Статья Работа социального педагога с неблагополучными семьями


Работа социального педагога с неблагополучной семьей
МБОУ СОШ с. Бай-Даг
Эрзинского кожууна РТ
Момбур-оол А.А.
За последнее десятилетие политическая, экономическая и социальная ситуация в Казахстане кардинально изменилась. Переход экономики страны на рыночные отношения обусловил появление таких экономических и социальных проблем, как экономическая нестабильность, рост числа безработных, увеличение числа беженцев. Игнорирование роли социальных факторов в экономическом развитии привело к резкому имущественному расслоению общества и вызвало значительное падение уровня жизни основной массы населения. Увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно- бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам из – за неблагополучного психологического климата в семье. На формирование личности огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, драки, деспотизм способствуют срывам в нервной деятельности ребенка и невротическим состоянием. Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисном состоянии ее развития на современном этапе и увеличении количества неблагополучных семейных союзов. Именно в таких семьях люди чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе.
Под неблагополучной семьей мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети». За годы работы могу выделить две большие группы неблагополучных семей:
- семья с открытой формой неблагополучия – так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально – криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов
- внешне благополучные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей.
Цель моей работы, как социального педагога - создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.
В начале работы с семьей провожу социальную диагностику семьи, составляю программу помощи семье, просвещаю родителей в вопросах воспитания детей. Стараюсь по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического). работа не только с ребёнком, но и со взрослыми членами семьи. Работу с семьей начинаю:
- с изучения семьи и осознание существующих в ней проблем,
- обследование жилищных условий неблагополучной семьи
- знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни
- изучение личностных особенностей членов семьи
- составление карты семьи
- координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.)
- текущие и контрольные посещения семьи
-выводы о результатах работы с неблагополучной семьей[29, 101]
Социальная помощь включает три основных составляющих
125730093345Социально – педагогическая помощь
00Социально – педагогическая помощь

297180091440004686300146685005715001466850041148001466850057150014668500
1714500128270Психологическая
00Психологическая
422910027305Посредническая
00Посредническая
-57150027305Образовательная
00Образовательная

56007005016500525780050165004000500164465Организация
00Организация
457200050165003314700164465002400300164465009144005016500-228600278765Обучение
00Обучение
2286005016500
171450086360Поддержка
00Поддержка

43434008255Координация
00Координация
2857500236855Коррекция
00Коррекция
457200122555Воспитание
00Воспитание

4686300158750Информирование
00Информирование

В работе с детьми и их родителями использую следующие формы работы:
- индивидуальная, групповая и фронтальная (примерами этих работ могут быть консультирование, дискуссионный диалог)
- консультирование – это ориентация детей и подростков по воспитанию культуры семейных отношений, по возрастным и индивидуальным особенностям психического развития с целью психокоррекции и профилактики отклонений от нормы в семейного благополучия.
Если семья не является инициатором взаимодействия с социальным педагогом, консультирование может проводиться в завуалированной форме. Конечная цель консультационной работы – с помощью специально-организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку. Наряду с индивидуальными консультативными беседами применяю групповые методы работы с семьей.
Динамика изменений, происходящих в семье в результате проведения моей работы периодически отслеживаю и в дальнейшем корректирую работу, по каждому отдельному случаю ведется документация.
К сожалению имеются семье, которые тяжело идут на контакт не только с социальным педагогом, классным руководителем или представителем полиции, поэтому не видя улучшения положения в семье, поведении ребёнка, семью ставят на учёт. Для контроля ситуации организую повторные контрольные посещения на дому, повторное проведение диагностических методик, консультации с детьми и родителями для определения уровня и степени ликвидации признаков неблагополучия. Можно использовать другую форму работы - выступление на классных родительских собраниях с лекциями " Типы семей" и " Семейные взаимоотношения"
Если при подведении итогов своей продолжительной работы заметна ликвидация факторов неблагополучия в семье, то это дает основание для снятия с учета семью. Чаще всего эффективность моей работы наблюдается по следующим параметрам: у детей улучшилась успеваемость, сократились прогулы, эмоциональное настроение поднялось и общее психологическое состояние приблизилось к норме.

Литература:
Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2001
Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Ростов на Дону, 2005
Методика и опыт работы социального педагога. М., 2001
Методика и опыт работы социального педагога / Под. ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2005