Классный час по теме: Здоровый образ жизни современного школьника (для учащихся 7-8 классов)


Здоровый образ жизни современного школьника
(Классный час для учеников 7-8 классов)
 Цель: формирование психически здорового и физически развитого обучающегося.
Задачи:
Формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни. 
Повышение  мотивации на сохранение здоровья обучающихся.
Научить беречь свое здоровье и заботится о нем. 
Помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно - гигиенических навыков. 
Расширение знаний школьников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания. 
Оборудование: мультимедийная доска, презентация, буклеты по ЗОЖ, оборудование для игры «Брейн-ринг», раздаточный материал.
Высшее благо достигается на основе полного физического и умственного здоровья.Цицерон
Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.Шопенгауэр А.
Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь.Гораций
Для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой.Платон
ХОД УРОКА
Слайд 1
Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам “здравствуйте”, а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье лишь тогда, когда его теряем.
Слайд 2
Уже давно установлено, что за здоровьем надо следить со школьной скамьи. Почему со школьной скамьи? Давайте разберёмся. Забота о здоровье маленьких детей целиком и полностью лежит на их родителях. Именно они решают, что есть и пить их чадам, сколько гулять, как одеваться и так далее. Как только ребёнок попадает в школу, начинается его постепенное взросление, появляются карманные деньги и то, что совсем недавно было полностью запрещено или покупалось по великим праздникам, становится доступным. Жевательные резинки, чипсы, сухарики, кола. Добавим сюда телевизор и компьютер, которые заменили некогда популярные подвижные игры и в результате получим, сидящего большую часть дня, жующего, стучащего по клавиатуре хомосапиенса, то есть человека разумного, которого разумным и назвать-то сложно.
Слайд 3
Давайте проведём небольшое тестирование о своём здоровье. Вам предлагается перечень утверждений, каждое из которых требует ответ «да» или «нет». Эта информация будет полезна, прежде всего, вам.
За каждый ответ «да» поставьте себе по 1б и посчитайте сумму.
Слайд 4
Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, но лучше давайте задумаемся о своём образе жизни и выделим основные правила здорового образа жизни.
Слайд 5
Так что же такое ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ?
(ответы детей)
ЗДОРОВЬЕ ВАЖНО И ЦЕННО, ПОТОМУ ЧТО…
· «оно является основой жизни»,
· «быть здоровым, значит быть полностью уверенным в себе»,
· «для меня важно прожить долгую и счастливую жизнь»,
· «здоровые родители - здоровые дети»,
· «здоровый организм - залог жизни»,
· «оно самое ценное, что есть у меня»,
· «от здоровья зависит будущее».
БЕСПОКОИТЬСЯ О ЗДОРОВЬЕ НЕ ИМЕЕТ СМЫСЛА, ПОТОМУ ЧТО…
· «его и так нет»,
· «если заболеешь, то вылечишься»,
· «об этом беспокоится моя мама»,
· «это не главное в жизни»,
· «я здоров».
Вывод: Итак, те, кто считают, что от образа жизни зависит здоровье человека, сегодня получат несколько важных советов, как остаться здоровым на долгие годы. А те, кто уверен, что для этого ничего не надо делать, и человеческому организму в современном мире ничего не угрожает, убедятся, я надеюсь, в обратном.Чтоб мудро жизнь прожить,
Знать надобно немало.
Два главных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем, что попало есть,
И лучше будь один, чем с кем попало.
Слайд 6
Правила здорового образа жизни:
·     соблюдение режима дня;
·     занятие физическими упражнениями;
·     правильное питание;
·     отказ от вредных привычек;
Поговорим подробнее о составляющих здорового образа жизни.
Учитель: Что такое РЕЖИМ ДНЯ? Нужно ли его соблюдать?
(ответы детей)
Сегодня медики утверждают, что наше здоровье зависит от нашего образа жизни: наших привычек, от наших усилий по его укреплению. А вот многие из вас не умеют выполнять распорядок дня, не берегут время, зря тратят не только минуты, но и целые часы. А чтобы научиться беречь время, нужно правильно организовать свой режим дня.
Слайд 7
Слайд 8
Сон очень положительно влияет на организм человека. Много споров вокруг того, сколько же надо спать человеку? Раньше утверждалось, что ребёнок – 10-12ч; подросток – 9-10ч; взрослый – 8ч. Сейчас многие приходят к мнению, что это всё индивидуально, некоторым нужно побольше, некоторым поменьше. Но главное – человек не должен чувствовать усталость после сна и быть бодрым весь день. Я начинаю пословицу, а вы продолжайте…
Слайд 9
1. От хорошего сна … (молодеешь)
2. Сон – лучшее … (лекарство)
3. Выспался – будто вновь… (родился)
4. Выспишься – (помолодеешь)
Слайд 10
Вывод: При составлении режима дня стоит соблюдать основные его положения: выполнение различных видов деятельности в строго определённое время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное питание.
Учитель: Следующее, составляющее здорового образа жизни – это ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ. Поднимите руки, кто из вас занимается в спортивных секциях? Кто сможет рассказать нам о том, как спортивные занятия влияют на его организм.
(ответы детей)
Слайд 11
Физические упражнения могут использоваться в различных формах: утренняя гимнастика, длительные прогулки, различные подвижные игры на свежем воздухе, уроки физкультуры в школе, туристические походы и т.п. Конечно, уроков физической культуры в школе недостаточно для того, чтобы поддерживать себя в форме. Поэтому обязательно необходимо начинать свой день с утренней зарядки, тем более тем, кто не занимается в спортивных секциях. Давайте посмотрим серию слайдов.
Слайд 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 Слайд 19
Вывод: Физические упражнения положительно влияют не только на состояние здоровья человеческого организма, но и ведут к появлению бодрости, жизнерадостности, в пробуждении энергии активности, в развитии устойчивости организма к внешним влияниям, в том числе и заболеваниям инфекционного характера.
Учитель: Ещё одно слагаемое, которое поставит вас в один ряд с теми, кто за здоровый образ жизни, - это ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ.
Слайд 20
Проблема питания актуальна для каждого человека. Второе место у школьников среди приобретённых заболеваний после нарушений костно-мышечной системы занимает расстройство желудочно-кишечного тракта. Неправильное питание, употребление химикатов, к которым относятся многие пищевые добавки, стали одной из причин ухудшения здоровья учеников.
Мы привыкли к тому, что у каждого продукта есть свой вкус и запах. Прежде всего, по вкусовым ощущениям человек определяет, съедобен продукт или его лучше не есть. Так было всегда, но сегодня мы живём в период, когда внедряются всё новые и новые пищевые технологии, позволяющие любому продукту придать нужные консистенцию, вкус, запах, обеспечить тот или иной срок хранения.
Вопрос: Когда вы заходите в супермаркет в поисках чего-нибудь вкусненького, каким продуктам вы обычно отдаёте предпочтение? (красиво упакованным в банки или коробки)
Вопрос: А обращаете ли вы внимание на то, какие вещества входят в состав данного продукта? (белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины)
Вопрос: А знаете ли вы, что такое пищевые добавки? (красители, консерванты, ароматизаторы, усилители вкуса и т.д.)
Слайд 21
Пищевые добавки – это вещества, которые никогда не употребляются самостоятельно, а вводятся в продукты питания для придания им нужных свойств:
-вкуса, цвета, запаха, консистенции и внешнего вида,
-для сохранения пищевой и биологической ценности,
-улучшения условий обработки, хранения, транспортировки.
Слайд 22
Классификация пищевых добавок:
-Е100 – Е199 – КРАСИТЕЛИ (усиливают и восстанавливают цвет продуктов);
-Е200 – Е299 – КОНСЕРВАНТЫ (удлиняют срок годности продукта);
-Е300 – Е399 – АНТИОКИСЛИТЕЛИ (замедляют окисление, предохраняя продукты от порчи);
-Е400 – Е499 – СТАБИЛИЗАТОРЫ (сохраняют заданную консистенцию продуктов);
-Е500 – Е599 – ЭМУЛЬГАТОРЫ (поддерживают определённую структуру продуктов питания);
-Е600 – Е699 – усилители вкуса и аромата
Король ароматизаторов – ГЛЮТАМАТ НАТРИЯ – Е621 (Усиливает вкусовое восприятие, воздействуя на центры удовольствия. Он негативно влияет на головной мозг, психику детей, может ухудшить состояние больных бронхиальной астмой, привести к обострению глазных болезней. Глютамат натрия действует как наркотик.) Зачастую рядом со всеми понятными ингредиентами можно обнаружить сложные названия, загадочные для многих Е.
Вопрос: Что же это такое и можно ли это самое Е есть?
Индекс Е – система кодификации, разработанная в Европе. Комбинации Е121, Е330 и прочие говорят о типе пищевой добавки. Именно благодаря пищевым добавкам продукт даже не очень высокого качества приобретает выигрышный вкус, цвет, запах, консистенцию. Поговорим о пищевых добавках. На сегодняшний день число пищевых добавок (ПД) составляет 700 наименований. Некоторые добавки разрешены с ограничениями в использовании.
Вывод: Если пищевые добавки так вредны, то зачем же в пищевом производстве всё-таки их применяют? Конечно, человечество не может объявить войну пищевым добавкам. Полностью отказаться от них всё равно невозможно, поскольку это означает перейти на подножий корм: что смогли собрать, поймать – сразу приготовили и съели, как в доисторические времена. Объединённый комитет экспертов по пищевым добавкам считает, что они не должны использоваться в случаях, когда возможен отказ от них.
Вопрос: Полки магазинов пестрят продуктами всех цветов радуги, привлекая людей радужными напитками и другой красочной едой. Чем же красят продукты питания и безопасно ли это?
Давайте сейчас проведём небольшое исследование и посмотрим, какие из продуктов опасны для здоровья, а какие можно употреблять.
(Практическая работа в парах)
Вывод: Мы провели исследование и убедились, что можно обойтись без…
И я предлагаю поговорить о вашем питании, о продуктах, которые полезно есть. Можно выделить 6 групп продуктов просто жизненно необходимых для полноценного роста и развития подростка. Предлагаю посмотреть серию слайдов.
Слайды 23, 24, 25, 26, 27, 28
Слайд 29
Вывод: Древнегреческий философ Сократ дал человечеству хороший совет: «Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть».
Питание должно быть разнообразным. Правильное питание подразумевает меню, богатое овощами, фруктами, съедобными целебными травами. Ягоды, фрукты, овощи – основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуются в организме человека и не накапливаются, а поступают только вместе с пищей. В рационе должно быть ограничено количество соли, сахара, животных жиров.
Учитель: Немалую роль в сохранении здоровья играет борьба с вредными привычками. Что же такое ПРИВЫЧКИ?
(ответы детей)
Привычки—это форма нашего поведения. Недаром А.С. Пушкин говорил:
«Привычка свыше нам дана, замена счастию она».
Полезные привычки помогают формированию гармонически развитойличности, вредные, — наоборот, тормозят ее становление.
Вредные привычки могут незаметно перерасти в порок, способный испортить жизнь человека.
Вопрос: Как бороться с вредными привычками? Об этом наш следующий разговор.
Слайды 30, 31
Вывод: Отказ от вредных привычек – основное правило здорового образа жизни. Существует научно доказанный факт, что здоровый образ жизни позволяет людям жить до ста лет и более! А кто из нас не хочет прожить долгую и активную жизнь? Ну а если вы по какому-либо показателю не соответствуете, то это значит только одно, - вам есть куда стремиться, и это непременно нужно делать! А для этого нужно вести здоровый образ жизни. Всех желающих за здоровый образ жизни я приглашаю на игру «БРЕЙН – РИНГ». Сегодня играют две команды. За игровой стол я приглашаю…
Игра «Брейн-Ринг»
Слайд 46
Итог: Желаю вам:
Никогда не болеть,
Правильно питаться,
Быть бодрыми,
Вершить добрые дела.
Вообщем, вести здоровый образ жизни!
Министерство образования и науки
Автономной Республики Крым
Районный конкурс
«Лучший классный руководитель»
Классный час:

(для учащихся 7-8 классов)
Сценарий подготовил:
Классный руководитель
Садовской ОШ I-III ступеней
Фазылова Усние СиммаровнаСадовое 2011

Министерство образования и науки
Республики Крым
Районный конкурс
«Лучший классный руководитель»
Классный час

(для учащихся 7-8 классов)
Сценарий подготовил:
Классный руководитель
Садовской ОШ I-III ступеней
Фазылова Усние СиммаровнаСадовое 2015