Доклад по физической культуре Здоровье и здоровый образ жизни


Здоровье и здоровый образ жизни пока. Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного труда учащихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, вследствие чего происходят психоэмоциональные изменения: замкнутость, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость. Тревога за результат и его ожидание приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам и отбивают желание быть активным.
Все вышеперечисленные причины приводят к тому, что ребенок не только имеет проблемы со здоровьем, но у него появляются еще и проблемы личностного плана. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением своего кругозора, апатия, закрытость – это те немногие симптомы, которые связаны с малоподвижным образом жизни. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья подрастающего поколения, существует необходимость организации урока физической культуры с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.
При решении этих вопросов возникают противоречия. С одной стороны - учителю физической культуры в процессе своей деятельности необходимо учитывать многофункциональность урока, с другой - повышение требований к его валеологической направленности; с одной стороны, высокий уровень требований к физической подготовленности выпускников, с другой, - снижение интереса к урокам физической культуры.
Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать учебный процесс без ущерба здоровью школьников? Ответить на него можно при условии подхода к организации обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укреплении и формирование здоровья. Основной целью педагогической деятельности считаю создание условий для физического развития, сохранения и укрепления здоровья школьников.
Основной задачей учебной деятельности является:
Комплексная реализация базовых компонентов программы.
Решение основных задач физического воспитания на каждом этапе обучения.
При отборе содержания руководствуюсь комплексной программой по физическому воспитанию.
Моя задача как учителя заключается в реализации базовых компонентов программы. Планируя учебный материал, руководствуюсь следующим:
- учебный материал, прежде всего, должен соответствовать требованиям
программы, целям и задачам урока и ориентирован на конечный результат;
- беру за основу базовый уровень содержания образования, но в тоже время
каждому ученику предоставляется возможность выбора содержания деятельности
на уроке, исходя из уровня физической подготовленности его двигательных
способностей и состояния здоровья.
- обязательно планирую материал
Именно в этом вижу создание здоровьесберегающего пространства на уроках физической культуры.
Для достижения целей здоровьесберегающих технологий применяются следующие группы средств:
        гигиенические факторы;
        оздоровительные силы природы;
        средства двигательной направленности.
Первое условие оздоровления — это создание на уроках физической культуры гигиенического режима. Для наглядности используем схему 3. В мои обязанности входит умение и готовность видеть и определить явные нарушения требований, предъявляемых к гигиеническим условиям проведения урока и, по возможности изменить их в лучшую сторону – самому, с помощью администрации, медиков.
 
Второе использование оздоровительных сил природы, которое оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих технологий на уроках. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.
Самым важным условием является обеспечение оптимального двигательного режима на уроках физической культуры, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года.
Только комплексное использование этих средств поможет решить задачу оздоровления. Прекрасно понимаю, что нельзя насильно заставить всех школьников заниматься физической культурой и своим здоровьем, для этого нужны определенные стимулы, мотивы.