Доклад на тему: «Причины девиантного поведения младших школьников и методы профилактики».


Доклад на тему: «Причины девиантного поведения младших школьников и методы профилактики».
педагог-психолог:
Задонская Е.А.
Трудновоспитуемость младшего школьника, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация. Во всём мире каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой.
Поведение может быть нормальное и отклоняющееся.
Нормальное поведение младшего школьника полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные особенности младшего школьника, то его поведение всегда (или почти всегда) будет нормальным.
Отсюда отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам. Очевидно, что отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации.
Девиантное поведение — один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным.
 Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.
Классификация видов девиантного поведения:
Агрессивное поведение;
Делинквентное поведение;
Суицидальное поведение;
Зависимое поведение.
Факторы риска возникновения безнадзорности и правонарушений поведения младших школьников.
Можно выделить основные факторы, обусловливающие девиантное поведение младших школьников.
Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. Причем здесь речь идет, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся:
Биологические причины девиантного поведения
Органическое поражение головного мозга вследствие патологии беременности и родов, родовых травм, внутриутробных и ранних постнатальных вредностей, интоксикаций, мозговых инфекций, черепно-мозговых травм;
Патология нервной системы;
Соматическая ослабленность;
Наследственная отягощенность психическими и наркологическими заболеваниями.
Генетические, которые передаются по наследству. Это мо гут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы.
Психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды;Физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.
Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, невраcтении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции младшего школьника.
         Дети с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров.
Дети с акцентуированными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.
В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. У младшего школьника наблюдается два процесса развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями выраженного или пограничного характера, отставанием или задержкой психического развития, разными психическими патологиями.
Характерологические реакции младшего школьника, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений. В случае несформированности системы нравственных ценностей младшего школьника, сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Для таких детей характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов.
Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стайкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у младшего школьника познавательных мотивов, интересов и школьных навыков.Учебная дезадаптация школьника проходит в своем развитии следующие стадии:
учебной декомпенсации — состояния ребенка, характеризующееся возникновением затруднений в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе.Неподчинение детей, критика действий взрослых;
школьной дезадаптации — состояния ребенка, когда наряду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения правил поведения в школе, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий, отказ от выполнения заданий, срывы уроков , грубость, сквернословие;
социальной дезадаптации — состояния ребенка, когда отмечается полная утрата интереса к учебе, уход в асоциальные компании, хулиганство, увлечение спиртными напитками, проба наркотиков, токсикомания, побеги из дома; криминализации среды свободного времяпрепровождения. Воровство, вымогательство, рэкет, шантаж
Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие семьи. Следует выделить определенные стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию асоциального поведения младших школьников:
Семейные причины девиантного поведения:
Смерть родителей;
Конфликтные отношения между родителями;
Асоциальное или криминальное поведение близких членов семьи;
Психические заболевания родителей;
Жестокое обращение, насилие в семье, в том числе сексуальное;
Оскорбления, пренебрежительное отношение, безнадзорность;
Хроническая психологическая травматизация;
Недостаточная осведомленность о своем прошлом, отсутствие чувства защищенности и семейной принадлежности.
Дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой — провоцирование ребенка на конфликтные ситуации; или характеризующийся утверждением в семье двойной морали: для семьи —одни правила поведения, для общества — совершенно другие;
Нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раз дельного проживания детей и родителей;
Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.
Морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой — в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения.
Модель комплексного сопровождения развития ребёнка «группы социального риска».
Для дифференцированного подхода к работе с детьми «группы риска» следует разделить их на группы, имеющие свои отличия:
дети с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной клинико-патологической характеристики;
дети из неблагополучных семей;
дети, оставшиеся без попечения родителей по разным причинам, в силу разных обстоятельств;
дети из семей, нуждающихся в социально-психологической поддержке и защите своих прав.
В первую группы входят дети, как правило, имеющие проблемы в умственном развитии и соответственно проблемы в обучении, вызванные тем или иным умственным дефектом. К этой же группе также относятся дети-инвалиды и дети, имеющие различные хронические заболевания. Чаще всего с этими детьми в школе работают психологи, логопеды, медицинские работники.
Вторую, самую многочисленную группу составляют дети из так называемых неблагополучных семей. В этих семьях родители (или один из родителей) пьют, употребляют наркотики, занимаются тунеядством, проституцией; устраивают на квартире притоны, торгуют детьми, передают их своим собутыльникам; надолго оставляют детей одних дома без еды; жестоко обращаются с ними.
В третью подгруппу входят дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (как правило это дети тех родителей, в отношении которых рассматривается вопрос о лишении родительских прав; когда родители в бегах, находятся в заключении или психиатрической лечебнице). Дети попадают в эту группу вследствие смерти родителей или лишения, (ограничения) их родительских прав, что встречается гораздо чаще - примерно от 80 до 95 процентов случаев. Это воспитанники центров реабилитации, приютов и детских домов.
Четвёртую подгруппу составляют в основном дети из бедных, многодетных, приёмных, опекунских семей, где факторами риска являются причины экономического, демографического и педагогического характера, а также сложности адаптации детей к новым условиям обучения и проживания. В отношении каждой «группы риска» необходимо подбирать свои технологии сопровождения, учитывающие её актуальную проблематику.
Главной причиной появления «трудных» детей является неспособность родителей эффективно воспитывать своих детей, недостаток знаний у родителей о том, как воспитывать своих детей, чрезмерная занятость родителей, недостаток контроля с их стороны, частые конфликты в семье, авторитарное воспитание (излишний контроль и запреты со стороны родителей.)
Так как в большинстве учреждений проводятся различные мероприятия, акции, существуют кружки, секции, общественные организации, включая школьное самоуправление. Однако дети «группы социального риска» (из неблагополучных семей) крайне редко бывают включёны в эту деятельность. В лучшем случае «трудные дети» посещают футбольные секции. Однако, участие детей в общественных организациях, творческих объединениях и секциях является для них не столько способом структурирования свободного времени, сколько возможностью удовлетворения личностно-значимых потребностей: в принятии, признании, уважении, автономии, личностной самореализации.
Комплексное сопровождение данной деятельности должна предусматривать реализацию следующих направлений системы профилактики:
Психолого-педагогическое просвещение родителей (к психолого-педагогическому просвещению необходимо привлекать специалистов различных направлений: врачей, психологов, социальных педагогов, представителей общественных организаций). Проведение родительских собраний на темы: «Роль семьи в воспитании нравственных ценностей», «Семейные традиции в воспитании детей на примере родителей» и т.д.
Выявление и включение в зону особого внимания и заботы детей, имеющих риск возникновения школьной дезадаптации, а именно часто не посещающих школу, большую часть времени проводящих на улице (совершающих побеги из дома), имеющих проблемы в обучении, отношениях со сверстниками и учителями.
Проведение мониторинга социальной ситуации развития ребёнка, имеющего признаки дезадаптивного поведения, дифференцируя детей по группам возможного риска и стадиям дезадаптивного процесса.
Методы диагностики:
анализ документации (социального паспорта семьи ребенка, актов посещения семьи и обследования жилищно-бытовых условий, карт наблюдения за учащимся, журнала учета преступлений и правонарушений, личных дел детей подучетных категорий),
наблюдение,
комплекс методик, связанных с изучением социального окружения учащегося,
беседа, опрос несовершеннолетних,
социометрия и др.
Коррекционная работа. Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям психолого - педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания. К таким проблемным ситуациям можно отнести кризисы адаптации к школьному обучению, нестабильность положения ребенка в семье, потеря родителей или близких родителей, развод родителей. Коррекционная помощь и поддержка со стороны педагога очень необходимы семье, если ребенок уже в младшем школьном возрасте выходит из повиновения родителям и попадает в плохую компанию, которая становится для него более значимой, чем собственная семья. Коррекционная работа предполагает организацию мероприятий в классе по профилактике вредных привычек (курение, токсикомания, наркомания).
Создание программы индивидуальной поддержки и сопровождения ребёнка попавшего в зону особого внимания с учётом социальной ситуации его развития, с опорой на сильные стороны его личности и значимое для него окружение. Если значимые другие представляют угрозу его позитивной социализации необходимо переориентировать ребёнка на окружение с позитивной направленностью, создавая ему ситуацию успеха в новом для него окружении.
Осуществление социально-психологической реабилитации детей, прошедших через трудную жизненную ситуацию (увечье, развод или смерть родителей, угроза лишения их родительских прав и т.п.) через выявление причин возникновения кризисного состояния и разработку комплекса мер устраняющих или компенсирующих последствия выявленных причин.
Обучение детей навыкам социальной компетентности (коммуникативным навыкам, навыкам саморегуляции и самоорганизации, умению управлять конфликтами, справляться со сложными состояниями сознания, преодолевать горечь утраты и т.п.).
Организация детского досуга, занятости младших школьников в каникулярное время (вовлечение «трудных детей» в виды общественно-полезной деятельности; обучение умениям организовывать интересный и содержательный досуг для себя и своих товарищей).
Два основных постулата, на которых строится конструктивный подход к воспитанию, следующие:Как правило, дети делают неосознанные выборы, но все же выбирают. Это означает, что мы можем влиять на их выборы. Влиять на выбор ученика можно и нужно, не теряя собственного достоинства и не позволяя ученику потерять лицо.
Существует всего 4 мотива, по которым дети “плохо” себя ведут. Эти мотивы: привлечение внимания, власть, месть и избегание (страх) неудачи.
Проблемы, препятствия в оказании помощи:
Дисфункциональность, асоциальность семьи.
Биологический фактор.