Образовательная программа военно-патриотической направленности «Юный патриот»

Управление образования Каргатского района
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Каргатский Дом детского творчества


Рассмотрена и одобрена «Утверждаю»
на заседании директор ДДТ педагогического совета ________С.В. Парамонова №__от__________


Образовательная программа
военно-патриотической направленности
«Юный патриот»


Срок реализации программы - 1 года
Возраст обучающихся – 7-10 лет
Автор: педагог дополнительного
образования детей
Кондратьев Евгений Михайлович
высшей квалификационной
категории.

Каргат
2015г.

Содержание

1. Пояснительная записка. 3стр.
2. Технология реализации образовательной программы. 6 стр.
3. Учебный план 10 стр.
4. Учебно-тематическое планирование первого года
обучения 11 стр.
5. Учебно-тематическое планирование второго года
обучения 15 стр. 6. Учебно-тематическое планирование третьего года
обучения 18 стр.
7.Описание базовых тем. 21 стр.
8. Список литературы. 22 стр.










I. Пояснительная записка
Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации. Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России.
Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации. В качестве конкретизации такого подхода к изучению края в начальной школе предлагается программа «Милый сердцу уголок». В рамках программы мы рассматриваем понятие патриот как человек, преданный своей семье, классу, школе, городу, краю и любящий их. Программа “Милый сердцу уголок” долгосрочная – с 1-го по 4-й класс. Главное в программе – системный подход к формированию патриотической позиции школьников. Программа включает 4 блока ( «Семья вся вместе – и душа на месте», «Школа – мой второй дом», «Маршанское – село родное», «Родной свой край люби и знай»), связанных между собой логикой формирования патриота Родины.
1. Цель работы по патриотическому воспитанию:
формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего села;
сохранение истории нашего края для будущих поколений;
воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.
Для достижения цели должны решаться следующие задачи:
2. Задачи работы по патриотическому воспитанию:
Сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего села, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Новосибирской области, культуру безопасного поведения в своей местности.
Сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.
Развивать мотивацию к безопасному поведению.
Воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа.
Организовать экскурсии по местам Района, села и области.
Сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании.
Вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности;
3. Исполнители программы:
Учащиеся, родители и руководитель кружка.
II. Актуальность программы.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания, сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей гимназии. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Воспитывать патриотические чувства следует через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Направления работы:
Информационно-просветительская работа – пропаганда патриотического воспитания, наглядная агитация.
Научно-методическая работа – разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их внедрение в учебный процесс.
Профилактическая работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений, в поведении обучающихся, формировать личностный и социально-значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах.
Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание уровня воспитанности обучающихся и безопасного поведения.
Принципы, положенные в основу программы.
При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся, руководствуемся в своей деятельности следующими принципами:
Последовательности, гуманизации, интеграции, системности.
Сроки реализации программы.
Срок реализации программы – 4 года. Каждое мероприятие рассчитано на 45 минут и проводится 1 раз в неделю.
В содержание данной программы включены мероприятия, охватывающие все направления воспитательной деятельности.
Содержание программы.
Программа «Юный патриот» включает в себя четыре блока:
Семья вся вместе – и душа на месте
Школа – мой второй дом
Маршанское - село родное
Родной свой край люби и знай
1 блок. «Семья вся вместе – и душа на месте».
Задачи:
воспитывать в детях уважение и любовь к семье;
формировать чувства ответственности перед будущей семьей.
Предполагаемый результат деятельности: формирование у учащихся семейных ценностей, воспитание семьянина; приобщение семьи к процессу воспитания детей; укрепление связи школы и семьи в интересах развития ребенка.
2 блок. «Школа – мой второй дом».
Задачи:
формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность;
воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний.
Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений “ученик – учитель”, “ученик-ученик”, выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в гимназии, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
3 блок. «Слободчики – село родное»
Задачи:
формировать представления о специфике села, об истории села;
приобщать детей к насущным заботам жителей села, к участию в различных общественных инициативах;
воспитывать любовь к своему селу, уважение к его истории и жителям.
Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному селу, осознание своей причастности к его истории через судьбы собственной семьи, личного отношения к прошлому и настоящему Слободчиков.
4 блок. «Родной свой край люби и знай»
Задачи:
формировать представления об истории родного края, о культурных, политических, экономических особенностях области;
воспитывать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей народа.
Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному краю, осознание того, что настоящий патриот любит свою Родину и гордится ею, изучает её историю, культурное, духовное наследие, готов к защите Отечества.
Программа состоит из четырех ступеней:
1 ступень – 1 класс (33 часа);
2 ступень – 2 класс (34 часа);
3 ступень – 3 класс (34 часа);
4 ступень – 4 класс (34 часа).
Приоритетность программы: дети из неполных и многодетных семей.
Предполагаемое количество занятых в ВСО – 20 человек.
Возрастные особенности.
В подростковом и юношеском возрасте активно идёт процесс познавательного развития. Дети подросткового и юношеского возраста уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом.
Особенно заметным в эти годы становится рост сознания и самосознания детей, представляющий собой существенное расширение сферы осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Развитие самосознания ребёнка находит своё выражение в изменении мотивации основных видов деятельности: учения, общения, труда. В подростковом возрасте активно совершенствуется самоконтроль деятельности, происходят важные процессы связанные с перестройкой памяти.
Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только возрастной любознательностью подростков, но и желанием продемонстрировать окружающим свои способности. В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся.
Финансирование: спонсорские средства, РОНО, отдел по делам молодежи, ДДТ.

Цель программы:
Создание условий военно-спортивного объединения, способного эффективно осуществлять подготовку молодёжи к службе в армии, а также решать проблемы занятости и досуга.
Задачи:
- образовательные
Обучение молодежи основам службы в Вооруженных Силах РФ.
Формирование у ребят морально-психологических качеств, уважительного отношения к Вооружённым Силам Российской Федерации и военной профессии.

- развивающие
Развитие деловых качеств: самостоятельности, ответственности, активности, дисциплинированности.
Формирование потребностей в самопознании, самореализации.

- воспитательные
Воспитание социальной активности; гражданской позиции; культуры
общения и поведения в социуме; навыков здорового образа жизни.



Модель выпускника
Обучающийся должен:
Знать: Историю В.С. России, правила оказания первой медицинской помощи, уставы внутренней службы, поражающие факторы оружия массового поражения и действия при его применении, Т.Т.Х. В.С. России, состав и структуру В.С.
Уметь: Ориентироваться и двигаться по карте днем и ночью, составлять схему маршрута, план местности, пользоваться альпинистскими снаряжениями, оказывать П.М.П. , двигаться строевым шагом в одиночном строю и в подразделении, выполнять строевые приемы, обращаться с оружием, проводить разведку, маскироваться, действовать в составе отделения.
Характеристика программы
по направленности (военно-спортивная)
по форме реализации (групповая, индивидуальная, парная)
по возрасту (11 – 17 лет) для обучающихся среднего и старшего школьного возраста
по продолжительности реализации - трёхгодичная
по уровню содержания (практико-ориентированная)
по полу - смешанная
по способу реализации – военно-спортивная
по образовательным областям – словесность, практика.

Режим работы:
Программа рассчитана на три года обучения для обучающихся 11-17 лет.
- группа первого года обучения из расчёта 4 часа в неделю всего 128 ч.
- группа второго года обучения из расчёта 4 часов в неделю всего 128ч.
- группа третьего года обучения из расчёта 6 часов в неделю всего 192ч.
При разработке программы учитывались требования, предъявляемые к программам дополнительного образования, социальный заказ.






Технология реализации образовательной программы:
При реализации программы используются следующие методы и формы работы:
объяснительно иллюстрированный (при объяснении нового)
творческий;
репродуктивные (способствуют формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений)
устного контроля и самоконтроля
самостоятельная деятельность.
Методы работы – раскрывают творческие способности ребёнка, дают ему возможность попробовать себя (свои силы), создают для учащихся ситуацию успеха.
Формы работы:
индивидуальная
парная
групповая

Основополагающими принципами реализации программы являются:
Принцип гармонизации личности и среды - ориентация на максимальную самореализацию личности.
Принцип гуманизации – обеспечение благоприятных условий освоение общечеловеческих социально-культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания и отдыха детей.
Принцип наглядности – выражается в том, что у ребёнка более развита наглядно образная память, чем словестно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представления.
Принцип сознательности – предусматривает заинтересованное, а не механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений.
Принцип доступности – выражается в соответствии учебного материала возрастным и психологическим особенностям детей, в создании адекватной педагогической среды.
Принцип комплексности, системности и последовательности – обязывает строить процесс обучения таким образом, чтобы учебная деятельность связанная со всеми сторонами воспитательной работы, а овладением новыми знаниями, умениями, и навыками опиралось на то, что уже усвоено.
Принцип взаимодействия:
- взаимодействие между взрослыми и детьми;
- взаимодействие детей как партнеров по творческой деятельности.
Механизмы реализации.
Программа объединения отражает общий содержательный компонент воспитания – воспитания гражданина и патриота. Реализация программы подразумевает совместные действия ВСК и объедиений, учреждений культуры и спорта, РОНО, а также других организаций и заинтересованных лиц в следующих направлениях:
Начальная военно-прикладная подготовка;
Физическая подготовка, элементы рукопашного боя;
Начальная медицинская подготовка;
Занятия по военной истории.

Материальная база
Для реализации программы необходимы следующие условия:
Помещение:
спортивный зал, оборудованный принудительной вентиляцией (двойного действия);
тир с пулеулавлителями;
Спортивные тренажеры и снаряды:
борцовский ковер и покрытие;
бойцовский манекен;
груши и бойцовские мешки;
лапы;
перчатки (снарядные, боксерские), защита;
силовые тренажеры;
Средства военной комплектации:
учебное оружие:
- винтовки и пистолеты пневматические;
бинокли;
саперные лопаты;
ОЗК;
противогазы.
Дидактические средства:
литература;
плакаты;
аудиокассеты;

Технические средства:
телевизор;
видеоматериалы;
фотоаппарат;
компьютер.
При соблюдении всех условий, возможна максимальная наполняемость учебного процесса, сделать его живым и действенным.
Методическое обеспечение программы:

1.Учебный класс ОБЖ
2.Спорт.зал и спортивный инвентарь
3.Пневматические винтовки
4.Макет учебного автомата -1 ед.
5.Противогазы
6.Компас школьный 2 шт.
7.Компас "АНДРИАНОВА"- 3 шт
8.Компас с прицелом –1 шт.
9.МиныТМ-2 ед.
10.Мины П/П-2ед
11.Гранаты Ф-1 – 3 ед.
12.Плакаты по строевой подготовке -7шт.
13.Плакаты по ГО и ЧС - 8 шт.
14.Плакаты по прохождению военной службы -5шт
15.Плакаты по терроризму - 10шт.
16. Плакаты по прохождение службы по контракту - 2 шт.

Условия эффективной педагогической деятельности
создание позитивного психологического климата в коллективе;
осознание целесообразности занятий и определение перспектив совместного общения;
стимулирование познавательного интереса воспитанников и родителей.

Оценка результатов образовательной деятельности.
Для оценки результативности образовательной программы применяется входной, промежуточный и итоговый контроль.
Цель входного контроля диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся. Формы оценки диагностики анкетирование, собеседование с обучающимися.
Цель промежуточного контроля: проверка освоения образовательной программы. Формы оценки текущие тестовые задания, устный и письменный опрос, творческие задания.
Форма поощрения словесная, знания оцениваются в устной форме по 2- бальной системе: хорошо и отлично.
Цель итогового контроля: освоения образовательной программы по годам.
Формы контроля: итоговые тестовые задания, диагностическое анкетирование.
По результатам контроля проводится индивидуальная работа с отстающими.
Ожидаемые результаты.
Работа объединения будет способствовать подъему авторитета служб в Вооруженных Силах РФ среди молодежи допризывного возраста. Появятся условия для физического и духовного развития будущих защитников Родины. Занятость в свободное и каникулярное время отвлечет юношей и девушек от правонарушений, что положительно повлияет на обстановку в селе.
НОРМАТИВЫ:
1.Надевание противогаза № 1 отд. –7, хор – 9, удовл – 11.
2. Надевание ОЗК № 2, отл- 1,20. хор-1,30. ;удов.-1,40
3. Разряжение магазина АК-74 отл-7 , хор-9 , удов.-II"
4.Снаряжение магазина АК-74 отл-28", XOР.-30", удов-35
5. Разборка АК- 74 отл –12, хор – 17, удовл. – 23.
6. Сборка АК-74 отл – 22, хор-25". удов.-30".
7. Отрывка окопа для стрельбы лежа - 1час 10 мин.- отл.
1час 25мин - хор.
1 час.35мин.-удовл.
8. Отрывки окопа для стрельбы стоя 1 час 45 мин. – отл.


Результативность работы
Для совершенствования своего военно-спортивного мастерства осуществляется сотрудничество с новосибирской организацией русских боевых единоборств «Русский щит». С большим пониманием и поддержкой к ним относится Управление образования администрации Каргатского района, Комитет по делам молодежи, ООО Маршанское и др. Деятельность объединения постоянно освещается в средствах массовой информации.


· УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Наименование тем
1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения



т
п
т
п
т
п

1.
Организационное занятие
2

2

2


2.
Тактическая (тактико-специальная) подготовка
4
6
4
6
4
10

3.
Огневая подготовка
6
16
6
16
6
36

4.
Защита от оружия массового поражения
3
5
3
5
3
5

5
Инженерная подготовка
2
4
2
4
1
6

6.
Уставы ВС РФ
8
3
8
3
10
3

7.
Строевая подготовка
1
9
1
9
1
34

8.
Физическая подготовка
5
26
5
26
2
38

9.
Военная топография
2
6
2
6
2
8

10.
Военно-медицинская подготовка
6
6
6
6
5
6

11.
Противопожарная подготовка
4
4
4
4
5
5


Всего
43
85
43
85
37
155

128 128 192






Учебно-тематический план первого года обучения
Задачи:
Образовательная:
- обучение основам начальной военной подготовки
- ознакомить с положением о статусе военнослужащего.
-ознакомить с Конституцией Российской Федерации.
-ознакомление с Общевоинскими уставами ВС.РФ.
-ознакомить с материальной частью АК-74, способами его разборки и сборки, разряжение и снаряжение магазина.
Развивающие:
- развить навыки выполнения I комплекса УГГ и вольных упражнений.
- развивать навыки в умении готовить пищу, укомплектовывать вещевой мешок, установить палатку, развести костер, подобрать продукты.
- развивать умения правильно выполнять строевые приемы на месте.
- развивать умения правильно и без ошибок надевать противогаз, ОЗК.
Воспитательные:
- воспитание бережного обращения с оружием АК-74,
- воспитание чувства патриотизма, уважение к истории России, вооруженным силам, государственной символике;

Тема
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май



т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п

1
Организационное занятие
2
















2
Тактическая (тактико-специальная) подготовка


















Действия солдата в бою
2


4














Вооружение и боевая техника.
1

















Действия при подъеме и тревоге
1
2















3
Огневая подготовка


















Материальная часть автомата Калашникова
2


1

1

1

1

1

1




Основы и правила стрельбы.


2
1

1

1

1








Приемы и способы ведения огня из стрелкового оружия


2
2

1

1

1

1





4
Защита от оружия массового поражения


















Средства индивидуальной и коллективной защиты




1
2












Действие личного состава на зараженной местности




2
1

1

1







5
Инженерная подготовка


















Инженерное оборудование и маскировка позиций.




2
1







3



6.
Уставы ВС РФ


















Военная присяга














1
2


Боевое знамя воинской части






1











Военнослужащие и взаимоотношения между ними. Размещение военнослужащих. Распределение времени и повседневный порядок.






2











Обязанности лиц суточного наряда






3
1










Воинская дисциплина, поощрения и дисциплинарные взыскания






1










7.
Строевая подготовка


















Строевые приемы и движение без оружия








0,5
2

2

1




Строевые приемы и движение с оружием.








0,5
2

2





8.
Физическая подготовка


















Рукопашный бой
2
4

4
1

1



1
3

3

3


Лыжная подготовка и и ускоренное передвижение





2

2

2








Игровые занятия





1

1

1







9.
Военная топография


















Измерения на местности








1
1

1

1




Ориентирование на местности без карты








1
1

1

1



10
Военно-медицинская подготовка


















Первая медицинская помощь при ожогах и обморожениях










1
1






Первая медицинская помощь при несчастных случаях










1
1






Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях












2
1

1


Первая медицинская помощь при переломах костей, вывихах и ушибах












2
1

1

11
Противопожарная подготовка


















Правила пожарной безопасности














2
2


Способы и приемы тушения пожаров














2
2



10
6
4
12
6
10
8
8
3
13
3
13
4
12
5
11

ВСЕГО
16
16
16
16
16
16
16
16





Прогнозируемый результат
1 года обучения
Знания:
- знать историю создания ВС. РФ
- знать основы начальной военной подготовки
- знать положение о статусе военнослужащего.
-знать Конституцию Российской Федерации.
-знать общие положения Общевоинских уставов ВС.РФ.
-знать материальную часть АК-74,его разборку и сборку, разряжание и снаряжение магазина.
- знать обязанности каждого гражданина по защите своей Родины.
Умения:
-Уметь правильно использовать материальную базу ВПО. во время занятии,
- Уметь правильно использовать общевоинские уставы в повседневной жизни.
-Уметь правильно выполнять I комплекс УГГ или вольных упражнений.
- Уметь правильно готовить пищу, укомплектовывать вещевой мешок. установить палатку, развести костер, подобрать продукты.
- Уметь правильно выполнять строевые приемы на месте.
- Уметь правильно и без ошибок надевать противогаз, ОЗК.
Навыки:
- Иметь навыки использования положение уставов во время занятий в ВПО.
- Иметь навыки обращения с оружием АК-74,
- Иметь навыки установки палатки и приготовления пищи,
- Иметь навыки в использовании своей физической подготовленности в бою.
Подведение итогов в форме зачета (приложение № 1)
Описание базовых тем
1.Тактическая (тактико-специальная) подготовка - Характеристика общевойскового боя. Предназначение, огневые средства, боевые задачи, и возможности мотострелкового отделения и взвода.
2.Защита от оружия массового поражения - Действия личного состава при вспышке ядерного взрыва.
3.Инженерное оборудование - Оборудование окопов и укрытий для личного состава и техники
4.Военная присяга - Содержание военной присяги, порядок принятия и ответственность в случае нарушения.
5.Военная топография - Линейные и угловые единицы измерений.
6. Военно-медицинская подготовка- Профилактика и первая медицинская помощь.
7.Правила пожарной безопасности- Меры пожарной безопасности в казармах.


Учебно-тематический план второго года обучения
Задачи:
Образовательная:
- обучение основам начальной военной подготовки
- ознакомить с положением о статусе военнослужащего.
-ознакомление с Общевоинскими уставами ВС.РФ.
-ознакомить с материальной частью АК-74, способами его разборки и сборки, разряжение и снаряжение магазина.
Развивающие:
- развить навыки выполнения I комплекса УГГ и вольных упражнений.
- развивать навыки в умении готовить пищу, укомплектовывать вещевой мешок. установить палатку, развести костер, подобрать продукты.
- развивать умения правильно выполнять строевые приемы на месте.
- развивать умения правильно и без ошибок надевать противогаз, ОЗК.
Воспитательные:
- воспитание бережного обращения с оружием АК-74,
- воспитание чувства патриотизма, уважение к истории России, вооруженным силам, государственной символике;

Тема
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май



т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п

1.
Организационное занятие
2
















2.
Тактическая (тактико-специальная) подготовка


















Действия солдата в бою
2


4














Вооружение и боевая техника.
1

















Действия при подъеме и тревоге
1
2















3.
Огневая подготовка


















Материальная часть автомата Калашникова
2


1

1

1

1

1

1




Основы и правила стрельбы.


2
1

1

1

1








Приемы и способы ведения огня из стрелкового оружия


2
2

1

1

1

1





4..
Защита от оружия массового поражения


















Средства индивидуальной и коллективной защиты




1
2












Действие личного состава на зараженной местности




2
1

1

1







5
Инженерная подготовка


















Инженерное оборудование и маскировка позиций.




2
1







3



6.
Уставы ВС РФ


















Военная присяга














1
2


Боевое знамя воинской части






1











Военнослужащие и взаимоотношения между ними. Размещение военнослужащих. Распределение времени и повседневный порядок.






2











Обязанности лиц суточного наряда






3
1










Воинская дисциплина, поощрения и дисциплинарные взыскания






1










7.
Строевая подготовка


















Строевые приемы и движение без оружия








0,5
2

2

1




Строевые приемы и движение с оружием.








0,5
2

2





8.
Физическая подготовка


















Рукопашный бой
2
4

4
1

1



1
3

3

3


Лыжная подготовка и и ускоренное передвижение





2

2

2








Игровые занятия





1

1

1







9.
Военная топография


















Измерения на местности








1
1

1

1




Ориентирование на местности без карты








1
1

1

1



10.
Военно-медицинская подготовка


















Первая медицинская помощь при ожогах и обморожениях










1
1






Первая медицинская помощь при несчастных случаях










1
1






Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях












2
1

1


Первая медицинская помощь при переломах костей, вывихах и ушибах












2
1

1

11.
Противопожарная подготовка


















Правила пожарной безопасности














2
2


Способы и приемы тушения пожаров














2
2



10
6
4
12
6
10
8
8
3
13
3
13
4
12
5
11

ВСЕГО
16
16
16
16
16
16
16
16

Прогнозируемый результат
2 года обучения
Знать:
- знать положение о статусе военнослужащего.
-знать Конституцию Российской Федерации.
-знать общие положения Общевоинских уставов ВС.РФ.
-знать материальную часть АК-74,его разборку и сборку, разряжание и снаряжение магазина.
Уметь:
-Уметь правильно использовать материальную базу ВПО. во время занятии,
- Уметь правильно использовать общевоинские уставы в повседневной жизни.
-Уметь правильно выполнять I комплекс УГГ или вольных упражнений.
- Уметь правильно готовить пищу, укомплектовывать вещевой мешок. установить палатку, развести костер, подобрать продукты.
- Уметь правильно выполнять строевые приемы на месте.
- Уметь правильно и без ошибок надевать противогаз, ОЗК.
Быть:
- Иметь навыки обращения с оружием АК-74,
- Иметь навыки установки палатки и приготовления пищи,
- Иметь навыки в использовании своей физической подготовленности в бою.
Подведение итогов в форме зачета (приложение № 1)
Описание базовых тем
1.Тактическая (тактико-специальная) подготовка - Подготовка оружия и боеприпасов к ведению огня. Наблюдение за полем боя.
2.Защита от оружия массового поражения - Действие личного состава на зараженной местности.
3.Инженерное оборудование - парный окоп для стрельбы их автомата.
4. Боевое знамя воинской части- Боевое знамя воинской части. Порядок его хранения и охраны.
5. Рукопашный бой -Изготовка к бою без оружия и с оружием. Передвижение в боевой стойке.
6. Военно-медицинская подготовка- Профилактика и первая медицинская помощь.
7.Правила пожарной безопасности- Меры пожарной безопасности в казармах.

Учебно-тематический план третьего года обучения
Задачи:
Образовательная:
- обучение теоретическим знаниям по действию в ЧС;
- Научить способам ориентирования и приемам передвижения по карте днем и ночью, составлять схему маршрута, план местности, пользоваться альпинистскими снаряжениями, оказывать П.М.П. , двигаться строевым шагом в одиночном строю и в подразделении, выполнять строевые приемы, обращаться с оружием, проводить разведку, маскироваться, действовать в составе отделения.
Развивающие:
- развитие практических умений по оказанию первой медицинской помощи, ориентированию, выживанию, военной подготовки.
Воспитательные:
- воспитание бережного обращения с оружием АК-74,
- воспитание чувства патриотизма, уважение к истории России, вооруженным силам, государственной символике;

Тема
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май



т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п

1.
Организационное занятие
2
















2.
Тактическая (тактико-специальная) подготовка


















Действия солдата в бою
2


4

3

1










Вооружение и боевая техника.
1

















Действия при подъеме и тревоге
1
2















3.
Огневая подготовка


















Материальная часть автомата Калашникова
2


2

2

2

2

2

2

2


Основы и правила стрельбы.


2
1

2

2

2

1

2

2


Приемы и способы ведения огня из стрелкового оружия


2
2

2

2

2

2





4..
Защита от оружия массового поражения


















Средства индивидуальной и коллективной защиты




1
2












Действие личного состава на зараженной местности




2
1

1

1







5
Инженерная подготовка


















Инженерное оборудование и маскировка позиций.




1
1



2



3



6.
Уставы ВС РФ


















Военная присяга














1
2


Боевое знамя воинской части






1











Военнослужащие и взаимоотношения между ними. Размещение военнослужащих. Распределение времени и повседневный порядок.






2











Обязанности лиц суточного наряда






3
1










Воинская дисциплина, поощрения и дисциплинарные взыскания






2










7.
Строевая подготовка


















Строевые приемы и движение без оружия
0,5
2

2

2

2

3

3

2

2


Строевые приемы и движение с оружием.
0,5
2

2

2

2

2

2

2

2

8.
Физическая подготовка


















Рукопашный бой
2
6

6







4

4

4


Лыжная подготовка и и ускоренное передвижение





2

2

2








Игровые занятия

1

1

1

1

1

1

1

1

9.
Военная топография


















Измерения на местности








1
1

1

1

1


Ориентирование на местности без карты








1
1

1

1

1

10.
Военно-медицинская подготовка


















Первая медицинская помощь при ожогах и обморожениях










1
1






Первая медицинская помощь при несчастных случаях










1
1






Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях












1
1

1


Первая медицинская помощь при переломах костей, вывихах и ушибах












2
1

1

11.
Противопожарная подготовка


















Правила пожарной безопасности












1

1
2


Способы и приемы тушения пожаров








3


3







11
13
4
20
4
20
8
16
5
19
2
22
3
21
3
21

ВСЕГО
24
24
24
24
24
24
24
24




Прогнозируемый результат
3 года обучения
Знать:
- Знать дисциплинарный устав, права командиров и подчиненных, порядок поощрений взысканий, что такое воинская дисциплина,
-Знать меры безопасности при стрельбе, условия выполнения начального упражнение
-Знать географические знаки, стороны света, устройство, компаса "АНДРИАНОВА", как правильно можно использовать канат, веревку, и подручные средства.
- Знать порядок прохождения строевым шагом, порядок перестроения в колоне по одному и с колоны по два в колону по три а также в обратной последовательности. Знать строевую песню
-Знать какие индивидуальные средства можно изготовит: из подручных средств, простейшие укрытия, правильность выполнения норматива № 1 надевание противогаза.
Уметь:
- Правильно использовать свое учебное время.
- Умет в повседневной жизни использовать положения дисциплинарного устава.
- Правильно использовать, автомат Калашникова М-74 при заполнении начального упражнения по стрельбе.
-Уметь прокладывать маршрут, правильно использовать компас "АНДРИАНОВА", канат, веревку, подручные средства.
-Уметь соблюдать меры безопасности, правильно выполнять упражнения на гимнастических снарядах.
- Уметь правильно проходить строевым шагом, торжественным маршем, выполнять строевые приемы на месте и в движении, с песней и походным шагом.
- Уметь правильно выполнять норматив №1 надевание противогаза, использовать средства индивидуальной защити.
Быть:
-Иметь навыки использования с полной отдачей учебного времени.
-Иметь навыки использования общих положений дисциплинарного устава, по отношению командирам и начальникам.
- Иметь навыки в использовании автомата Калашникова АК-74
-Иметь навыки при выполнении различных упражнений на снарядах и вольных упражнений.
- Иметь навыки в использовании сторон света, маршрута, школьного ящика и различных видов компасов.
-Иметь навыки при выполнении строевых приемов и различных перестроений.
Подведение итогов в форме зачета (приложение № 1)
Описание базовых тем
1.Организационное занятие: техника безопасности, во время занятий. Ознакомление с планом проведения занятий на учебный год.
2.Уставы ВС РФ. Изучение дисциплинарного Устава, порядок поощрений и взысканий прав командиров по отношению к подчиненным. Чем достигается воинская дисциплина. На чем основывается воинская дисциплина. Чему обязывает воинская дисциплина. Что такое воинская дисциплина.
3.Огневая подготовка. Меры безопасности, условия выполненья начального упражнения
4.Туриская подготовка Изучение маршрута, стороны света, местные предметы, компас «АНДРИАНОВА», географические знаки, канат, веревка, и использование их.
5.Физическая подготовка. Меры безопасности, упражнение на перекладине,
подтягивание , 2-ой комплекс УГГ или вольных упражнений, прыжки через коня, в длину, высоту.
6.Строевая подготовка. Обучение строевому шагу, в колонну по 1, по 2, по 3-, повороты в движении, строевой шаг с песней, походный шаг, прохожде-ние торжественным маршем.
7. ГО и ЧС. Изучение индивидуальных средств защиты из подручных средств, К-Т отработка норматива по надеванию противогаза № 1, простейшие укрытия.
8. Инженерная подготовка. Оборудование окопов и укрытий для личного состава и техники. Выбор места для оборудования одиночных и парных окопов для стрельбы из автомата.
9.Военная топография. Измерения на местности, ориентирование на местности без карты.
10.Военно-медицинская подготовка. Первая медицинская помощь при ожогах и обморожениях, первая медицинская помощь при несчастных случаях, первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях, первая медицинская помощь при переломах костей, вывихах и ушибах.
11.Противопожарная подготовка. Правила пожарной безопасности, способы и приемы тушения пожаров.











Список литературы

Литература для обучающихся:

1. Андрей Ильин Энциклопедия выживания в экстремальных ситуациях
Москва «Эксмо - пресс» 2001 г.
2.Военно-патриотическая подготовка в молодежном клубе.
Методические рекомендации. Кемерово 1987 г.
3.Куприн А.М. С картой и компасом.
Издательство ДОСААФ СССР. Москва 1981 г.
4.Крайнева И.Н. Узлы простые, забавные, сложные.5.Кристалл. Невский клуб. Санкт-Петербург 1997 г.
6.Питер Дарман Учебник выживания в экстремальных ситуациях
(опыт специальных подразделений мира) Москва «Яуза» 2000 г.
7. Сорокин Ю.К.Атлетическая подготовка допризывника.
«Советский спорт» Москва 1990 г.
8. Ткаченко П. Афганистан болит в моей душе.
«Молодая Гвардия» Москва 1990 г.
9.М. Шатунов «Русское боевое искусство» Забытые навыки
Книга – тренер Москва «Вече» «Лист» 2001 г.
10.Уваров В.А., Козлов А.А. В поход пешком.
«Советский спорт» Москва 1989 г.

Литература для родителей:
1 Авдеев В.А. Азаров В.М. Антюшин С.С. На службе Отечеству книга для чтения по общественно- государственной подготовке Солдат, Сержантов Воор. Сил. Росс Федер. Аверин А. Н. Москва « Министерство обороны» 1999 г.
2 Курцева П. А. Медико-санитарная подготовка учащихся. учебник 9-10 средней общеобразовательной школы. Москва Просвещение 1984 г.
3 Кудряшов Б. Энциклопедия выживания Краснодар Красная Кубань 1996 г. 4 Петров Н. Н. Человек в чрезвычайных ситуациях. Челябинск. Южно- уральское книжное издательство 1995 г.
5 Пестерев Л.А. Организатору и консультанту игры “Орлёнок” Москва Д.О.С.А.А.Ф. СССР 1988г.

Литература для педагога
1. Белов А.К. Славяно-горецкая борьба «Изначалие» Серия: Тайны боевых искусств. Москва 1992 г
2. Браул Ю.В., Смоляков С.А. Сто приемов женской самообороны. Барнаул. 1991 г.
3. Военная типография /.Под ред. МО СССР, Военное изд. 1979г
4.Лукоянов П.И.Самодельное туристическое снаряжение. Нижегородская ярмарка 1997 г.
5.Начальная военная подготовка/ Под ред. генерал-майора Ю.А. НАУМЕНКА, 1985 г
6. Начальная военная подготовка /Под ред. МН.:Харвест,МН.: ACT,
(Настольная книга будущего командира), 2001 г
7. ПОЛУШКО В.В.: Учебно-материальная база ОБЖ //Министерство образования Смоленской области. 1998год.
8. Приемы и способы действий солдат в бою. М Военное издательство 1988 г.
9. Сборник Материалов по Начальной военной Подготовке.
10. Сборник нормативов по боевой подготовке сухопутных войск. Москва “ Военное издательство” 1991 г.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215



15