Формирование познавательных УУД на уроках литературного чтения в начальной школе средствами ТРИЗ-технологии


Формирование познавательных УУД на уроках литературного чтения в начальной школе средствами ТРИЗ- технологии Ефисова В. Л. Всё новое – это хорошо забытое старое. (Жак Пеше)  К познавательным УУД относятся:осознавать познавательную задачу;читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей;понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Особое внимание в курсе «Литературного чтения» уделено заданиям, формирующим такие общеучебные универсальные действия, как: выделение ключевых (опорных) слов; выделение главного; сжатие информации; составление различных видов плана, умение распределять информацию по заданным параметрам; ориентировка в мире книг и в других базах данных. Генрих Саулович АльтшуллерПсевдоним - Генрих Альтов. Автор ТРИЗ (теории решения изобретательских задач, автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), изобретатель, писатель.(15.10.1926 – 24.09.1998) Игры - тренинги Игра «Да – Нет»Он любил то, за что кусают?(А. Милн «Винни-Пух и все-все-все»)Она лишилась дара речи из-за большой любви.Он её потерял, потому что она торопилась, но именно поэтому он её и нашёл.Некто был жадный и злой и чудеса ее не изменили.Она была очень доверчивой и жизнь для нее остановилась.(Ш.Перро «Золушка»)(А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»)(Г.Х.Андерсен «Русалочка»)(«Сказка о мертвой царевне») Приём «Раскадровка»
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation Игры с кадрами Игры с кадрамиА.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
style.rotation Игры с кадрами«Всё в сказке перепуталось»
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation Приём «Точка зрения»Взгляд на поступки героев с разных точек зрения: «Я знал, что все так закончится. Уж больно ветхий я и старый, столько лет в поле стою. Мечтал, конечно, чтобы во мне кто-то поселился... Но их поселилось так много, что я просто не выдержал и рухнул...»«Я, конечно, готова выполнить любое ее желание. Ведь ее муж спас мне жизнь. Но чем больше человеку даёшь, тем больше ему хочется. Вот и приходится таким людям оставаться у разбитого корыта». Приём «Загадалки»(Рыбка, «Сказка о рыбаке и рыбке»)(Теремок) Алгоритм сочинения загадок{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}На что похоже?Чем отличается?заборнельзя перелезтьпилане пилиттраване растётзубная щёткане чистит зубыНапример, придумай загадку о расческе:Последовательность работы:1. Выбрать объект, записать;2.Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос: на что похоже?3. Заполнить правую часть таблицы, ответив на вопрос: чем отличается от расчески?4. Вставь слова связки «как…», «…но не…»5.Составить загадку: «Что это: как забор, но нельзя перелезть, как пила, но не пилит, как трава, но не растёт?»                 Методика «5 вопросов герою»Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок»1. Что ты почувствовал, когда твоя мама сказала: «Глаза бы мои на тебя не глядели!»2. Как ты решился уйти из семьи?5. Сможешь ли ты простить тех, кто так с тобой обошёлся?4. А как бы ты поступил на месте мамы утки? 3. Утёнок, был ли ты рад хоть один раз своему безобразию?


Составление пословиц (совет герою, жизненное правило)Самое главное доброта, бескорыстие, а не внешний вид.Кто много страдал, но не озлобился, тот достигает счастья.Нельзя высмеивать недостатки других.Нельзя судить по внешности, надо судить по делам и поступкам.Добро всегда побеждает зло.Человек может быть красив не только внешне, но и красив душой, поступками. Если человек красив душой, то его недостатков люди не замечают, если узнают его лучше. Спасибо за внимание!