са(НСО3)2= СаСО3 + СО2+ Н2О
Постоянная жесткость воды обусловлена наличием хлоридов Са2+ и Mg2+.
СаСl2 + 2АgNO3 = Ca(NO3)2+2 AgCl



Д/з
Изучить записи в тетради. Творческое задание: составить кроссворд по данной теме

Подведение итогов