Внеклассное мероприятие Государства Востока в эпоху раннего Нового времени (7 класс)


МКОУ «Вилинская СОШ №1»
Внеклассное мероприятие
для 7-х классов

«Государства Востока
в эпоху раннего
Нового времени»
Подготовила
учитель истории
Лищук Наталья Васильевна
2015

Цели:
углубить знания об основных чертах традиционных обществ на Востоке в 16–17 вв.;
сделать выводы об отличиях традиционных обществ от обществ европейских;
развивать познавательный интерес школьников
Ход мероприятия
Оформление зала “Азия выступает по сравнению с крошечной Европой во всём величии своего огромного пространства, хронологически она представляется всеохватывающей основой, откуда вышли все люди. Она неизмерима, мощна по своему объёму и человеческим массам – нечто длящееся, медленно движущееся”. (Немецкий философ Карл Ясперс)
Представление команд и презентация символов стран.
Китай Панда, или бамбуковый медведь – национальное достояние Китая, так как это животное находится под угрозой исчезновения
Япония Самурай – один из самых колоритных персонажей всемирной истории, это японский рыцарь.
Индия Корова – священное животное Индии. В корове воплощаются все божества. Есть мясо коровы – кощунство, а вот кормить корову – священное занятие.
– Ребята! Многие из вас любят путешествовать.
“Есть два разряда путешествийОдин – пускаться с места вдаль,Другой – сидеть себе на месте,Листать тихонько календарь…” Писал Александр Твардовский
– Сегодня мы совершим путешествие и в пространстве и во времени с помощью карты. Мы перенесемся на восток и юг Евразии: в Китай, Японию, Индию периода 16–17 вв.
Профессиональные путешественники обычно ведут путевые дневники, где составляют описания увиденных земель.
– Например, тверской купец Афанасий Никитин в конеце 15 в.совершил путешествие в Персию, Индию, Турцию  и по итогам своего путешествия написал книгу «Хождение за три моря»
– Вот и вам сегодня в результате нашего путешествия предстоит составить путевой лист по странам Востока 16-17 веков.
– В любом путешествии исследователи берут с собой проводников, показывающих дорогу, рассказывающих о традициях, обычаях дальних стран.
– Сегодня у нас проводниками будут специалисты по Китаю – 7А, ,Японии – 7Б, Индии –7В.
Итак, на нашем пути...
1-я остановка  “Государство” Разминка.
Работа по карте “Китай. Япония. Индия в XVI–XVII вв.”
– Для успеха путешествия нам с вами предстоит взять карту. По ней мы определим местонахождение Китая, Японии и Индии.(проводники - представители от классов выходят к карте с выступлениями.)
а) Историко-географическая справка, определение древних и современных столиц стран.
Китай Китай – страна загадок и чудес с древней историей, уникальными традициями и утончённой философией. Китай расположен в Восточной и Центральную части Азии.
Китай – очень древнее государство. Учёные нашли в одной из его пещер остатки предков человека, обитавшего несколько сотен тысяч лет назад. Древней столицей был город Сиань.
Работа в путевых листах
– Запишите древнюю и современную столицы Китая (Пекин).
Вопрос зрителям:
– Вспомните, что изобрели китайцы? (родоначальники шелководсва, фарфор, бумага, порох, магнитный компас)
Япония Япония – это “игрушечная страна” с гейшами и бумажными фонариками, с цаплями, драконами и многочисленными старинными традициями, страна самураев, беспрекословного повиновения и дьявольской хитрости.
К востоку от тихоокеанского побережья Азии протянулась цепь островов – Хоккайдо, Хонсю, Сиккоку, Кюсю – самые крупные из них. Острова вытянуты с севера на юг.
Большая часть всей площади японских островов занята высокими и крутыми горами. Древней столицей был город Киото.
Работа в путевых листах
– Запишите древнюю и современную столицы Японии (Токио).
Вопрос зрителям:
– Кто знает, какая самая высокая гора в Японии, которая ещё является и вулканом? (Футзияма)
Индия Индия – родина шахмат, родина арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня. Индия отличается причудливым переплетением различных народов, языков, религий, культурных и прочих традиций. С древности Индию представляли страной чудес, несметных богатств. От Китая Индию отделяет цепь высочайших на Земле гор – Гималаев. На склонах гор ещё сохранились густые вечно-зелёные леса – джунгли. Древней столицей был город Хампи.
Работа в путевых листах
– Запишите древнюю и современную столицы Индии ( Дели).
Вопрос зрителям:
– Вспомните, за какими индийскими товарами приходили корабли из других стран?
– Наша разминка и знакомство со странами Востока закончилась.
б) роль государства – регулятора хозяйственной жизни традиционных обществ Востока
– А теперь вспомним, что представляла собой хозяйственная жизнь в традиционных обществах Востока?
– Но прежде, вспомним, что же такое традиционное общество?
– Какие черты хозяйственной жизни были характерны для для традиционных обществ Востока? 
Ответы:
Государство являлось верховным собственником земель.
Государство регулировало хозяйственную жизнь: устанавливало цены на товары, монополию на некоторые отрасли ремесла и торговли, увеличило налоги на ремесленников и купцов.
Государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их соблюдением.
– Вспомним, что же такое монополия?
2-я остановка – “Сословный строй”
– Итак, государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их соблюдением.
– вспомним что же такое сословие?
– Рассмотрим сословный строй каждой из страны. Специалисты-проводники приглашаются к доске. А все остальные будут работать в путевых листах.
Работа в путевых листах (Демонстрация иллюстраций.)
Китай
Императорская семья – проводила время в развлечениях, “купалась” в роскоши, принимала участие в оригинальных церемониях
Чиновники (мандарины) – умели читать и писать. Вели учёт населения, собирали налоги, следили за исполнением законов, организовывали строительные работы
Крестьяне- обрабатывали вручную небольшие наделы, занимались сельским хозяйством
Ремесленники – трудились, не зная отдыха, у них не было выходных. Изготовляли оружие и кухонную утварь, украшения из бронзы и яшмы, керамику и изящную мебель. За свой труд они получали одежду, пищу или деньги
Торговцы – наживались на торговле, ничего не производя. В обществе их не уважали.
Япония
Воины-самураи
Принадлежность к этому сословию передавалась по наследству.
Это – высшие военачальники: – князья, богатые феодалы,
простые солдаты, высшие чиновники, низшие чиновники.
Носили два меча, получали пайки риса. Самураи разделялись на ранги. Подчинялись кодексу чести “бусидо”
Крестьяне – основная масса населения, их жизнь протекала в тяжёлом труде и нищете. Они выращивали рис, сеяли пшеницу, ячмень, просо, хлопок, табак, чай, одевались в одежду, сделанную из конопли и шёлка
Ремесленники Жили в городах. Сын наследовал профессию отца
Купцы Их считали “паразитами”, которые сами ничего не производят
Индия
Древние индусы подразделяли людей на четыре главные социальные группы – касты.
КАСТА – обособленная общественная группа, связанная происхождением, правовым положением своих членов.
К наивысшей касте относились учёные и жрецы.
За ними следовалисановники, воины (кшатрии)
Затем купцы и землевладельцы
И к самой низшей касте относилиськрестьяне (вайшии) и слуги
Ниже последней стояла так называемая“каста неприкасаемых”
Это неквалифицированные, презиравшиеся обществом профессии – уборщики.
Работники на кладбищах, палачи
Вопрос зрителям: Объясните, почему в Китае и Японии крестьяне стояли по иерархической лестнице выше, чем купеческое сословие и торговцы?
3-я остановка – “Религии Востока”
– Понять внутренний мир и главные ценности, присущие людям традиционных обществ Востока необходимо не познакомившись с их религиозными учениями.
– Вспомним, что же такое ценности?
Работа в путевых листах 
Китай
“Три направления человеческой мысли”: конфуцианство; даосизм; буддизм
Япония
Религиозные верования: синтоизм; буддизм
Индия
Религиозные верования: индуизм; буддизм
– Во всех странах исповедовался буддизм, то, что вы знаете о буддизме? 
Индия Буддизм возник в 6 веке до н.э. в Индии. Основателем буддизма является Будда, т.е. “просветлённый”или посланник Бога
Япония Буддизм принесли на японские острова корейские монахи. В 538 году они передали в дар императору статуи Будды. С конца 6 века буддизм превратился в религию императорского двора и богатых сановников
Китай В 1 в.н.э. чужеземные купцы познакомили китайцев с буддизмом. Это учение нашло много сторонников. Местные монахи начали высекать в скалах изображения Будды
4-я остановка – “В мире прекрасного” (Звучит китайская музыка.)
Индия
– Вы знаете, к нам в гости из далёкой Индии пожаловали индийские купцы и привезли разнообразные пряности. Ваша задача распознать эти пряности.
(в трёх блюдцах – молотая гвоздика, корица, лавровый лист)
– Итак, какие пряности привезли из далёкой Индии купцы?
Рассказ учащегося-специалиста:
Индийские блюда изобилуют всевозможными пряностями.
Учёные обнаружили, что после употребления большого количества приправ, человек чувствует себя счастливым
Япония – Японцы создадут красоту недосказанного (составление икебан)
-Посмотрим, какие икебаны составила команда “Япония”
Рассказ учащегося-специалиста:
Икебана – самостоятельный вид изобразительного искусства, цель которого выражать красоту природы.
Перевод слова “икебана” может быть разным:
аранжировка цветов;
искусство составления букетов;
цветы, которые живут
Прелесть недосказанности – главное в этом искусстве.
Китай
– А китайцы приготовят настоящий китайский чай в настоящем китайском сервизе
– Угощайтесь настоящим китайским чаем
Рассказ учащегося-специалиста:
К распитию чая китайцы относятся очень серьёзно, порой этот процесс может длиться несколько часов.
Это занятие называется чайной церемонией, которую проводят специальные обученные мастера.
5-я остановка – “Памятники культуры стран Востока” (Демонстрация иллюстраций.)
– Перенесёмся в удивительный мир памятников культуры стран.
Китай
Великая китайская стена
Построили более 2000 лет назад для защиты от захватчиков. Чтобы пройти по ней понадобится не менее 6 месяцев.
На строительстве стены трудились сотни тысяч крестьян. Многие умирали от непосильного труда, истощения, болезней. Умерших замуровывали в стену. Стена протянулась на 3500 км, её высота-9 м, 25 000 сторожевых башен были расположены через равные интервалы.
К сожалению, в современное время Великая Китайская стена исчезает. Резкое ухудшение экологической обстановки, возникновение песчаных бурь ведут к разрушению Великой Китайской стены.
Япония
Святилище Синто В нём японцы совершают религиозные обряды
Храм КантэйбоИндия
Тадж-Махал
Сверкающий белый дворец Тадж-Махал – мавзолей в Агре.17 век.
Он был возведён почти четыре века назад убитым горем шахом в честь умершей молодой красавицы жены.
Джодхпур
– Наше путешествие подходит к концу. Любой путешественник в конце пути подводит итоги. Итогом нашего с вами путешествия является накопленный багаж знаний. Давайте проверим ваш багаж знаний.
3. Закрепление материала
Отгадывание кроссворда
– Если вы правильно заполните кроссворд, то сможете назвать слово, зашифрованное в выделенном столбце.
Национальная одежда японцев?
Моральный кодекс самураев?
Кто такой богдыхан?
Выдающийся мыслитель и мудрец Китая?
Чем изобилуют индийские блюда?
Где впервые возник буддизм?
Самая высокая гора в Японии?
– Итак, какое слово получилось?
“И как ни парадоксально, именно современность мнима, а история реальна” Л.Н.Гумилёв
4. Подведение итогов