Исследовательская работа Крестные ходы в Свято-Благовещенской Никандровой пустыни

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Порхова»


Конкурс «Я и Клио»

Главная номинация



























Порхов, 2009
План:

стр.

Введение.
Богословский смысл праздника крестного хода. 3-4
II. Методы и способы написания. 4-5
III. Результаты.
Крестные ходы в Свято-Благовещенской Никандровой пустыни: 5-17
Страницы истории Свято-Благовещенской
Никандровой пустыни. 5-12
Крестные ходы: прошлое. 12-16
3. Крестные ходы: настоящее. 17
IV. Выводы. Значение крестных ходов. 18
V. Список литературы и источников. 19
VI.Приложение. 20-28























Введение. Цель и задачи работы.
Колоколов певучих звоны
Ждут жадно с шапкою в руке.
Кресты, хоругви и иконы
Уже сверкают вдалеке
Растет торжественное пенье
Легко колышутся кресты,
И красят радость, умиленье
Простые, грубые черты.
(Борис Евгеньев)

Крестный ход – торжественное совместное шествие священнослужителей и мирян с хоругвями, иконами и другими святынями к какому-либо месту.
Крестные ходы появились в первые века христианской эры. Во время празднования Пасхи Христовой христиане совершали обхождения вокруг храмов с пением радостных песнопений. После обхождения храма, как бы вместе с обитателями невидимого мира, во мраке ночи мы стоим перед затворенными дверьми храма, как перед затворенным гробом Христа, как перед закрытыми вратами рая. Через это Церковь говорит нам - так было до Воскресения Христова. Потом мы прославляем Святую Троицу и Христа Воскресшего, - и сила Христа, и Его имя отворяют нам врата рая и неба, подобно тому, как священнослужители открывают двери храма. Все мы, идущие вокруг храма - символизируем жен-мироносиц, пришедших рано утром к гробу Спасителя. Они не знали, что Он воскрес, они шли к запечатанному гробу. Но ангел отвалил камень от входа в пещеру, сказав «Христос Воскрес!». Мироносицы с радостью поспешили к апостолам с этой вестью. А пещера была полна сияния. Так и при крестных ходах: храм залит светом, слышатся ликующие возгласы. Мы как бы входим с мироносицами в пещеру и вместе с ними торжествуем воскрешение Христа. Таков богословский смысл крестного хода на Пасху.
С течением веков крестные ходы стали совершаться не только на праздник Светлого Христова Воскресения. После прекращения эпохи гонений на христиан крестные ходы становятся повсеместными. Они настолько прочно вошли в чинопоследования православного богослужения, что сейчас любое значимое церковное торжество без них просто немыслимо.
Свое название «крестный» эти шествия получили от несомого впереди креста. Иисус Христос, идя на страдания, нес на плечах крест. Поэтому и мы несем впереди хода распятие. Крест, икона Божьей Матери, свечи, церковные знамена-хоругви, иконы, мощи - вот неизменные святыни этих процессий. Это символы единения с Церковью небесной.
Обычно крестный ход совершается после Божественной литургии и проходит с остановками-молебнами у храмов, часовен и особо чтимых мест, встречающихся на его пути. Велика помощь и значение крестного хода. Многие отцы Церкви подчеркивали эту важность и великую духовную силу.
История Святой Руси буквально с первых дней своего рождения связана с крестным ходом.
До 1917 года в России крестные ходы совершались регулярно и по самым разнообразным поводам: на Пасху, в Богоявление... Были и чрезвычайные ходы: во время эпидемий, войн, встречи чудотворных икон, при проводах государя на войну и встреч его после победы. Чрезвычайные крестные ходы разрешались епархиальным начальством в особо важных случаях. Патриарх и Царь сами принимали участие в крестных ходах. Государь поднимал икону из своих придворных кремлевских церквей и выходил в Успенский собор, откуда и начинался большой крестный ход.
Целью настоящей работы является рассказ о крестных ходах в Свято-Благовещенской Никандровой пустыни на Псковской земле.
В связи с поставленной целью определены следующие задачи:
изучить краеведческую литературу по данной теме;
собрать этнографический материал;
представить страницы истории Свято-Благовещенской Никандровой пустыни;
нанести на карту Порховского района маршрут крестного хода;
Объект исследования: православные традиции
Предмет исследования: крестные ходы Свято-Благовещенской Никандровой пустыни.
Гипотеза: крестные ходы имеют большое значение в жизни православного человека.

Методы и способы написания.
* анализ информации краеведческой и периодической литературы.
Изучение материалов сборника дореволюционных публикаций «Порхов и его уезд» под редакцией Н.Ф.Левина, а также статей А.Е.Крылова «Приют для страждущей души», опубликованных в газете «Порховский вестник» в 2006 году позволили представить страницы истории Свято-Благовещенской Никандровой пустыни.
*сбор этнографического материала.
Максимова Нина Степановна, 1941 года рождения, проживала в д. Любовец с 1945 по 1952 годы. Она рассказала о том, как в послевоенный период они переехали из разрушенного Порхова и нашли приют в зданиях монастыря. Будучи ребенком, она с замиранием сердца всегда ждала того момента, когда будет крестный ход. Многое об истории монастыря Нина Степановна помнит из рассказов своей старшей тети – бабы Дуни, жительницы д. Кузово. Своими воспоминаниями о крестных ходах поделилась также родная сестра Нины Степановны Прокофьева Анна Степановна, 1934 года рождения.
III. Результаты.
Крестные ходы в Свято-Благовещенской Никандровой пустыни:
1. Страницы истории Свято-Благовещенской Никандровой пустыни.
В двадцати с небольшим километрах от основанного святым благоверным великим князем Александром Невским города [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в густом лесу, изобилующем дичью, ягодами и грибами, в 1585 году был основан монастырь, получивший название Свято-Благовещенская Никандрова пустынь в память подвизавшегося здесь Преподобного Никандра Псковского пустынножителя и чудотворца (I). Через два с половиной года после блаженной кончины преподобного Никандра в хижине святого при его гробе поселился некий мирянин, принявший потом монашеский постриг с именем Исаиа. В пустынь стала собираться братия, по просьбе которой Исаиа отправился в Новгород к архиепископу Александру просить рукоположения в иеромонахи. Владыка расспросил Исаию о новой обители, чудесах, совершающихся при мощах преподобного Никандра, и рукоположил его в иеромонаха и в игумена новой обители. Он также дал новому игумену наставления и благословение на постройку в обители церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы при гробе преподобного (II). Церковь была создана, собран причт церковный, и таким образом положено начало монастырю.
Самым древним документом, говорящем о начале пустыни, можно считать хранившуюся среди свитков Никандровой пустыни «обельную» грамоту царя Феодора Иоанновича.  Датирована она  декабрем 7106 (1598) года. Дана была грамота первому игумену Никандровой пустыни Исаие. Грамота эта освобождала на вечные времена монастырь от земельных податей, закрепляя за ним пустоши, пашни и рыбные ловли «в Порховском уезде в Михайловском погосте».
  Тяжела была жизнь первых насельников, вынужденных неустанно трудиться на нелегких послушаниях, терпя пустынные лишения.
 Обитель часто подвергалась внешним опасностям от «огня, меча и нашествия иноплеменных». В 1665 г. поляки, набегом ворвавшиеся в Псковскую и Новгородскую области, разорили и разграбили обитель, монахов побили и взяли в плен игумена, который находился у них около года.
 Восемь лет спустя, 31 марта 1673 года пустынь почти полностью сгорела. Сгорели три деревянные церкви, бывшие в обители: во имя Святой Троицы, преподобного Никандра и преподобного Александра Свирского со всей монастырской казной, иконами, книгами и ризами, отчего,  как говорит летописец, "бысть братии сетование много и печаль велика".
Горестные обстоятельства заставили игумена обратиться с просьбой о помощи к боголюбивому [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], который пожаловал обители много пустошей, сохранявшихся за ней и в последующие годы вплоть до переворота 1917 года. Это значительно укрепило материальное положение монастыря. Многие благочестивые люди также способствовали подаяниями возобновлению обители, и с тех пор вместо деревянных церквей были устроены уже каменные. Украшены они были различными иконами, снабжены книгами и всем необходимым, выстроена особая колокольня и новые деревянные кельи.
Монастырь значительно расширился. Тогда и мощи преподобного Никандра были положены в южную стену соборной Благовещенской церкви. Между тем, слава чудотворений от мощей преподобного Никандра, привлекавшая в обитель многочисленных поклонников, побудила игумена Евфимия с братией просить патриарха Иоакима о церковном прославлении святого. 29 июня 1687 года по патриаршему приказу было совершено освидетельствование мощей преподобного Никандра, которые были обретены нетленными. Святые мощи омыли святой водой, растворенной с вином и елеем, и переложили в новую раку, которую с молебствием заложили на прежнее место в южную стену Благовещенского собора. Были составлены житие (III) и служба преподобному.  Рассмотрев донесение, патриарх Иоаким с четырьмя архиереями признал его истинным. Было постановлено праздновать память прп. Никандра в день храмового праздника Благовещения Пресвятой Богородицы и в день его преставления 24 сентября (7 октября). В дальнейшем в обители стали отмечать и день обретения мощей преподобного.
Время правления Екатерины II ознаменовалось закрытием многих русских обителей.   При составлении духовных штатов в 1764 году монастырь поставлен был в степень безокладной заштатной пустыни и лишился бывших у него во владении 390 душ крестьян и многочисленных земельных владений (IV). Однако, при размежевании Псковской губернии, начавшемся в 1781 году, монастырю удалось вернуть почти все земли и угодья, пожалованные царем Алексеем Михайловичем вокруг монастыря на пять верст (V, VI).
Особенным возвышением и благоустройством пустынь была обязана  в начале XIX века Высочайшей милости [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и усердию архимандрита Геннадия. Через светлейшего князя Лопухина, проживавшего иногда в своем Псковском поместье, строитель Геннадий был представлен Императору и удостоился Его Высочайшего благоволения. Государь подолгу беседовал с Геннадием и проникся любовью к Никандровой пустыни, приняв деятельное участие в ее судьбе.
В 1800 году пустынь была причислена к капитулу Ордена Св. Иоанна Иерусалимского с ежегодным пенсионом 2000 рублей (выплачивался и по мученической кончине Государя). Пустынь стала ставропигиальной, поступив в непосредственное подчинение Синода. Государь пожаловал пустыни [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с серебряными крестами, которая составляла одну из исторических достопримечательностей пустыни и бережно сохранялась в память о Царственном благодетеле (VII).
Своего полного расцвета Никандрова пустынь (VIII, IX) достигла во время настоятельства архимандрита Игнатия Васильева (1853-1870), у которого был богатый опыт наместничества в двух знаменитых монастырях - Новгородском Юрьевом и Петербургской Сергиевой пустыни, прославившейся  жившим в ней епископом Игнатием Брянчаниновым, с которым у архимандрита Игнатия были самые дружественные отношения. Отец Игнатий заботился о благолепии обители, создав внутри монастыря искусственную насыпь, усаженную фруктовыми деревьями, кустарниками и цветами. Особое внимание уделял этот настоятель благочинию богослужения, стройности и благоговению в отправлении церковных служб. Кроме того, что игумен Игнатий обновил и обустроил заново многие монастырские здания, уже пришедшие ко времени его настоятельства в ветхость, он построил дорогу на Порхов, (благодаря пожертвованиям купца и советника коммерции В. Г. Жукова). При нем в 1855 году был установлен [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  с иконой преподобного.
Весь монастырский двор занимал шестиугольную площадь около 500 м в окружности. Внутреннее пространство обители украшали плодовые сады, по земле шли дорожки, выложенные каменными плитами, одна из них – от колокольни к Благовещенскому храму, была мраморная. Купола всех Никандровских церквей своим изяществом перекликались с тонкими шпилями башен ограды. За стенами монастыря были расположены несколько обширных гостиниц для паломников, вмещавших в свои просторы до 4 тысяч человек, конный двор, разные хозяйственные постройки и мастерские, в частности, кузница, столярная и квасоварня. Большое пространство занимали огороды, на которых работали сами монахи и помогали приезжие. В семи верстах к западу, в селе Любовец, принадлежавшем монастырю, стояли деревянный храм во имя Зосимы и Савватия Соловецких, монастырская мельница и очень большой скотный двор, где велось молочное хозяйство. Недалеко от монастыря находилось братское кладбище, с изящной деревянной [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Благоустроенной и ухоженной предстает перед нами пустынь начала XX-го века в воспоминаниях современников: "На первом плане высится отдельная [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (X), за нею [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (XI), с сияющими на главах золотыми звездами, и другие церкви. Массивное каменное двухэтажное здание – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (XII), трапезная и братские корпуса, каменная ограда с башнями с южной и западной сторон, как кольцом, окружают монастырь. Вне монастыря с западной стороны расположены монастырские службы и удобные гостиницы для богомольцев. Вся внутренность монастыря вокруг соборного храма с одной стороны занята плодовым садом, а с другой – против корпусов - цветочными клумбами, огороженными палисадником. Как приятно смотреть на все это! Везде видны благоустройство, попечение и порядок (XIII). Богослужение совершается по монастырскому уставу, без опущений, с канонархом... Стройное пение иноков, внятное и неспешное чтение, тишина и полумрак невольно располагают каждого к умилительной и усердной молитве".
В 1918-1919 годах Порховский уезд был охвачен крестьянскими восстаниями. И центром столкновений безбожной советской власти и русских крестьян стал Никандровский лес. Восставшие в июле 1918 года крестьяне Ручьевской и Горской волости (причиной стала объявленная большевиками мобилизация) арестовали военных комиссаров. Из Порхова в уезд были направлены красноармейцы, которые столкнулись с крестьянами у Никандровского леса, были отбиты и отошли с потерями, отдав в руки крестьян пушку. 1 августа прибыл в Порхов эшелон красноармейцев с пулеметами, которые двинулись в уезд, а также конный отряд в 40 человек. Но это не помогло. Уже 3 августа к восстанию присоединилось 5-7 волостей. Центром военных действий был Никандровский лес, где уже в середине августа было убито более 800 крестьян и красноармейцев. Так братоубийственная бойня, ставшая следствием антирусской политики новых правителей России, коснулась и святого уголка Порховской земли(XIV).
В августе 1919 года отряд белых вошел в Никандрову пустынь, пробыв в ней около недели. 21 августа в обитель, покинутую белыми, вошли красные. А уже 22 августа, как отмечено в документе «Разгром Никандровой пустыни», написанном от имени Порховского комитета РКП (б) и исполкома Порховского уезда, в монастырь прибыла советская комиссия и составила подробный протокол, в котором, как бы между делом, сообщается о том, что белыми якобы были вывезены все ценности монастыря, включая даже серебряную раку преподобного Никандра весом 13 пудов. Конечно, сама поспешность в составлении этого документа вызывает много вопросов. А учитывая то, что большевики были мастерами различных провокаций, вполне можно допустить, что, действительно, с белыми ушли молодые послушники и трудники монастыря (иначе их бы мобилизовали красные), что для пополнения запасов продовольствия белые могли взять часть его в монастыре. Но вопрос о серебряной раке святого и драгоценных ризах с икон остается открытым. Можно принять во внимание три версии: 1) ценности, действительно, увезли белые; 2) братия, воспользовавшись удобным случаем и опасаясь грабежа святынь со стороны красных, спрятала их; 3) красные «реквизировали» ценности, после чего раструбили всему миру о святотатственном разбое, обвинив в нем «белые банды» Булак-Балаховича.
Чтобы сохранить монастырь в условиях господства безбожной власти, отцы и братия обители уже в 1918 году организовали "коммуну Благовещенскую", под видом которой монастырь продолжал служить Богу и людям, сохраняясь в прежнем виде. Несмотря на пристальное внимание ГПУ, советских органов и злобной советской  журналистики, он просуществовал еще 10 лет. Из секретной переписки ГПУ явствует, что тогда в монастыре жили 34 монаха, причем, большинство из них (20 чел.) были старше 50 лет. Подчеркивается "реакционный дух" монастыря и его "враждебность к Соввласти". Присылаемые в монастырь советские комиссии поневоле отмечали образцовое ведение хозяйства в "коммуне". В монастыре было 10 дойных коров, 8 штук молодняка, 5 лошадей, а также свиньи, овцы и птица. Работали кузнечная, слесарная, токарная, бондарная, сапожная и портняжная мастерские, которые не только обслуживали нужды обители, но и помогали местному населению, которое, в свою очередь, шло навстречу монастырю в страдную пору сенокоса и уборки урожая. Несмотря на скудные земли, монастырь получал большие урожаи картофеля, капусты, моркови, которых обители хватало с избытком.
Несколько раз пустынь находилась на грани закрытия. Так, например, на заседании Псковского губисполкома  22 октября 1923 года было принято решение о закрытии монастыря. Монастырь, по-видимому, спасло лишь открытие при нем инвалидного дома, который позже перевели в Сольцы. А еще раньше советская комиссия по "изъятию церковных ценностей" взяла в монастыре все, что оставалось ценного, в том числе и серебряные подсвечники весом каждый более 2 пудов. Все другие монастыри были уже закрыты, но Никандровский не сдавался. Монахи совершают богослужения, устраивают крестные ходы, в 1928 г. открывают в д. Любовец церковь... Но 9 ноября 1928 г. принимается решение об окончательной ликвидации монастыря и выселении оставшихся монахов. Постройки монастыря были проданы 13-й легкой танковой бригаде, базировавшейся на окраине Порхова, на слом. Камни от разрушенных монастырских церквей и корпусов были использованы на строительство военного городка (XV).  И военный городок, и сама часть были уничтожены немецкой авиацией буквально впервые дни войны. В 1970-е годы камни Никандровой пустыни были использованы для строительства комплекса в память о советских военнопленных, лагерь которых находился неподалеку (XVI).
После закрытия пустыни и ее разрушения танковой частью, часть зданий оставалась в целости и ими воспользовались местные жители, организовав колхоз на монастырских землях.
Вскоре после начала войны на Псковскую землю пришли немецкие войска, которые не препятствовали открытию храмов и деятельности Псковской миссии, совершившей великий подвиг по восстановлению православной веры на русской земле. В 1942 году была предпринята попытка восстановить монашескую жизнь в Никандровой пустыни. Сюда назначается настоятелем обители игумен Андрей (Тишко). По призыву начальника Миссии протопресвитера Кирилла Зайца в 1942 г. в день обретения мощей преподобного Никандра в пустынь пришел многолюдный крестный ход из окрестных селений и Порхова.
Однако восстановить монастырь тогда не удалось. Осенью 1942 года скончался от тифа игумен Андрей. И хотя сюда приезжали служить и о. Кирилл, и другие священники, попытка возрождения монашеской жизни в пустыни не имела успеха. Вместо этого немцы устроили в пустыни контору по заготовке древесины, проложив вдоль лесного шоссе узкоколейку, по которой лес отправлялся в Хилово. На работу в пустынь пригонялись девушки из окрестных деревень.
После войны любители легкой наживы из числа жителей деревни Дуброво перекопали все монастырское кладбище в поисках драгоценностей. Следы действий святотатцев сохранились до наших дней: надгробные плиты сдвинуты с мест, рядом зияют ямы, каменные кресты одни – прислонены к деревьям, другие – просто лежат на земле... Верующие матушки приходили к «ключикам» и тщательно, со слезами на глазах и молитвой на устах, очищали их. И снова шли отовсюду к источникам православные люди. Над руинами Благовещенского собора, над тем местом, где стояла рака преподобного Никандра, боголюбцы устроили символическую могилу, куда приходили помолиться и поклониться святому, почти не надеясь на то, что когда-то здесь снова возродится обитель.
До недавнего времени паломник, поднявшись по тропинке на руины, мог видеть простую раку с металлическим крестом и иконой преподобного Никандра на ней. Окрестные жители уверены, что именно здесь под спудом лежат многоцелебные мощи преподобного, положенные туда в 1687 году, когда новый гроб «на том же месте, в стене, в землю опустили и землею покрыли». Прежде могила не имела ограды и была обложена известняком, на ней стоял деревянный крест и производила она впечатление суровой могилы аскета.
К мощам преподобного и целебным источникам его пустыни всегда приходили люди, стараясь как-то позаботиться о святом месте. Над одним из колодцев рабочие Порховского лесхоза в июле 1992 года поставили новый сруб, сделали навес
«А в конце 1990-х годов, – пишет псковский журналист О. Константинов, – порховские лесники первыми восстановили часовню преподобного Никандра и срубы источников, псковские казаки установили навесы и металлические кресты, журналисты «Новостей Пскова» расчистили кладбище, а сотрудники Порховского музея – туевую аллею. Со стороны деревни Любовец к монастырю была подведена насыпная дорога.
В 2000 году архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий поставил вопрос о необходимости возобновления в пустыни монашеской жизни. Однако зимой на обитель свалилась новая беда: частные лесозаготовители стали вырубать деревья, проложив дорогу вплотную к целебному источнику Петра и Павла. Лишь благодаря вмешательству общественности и депутатов областного Собрания, это поругание было остановлено. В мае 2001 года впервые в области на государственном уровне был проведен «круглый стол» по проблеме спасения Никандровой пустыни. Во встрече приняли участие более 30 организаций и священнослужители Псковской епархии во главе с архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием. В итоге был создан попечительский совет.
Всем миром приходится восстанавливать из руин русские святыни, поруганные в годы безбожного лихолетья. В возрождении Никандровой пустыни принимают участие самые разные люди: это и военнослужащие, и местные жители, и дорожники, и топографы, и паломники со всех концов России.
В 2002 году по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия у Святых врат воздвигнута и освящена первая деревянная [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Неподалеку от нее построен [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (XVIII).
В сентябре 2003 года наместником Никандровой пустыни назначен игумен Спиридон (Иващенко). С помощью Божией, в 2005 году удалось построить часовню над источником преподобного Александра Свирского (XIX), возвести храм в деревне Любовец, приблизить к окончанию строительство храма в честь свв. царственных мучеников. В большие церковные праздники пустынь посещает множество паломников. Особенно - в день памяти преподобного Евфросина Псковского (15/28 мая) и в день памяти преподобного Никандра (24 сент./7 окт.).
2. Крестные ходы: прошлое.
Крестные ходы бывали в пустыни 4 раза в году:
Обстоятельства возникновения крестного хода с иконой преподобного Никандра подробно изложены в приговоре Порховского городского общества, под которым поставлены подписи 172 человек. В нем говорилось, что во время эпидемий холеры 1831  и 1848 годов город Порхов был чудесно спасаем от болезни по молитвам преподобного Никандра. И поэтому граждане Порхова на вечные времена хотели бы оставить память об этих событиях установлением крестного хода с иконой преподобного Никандра (XX).
В апреле 1855 года Синод согласился на проведение крестного хода, а 28 мая того же года Государь утвердил это решение. Крестный ход направлялся из Никандровой пустыни по лесному шоссе к Порхову. В нем участвовало до четырех тысяч человек из окрестных деревень и самого Порхова. Желающих нести лик с изображением любимого святого было множество. Ковчег с иконой несли на плечах попеременно, так как от монастыря до города 19 верст. Процессия растягивалась на многие сотни метров. Все встречные становились в ряд на колени, и икону проносили над их головами.
В Порхове встречать святыню  выходили за город священнослужители с хоругвями и крестами. Встречный крестный ход (из 12-ти приходов) возглавляла Подоклинская местночтимая икона Божией Матери «Отрада» или «Утешение» (память 21 января) (XXI). Икона "Отрада и Утешение" была пожертвована в 1860-е годы известным странником-слепцом Григорием Ивановичем Ширяевым, имевшим обыкновение длительно проживать после странствий у владелицы села Подоклинья княгини Анастасии Николаевны Урусовой.
Кроме этой иконы, к которой привешен крест с мощами святых безсеребренников Косьмы и Дамиана, в храме пребывают три иконы преподобного Никандра. На одной из них - крест-мощевик с мощами разных святых, в том числе и самого преподобного (XXII).
В этот день во всех городских церквах начинались богослужения, которые шли несколько дней. Крестный ход продолжался по городу. От Троицкого собора (XXIII), находившегося в центре города, он проводился по кольцевому маршруту. В течение всего крестного хода над городом плыл радостный благовест – колокольный звон всех городских церквей. В течение недели икона преподобного пребывала в Порхове, после чего возвращалась в обитель.
Кроме этого большого крестного хода, совершались из пустыни и малые крестохождения к монастырским часовням:
1) 19 и 26 сентября (то есть в день открытия и закрытия ярмарки) к [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], находившейся напротив святых врат обители. Деревянная, со всех сторон открытая, в виде креста, с фронтоном часовня стояла на запад от Св. Врат Никандровой пустыни; в ней был установлен для поклонения большой восьмиконечный крест. На кресте, на западной стороне был изображен распятый Иисус Христос, на восточной – Преподобный Никандр; над его главою – Благовещение Пресвятой Богородицы. В этой часовне совершалось водосвятие в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла 29 июня (12 июля), который праздновался в обители ещё и как день обретения в 1687 году нетленных мощей преподобного Никандра. В этот день в монастыре совершался крестный ход и к часовне Живоносного источника, где также служился водосвятный молебен.
2) В день преподобного Никандра (24 сентября) к Зосимо-Савватиевской часовне, которая находилась в 600 метрах на юг и в которой сохранялась прежняя рака преподобного;
3) 29 июня к часовне во имя Живоносного источника
В Псковских Епархиальных ведомостях от 15 июня за 1894 год № 12 П. Любимов пишет: «Поводом к учреждению этого крестного хода (в честь принесения иконы преподобного Никандра – автор) послужило появление в г. Порхове страшной эпидемической болезни – холеры еще в 1831 году, когда молитвами и заступлением Преподобного Никандра город был чудесно спасен; так же и в 1848 году опять во время этой страшной болезни; посетившей наши веси, при принесении, по просьбе жителей, с разрешения в Боге почившего архиепископа Нафанаила, иконы Преподобного Никандра – этот грозный бич народа был отвращен молитвами нашего чудотворца. Жители города, желая увековечить память о таком чудесном спасении своем заступлением Угодника Божия, в 1853 году второй раз прошением, поданным в Городскую Думу, просили ходатайствовать об учреждении из Свято-Благовещенской Никандровой пустыни, отстоящей от города на 20 верст, ежегодного крестного хода с иконою Преподобного Никандра, при чем обязались для устранения затруднений при следовании крестного хода поставить подводы, крестоносцев, а для содержания монашествующих отпускать положенную обществом сумму денег. После сего и последовало в 1855 году разрешение Святейшего Синода, конфирмованное Высочайше 28 мая того же года. С сего времени и существует ежегодный крестный ход в г. Порхов 15 мая (XXV).
К этому времени в монастырь стекается множество народа из городов и дальних мест уезда. Крестный ход с иконою Преподобного Никандра всегда прибывает в 6 часов вечера и для встречи его за город около кладбища выходит городской крестный ход в сопровождении многотысячной массы народа. Обе процессии соединяются среди поля вместе и, по отправлении обычного молебна, эта масса народа густою, непрерывною стеною на протяжении верст двух, сопровождает своего дорогого гостя в город, в Троицкий собор, где тотчас же начинается всенощное бдение.
В это время здесь увидишь людей всякого звания и возраста, убогих, больных, детей и стариков, - все спешат встретить и поклониться покровителю и заступнику, Преподобному отцу нашему Никандру Чудотворцу. Автор «Описания Никандровой пустыни», соборный иеромонах Иосиф, говорит: «нужно видеть это многолюдное стечение народа всех званий, нужно прочитать на их лицах это усердие, с каким они встречают и провожают благодатного посетителя, Преподобного Никандра, нужно взглянуть на это множество свечей, которые зажигаются перед святыми иконами по внушению живой веры и любви, чтобы понять, как дорого для жителей Порховской страны это крестохождение, так желанное ими!».
На другой день по пришествии Преподобного Никандра, 16 мая, после торжественной литургии и молебна с водосвятие на площади, против собора, совершается крестный ход кругом города с пением кратких молебнов на назначенных местах с осенением Святым Животворящим крестом. Почти все встречавшие икону уездные жители остаются для этого торжества, и поэтому крестный ход бывает очень многолюден.
Во все время восьмидневного пребывания в г. Порхове иконы Преподобного Никандра в соборе отправляется торжественное, праздничное богослужение Преподобному Никандру – литургия и всенощное бдение с елепомазанием каждый раз, а икона ежедневно носится по домам усердствующих жителей города для молебного пения. Таким образом наш благодатный гость в течение недели не оставит своим милостивым посещением и дом богатого, и не постесняется побывать в убогой лачужке бедного!
День 23 мая – последний день нашего торжества, день разлуки с нашим дорогим посетителем и благодатным молитвенником и заступником. После обедни и благодарственного молебна – крестный ход направляется по большой Санкт-Петербургской улице на дорогу к деревне Селищи (2,5 версты) для провожания Никандровской святыни.
По окончании молебна, пред деревянной часовней начинается расставание святых икон. Никандровские иконы и хоругви отходят по дороге далее и останавливаются, а городские стоят у часовни; в это время прощаются духовенство и народ. Наконец, пройдя немного, сопровождающие Никандровские иконы делают несколько раз возвышения их,
( тоже делается Порховским крестным ходом), потом оборачиваясь, опять возвышают их, и таким образом обмен подобного действия повторяется несколько раз, до тех пор, пока не скроется из виду Никандровский крестный ход. Многие из усердствующих горожан провожают угодника до села Вечко – 10 верст, а иные и до монастыря. Сколько слез проливается при отшествии Угодника Божия в свою обитель верующими, об этом может судить только тот, кто обращается к нему с пламенною и горячею молитвою!...
Городское духовенство с крестным ходом, пройдя через деревню Селищи, возвращается домой в город в 2-3 часа пополудни [1; 300-302].
А.Е.Крылов в работе «Приют для страждущей души» так описывает главный крестный ход: «С утра в монастыре собиралось большое количество народа. Все ждали выноса иконы святого Никандра из Свято-Благовещенского храма. Вот икону вынесли из церкви, поставили ее на высокие носилки с ножками. Желающих нести икону любимого святого – множество. Наконец, четверо мужчин поднимают носилки с иконой на плечи, и процессия, растянувшаяся на несколько километров, трогается в путь. Путь далекий: до Порхова 20 верст. Носильщики часто меняются. Вот прошли под святыми воротами в трех верстах от монастыря. Дальше - деревня Веснино. Все встречные становятся в ряд на колени, и икону проносят над их головами. В Хилове – остановка. В местной часовне проходит короткая служба по случаю встречи святой иконы. За Селищем икону встречают толпы порховичей. Впереди идут священнослужители с хоругвями, крестами и кадилами. Над головой плывет радостный звон колоколов всех порховских церквей. Процессия, увеличившаяся в несколько раз, торжественно входит в город. Крестный ход продолжался по Порхову. От Троицкого собора он проводился по кольцевому маршруту, захватывая Духовскую и Троицкую слободки на правом берегу Шелони, и продолжался 3 дня. В течение всего крестного хода над городом плыл радостный колокольный благовест. На ночь икону оставляли в Троицком соборе. Через трое суток она возвращалась в пустынь. Обратно ее несли другой дорогой: лесом мимо Сторожевой горы, в Вячке переходили через реку Узу, проходили деревню Веснино и дальше прежней лесной дорогой добирались до пустыни. Есть сведения, что на крестные ходы в Никандрову пустынь собиралось до 10 тысяч верующих. Сюда по лесным дорогам стекались толпы богомольцев из разных мест России.В старину люди в святые места ходили пешком. Прибывшие издалека могли остановиться на ночлег в Никандровском подворье (XXVI) – двухэтажной гостинице в Порхове на Псковской улице» [2; 3].



3. Крестные ходы: настоящее.
Восстановление крестных ходов в Свято-Благовещенской Никандровой пустыни - это большой вклад в возрождение духовности нашего Отечества.
28 мая 2005 г. был совершен крестный ход в память 150-летия установления [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (XXVII). Возглавил торжества, на которые стеклось множество народа, Высокопреосвященнейший Евсевий, архиепископ Псковский и Великолукский.
А в день обретения св. мощей преп. Никандра, которое произошло в праздник свв. апп. Петра и Павла, в обитель прибыла икона преподобного с его мощами (XXVIII). С этим образом был совершен крестный ход на источник свв. апостолов и отслужен водосвятный молебен.
В день празднования памяти преподобного Никандра 7 октября (н.ст.) 2006 г. произошло знаменательное событие. После Божественной литургии, которую совершил в храме Святых Царственных мучеников архиепископ Евсевий, был совершен крестный ход на место разобранных руин Благовещенского собора. Здесь Владыка совершил закладку нового храма Благовещения на том самом месте, где стоял прежний храм, разрушенный в годы лихолетья (XXIX).
Праздник преподобного Никандра в наше время начинается с вечерней службы в канун праздника. Утром праздник открывает божественная литургия. После окончания литургии начинается молебен с крестным ходом. Крестный ход начинается с выхода его с храма Царственных Мучеников и идёт вокруг обители преподобного Никандра. Также во время крестного хода несут икону преподобного Никандра.
От храма Царственных Мучеников крестный ход обходит храм в честь иконы Божией Матери «Взыскании Погибших», проходит через центральные ворота монастыря у колокольни и обходит руины Благовещенского храма. Затем идёт обратно в те же ворота, в которые только что входили, и обходит храм Царственных Мучеников. У входа крестный ход останавливается, и владыка говорит проповедь. После все проходят под иконой, когда все пройдут, тогда икону заносят в храм Царственных Мучеников.


IV. Выводы. Значение крестных ходов.
На Руси всегда любили крестные ходы, ценили их очистительную и молитвенную силу. Народная вера в скоропоспешение в помощи небесных заступников, чествуемых во время Крестного хода, была безгранична.
Важность и духовная сила крестного хода неоднократно отмечалась отцами церкви.. « Крестный ход – своего рода духовная дезинфекция, которая очищает от греховного фона улицы, по которым проходит крестный ход, и в целом весь город, всех окружающих людей и души самих молящихся, участвующих в торжественном шествии». (епископ Читинский и Забайкальский Евстафий)
Представляют интерес правила поведения во время крестного хода, составленные митр. Филаретом по поводу конкретного шествия из Голутвина монастыря в Коломну в память о прекращении холеры, но носящие общий характер.
«Духовенство должно напомнить благовремение себе и прочим, - говорилось в этих правилах, что, дабы сие благое начинание принесло благий плод, для сего надобно, чтобы дело Божие совершаемо было с глубоким и непрерывным благоговейным вниманием. Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством святых, иконы которых в нем шествуют, приближаясь к Самому Господу, поколику немощи нашей возможно. Святыня земная знаменует и призывает святыню небесную; присутствие креста Господня и святых икон и кропление освященною водою очищает воздух и землю от наших греховных нечистот, удаляет темные силы и приближает светлые. Пользуйся сею помощью для твоей веры и молитвы и не делай ее бесполезною для тебя твоим нерадением. Слыша церковное пение в крестном ходе, соединяй с ним твою молитву; а если по отдалению не слышишь, призывай к себе Господа, Божию Матерь и святых Его известным тебе образом молитвы. Не входи в разговоры с сопутствующими; а начинающему разговор отвечай безмолвным поклоном или кратким только необходимым словом. Духовенство должно быть примером порядка и благоговения, а мирские не должны тесниться между духовенством и расстраивать порядок. Не беда, если отстанешь телом: не отставай от святыни духом».
Крестные ходы в Свято-Благовещенской Никандровой пустыни имели большое значение не только для жителей Порховской земли, но и для богомольцев, спешивших в пустынь из разных уголков России. Это был настоящий праздник, которого ждали и к которому духовно готовились. Участие в крестном ходе, прохождение под иконой Никандра давало людям веру в помощь и защиту святого. Об этом говорят в своих воспоминаниях сестры Максимова Нина Степановна и Прокофьева Анна Степановна.

V. Список литературы и источников.

Порхов и его уезд: Сборник дореволюционных публикаций. Псков, Псковская областная типография, 2005
Крылов Алексей. Приют для страждущей души /Порховский вестник, № 83,
1 ноября 2006

Список информантов:
Максимова Нина Степановна, 1941 г.р., уроженка г.Порхова Псковской области, проживает там же.
2. Прокофьева Анна Степановна, 1934 года рождения, уроженка г. Порхова Псковской области, проживает в д.Любовец Порховского района Псковской области.































II.


I.











IV. III.





V.













VII.









VI.













VIII.






IX.





















XI.









X.



XII.


















XIV.



XIII.















XVII.



XV, XVI.










XVIII.





















XIX.


XX.
























XXI.
XXII.
















XXIII.









XXIV.











XXV.




















XXVI.













Никандровское подворье.
Современный вид.

















XXVII.
Крестный ход с иконой
Преподобного Никандра
28 мая 2005 года
возглавляет
Владыка Евсевий.










XXVIII.
Крестный ход с иконой
Преподобного Никандра
с его мощами в день святых
апостолов Петра и Павла














XXIX. 7 октября 2006 года.
Крестный ход на место разобранных руин Благовещенского собора.












































































































13PAGE 15


13PAGE 14215