МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО СТИЛИСТИКЕ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ Х.М. БЕРБЕКОВА»
КАФЕДРА РУССКОГО, КАБАРДИНСКОГО И БАЛКАРСКОГО ЯЗЫКОВ СПО ПК ПИ КБГУ
ДЕФИСНОЕ НАПИСАНИЕ СЛОВ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО СТИЛИСТИКЕ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИНальчик-2016ЦЕЛИ:
ДИДАКТИЧЕСКИЕ:

Подвести студентов к пониманию того, от каких признаков зависит слитное и дефисное написание слов.
РАЗВИВАЮЩИЕ:

Прививать навыки самостоятельной работы с применением грамматических правил, в целях дальнейшего использования в практической деятельности.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

Воспитывать любовь и интерес к изучению русского языка.
ВИД ЗАНЯТИЯ: практическое занятие
ВРЕМЯ: 90 минут
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: аудитории
ОСНАЩЕНИЕ: наглядные пособия
СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ: дидактический и раздаточный материал
АВТОР – БЕРБЕКОВ Б.Ч., зав. кафедрой русского, кабардинского и балкарского языков
СПО ПК ПИ КБГУ
ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ
№ Структурные элементы урока
Время
1. Организационный момент
3 мин
2. Мотивация учебной деятельности
3-5 мин
3. Контроль исходного уровня знаний:
а) письменный;
б) фронтальный
10 мин
10 мин
4. Активизация опорных знаний студентов
40 мин
5. Обобщение и систематизация усвоенных знаний, умений, навыков
20 мин
6. Подведение итогов и выставление оценок
5 мин
7. Домашнее задание
2 мин
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ
№ Структурные элементы занятия Методическое обоснование
Согласно хронокарте
1. Организационный момент
Приветствие. Подготовка к занятию.
2. Мотивация учебной деятельности Выбор дефисного и слитного написания слов зависит от ряда причин: наличия в словах отдельных приставок и суффиксов, корней, частиц, повторов в служебных словах.
3. Контроль исходного уровня
знаний. Используются следующие виды
контроля:
а) фронтальный,
б) индивидуальный.
в)письменный Контроль необходим для выяснения уровня
знаний студентов по данной теме. Цель контроля - выявить какие пробелы имеются в знаниях студентов.
4. Объяснение нового материала.
Данная тема тесно связна с предыдущими, дает возможность понять и разобраться
в применении слитного и раздельного (дефисного) написания слов.
5. Обобщение и систематизация
знаний, умений, навыков. После объяснения нового материла происходит закрепление у доски, устные ответы с места. Каждый пункт закрепляется письменно тренировочными упражнениями.
6. Подведение итогов и выставление оценок
Выставление оценки комментируется и обосновывается
Приложение № 1
'
Изучаемые вопросы Уровень усвоения
1. От каких факторов зависит дефисное или слитное написание слов?
Знать
2. В каких частях речи ставится дефис? Знать
3. Написание сложных прилагательных с дефисом? Знать
4. Какие частицы пишутся всегда через дефис? Знать
5. Написание наречий через дефис? Знать
Приложение №2
Дефис- короткая черточка (-), употребляемая как знак переноса или как соединительная черта
между словами, например: что-то, что-либо.
Выбор дефисного или слитного написания зависит от наличия в словах
отдельных приставок и суффиксов
двух корней в слове
частиц –то, -либо, -кое, -нибудь и –ка
повторов в служебных словах и междометиях. Например:
Кое-что
Кое у кого
Кое- куда
Во- первых
По-прежнему
(приставка и корень) Севере-запад
Красно-синий
Пол-яблока
Полдороги
Древнерусский
(корень и корень) Кто-нибудь
Что- то
Что-либо
Куда-то
(корень и суффикс)
В служебных словах и междометиях: из-за, из-под, то-то, ах-ах, бац-бац, бум-бум и т.п.
Между словами: стол-то (существительное + частица), красный-то (прилагательное + частица), упал-то (глагол + частица), принеси-ка, дай-ка и т.п.
ПРАВИЛО:
1. Неопределенные местоимения и наречия с приставкой кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь, -ка, -с, -таки пишутся с дефисом, например: куда- либо, кто-либо, кое-куда, кое-что, как-нибудь, ну-с, встань-ка, подойди-ка, ну-ка.
Если между неопределенным местоимением и приставкой присутствует предлог – пишем раздельно, например: кое у кого, кое с кем.
2. С дефисом между частями слова пишется наречия, которые имеют в своем составе:
а) приставку по- и суффиксы - ому; (-ему) и окончания -и, -ки, -ски, например: по-доброму, по-зимнему; по-отцовски, по-товарищески, по-собачьи, по-рыбацки, по-моряцки и т.п.;
б) порядковые числительные с приставкой во-, в- и суффиксами -ых, -их, например: во-первых, во-вторых, в-третьих и т.п.;
в) приставку кое-, например: кое- как; кое-что, кое-кто и т.п.;
г) суффиксы -то, -либо, -нибудь, например: когда-то, когда- либо, когда-нибудь, кто-то, кто-либо, кто-нибудь, где-то, где-либо, где-нибудь и т.п.;
д) сложные наречия, в составе которых есть одинаковые корни: мало-помалу, волей-неволей, еле-еле, слабо-слабо, сильно-сильно и т.п.
3. Сложные слова с пол- пишутся с дефисом, если корень начинается с согласной л, с заглавной буквы. с гласной буквы; в остальных случаях пол- в сложных словах пишем слитно, например: пол- луны, пол-лимона, пол-арбуза, пол-яблока, пол-Волги, пол-Москвы, но полдома, полстакана и т.п.
4. Междометия, образованные повторением основ, пишутся с дефисом, например: ах-ах; ух-ух, ох-ох, ха-ха, хе-хе, хи-хи и т.п.
5. Сложные прилагательные пишутся через дефис:
а) если прилагательные образованы от существительных с дефисным написанием, например: вице-президентский (вице-президент), пол-литровый (пол-литра), северо-западный (северо-запад) и т.п.;
б) прилагательные, образованные на месте сочетаний слов с сочинительной связью, например: отчетно- выборный (отчетный и выборный), военно-морской (военный и морской), фруктово-ягодный (фруктовый и ягодный), народно-поэтический (народный и поэтический) и т.п.
в) сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов, дополнительные оттенки качества или признака, например: серебристо-серый; бледно-бирюзовый; уныло-скучный, ярко-красный, чёрно-белый и т.д.
г) сложные прилагательные, начинающиеся словами: северо-, северно-, юго-, южно-, западно-,
восточно-, верхне-, средне-, нижне-, дальне-, старо-, ново-, мало-, входящие в состав географических и административных названий, например: Восточно-Сибирский; Нижне-Тагильский, Ново-Александровский и т.п. д) прилагательные, образованные от сочетаний имени и фамилии, имени и отчества, например: чарли-чаплиновский, ерофей-павловичский, лев-толстовский и т.п.
Приложение №3
Задание №1Перепишите прилагательные, раскрывая скобки:
жаро (понижающий), желто (волосатый), (жизне) радостный, (жюль) верновский, земле (ройный), (зимне) весенний, ярко (синий), (индо) европейский, (коричнево) красный, (общественно) полезный.
Задание №2Образуйте сложные прилагательные от данных словосочетаний, объясните их написание:
русский и французский словарь, социальные и бытовые условия, спрягаемый по-разному, научное и производственное объединение, изложенный ниже, подобный обезьяне, общее образование, общественный и исторический.
Задание №3Объясните слитное или раздельное написание слов:
кое (что), как (то), (где)-либо, (что) нибудь, (все) таки, кое (у) кого, кое (с) кем, опять (таки), тогда (то), еле (еле), во (первых), по (прежнему), принеси (ка), пол (лимона), пол (дома).