РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 РАБОТА НА КОНТРОЛЬНО — КАССОВОЙ ТЕХНИКЕ И РАСЧЕТЫ С ПОКУПАТЕЛЯМИ МДК.03.01. Эксплуатация контрольно-кассовой техники 38.01.02. Продавец, контролер-кассир


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ« НОВОЗЫБКОВСКИЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
Утверждаю
Зам.дир. по УПР
_____Батурская Е.М.
«_____»_________201_г.

Рабочая программа ПРОФЕССИОНАЛЬНого МОДУЛя
ПМ.03 РАБОТА НА КОНТРОЛЬНО - КАССОВОЙ ТЕХНИКЕ И РАСЧЕТЫ С ПОКУПАТЕЛЯМИ
МДК.03.01. Эксплуатация контрольно-кассовой техники
38.01.02. Продавец, контролер-кассир

Рассмотрена и одобрена
на заседании МЦК «Сфера обслуживания»
Протокол № 1 от «31 » августа 2015г
Председатель МЦК_____Пономарева Т.М.

Новозыбков
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 38.01.02 Продавец, контролер-кассир , входящей в состав укрупненной группы 38.00.00 Экономика и управление.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение
начального профессионального образования
«Новозыбковский промышленный техникум»
Разработчик:
Меженько Н.Е. – преподаватель специальных дисциплин ГБОУ СПО «НПТ» Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 6
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля 7

4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 15
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) 17
1. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯОбласть применения
Профессиональный модуль является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир в соответствии с ФГОС (базовая подготовка), направленный на освоение основного вида профессиональной деятельности « Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями»
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК1.1. Проверять качество, комплектность, количественные характеристики непродовольственных товаров.
ПК 1.2. Осуществлять подготовку, размещение товаров в торговом зале и выкладку на торгово-технологическом оборудовании.
ПК 1.3. Обслуживать покупателей и предоставлять достоверную информацию о качестве, потребительских свойствах товаров, требованиях безопасности их эксплуатации.
ПК 1.4. Осуществлять контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована для подготовки по профессии «Контролёр- кассир»
Профессиональный модуль может быть использован в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области сферы обслуживания при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
Цели и задачи профессионального модуля, требования к результатам освоения модуля:С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и обслуживания покупателей;
уметь:
- осуществлять подготовку ККТ различных видов;
- работать на ККТ различных видов: автономных, пассивных системных, активных системных (компьютеризированных кассовых машинах – POS терминалах), фискальных регистраторах;
- устранять мелкие неисправности при работе на ККТ;
- распознавать платежеспособность государственных денежных знаков;
- осуществлять заключительные операции при работе на ККТ;
- оформлять документы по кассовым операциям;
- соблюдать правила техники безопасности
знать:
- документы, регламентирующие применение ККТ;
- правила расчетов и обслуживания покупателей;
- типовые правила обслуживания эксплуатации ККТ и правила регистрации;
-классификацию устройства ККТ;
- основные режимы ККТ;
- особенности технического обслуживания ККТ;
- признаки платежеспособности государственных денежных знаков, порядок получения, хранения и выдачи денежных средств, отличительные признаки платежных средств безналичного расчета;
- правила оформления документов по кассовым операциям
Количество часов на освоение профессионального модуля:всего – часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 302 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 201 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 101часа;
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями» , в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ПК 1.1. Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями.
ПК 1.2.  Проверять платежеспособность государственных денежных знаков.
ПК 1.3. Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.
ПК 1.4. Оформлять документы по кассовым операциям.
ПК 1.5. Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.
ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «Эксплуатация контрольно-кассовой техники и расчеты с покупателями»3.1 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «Эксплуатация контрольно-кассовой техники и расчеты с покупателями»
Код
профессиональных компетенций Наименования разделов МДК * Всего часов
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося Самостоятельная работа обучающегося Всего,
часов в т.ч. теоретические занятия, часов в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов в т.ч., курсовая работа (проект),
часов Всего,
часов в т.ч., курсовая работа (проект),
часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ПК 1.1-1.4
ОК 1-8 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЁТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПК 1.1-1.4
ОК 1-8 РАБОТА НА КОНТРОЛЬНО – КАССОВОЙ ТЕХНИКЕ ИТОГО УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА Всего: 302 201 63 138 101 432
3.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «РАБОТА НА КОНТРОЛЬНО- КАССОВОЙ ТЕХНИКЕ»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЁТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ 140 Тема 1.1. Значение правильной организации расчета Содержание учебного материала 1 2
1 Правила и порядок обслуживания покупателей Практические занятия 1 1 Организация рабочего места кассира. Самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение «Организация учета денежных средств». 1 Тема 1.2 Способы расчета с покупателями Практические занятия 1 1 Изучение способов расчета с покупателями Самостоятельная работа обучающихся: составить схему «Способы расчета с покупателями», реферат «Способы расчета с покупателями» 1 Тема 1.3 Порядок расчета в магазине Содержание учебного материала 1 1 Преимущества и порядок расчёта в магазине. Выполнение расчётных операций. 2
Самостоятельная работа обучающихся : подготовить презентацию «Порядок расчета в маг. 1 Тема 1.4 Материальная ответственность в торговле
Содержание учебного материала 1 1 Понятие материальной ответственности. Виды материальной ответственности. 2
Практические занятия 2 1 Ознакомление с договором о материальной ответственности Самостоятельная работа обучающихся: сообщение в тетради «Материальная ответственность и ее виды», схема в тетради «Виды материальной ответственности» 2 Тема 1.5 Основные права и обязанности кассира торгового зала Содержание учебного материала 1 1 Требования к кассиру. Обязанности кассира в течение дня 2
Практические занятия 2 1 Изучение обязанностей кассира Самостоятельная работа обучающихся: сообщение «Обязанности кассира в течении дня»,реферат «Требования, предъявляемые к кассиру» 2 Тема 1.6 Правовые аспекты работы на ККМ
Содержание учебного материала 2 1. Положение по применению ККМ. ФЗ «О применении ККМ при осуществлении расчетов с населением…». 2
2 Средства визуального контроля Практические занятия 2 1 Изучение основных понятий и определений закона. 2 Изучение Перечня по применению ККМ. Распознавание средств визуального контроля и правила работы с ними Самостоятельная работа обучающихся: Реферат «Сущность Федерального закона», сообщение «Средства визуального контроля», сообщение «Перечень ККМ …». 2 Тема 1.7 Правила эксплуатации ККМ
Содержание учебного материала 1
1 Порядок регистрации ККМ. Требования, предъявляемые к ККМ Государственный реестр ККТ, используемых на территории РФ, его назначение и формирование. Типовые положения эксплуатации ККМ. 2
Практические занятия 2 1 Изучение типовых правил эксплуатации ККМ 2 Изучение Государственного реестра на ККМ Самостоятельная работа обучающихся сообщение «Регистрация ККМ в налоговых органах»., реферат «Государственный реестр», Сообщение «Типовые правила к ККМ» 2 Тема 1.8. Классификация ККМ
Содержание учебного материала 1 1 Классификация ККМ, применяемых в торговле. Функции ККТ. Виды и основные отличия ККМ. 2
Практические занятия 1 1 Распознавание видов ККМ согласно классификатора Самостоятельная работа обучающихся: сообщение «Виды ККМ ,применяемых в торговле», составить схему «Классификация ККМ» 1 Тема 1.9. Устройство ККМ
Содержание учебного материала 1 1 Электронные кассовые машины, их устройство, техническая характеристика, правила эксплуатации. Электронные контрольно-регистрирующие машины, их устройство, техническая характеристика, правила эксплуатации 2
Практические занятия 1 1 Изучение основных узлов ККМ различные видов Самостоятельная работа обучающихся: доклад «Основные устройства ККМ», схема « Основные узлы ККМ»
1 Тема 1. 10. КМ «МЕРКУРИЙ 130Ф
Содержание учебного материала 1 1 КМ « Меркурий 130Ф»
Устройство, назначение, техническая характеристика Практические занятия 5 1 Изучение основных режимов работы 2 Изучение режима «Выбор и ввод пароля» 3-4 Изучение режима «ОП» : формирование чеков продажи 5 Изучение режима « Администратор» : вывод отчетов Самостоятельная работа обучающихся: сообщение «КМ Меркурий 130ф», составить схему «Клавиатура ККМ», «Получение чеков продажи», « Получение отчетных ведомостей» 3 Тема 1. 11. КМ «МЕРКУРИЙ 112Ф»
Содержание учебного материала 1 1 КМ « Меркурий 112Ф»
Устройство, назначение, техническая характеристика Практические занятия 5 1. Изучение основных режимов работы 2 Изучение режима «Выбор и ввод пароля» 3-4 Изучение режима «ОП» : формирование чеков продажи 5 Изучение режима « Администратор» : вывод отчетов Самостоятельная работа обучающихся: сообщение «КМ Меркурий 112ф», составить схему «Клавиатура ККМ», «Получение чеков продажи», « Получение отчетных ведомостей». 3 Тема 1.12 КМ «МЕРКУРИЙ 115Ф»
Содержание учебного материала 1 1 КМ « Меркурий 115Ф»
Устройство, назначение, техническая характеристика Практические занятия 5 1 Изучение основных режимов работы 2 Изучение режима «Выбор и ввод пароля» 3-4 Изучение режима «ОП» : формирование чеков продажи 5 Изучение режима « Администратор» : вывод отчетов Самостоятельная работа обучающихся: : сообщение «КМ Меркурий 115ф», составить схему «Клавиатура ККМ», «Получение чеков продажи», « Получение отчетных ведомост. 3 Тема 1.13 КМ«МЕРКУРИЙ140Ф» Содержание учебного материала 1
1 КМ « Меркурий 140Ф»
Устройство, назначение, техническая характеристика Практические занятия 5 1 Изучение основных режимов работы 2 Изучение режима «Выбор и ввод пароля» 3-4 Изучение режима «ОП» : формирование чеков продажи 5 Изучение режима « Администратор» : вывод отчетов Самостоятельная работа обучающихся: сообщение «Меркурий 140ф», составить схему «Клавиатура ККМ», «Получение чеков продажи», « Получение отчетных ведомостей» 3 Тема 1.14.
КМ «Астра 100» Содержание учебного материала 1
1 КМ « Астра 100Ф»
Устройство, назначение, техническая характеристика Практические занятия 5 1 Изучение основных режимов работы 2 Изучение функции «МЕНЮ», ее особенности 3-4 Изучение режима «ОП» : формирование чеков продажи 5 Изучение режима « Администратор» : вывод отчетов Самостоятельная работа обучающихся: сообщение сообщение «Астра 100ф», составить схему «Клавиатура ККМ», «Получение чеков продажи», « Получение отчетных ваедомостей 3 Тема 1.15.
КМ «Касби 02К» Содержание учебного материала 1 1 КМ « Касби 02 К»
Устройство, назначение, техническая характеристика Практические занятия 5 1 Изучение основных режимов работы 4 Изучение режима «ОП» : формирование чеков продажи 5 Изучение режима « Администратор» : вывод отчетов Самостоятельная работа обучающихся: составить сравнительную таблицу «Виды ККМ», доклад « Отличительные особенности ККМ типа Касби 02К» 3 Тема 1.16 Окончание работы на ККМ
Содержание учебного материала 2 1. Фактическая выручка. Порядок подсчета денежной выручки. Способы и порядок сдачи денежной выручки 2
Практические занятия 4 1 Изучение порядка подсчета 2 Изучение способов и порядка сдачи денежной выручки Самостоятельная работа обучающихся: доклад «Фактическая выручка магазина»реферат «Порядок подсчета и сдачи денежной выручки»,заполнение приходного ордера 3 1.17. Учет кассовых операций в магазине Содержание учебного материала 5 1 Книга кассира – операциониста, прядок ведения и заполнения. 2
2 Отчет кассира, содержание и порядок заполнения Практические занятия 8 1-4 Изучение порядка заполнения книги кассира- операциониста 2-8 Составление отчета кассира- операциониста Самостоятельная работа обучающихся: доклад по теме «Книга кассира –операциониста», Заполнение книги кассира- операциониста, выписать содержание книги,Сообщение « Отчет кассира»,заполнить отчет кассира 7 Тема 1.18. Организация рабочего места кассира.
Содержание учебного материала 4 1-2 Организация рабочего места кассира 2
3 Устранение простейших неисправностей 4 Уход за ККМ Практические занятия 11 1-2 Изучение организации труда кассира 3-4 Устранение простейших неисправностей 5-6 Изучение порядка ухода за ККМ 7-11 Осуществление технического обслуживания ККМ Самостоятельная работа обучающихся: сообщение «Организация труда кассира», Составление таблицы «Возможные неисправности ККМ и способы их устранения»,Сообщение «Порядок ухода за ККМ», сообщение «Техническое обслуживание ККМ» 6 Раздел 2. РАБОТА НА КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКЕ 162 Тема 2.1
Правила техники безопасности и эксплуатации ККМ Содержание учебного материала 1 Правила техники безопасности и эксплуатации ККМ 6 3
Практические занятия 2 1 Пр. Изучение устройства различных видов ККМ Самостоятельная работа обучающихся:
4 Тема 2.2.
Подготовка ККМ к работе. Получение Х-отчетов на начало и конец рабочего дня на различных видах ККМ
Практические занятия 12 1 Упр. В реж. «АД»: Получение Х-отчета на начало рабочего дня, запись в книгу кассира- опер. На КМ типа «Меркурий 112ф» 2 Упр. В реж. «АД»: Получение Х-отчета на начало рабочего дня, запись в книгу кассира- опер. На КМ типа «Меркурий 115ф» 3 Упр. В реж. «АД»: Получение Х-отчета на начало рабочего дня, запись в книгу кассира- опер. На КМ типа «Меркурий 130ф 4 Упр. В реж. «АД»: Получение Х-отчета на начало рабочего дня, запись в книгу кассира- опер. На КМ типа «Меркурий 140ф 5 Упр. В реж. «АД»: Получение Х-отчета на начало рабочего дня, запись в книгу кассира- опер. На КМ типа «Астра 100ф» 6 Упр. В реж. «АД»: Получение Х-отчета на начало рабочего дня, запись в книгу кассира- опер. На КМ типа «Касби 02К» Самостоятельная работа обучающихся: Изготовление и заполнение инструкционных карт по теме, разбор реквизитов документов. Техника получения полученных документов 6 Тема 2.3.
Работа на различных видах ККМ типа «Меркурий» в кассовом режиме
Содержание учебного материала 5 3
1-5 Техника получение чеков продажи на ККМ Практические занятия 19 1-5 Упр. В реж. «Касса»: формирование чеков продажи на КМ»Меркурий 112ф» 6-10 Упр. В реж. «Касса»: формирование чеков продажи на КМ»Меркурий 115ф» 11-16 Упр. В реж. «Касса»: формирование чеков продажи на КМ»Меркурий 130ф» 17-19 Упр. В реж. «Касса»: формирование чеков продажи на КМ»Меркурий 140ф» Самостоятельная работа обучающихся: Изготовление и заполнение инструкционных карт по теме, разбор реквизитов документов. Техника получения полученных документов 12 Тема 2.4.
Работа на различных видах ККМ типа «Астра» и «Касби» в кассовом режиме Практические занятия 12 1 Упр. В реж. «Касса»: формирование чеков продажи на КМ «Астра 100ф» 2 Упр. В реж. «Касса»: формирование чеков продажи на КМ «Касби 02К» Самостоятельная работа обучающихся: Изготовление и заполнение инструкционных карт по теме, разбор реквизитов документов. Техника получения полученных документов 6 Тема 2.5.
Получение Х-отчетов на конец рабочего дня. Оформление книги кассира – операциониста Практические занятия
18 1 Упр. В реж. «АД»: Получение Х-отчета на конец раб дня и оформление книгикассира- операциониста на КМ типа «Меркурий 112ф» 2 Упр. В реж. «АД»: Получение Х-отчета на конец раб дня и оформление книги кассира- операциониста на КМ типа «Меркурий 115ф» 3 Упр. В реж. «АД»: Получение Х-отчета на конец раб дня и оформление книги кассира- операциониста на КМ типа «Меркурий 130ф 4 Упр. В реж. «АД»: Получение Х-отчета на конец раб дня и оформление книги кассира- операциониста на КМ типа «Меркурий 140ф» 5 Упр. В реж. «АД»: Получение Х-отчета на конец раб дня и оформление книги кассира- операциониста на КМ типа «Астра 100ф» 6 Упр. В реж. «АД»: Получение Х-отчета на конец раб дня и оформление книги кассира- операциониста на КМ типа «Касби 02К» Самостоятельная работа обучающихся: Изготовление и заполнение инструкционных карт по теме, разбор реквизитов документов. Техника получения полученных документов 9 Тема 2.6.
Получение Z-отчёта. Распечатка ЭКЛ.Оформление ЭКЛ на ККМ различных типов.
. Содержание учебного материала 2 1 Работа с тестами 3
Практические занятия 11 1 Упр. В реж. «АД»: получение Z- отчета, распечатка ЭКЛ и её оформление на КМ типа «Меркурий» 2 Упр. В реж. «АД»: получение Z- отчета, распечатка ЭКЛ и её оформление на КМ типа «Астра» и «Касби» 3 Упр. По выполнению всех режимов 4 Работа с тестами. Выполнение профессиональных задач Самостоятельная работа обучающихся: 6 Тема 2.7
Другие виды контрольно кассовой техники Содержание учебного материала 11 2
1 Штрих-кодовая технология. Сканеры, их виды , особенности. Штрих- код, виды, правила определения подлинности. РОS- системы и РОS-терминалы. Принтеры этикеток. Терминалы сбора данных. РМК: назначение, устройство. Организация работы кассира РМК Самостоятельная работа обучающихся: 6 Тема 2.8.
Повторение материала Содержание учебного материала 12 2
Самостоятельная работа обучающихся: 6 Итого 2 курс 93 ч. Итого 3курс 108ч Всего : 201ч 4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечениюДля реализация профессионального модуля в наличии имеется кабинет специальных дисциплин , торговая мастерская.
Оборудование учебного кабинета:
- комплекты учебно-методической документации;
- посадочные места по количеству обучающихся- 32
- рабочее место преподавателя-1
- наглядные пособия;
Оборудование мастерской:
- комплекты учебно-методической документации;
- посадочные места по количеству обучающихся-20
- рабочее место преподавателя-1
- весоизмерительное оборудование;
- торговая мебель: витрины, прилавки, горки;
- торговый инвентарь;
- образцы товаров;
- уголок покупателя
Технические средства обучения- ПК, мультимедийное оборудование
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику
4.2. Информационное обеспечение обученияПеречень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Учебники
1.Косарева Г.С. Контролёр - кассир торгового зала.- М.: Издательский центр «Академия», 2011.-64с.
2.Никитченко Л.И. контрольно – кассовые машины.- М.: Академия,2010.-72
Дополнительные источники:
Журналы
«Современная торговля»
«Торговое оборудование»
«Товароведение продовольственных товаров»
Интернет- ресурсы
www. torgrus .com -сайт «Новости и технологии торгового бизнеса»
www. sovtorg.panor.ru- «Сщвременная торговля»
www.consultant.ru- правовая система Консультант Плюс 4.3. Общие требования к организации образовательного процессаПреподавание МДК.03.01. «Эксплуатация контрольно- кассовой техники» ПМ.03 «Работа на контрольно- кассовой технике и расчёты с покупателями» имеет практическую направленность.
Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков предусматриваются практические занятия, которые проводятся после изучения соответствующих тем. Для развития творческой активности обучающихся в программе предусмотрено выполнение самостоятельных творческих работ.
Преподавание МДК.03.01«Эксплуатация контрольно- кассовой техники» ПМ.03 «Работа на контрольно- кассовой технике и расчёты с покупателями» взаимосвязана с другими общепрофессиональными дисциплинами ОП.03. «Организация и технология розничной торговли», ОП.02. « Основы бухгалтерского учета»
В процессе изучения ПМ.03 преподаватели и мастера производственного обучения должны использовать активные формы проведения занятия с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Учебная практика УП.00. проводится на базе учебного заведения- в лаборатории « Торговое дело». Для выполнения программы практики учебная группа делится на две подгруппы. Руководство подгруппами осуществляет мастер производственного обучения.
Формой итоговой аттестации по ПМ.03 «Работа на контрольно - кассовой технике и расчёты с покупателями» является проведение междисциплинарного экзамена.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процессаТребования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):

Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Инженерно-педагогический состав: Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимися профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Мастера: должны иметь на 1-2 разряда по профессии выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)Результаты
(освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ПК1. Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями.
Эксплуатация ККТ различных видов произведена верно, в соответствии с требованиями НТД и правил техники безопасности
Определение и устранение мелких неисправностей ККТ произведено верно, в соответствии с требованиями НТД и правил техники безопасности
Расчётные операции с покупателями произведены верно, в соответствии с требованиями НТД Тестирование
Экспертное наблюдение и оценка практических и учебно- производственных работ
Экзамен
ПК 2. Проверять платежеспособность государственных денежных знаков.
Эксплуатация детектора подлинности купюр произведено верно, в соответствии с требованиями НТД и правил техники безопасности
Определение признаков подлинности государственных денежных знаков произведено верно, в соответствии с требованиями инструкций ЦБ Экспертная оценка на практическом занятии и при прохождении учебной практики
ПК3. Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги Оценка качества товаров по органолиптическим показателям произведена верно, в соответствии с требованиями НТД и правил техники безопасности
Осмотр товаров произведен верно, в соответствии с требованиями НТД и правил техники безопасности
Тестирование
Экспертное наблюдение и оценка практических и учебно- производственных работ
Экзамен
ПК 4. Оформлять документы по кассовым операциям Оформление документов по кассовым операциям произведено своевременно и верно, в соответствии с инструкцией Тестирование
Экспертное наблюдение и оценка практических и учебно- производственных работ
Экзамен
ПК5.Осуществляь контроль сохранности товарно-материальных ценностей.
Контроль сохранности товаро- материальных ценностей производится верно, в соответствии с требованиями НТД
Тестирование
Экспертное наблюдение и оценка практических и учебно- производственных работ
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только уровень сформированности профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций, обеспечивающих их умений .
Результаты
(освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
Демонстрация интереса к будущей профессии Экспертное наблюдение и оценка на теоретических и практических занятиях, при выполнении учебно- производ работ
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителе Обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области продажи товаров ;
Демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач; Экспертное наблюдение и оценка на теоретических и практических занятиях, при выполнении учебнопроиз.рабо
ОК 3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
Экспертное наблюдение и оценка на теоретических и практических занятиях, при выполнении учебно- производственных работ
ОК 4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Решение нетиповых профессиональных задач с привлечением самостоятельно найденной информации Экспертное наблюдение и оценка на теоретических и практических занятиях, при выполнении учебно- производственных работ
ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Оформление результатов самостоятельной работы с использованием ИКТ
Демонстрация навыков использования информационно- коммуникационной технологии в профессиональной деятельности. Экспертное наблюдение и оценка на теоретических и практических занятиях, при выполнении учебно- производственных работ
ОК 6.Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Взаимодействие с обучающимися, преподавателями в ходе обучения.
Выполнение обязанностей в соответствии с ролью в группе
Участие в планировании и организации групповой работы Экспертное наблюдение и оценка на теоретических и практических занятиях, при выполнении учебно-производ. работ
ОК 7.Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров. Демонстрация соблюдения правил реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров Экспертное наблюдение и оценка на теоретических и практических занятиях, при выполнении учебно- производственных работ
ОК 8.Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности Экспертное наблюдение и оценка на теоретических и практических занятиях, при выполнении учебно- производственных работ
Разработчики:
___________________ __________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
___________________ _________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)