Активные методы обучения, используемые при работе с учащимися начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО











«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ
ПРИ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО»












Подготовила: учитель начальных классов
Нехаева Е.Е.






2016г








Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Содержание образования не сильно меняется, существенно изменяется роль учителя, которому необходимо будет выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности. Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей, оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
Актуальность: интерес к активным методам обучения вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это с наименьшим риском, т.е. за счет мастерства педагога, а не перегрузки школьников. Активные методы обучения в процессе педагогического общения привносят в классы нетрадиционные для массовой школы паритетные отношения преподавателя и учащихся, новую философию и ценности образования. Образование сможет выполнить свою роль только тогда, когда получит доступ к сокровенным интересам личности, глубинным сторонам общественного бытия, именно для этого необходимо паритетное (равноправное) общение.
Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование учебной деятельности и развитие познавательных интересов, и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся.
Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.
Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности обучающихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.
Активные методы обучения подразделяются на:
методы начала занятия;
методы выяснения целей, ожиданий, опасений;
методы презентации учебного материала;
методы организации самостоятельной работы;
методы релаксации;
методы подведения итогов.
Активные методы обучения помогут учителю эффективно начать урок, организовать сообщение нового материала и организовать самостоятельную работу, а также провести релаксацию и подвести итог урока.
Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги занятия. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее. Но самое главное это позволяет детям осваивать новый материал или закреплять пройденный совместно с одноклассниками. Группы сменного состава позволяют развивать коммуникативные УУД, обучаясь со всеми одноклассниками, а не только с соседом по парте, развивая, таким образом, стереотип общения с одним и тем же человеком.
Активные методы помогают:
развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика;
учить учащихся добывать самостоятельно добывать знания;
развивать интерес к предмету;
активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
Методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества. Применять данные методики не обязательно на каждом или на одном занятии. Но использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса.








Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся начальных классов на уроках являются:
Нетрадиционное начало традиционн
·ого урока – эмоциональный настрой на урок Скажите куда вы любите ходить больше всего .
(Фрагмент урока во 2 классе)
Я, как юла, весь день вертелась. Под вечер кушать захотелось, А он, как раз, через дорогу Я резво понеслась к порогу, Вот обогнула лимузин, Там за витриной - (МАГАЗИН).
А что если вы пришли сегодня не на урок, а в магазин. Приглашаю посетить вас не простой магазин, а магазин Знаний., А что сегодня в продаже нужно угадать, например, предложить ребус:
, и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]ПЕРИМЕТР
На этом этапе происходит выяснения целей, ожиданий, опасений, какая поддержка нужна (что или кто может помочь достичь цели). Для достижения наибольшей эффективности можно завизуализировать весь процесс данного активного метода «Поход в магазин» предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего похода в магазин Знаний, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определённое изображение и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Важно в конце занятия вернуться к данной визуализации и выяснить оправдались ли перечисленные ожидания и опасения от похода в магазин Знаний.
На этапе внедрения и осмысления можно использовать активный метод критического мышления «Кластер». Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.
Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили
Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другим, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Например:










Такой «Кластер» учащиеся могут зафиксировать в своей информационной папке и пользоваться при решении соответствующих геометрических задач.
На этапе рефлексии в конце занятия советую попробовать использовать активный метод обучения «Синквейн». В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна. Например, составим синквейн слова «периметр».
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих
тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,
относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть короткое предложение в контексте темы, чувство, цитата.
Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.
ПЕРИМЕТР
ВАЖНЫЙ НУЖНЫЙ
ИЗМЕРЯТЬ СКЛАДЫВАТЬ НАХОДИТЬ
СЛОЖИ ДЛИНЫ ВСЕХ СТОРОН.
СУММА

Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.
+ Активные методы обучения помогают - развивает мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
- Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому - не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности. А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.
























13PAGE 15






Ожидания от покупки: узнал, что такое периметр, сам могу его найти, сам решаю задачи, могу оказать поддержку однокласснику, доволен собой...

Опасения от покупки: не смог понять тему, не могу правильно найти периметр, боюсь выходить к доске, не интересно

Потенциал
Что можно положить в кошелёк: ум, знания, интерес, желание,
способности, внимательность, старание..


Поддерживающая среда (учитель, учебник, тетрадь, словарик, умный одноклассник, я сам)



Сумма длин всех сторон

P прямоугольника
a+b+ a+b

периметр

P прямоугольника
(a+b)*2

P многоугольника
a+b+c+d+.

P(пэ)

P прямоугольника
a*2+b*2



Кирпичная кладка стен Вашего дома. " Строительный Портал и Компания Алмаз-Проект15