Мастер — класс учителя русского языка и литературы по теме «Применение стратегий критического мышления на уроках русского языка и литературы как средства повышения функциональной грамотности учащихся»

Мастер - класс

«Применение стратегий Критического мышления
на уроках русского языка и литературы
как средство повышения
функциональной грамотности учащихся»

Цель: ретрансляция преподавательского опыта освоения и применения технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы.

Задачи мастер-класса:
-  создание условий для профессионального общения, самореализации и
стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
-  распространение педагогического опыта.
- выстраивание диалога.

Ход занятия:

«Недостаточно иметь хороший ум,
главное – правильно его использовать».
Рене Декарт


I.Подготовительно-организационный этап:
Приветствие, вступительное слово.

Рада всех еще раз приветствовать! Меня зовут Андриянова Ида Владимировна. Мы немного устали после плодотворной работы. Я предлагаю восстановить наш энергетический баланс путем ряда простых действий.

* с силой потереть одну ладонь о другую (10 раз);
* щеки - вверх - вниз (10 раз);
* кончиками пальцев постучать по затылку и макушке (10 раз);
* указательным пальцем правой руки нащупать впадину в основании черепа и 3 раза сильно надавить;
* 3 раза сжать руки в кулак, помассировать места соединения большого и указательного пальцев.

Я думаю, вы ощутили, как горячая волна энергии обволакивает тело, как мы приободрились. И чтобы лучше себя чувствовать, я предлагаю пожелать здоровья друг другу на разных языках. Я дам несколько карточек с пожеланиями здоровья, кто получает карточку, приветствует всех громко, позитивно, не забывая называть, на каком языке приветствие, а мы хором отвечает на это же языке.
Я начну на русском:

- Здравствуйте!
- Нихао ! (Китай)
- Гомар Джоба ! (Грузия)
- Хэллоу! (Англия)
- Бонжур! (Франция) - Здравей! (Болгария)
- Здоровэньки булы! (Украина)
- Норуон норгуй! (Якутия)
- Джечь буречь (Удмуртия) - Добры дзень! (Белоруссия) - Ola! (Португалия)
- Ye'ti! (Чукчи)
- Namaste! (Индия)
- Merhaba! (Турецкий)
- Ave! (Латинский)
- Konnichi wa! (Япония)

Спасибо всем. И если, как говорят ученые, мысль материальна, то наше здоровье должно удесятериться. Я уже чувствую это. А как вы? Тогда приступим к серьезной части моего выступления.


Определение целей и задач мастер-класса.

Основная часть.

1. Вступительное слово.
Современный период развития Казахстана четко обозначил новые приоритеты в области школьного образования, соответствующие мировым тенденциям. В Послании  Президента РК народу Казахстана указывается, что развивающемуся казахстанскому обществу нужны современно образованные, нравственно воспитанные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
 Из Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников:
«Изменения в мировой экономике XXI века, породившие необходимость приспособления к конкурентной экономической среде, обострили проблемы качества образования, поскольку «образовательный интеллект» населения (людской капитал) рассматривается важнейшим стратегическим ресурсом государства.
Социально-экономические перемены в обществе задали новые параметры обучения и воспитания подрастающего поколения, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.
Полученные предметные знания должны максимально способствовать социализации, профессиональному самоопределению для вхождения в мир труда.

Закон РК «О труде» - возможность работать с 15 лет ».

Мы можем сказать, что функциональная грамотность школьников - это умение применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
В настоящее время не надо никого убеждать в необходимости перехода к личностно-ориентированному обучению. Всем становится ясно, что не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни, сейчас нужно не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения. Поэтому любые поиски новых форм уроков становятся актуальными.
Особенный интерес представляет для уроков русского языка и литературы технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Именно эта технология обращает внимание на текст, как никакая другая. Основой ее является коммуникативно - деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.
Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективное оценивание положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. Простые и чрезмерные обобщения, клише, штампы, неподтвержденные предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов.
Я хочу поделиться с Вами опытом использования технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы.
Для занятия я подготовила я подготовила материал собственных уроков, а также тексты, не изучаемые в курсе литературы, чтобы достичь более глубокого погружения Вами в Технологию.

2. Работа с презентацией: (на доске)
Что такое критическое мышление?
Характеристики, присущие критически мыслящему человеку
Стадии построения урока в технологии критического мышления
Приемы технологии критического мышления.

3. Практическая часть.

Чтение с остановками. Л. О' Флайерти «Снайпер» (Приложение)
(стратегии: мозговая атака, чтение с остановками, синвейн, дискуссионная карта, углы, письмо герою)
Ключевые слова. К. Паустовский. «Станционный смотритель» (Приложение)
(Стратегии : ключевые слова, проблемный вопрос)
Чтение с пометами: текст «Жизнь Ф. И. Тютчева: интересные факты его биографии» (Приложение)
(стратегии: чтение с пометами, ЗУХ, письмо герою)
Жигсо 2 « Виновна ли Наталья Гончарова в смерти Пушкина?» (Приложение)
( стратегии : ассоциации к портретам, жигсо 2, чтение с пометами, обсуждение, кластер )
Инсерт: М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (Приложение)

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» (Приложение)
Письмо по кругу
Логическая цепочка
Перепутанная логическая цепочка
Письмо герою
Концептуальная таблица


Карусель: И.С. Тургенев «Муму» (Приложение)

Кубик (Приложение)

Верные и неверные утверждения (Приложение)

Денотантный граф (Приложение)


4. Подведение итогов. Рефлексия.




















КГУ «Красносельская СШ»





Мастер – класс

«Применение
стратегий Критического мышления
на уроках русского языка и литературы
как средство повышения
функциональной грамотности учащихся»





Провела: Андриянова И.В.





2014г.