Урок «В оперном театре»


Департамент образования Вологодской области
Автономное образовательное учреждение Вологодской области
дополнительного профессионального образования
(повышение квалификации) специалистов
«Вологодский институт развития образования»
Зачётная работа
по курсу «Введение ФГОС НОО в деятельность
образовательного учреждения»
Исполнитель:
Смирнова Вера Александровна,
учитель музыки
МБОУ ВМР «Огарковская средняя
общеобразовательная школа»
2013
Технологическая карта урока.
Предмет: музыка
Класс: 2
Базовый УМК:
Алеев В.В. Музыка. 2 кл.: учебник / В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012
Алеев В.В.Музыка. 2 кл.: рабочая тетрадь / В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. – 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013
Музыка. 2класс: нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учеб.-метод. пособие / сост. В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. – М.: Дрофа
Музыка. 2 класс: фонохрестоматия на 2 CD / В.В.Алеев. – М.: Дрофа
Тема урока: В оперном театре
Цель урока: сформировать знания об опере как о большом музыкальном спектакле
Задачи урока: помочь учащимся проанализировать понятие оперы, выявить особенности звучания фрагментов оперы и использования композиторами русских народных песен, сказок, былин при создании оперы (на примере оперы «Садко» Н.Римского - Корсакова), посмотреть театры, в которых идёт постановка опер.
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: компьютер, колонки, мультимедийный проектор, экран
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1 Мотивация к учебной деятельности Зачитывание фрагмента из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…» (фрагмент о волшебной белочке)
Исполнение, музыкальное сопровождение русской народной песни «Во саду ли, в огороде» Исполнение русской народной песни «Во саду ли, в огороде» Личностные: положительное отношение к учению
Познавательные: использовать знания о правильности исполнения
2 Актуализация знаний и пробное учебное действие - Где могло бы использоваться это произведение (Звучит увертюра к опере Н.Римского – Корсакова «Садко»)
- Почему вступление звучит медленно, широко и величественно? Вспоминают, когда в «Сказке о царе Салтане…» звучит мотив песни «Во саду ли, в огороде»
Предположения детей Познавательные: вспоминают эпизод
Познавательные: распознавание существенных признаков с помощью наблюдения и анализа
Коммуникативные: высказать своё мнение, выслушать мнение одноклассника, сформулировать общие выводы
3 Выявление места и причин затруднения Организация беседы, подведение её итогов Анализ материала учебника (стр. 16-17), высказывание мнения о предполагаемом жанре, об особенностях звучания вступления Познавательные: формулируют новые понятия, работа с разными видами информации
4 Построение проекта выхода из затруднения Организация беседы
Определяют задачи: вспомнить сюжет сказки, проанализировать особенности звучания вступление, русского народного инструмента – гуслей, определение места постановки оперы, её жанровых особенностей Регулятивные: составляют план действий
Коммуникативные: высказать своё мнение, выслушать мнение одноклассника, сформулировать общие выводы
5 Реализация построенного проекта Организация попутной работы с учебником, дополнения к его материалам; подведение к анализу репродукции Б.Кукулиева «Садко в подводном царстве»
Видеофрагмент «Песня Садко»
- Отчего под гусельный наигрыш Садко всё подводное царство пустилось в пляс?
Определение особенностей использование гуслей;
Просмотр видео, определение значимости этого эпизода, особенностей постановки;
Мнения о силе русских народных мотивов
Определение особенностей постановки оперы Познавательные: извлекать информацию из разных источников, проводить анализ
Коммуникативные: высказать своё мнение, выслушать мнение одноклассника, сформулировать общие выводы
6 Первичное закрепление с комментированием Музыкальное сопровождение Разучивание русской народной песни «У меня ль во садочке», музыкально-ритмические движения Личностные: интерес к предмету.
Познавательные: использовать знания о правильности исполнения
7 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Помощь в оформлении записей Оформление записей в тетради Познавательные: проводить анализ и обобщение
8 Включение в систему знаний и повторение Организация беседы Выводы о роли сказок в творчестве Н.Римского - Корсакова Познавательные: синтез и обобщение знаний.
9 Рефлексия учебной деятельности на уроке Учитель узнает, какие задачи ставили на уроке, какие выводы получили, с каким настроением пойдут с урока Выводы о сложности постановки оперы, о способах передачи сказочного сюжета, о роли русских народных мотивов, оценка своей работы на уроке Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения.
Познавательные: проводить обобщение знаний.
Коммуникативные: допускать возможность других точек зрения, аргументировать свой ответ.
Лист самооценки урока (технологической карты)
Предмет музыка
Учитель (Ф.И.О) Смирнова Вера Александровна
Наименование района: Вологодский
Полное наименование ОУ: МБОУ ВМР «Огарковская средняя общеобразовательная школа»
№ Критерий 1 2 3 4 5
1 Соответствие структуры урока положениям системно - деятельностного подхода: наличие мотивационного, операционального и рефлексивно - оценочного этапов + 2 Участие обучающихся в целеобразовании, планировании, поисковой деятельности по открытию нового знания, осуществление самоконтроля, самооценки, корректирующих действий +
3 Направленность деятельности обучающихся на формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных +
4 Технологичность структуры урока: диагностичность целей и задач, адекватность всех компонентов целям урока + 5 Оптимальный отбор содержания: ценностные ориентиры, научность, доступность, отражение межпредметных связей, практическая направленность, достаточность и необходимость объема для изучения, использование ИКТ +
6 Наличие разных форм организации учебной деятельности (включая индивидуальную и групповую) + ИТОГО (общий балл) 27
Краткая аннотация работы (качественный анализ): испытываю трудности в первых этапах урока, не включена работа ни в парах, ни в минигруппах, этап самостоятельной работы представлен лишь оформлением записей в тетради