Использование Приемов ТРИЗ В Начальной Школе на уроках русского языка

Использование Приемов ТРИЗ В Начальной Школе на уроках русского языка

 Использование приемов ТРИЗ в начальной школе.
(ТРИЗ – теория решения изобретательских задач)
Основной целью работы с младшими школьниками должно стать не обучение (т. е. «вкладывание» в детей пресловутых знаний, умений, навыков, а развитие мышления.
идеально, чтобы в конце начальной школы дети обладали следующими качествами:
свободно ориентироваться в системной иерархии окружающего мира, умели рассматривать свойства объекта в системе, составлять план рассказа, выполнять системный переход при решении задач;
умели:
-формулировать противоречия по заданной схеме и разрешать их известными способами;
-пользоваться простыми словесными алгоритмами;
–  не только получать, применять приёмы фантазирования, фантастические объекты, но и представить их зрительно, в действии;
обладали способностью вычленить приём и применить его в конкретном случае;
имели развитое ассоциативное мышление, образную речь.
Чтобы выработать эти качества у детей я использую в своей педагогической деятельности следующие приёмы ТРИЗ:
Модель «Элемент – имя признака – значение признака» для рассмотрения составных частей изучаемого явления и их значений.
Модель «Да – нетка» – метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да – нет»
Модель «Системный лифт»  для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части
другого более крупного объекта (познание мира, русский язык).
Модель «Создай паспорт»  для систематизации, обобщения полученных знаний, для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, познание мира, литературное чтение).
Приведу пример использования приёмов ТРИЗ на уроке русского языка во 2 классе.
Тема урока: Мягкий знак для обозначения мягкости согласных.
Цель:Совершенствовать умение детей обозначать мягкость согласного при помощи мягкого знака.
Развивать внимание, орфографическую зоркость.
Воспитание наблюдательности и усидчивости.
Оборудование:схемы-опоры, интерактивная доска.
Ход урока
I Мотивационно-целевой.
Минутка чистописания
Словарно-орфографическая работа
Использую презентацию «Словарные слова», где с помощью предметной картинки учащиеся находят слово, составляя это слово по буквам (на интерактивной доске) и записывают в словарики.
С данными словами дети сами составляют предложение. Н: Девочка сидела на диване и ела апельсин.
II Операционно-познавательный
 Изучение нового материала
Стадия вызова: Я загадала слово. Оно есть среди слов, записанных на доске. Отгадав его, вы сможете узнать тему нашего урока. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только да или нет.
На доске: коньки, багаж, свеча, карандаш.
Выходим на слово коньки. Обговариваем написание данного слова, выполняем звуковой анализ слова.
– Какую роль выполняет «ь» в слове? («ь» служит для обозначения мягкости согласных )
– Что вы о нем можете рассказать?  (не имеет звука)
Работа по учебнику.
Чтение учащимися сказки «Хвастун».
– Кто же поставил на место хвастунишку?
-Отчего же согласные и без него стали мягкими?
Создадим паспорт нашему герою
Имя-Мягкий знак
Автор- Г. Сорокин
Прописка-Сказка
Где живет-в стране Грамматика
Кем служит-«ь» служит для обозначения мягкости согласных
Выполнение упр 201 по заданию.
(дополнительно даю задание)
Закончите предложения
Летом мы с мамой  ходили в  Там мы  увиделиМаму интересуют А я люблю таких животных какОни такие Мы очень любим!
Физкультминутка
Работа по группам
Помоги Диме собрать слова. Распредели их по столбикам
1 вариант-запиши слова с мягким согласным в середине слова
2 вариант- запиши слова с твердым согласным в середине слова
Чтение правила на стр 78
Выразительное чтение стихотворения о мягком знаке детьми
Он очень вежлив, мягкий знак,
Не любит споров он  и драк.
Он в слове мать и в слове дочь,
И тихом лунном слове ночь.
Чтоб никого не огорчить,
Он все старается смягчить.
Занимательные упражнения
-Как превратить мел- в мелкое место? (мель)
-Угол- в топливо? (уголь)
-Шест- в число (шесть)
Сравните эти слова:
-Сколько в них букв? Звуков?
-Почему?
– Зачем нужен «ь»?
Самостоятельная работа упр204 стр 78
III Рефлексивно – оценочный
Синквейн
1строка-ключевое слово (мягкий знак)
2 сторка-2 слова, обозначающих признак (хитрый, мягкий)
3 сторка- 3 слова, обозначающих действие(не произносится, обозначает,указывает)
4 строка-фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме (указывает на мягкость согласного звука)
5 строка-вывод( нет звука). Выставление оценок за урок. Домашнее задание стр.80 упр207

Рисунок 115