Конспект урока на тему Производство чугуна и стали




Тема: «Производство чугуна и стали»

Задачи:
познакомить студентов с производством чугуна и стали;
развивать познавательный интерес к предмету;
воспитывать деловые качества.

Оборудование и реактивы:
интерактивная доска;
слайды «Плавка чугуна в доменной печи», «Выплавка стали в кислородном конвертере»; настольные таблички с указанием названий отделов;
коллекции «Металлы», «Основные виды промышленного сырья
видеофильм «Производство чугуна и стали»;
тестовые материалы «Производство чугуна и стали».
Ход урока
Организационный момент
Вступление (читает учитель)
Мне приснилась иная печаль
Про седую дамасскую сталь.
Я увидел, как сталь закалялась.
Как из юных рабов одного
Выбирали, кормили его,
Чтобы плоть его сил набиралась.
Выжидали положенный срок,
А потом раскаленный клинок
В мускулистую плоть погружали,
Вынимали готовый клинок.
Крепче стали не ведал Восток,
Крепче стали и горше печали. «Стальной Егорий» Ю. Кузнецов

Сообщение студентами (с помощью преподавателя) темы, задач и формы проведения урока
Студенты заранее подготовили сообщения.
Историк. Первые печи для выплавки железа имели 2 отверстия: вверху и внизу. На дно такой печи насыпали древесный уголь, а затем слой руды и снова уголь. Уголь поджигали и продували через печь воздух, раздувая пламя мехами. Углерод восстанавливал железо из руды.
В древности железо получали также в «сыродутных» печах, которые на самом деле представляли собой просто прорытые в толще глины норы. Такие «норы» выходили одним концом на склон оврага, и горение угла в печи поддерживалось ветром. Пользовались еще «волчьими ямами» - домницами (от славянского слова «дмути» - дуть), которые вырывали в земле.
Сыродутным способом получали «крицу» - лепешку «мягкого» железа, в котором почти не было примеси углерода. Тепло от горения древесного угля не хватало для того, чтобы металл расплавлялся полностью. Поэтому крица захватывала примеси шлака – расплавленной пустой породы. От него избавлялись в кузнице, выбивая молотом (на интерактивной доске – слайд №2 «Получение губчатого железа в каменном горне»).
Преподаватель . Может быть, у кого-то возникли вопросы по истории металлургии? Нет? Тогда передаем слово отделу статистики.
Отдел статистики. По данным статистических исследований единственным в Российской Федерации предприятием с полным металлургическим циклом (от добычи железной руды, выплавки чугуна и стали до производства изделий из металла) является АО «Белорецкий металлургический комбинат».
Уважаемые коллеги, у вас на столах имеются Атласы Республики Башкортостан. Откройте их, пожалуйста, на стр.22. Найдите на экономической карте город Белорецк – центр черной металлургии Башкортостана. (Пауза) Количество работающих на этом комбинате – 16 тыс.человек. Имеется 42 цеха в 3-х поселках.
В нашем акционерном обществе состоит меньшее количество людей – 10, 5 тысяч. Цехов - только 28. Это объясняется отсутствием у нас на комбинате стадии добычи руды. Мы работаем на привозном сырье. О нем лучше расскажут наши снабженцы. А у меня все. Спасибо.
Преподаватель. Ну, что ж, отдел материально-технического снабжения, просим Вас,
Отдел материально-технического снабжения. Сырьем для производства чугуна и стали являются железные руды (демонстрируют породы из коллекции и показывают на карте Башкортостана месторождения):
магнетит Fe3O4 (содержит до 72% Fe), Южный Урал (Магнитогорск), Курская магнитная аномалия;
гематит Fe2O3 (содержит до 65% Fe), Криворожский район.
лимонит Fe2O3 · nH2O (содержит до 60% Fe), Крым (Керченское месторождение)
пирит FeS2 (
· 47% Fe), Урал
В некоторых местах встречается минерал сидерит, основная составная часть которого – карбонат железа (II) FeCO3. Его тоже используют для производства чугуна и стали.
В РБ наиболее богатыми месторождениями железных руд являются Куртмалинское (в верховьях р.Нугуш) и Туканское.
. У меня вопрос к Вам Евгения Алексеевна – на чьем сырье работает наш комбинат в настоящее время? (Женя отвечает) Спасибо.
Так, с сырьем ситуация ясна, перейдем непосредственно к технологической линии.
Преподаватель: Какие аппараты имеются у нас на комбинате для выплавки чугуна? Слово главному механику Александру Эриковичу..
Главный механик. (Показывает на интерактивной доске слайд №3 «Плавка чугуна в доменной печи») Доменная печь имеет форму двух усеченных конусов, соединенных основаниями.
Высота доменной печи более 60 м, диаметр – около 10 м.
Стены доменной печи выкладывают из огнеупорного кирпича и снаружи скрепляют стальной оболочкой.
Верхняя часть доменной печи называется колошником, средняя – шахтой, а наиболее широкая – распаром. В самом низу находится горн, имеющий цилиндрическую форму. Внизу горна накапливаются жидкий чугун и шлак, в верхней части горна есть отверстие для вдувания воздуха. Наверху домны имеется автоматическое загрузочное устройство. Внутренний объем печи 5000 м3.
Преподаватель. О процессах, происходящих в домне, мы послушаем химика-технолога комбината , прошу Вас.
Химик-технолог. Печь работает в режиме противотока. Сверху в печь непрерывно подается раздробленная до определенных размеров руда и кокс. Снизу вверх движется нагретый газ – восстановитель – монооксид углерода СО: он получается в нижней части домны при сгорании кокса в потоке воздуха, обогащенного кислородом. При сгорании углерода вначале образуется углекислый газ СО2, который проходит через расположенный кокс и превращается с СО. Он восстанавливает железо из оксида железа (III) через промежуточные продукты (пишет на доске).
Итак, 1) С+О2 СО2;
2) СО2 + С2СО
3) 3Fe2О3+СО 2Fе3О4+СО2
4) Fе3О4+СО 3FeО+СО2
5) FeО+СО Fе + СО2
В результате получаем чугун – сплав железа, содержащий 3,0 – 4,5 % углерода (показывает образец из коллекции, отправляет его по ряду для ознакомления).
Преподаватель. В сообщении ничего не говорилось об энергетических характеристиках процесса. Может, главный энергетик внесет ясность? , прошу.
Главный энергетик. Распределение температуры в доменной печи следующее: 1850°С в горне;
· 1100°С в распаре; 250-200°С в шахте.
Столь высокая температура в горне обеспечивается экзотермической реакцией горения угля.
Преподаватель. Ну, что ж, все это хорошо. Но нельзя ли как-то интенсифицировать все эти процессы? Специалисты НИЛ, каковы ваши предложения?
Специалисты научно-исследовательской лаборатории. Производительность доменной печи зависит не только от ее размера, но и от скорости протекания в ней химических процессов.
Скорость химических реакций увеличивается при повышении концентрации реагирующих веществ. Поэтому железную руду мы рекомендуем обогащать, т.е. отделять ее от пустой породы, а к вдуваемому в печь воздуху добавлять кислород.
Скорость химических реакций зависит от поверхности соприкосновения реагирующих веществ. С учетом этого загружаемые в доменную печь руда и кокс должны состоять из кусков определенных размеров. Крупные куски необходимо измельчать, а слишком мелкие укрупнять спеканием, иначе мелкие куски закроют проход газам.
Скорость реакции зависит от температуры. Для повышения температуры воздух, вдуваемый в печь, предварительно необходимо нагревать в регенераторах.
. Эт Преподаватель о интересные предложения! Оформите их надлежащим образом и передайте Главному инженеру комбината для дальнейшего внедрения (кивает на Главного инженера). Ну, а мы послушаем планово-экономический отдел. Каковы же результаты наших усилий? Наталья Валерьевна, доложите.
Планово-экономический отдел. На нашем комбинате ежегодно из 200 тыс.т железной руды выплавляется 20 тыс. т чугуна, 35 тыс. т стали, производится 28 тыс. т изделий из металла.
Ассортимент 35 тыс. наименований: прокат, проволока, канаты экспортируются в 22 государства.
. Преподаватель Теперь настало самое время, как говорится, показать товар лицом. Вам слово, Сергей Михайлович.
Отдел маркетинга. Чугун хрупок, при ударе ломается. Изделия из него массивны и тяжелы: станины и маховики машин, решетки, крышки люков, трубы, мясорубки, сковородки (демонстрирует изделия из чугуна). Основная часть чугуна используется для передела его в сталь.
. Преподаватель: Итак, львиная доля полученного чугуна переплавляется в сталь. В каких аппаратах это делается на нашем комбинате: вновь обратимся к Главному механику.
Главный механик. (Показывает на интерактивной доске слайд №4 «Выплавка стали в кислородном конвертере») Конвертер – большой металлический сосуд грушевидной формы. Изнутри конвертер выложен огнеупорной кладкой.
Загружают конвертор в горизонтальном положении.
Воздух или чистый кислород подается в конвертор под давлением через фурму.
Химик-технолог. Сущность передела чугуна в сталь в конвертере сводится к удалению из чугуна избыточного углерода, кремния, фосфора и серы путем их оплавления, связывания и удаления в виде шлака (пишет на доске):
t
2С+О2 2CО
t
Si+О2 SiО2
t
4Р+5О2 2Р2О5
t
S+О2 SО2
Получаем сталь – сплав железа, содержащий менее 2% углерода (демонстрирует образец из коллекции, отправляет его по ряду для ознакомления).
Эколог. При обжиге железных руд, например, пирита FeS2, образуются газы, содержащие оксид серы (IV) SO2 и оксид серы (VI) SO3. При попадании этих газов в атмосферу образуются «кислотные» дожди. Вот как это происходит. (Показывает на рисунке). Диоксид серы из труб комбината разносится по окрестностям, порой на большое расстояние. Потом собираются тучи, и идет дождь Но капли воды поглощают из воздуха оксид серы и превращаются в серную кислоту: Н2О + SO3 = Н2SO4
Она-то и угнетает растительность, отнимает у почвы плодородие. (Демонстрирует эксперимент по определению кислотности сначала дистиллированной, а затем дождевой воды индикатором. Результаты сравнивает.)
Чтобы предотвратить это явление, на комбинате реализуется принцип безотходного производства. Доменный газ направляется на регенерацию и после разбавления воздухом вновь используется в доменном процессе. Это значительно снижает загрязнение окружающей среды.
Уважаемые, у кого какие вопросы остались необсужденными? Прошу Вас, спрашивайте! (Задаются вопросы). Если вопросов больше нет, разрешите мне объявить производственное совещание руководящего состава ОАО «Металлург» закрытым!
Всем спасибо за работу!


V. Закрепление материала
Просмотр фрагмента видеофильма «Производство чугуна и стали».

VI. Контроль
Компьютерное тестирование «Производство чугуна и стали» по вариантам.

Домашнее задание
§30 повторить

VIII. Рефлексия и оценивание

IX. Итоги урока












































МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

В каждом настоящем человеке скрыт ребенок, который хочет выйти и начать играть! Ф.Ницше

Есть на свете наука, без которой сегодня невозможно воплотить в жизнь самые фантастические проекты и сказочные мечтания. Это – ХИМИЯ. В ее копилке немало таких чудес, перед которыми бледнеют фантазии лучших сказочников мира: словно Золушку в принцессу превращает она графит в блестящий алмаз, придает бумаге прочность металла, а металл наделяет памятью. Недаром ее называют волшебницей и чудесницей: она кормит, поит, одевает, лечит, стирает, добывает полезные ископаемые, позволяет подняться в космос и опуститься на дно океана.
Для того, чтобы овладеть языком химической науки, недостаточно одного учебника. Поэтому основная задача, стоящая перед учителем химии, заключается, прежде всего, в том, чтобы на качественно новом уровне проводить учебно-воспитательный процесс.
Важнейшая задача курса химии - формирование гуманистических и экологических представлений. Предметом изучения должна стать химия по отношению к человеку, к природе. Необходимо, чтобы в каждой изучаемой теме содержался материал, отражающий значение того или иного вещества, той или иной природной закономерности в повседневной жизни. Теоретический и фактический материал по химии элементов и соединений должен группироваться вокруг сведений об областях применения химической науки и технологии, их экологических, сельскохозяйственных, медицинских, энергетических аспектов.
С этими аспектами тесно связано соотношение в содержании химии региональной составляющей. В процессе обучения химии следует использовать местные данные, учитывать при выборе сюжетов для заданий, иллюстраций, экскурсий, лабораторного эксперимента особенности природной среды Республики Башкортостан, экологическую обстановку, преобладающие технологии, ситуацию в аграрном секторе экономики, историко-культурные традиции Башкирии.
Химия вносит существенный вклад в понимание современной научной картины мира. Химия обеспечивает человека знаниями для практической деятельности, развития материального производства. Отражение в преподавании этого аспекта науки создает основу для политехнического образования школьников, подготовки их к труду, существенно повышает воспитательный потенциал предмета.
Продукты химии используются во всех отраслях промышленности и сельскохозяйственного производства. Это формирует представления о химии как производительной силе общества, о роли химии в решении экологических и экономических проблем, а также проблем сбережения природных ресурсов, сырья, создания прогрессивных малоотходных технологий. Важная роль при этом должна быть отведена учебным экскурсиям на предприятия местной промышленности.
Важное место должен занять эксперимент. Наряду с традиционными опытами целесообразно также ввести в школьную практику эксперимент с использованием веществ и препаратов бытовой химии, что позволит выработать у учеников навыки грамотного обращения с веществами в повседневной жизни.
Выполнению опытов и проведению экскурсий должно предшествовать ознакомление учащихся с правилами охраны труда.
Химия как наука относится к основополагающим областям естествознания. Обитая в непрерывно и все быстрее изменяющемся материальном мире, человек взаимодействует со множеством материалов и веществ природного и антропогенного происхождения. Практическая деятельность людей давно превратилась в фактор, по своим масштабам соизмеримый с эволюцией самой природы. Этот фактор неустраним, пока существует человечество. Результаты деятельности людей во многом определяются тем специфическим компонентом культуры, который формируют химические знания. Эти знания отражают сложный комплекс отношений «человек – вещество – материал – практическая деятельность» и в значительной мере определяют рациональные поведенческие навыки, возможности осознанного выбора молодыми людьми образа жизни и сферы деятельности.
Введение новых программ по химии требует от учителя совершенствования форм организации учебно-воспитательного процесса, использования их в оптимальном сочетании. Не случайно в реформе общеобразовательной школы отмечено: «Наряду с уроком – основной формой учебного процесса – шире практиковать лекции, семинары, собеседования и другие формы обучения».
Эта задача может быть решена через усиление обучающей работы учителя на уроке, планомерно и активно организованной им, учитывающей самые различные формы и методы. Учитель должен быть интересным для учащихся человеком, показывать образцы творчества на каждом уроке, переплетать преподавание химии со всем многообразием знаний, доказывать, что химия – царица естествознания.
Необходимо чаще давать ребятам возможность играть – и результат превзойдет все ожидания. Особое место среди активных форм обучения занимают деловые игры. Игра на уроке не только позволяет активизировать познавательную деятельность учеников, но и создает особый эмоциональный фон для усвоения знаний, развивает воображение и память, позволяет моделировать различные жизненные ситуации и отношения.
Подготовка к такому уроку идет две – три недели. Ребята распределяют роли, получают задания. Хорошо успевающие учащиеся, объединившись в группы по 2-3 человека или индивидуально, сами себе подбирают материал, используя ресурсы сети Интернет, справочную и научную литературу, периодическую печать; создают необходимые слайды на компьютере, готовят рисунки, презентации, лабораторный эксперимент и т.п. Это позволяет каждому реализовать свой творческий потенциал, развивает умение самостоятельно добывать знания, находить нужные примеры, аргументы, работать в коллективе. У слабого ученика на таких уроках нет страха перед двойкой, так как ему достаточно лишь четко изложить предложенный учителем небольшой доклад. Каждый принимает определенное посильное участие в решении поставленной проблемы. Таким образом, осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся при подготовке урока.
Использование современных информационно-коммуникационных технологий как на самом уроке, так и на этапе подготовки к нему, делает такой урок еще более привлекательным. Но использование компьютера на уроке химии должно быть целесообразно и методически обосновано. Не стоит использовать компьютер там, где более эффективны другие средства обучения. К ИКТ необходимо обращаться лишь в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами. Я считаю, что при обучении химии использование компьютерных технологий эффективно на уроках изучения нового материала (презентации), при отработке умений и навыков (обучающее и контрольное тестирования), а также во время химического практикума. Именно поэтому в предлагаемом к рассмотрению сценарии я использовала слайд-презентацию на этапе изучения нового материала и компьютерное тестирование. При проведении тестирования обучающемуся предлагается вопрос по теме и четыре варианта ответа, среди которых лишь один верный. Чтобы перейти к следующему вопросу теста, надо указать правильный ответ. Если учащийся выбирает неверный ответ, то по гиперссылке программа открывает слайд теоретической части темы, который содержит информацию для правильного ответа. Работая в индивидуальном режиме с программой, которая помогает ликвидировать пробелы в знаниях и не наказывает за неправильный ответ снижением отметки, школьники испытывают положительные эмоции, что очень важно для успешного усвоения изучаемого материала.
Такие игры имеют высокий воспитательный потенциал, обладают важным профориентационным значением. Выпускник основной общеобразовательной школы оказывается перед достаточно сложным выбором: либо продолжить образование в школе, либо в учреждениях среднего профессионального образования. И то, и другое требует от него самоопределения в целом, выбора сферы деятельности. Об этом же говорит Концепция профильного обучения.
В связи с этим предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования. К предпрофильной подготовке относится информирование и ориентация учащихся 9-х классов в отношении их возможного выбора профиля обучения в старшей школе, направлений для продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования.
Представленная к рассмотрению деловая игра «Производство чугуна и стали» рассчитана на учащихся 9 класса, дает им возможность познакомиться с профессиями работников металлургического производства, попробовать свои силы в той или иной роли, помогает самоопределиться. Кроме того, обращение к учащимся во время игры по имени и отчеству сильно повышает собственную самооценку, не позволяет расслабиться. Использование в материалах игры дополнительных нестандартных сведений по республике Башкортостан приближает все действие к реальной жизни и воспитывает у учащихся чувство гордости и любви к своей малой родине.
Далее, такие уроки имеют высокую результативность. Такой вывод я смогла сделать на основании справки о результативности урока (прилагается).
К настоящему моменту я разработала серию деловых игр для 9 класса в виде производственных совещаний по следующим темам:
«Производство чугуна и стали» (конспект прилагается);
«Производство азотной кислоты»;
«Переработка нефти»;
«Производство серной кислоты».
Хотя все они имеют форму производственного совещания, но различаются по используемым приемам. Так, если в деловой игре «Производство чугуна и стали» в основной части при помощи слайдов на интерактивной доске рассматриваются внутреннее строение аппаратов (домны и конвертера), указывается их величина и другие характеристики, то в деловой игре «Производство азотной кислоты» используется макет производства и работающая лабораторная установка. Это позволяет сравнить размеры аппаратов в технологической цепочке и проследить путь продукта. В деловой игре «Производство серной кислоты» вновь использую интерактивную доску и при помощи анимации последовательно собираю вместе с учащимися технологическую цепочку по отдельным звеньям. А изучение силикатной промышленности я предполагаю организовать в виде «выездного производственного совещания» на одном из частных действующих предприятий по производству фарфора, керамики или кирпича в городе Октябрьский РБ. Такой подход позволяет учащимся от игры к игре примерять к себе различные социальные роли, прикасаться как к рабочим специальностям, так и к деятельности управляющего персонала. Все это позволяет ребятам сделать осознанный выбор дальнейшей жизнедеятельности.























СПРАВКА О РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УРОКА
Производство чугуна и стали
Деловая игра
9 класс

В 2008-2009 учебном году в МБОУ «СОШ № 8» обучалось 87 девятиклассников в четырех классах: 9а, 9б, 9в, 9г.
В трех классах: 9а, 9в, 9г – я проводила урок по теме «Производство чугуна и стали» в традиционной форме. Урок включал 8 этапов:
- организационный момент,
- актуализацию знаний,
-объяснение нового материала,
-первичное закрепление знаний,
-контроль,
-организацию домашнего задания,
-оценивание,
- подведение итогов.
На уроке я использовала активные формы обучения, демонстрацию таблиц, схем, рисунков, лабораторный эксперимент.
В 9б классе урок по данной теме состоялся 11 ноября 2008 года в форме деловой игры - производственного совещания руководящего состава ОАО «Металлург» с использованием ИКТ.
Во всех четырех девятых классах был организован тестовый контроль знаний: проводилась работа по тестовым материалам двух вариантов (тестовые материалы прилагаются). Выбор такой формы контроля объясняется вхождением единого государственного экзамена в штатный режим, а значит и необходимостью выработки навыка работы с тестами, воспитания психологической готовности к процедуре сдачи ЕГЭ. Однако в 9а, 9в, 9г классах тесты были распечатаны на бумаге, а в 9б классе проводилось компьютерное тестирование.
Результативность усвоения изученного материала представлена на диаграмме (прилагается).
Успеваемость во всех девятых классах составила 100%, а вот качество знаний заметно отличается. В тех классах, где урок проводился в традиционной форме(9а, 9в, 9г), оно находится в пределах от 48 до 57%, а в 9б классе благодаря нестандартному подходу и компьютерному тестированию составило 89%, что на 27% выше среднего значения качества знаний по 9-м классам на данном уроке.





















Результативность усвоения
изученного материала


13 EMBED Диаграмма Microsoft Graph 1415





1 вариант 2 вариант



1.Сталь – это сплав Fe, содержащий ___________ % C. 1.Чугун – это сплав Fe, содержащий ___________ % C.


2.Сырьем для производства чугуна является: 2.Чугун отличается от стали следующими свойствами:

а) __________________________________________ а) __________________________________________
б) __________________________________________ б)___________________________________________


3.Аппарат для выплавки чугуна называется _________ 3.Аппарат для выплавки стали называется___________
__________________________________ __________________________


4.Один из процессов, происходящих при выплавке чугуна: 4.По уравнению реакции FeО+СО Fе + СО2 , протекаю-
щей при выплавке чугуна, рассчитайте массу металла, Fe2О3+СО Fе3О4+СО2 которую получить из 1т его оксида.

Расставьте коэффициенты методом электронного баланса,
укажите окислитель и восстановитель.


5.В производстве стали ведущей является профессия 5.Основными работниками доменного производства
___________________ . являются:
а)_____________________________
6.Из чугуна делают: б)_____________________________
а)___________________________________________
б)___________________________________________ 6.Сталь применяют для изготовления:
в)___________________________________________ а)__________________________________
г)___________________________________________ б)__________________________________
д)___________________________________________ в)__________________________________


















Производственное совещание в самом разгаре


























За работой инженеры планово-экономического отдела
























Показать товар лицом – вот главная задача специалистов отдела маркетинга
























Старший лаборант лаборатории экологии: «Я знаю, что сказать присутствующим!»

ОТЗЫВЫ УЧАЩИХСЯ 9б КЛАССА ОБ УРОКЕ
Производство чугуна и стали
Деловая игра


Мы впервые за все девять лет обучения в школе оказались в такой интересной ситуации! Мы исполняли роли специалистов отдела кадров большого предприятия. К нам, как к самым настоящим служащим, обращались по имени и отчеству! Теперь знаем, в чем заключается профессиональная деятельность кадровиков. Оказывается, сколько проблем! На следующем таком уроке попробуем сыграть другие роли.
Татьяна Гоох, Анна Павлова



Я «перерыла» огромное количество исторической литературы, «обыскала» Интернет, но нашла-таки информацию о том, как получали железо в древности! Даже рисунок по этой теме теперь есть у меня в архиве. Очень увлекательный процесс! Может, стать архивариусом после окончания школы? Интересно, где обучают такой профессии?
Зарема Сейтмеметова



Мы были как самые настоящие заводчане на самом настоящем производственном совещании! Все вокруг располагало к этому: необычно расположенные парты в кабинете химии, бутылки с газированной водой и стаканы на длинных столах, внешний вид учеников с бейджиками на груди, волнениеНо у нас отлично получилось, и с компьютерными тестами мы легко справились! Это замечательная «штука»! Если не знаешь, как отвечать, можно попросить помощи у компьютера, он «подскажет». Даже наш «вечный» троечник Семен Чурин получил четверку!

Сергей Сафронов, Роман Сыраев, Михаил Золотухин



Теперь я знаю, как устроена домна, какие процессы в ней протекают и, вообще, как делают чугун, получают сталь, где они используются. Мне понравился урок! Надо такие занятия проводить как можно чаще, и не только по химии, но и по другим предметам тоже!

Эльза Камалова



Почему-то я раньше думал, что моя родина Республика Башкортостан богата только такими полезными ископаемыми, как нефть и природный газ. И поэтому у нас развиты из отраслей промышленности лишь нефтедобыча и нефтепереработка. Но во время подготовки к открытому уроку по химии я узнал, что в Башкортостане есть богатые месторождения железных руд, а также крупные, известные далеко за пределами России, металлургические комбинаты, да еще какие уникальные! Я горжусь своей республикой и постараюсь преумножить ее богатства!

Альберт Шайхуллин


Root Entry