Реализованный проект социально- экологической направленности Экофестиваль


Социально - экологический проект по технологи
«Экофестиваль».
Руководитель прокта: Кидик Светлана Романовна учитель технологии МОБУСОШ №3 г. Новокубанска
На протяжении ряда лет работая над темой «Экологическое воспитание школьников на уроках технологии», накопив определенный опыт по данному направлению работы, возникла идея разработать проект большого внеклассного мероприятия, в котором могло бы участвовать как можно больше учащихся и в котором можно показать как можно больше различных способов использования бросовых материалов.
Буквально слово «экология» означает «наука о доме». В «Советском энциклопедическом словаре» говорится, что экология – это наука «изучающая закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, а также практические проблемы ее охраны». Иными словами, задачи экологии состоят в том, чтобы установить, какой вред человек причинил природе, и найти способы, как этот вред устранить. Безусловно, это совсем нелегко.
Биолог Барри Коммонер в своей книге «Как примириться с планетой» предлагает три простых закона экологии, которые помогают объяснить, почему земля так беззащитна, когда с ней обращаются жестоко.
1.Все взаимосвязано. Как от одного больного зуба страдает весь организм, так и вред, причиняемый одному природному ресурсу, приводит к целому ряду экологических проблем.
2.Ничто не исчезает бесследно. Можно представить, как выглядел бы обычный дом, если бы из него не выбрасывались отходы. Наша планета представляет собой такую же замкнутую систему: все, что мы выбрасываем, должно где-то скапливаться в пределах нашего дома – Земли.
3.Пусть в природе все идет своим чередом. Иначе говоря, человеку нужно поддерживать порядок, существующий в природе, а не соревноваться с нею , считая свои решения наилучшими.
Наша жизнь на Земле зависит прежде всего от воздуха, которым мы дышим, пищи, которую едим, и воды, которую пьем. Но эти жизненно важные природные ресурсы либо безжалостно загрязняются, либо растрачиваются самим же человеком. В некоторых странах экологическая обстановка угрожает жизни людей. Как образно выразился бывший президент Советского союза Михаил Горбачев, «Экология схватила нас за горло».
К этой угрозе нельзя относиться легкомысленно. Население планеты постоянно увеличивается, а вместе с тем возрастают потребности в ресурсах, запасы которых ограничены. Лестер Браун, президент института «Уорлдуотч», недавно заявил, что «нашему будущему всерьез угрожает не военное нападение, а деградация природной среды планеты». Возникает вопрос: Что необходимо делать для предотвращения этой трагедии? Что может сделать каждый из нас?
Несмотря на то, что большинство людей обеспокоены загрязнением окружающей среды, одни мусорят, другие сливают отходы в реки, третьи без надобности оставляют включенным свет. Кому-то это покажется мелочью, но если бы каждый из миллиардов жителей планеты думал о том, как сохранить землю, дело бы обстояло иначе. Экономия энергии, вторичное использование сырья, выброс мусора в отведенном для этого месте – все это помогает защитить окружающую среду. Наши привычки показывают, насколько мы заботимся об охране природы.
Предмет технология напрямую связан с экологическим воспитанием, т.к. сталкиваясь с изготовлением материальных предметов, приготовлением пищи, выполнением сельскохозяйственных работ, изучением тем «Гигиена девушки», «Косметика», «Интерьер жилого дома» - учащиеся в реальной жизни, уже со школьной скамьи учатся бережно относиться к живой природе и ко всему, что она дает. Учатся экономно использовать электроэнергию, материалы, воду, уменьшать количество отходов в процессе производства материальных предметов, приготовления блюд, учатся соблюдать правила санитарии и гигиены, тем самым сохраняя свое здоровье и здоровье окружающих.
Задачи экологического воспитания на занятиях по технологии обработки ткани:
- показать влияние свойств ткани на организм человека;
- научить экономно расходовать энергию, материалы в процессе производства швейных изделий;
- научить утилизировать отходы швейного производства и старые вещи.
- Изготовление изделий и сувениров из отходов текстильных материалов: Изделия технике «пэчворк» (лоскутная пластика) на уроках и во внеурочное время учащиеся изготавливают диванные подушки, прихватки для кухни и другие изделия; шьют мягкие игрушки из старых вещей; изготавливают панно в технике «коллаж».
Сказочна и богата природа. Какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с ней! В любое время года она открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя добрые и нежные чувства в человеке.
Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь. У каждого растения можно подметить своеобразие внешнего вида: формы листьев, их цвета, поверхности и т.п., так как в работе с природным материалом все это надо учитывать. Необходимо на каждом занятии напоминать детям о том, что они должны по-хозяйски относиться к природе, оберегать цветок, кустарник, любое растение от бессмысленного уничтожения.
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней.
Цель социального проекта «Экофестиваль»:
Привлечение внимания учащихся к проблеме загрязнения окружающей среды.
привлечение внимания учащихся к проблеме вторичного использования сырья и различных бытовых отходов;
включение учащихся в реальную практическую деятельность по разрешению этой проблемы силами самих учащихся.
Задачи проекта:
Способствовать повышению общего уровня культуры школьников;
Способствовать формированию бережного отношения и экономного использования сырья;
Развивать навыки групповой работы;
Развивать полезные социальные навыки и умения в рамках работы над проектом;
Подготовиться к участию в конкурсе дизайн-проектов на базе АКУСИТ в номинации «Дизайн одежды и интерьера с использованием бросового материала».
Сроки реализации проекта:
Период реализации проекта «Экофестиваль» – с 01 марта по30 апреля 2013 года.
Этапы реализации проекта:
Каждый учащийся или группа учащихся работал над своим социально-экологическим проектом, реализация которого проходила в несколько этапов:
1. Изучение и выявление актуальной социально-экологической проблемы.
2. Привлечение участников в рамках своего классного коллектива для решения данного проекта.
3. Определение цели и задач проекта.
4. Определение содержания проекта; составление плана работы.
5. Определение необходимых ресурсов.
6. Проведение мероприятий.
7. Анализ результатов работы.
Ожидаемые результаты
Повышение социальной активности учащихся, их готовность принять личное участие в улучшении экологической ситуации в местном сообществе.
Реализация на практике возможных способов использования бросового материала для создания произведений прикладного творчества и предметов интерьера.
Положительные изменения в сознании участников проекта, повышение уровня общей культуры личности
Наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела.
Ход работы над социально-экологическим проектом «Экофестиваль». Реализация этапов:
Этап 1. Изучение и выявление актуальной социально-экологической проблемы.
На данном этапе каждый учащийся или группа учащихся определили, какое направление в использовании бросового материала интересна им больше всего. Информация была собрана посредством заявки на участие в данном проекте.
Этап 2. Привлечение участников в рамках своего классного коллектива для решения данного проекта.
На данном этапе учащиеся – участники проекта привлекали учащихся своих классов, родителей для помощи в сборе бросового материала, необходимого для реализации проекта.
Этап 3. Определение цели, задач социального проекта.
На данном этапе участники проекта определили предполагаемые результаты реализации своих проектов с точки зрения их четкости, конкретности, достижимости. После этого формулировались задачи, которые должны привести к конкретному результату.
Этап 4. Определение содержания проекта; составление плана работы.
На этом этапе учащиеся определяли конкретное направление своей работы, выбор техники исполнения работы, изучали технологию изготовления проектного изделия, выбор варианта защиты проекта, составили план работы над проектом.
Этап 5. Определение необходимых ресурсов.
На этом этапе происходил сбор, систематизация и отбор необходимых инструментов и материалов, переработка их в зависимости от направления деятельности (расправление конфетных фантиков, изменение фактуры бумаги, раскрой лоскутов, нарезание изношенных вещей на полоски для вязания ковриков и ткачества, сбор природного материала и т.д.)
Этап 6. Проведение мероприятий.
На этом тапе участники представили защиту своих проектов в свободной форме.
Выставка работ из лоскутов, природного материала, бумажных трубочек , конфетных фантиков, газет и журналов и др., на базе кабинета технологии для девочек и на первом этаже школы;
Защита проектов в группах с использованием мультимедийных презентаций:
Участие в конкурсе дизайн-проектов на базе АКУСИТ в номинации «Дизайн одежды и интерьера с использованием бросового материала».
По результатам работы по выполнению проекта, можно сделать следующий вывод:
Цель проекта достигнута, так как :В работе принимали участие большое количество девочек. Если не все в классных группах участвовали напосредственно, то очень активно сотрудничали с участниками, помогали в сборе материалов или просто болели душой.
Реализовали на практике возможные способоы использования бросового материала для создания произведений прикладного творчества и предметов интерьера: выполнили работы из текстильных материалов(игрушки, коллажи, аппликации, панно из кусочков кожи, лоскутные работы и др.); изготовили коллекцию одежды из газет, журналов, конфетных фантиков, даже платье из проколотого бассейна!; изготовили композиции из природного материала; коллекцию своих работ представила Михальцова Юля учащаяся 7 класса и даже провела мастер-класс для девочек своей группы. Беркутова Марина выполнила индивидуальный проект «Летняя сумка из текстильных отходов в технике «Ткачество».
Лучшие работы приняли участие в ежегодном фестивале дизийн-проектов на базе АКУСИТ в г. Армавире. Акопян Диана в номинации дизайнер оформитель . Сидоренко Ульяна в номинации дизайн одежды за платье из бассейна; Макаренко Анастасия в номинации дизайн одежды за пальто из газет получили дипломы призеров. Беркутова Марина и Белинина Валентина Получили дипломы Участников, к сожалению, потому что работы в таких техниках были представлены только ими, и не с кем было соревноваться.
Я считаю, что нужно продолжать работу в этом направлении и сделать подобные проекты постоянно действующими.



Акопян диана представила в рисунках свое видение экологической проблемы.
Беркутова Марина попробовала технику ткачества из текстильных ленточек.