Итоговая работа по ИОЧ «Развитие творческого потенциала личности в обучении» на тему: «Реализация программы танцевального кружка «Непоседы» с детьми дошкольного возраста».


Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
на курсах повышения квалификации по ИОЧ
(вариативный блок по программе «Развитие творческого потенциала личности в обучении»)
с 02.03.15-06.03.15г.
на тему: «Реализация программы танцевального кружка «Непоседы» с детьми дошкольного возраста».
Выполнила: Курилова Надежда Валерьевна
Воспитатель СП ГБОУ СОШ №3
С. Приволжье

2015 год
Когда мы произносим слово «танец»
- в нашем сознании всегда возникают
не только танцевальные фигуры самого
танца, но и характерная для него музыка.
Введение
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей.
Актуальность проблемы сделала необходимым поиск видов детской художественной деятельности, оптимальных с точки зрения формирования творчества. Таким видом искусства, чрезвычайно благоприятным для развития творчества, является музыка. Высокая эмоциональность повествования, абстрактность языка позволит широко толковать музыкальный художественный образ в зависимости от индивидуального жизненного опыта слушателя. Благодаря своим особенностям музыка может активно воздействовать на развитие воображения – того психического процесса, который лежит в основе любого типа творчества. Таким образом, очевиден творческий характер всех видов музыкальной деятельности. Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п.
Что такое творческие способности на самом деле?
Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет танцевальная деятельность.
В течение не одного десятка лет педагоги используют движение как средство музыкального развития. В прогрессивных педагогических системах музыкального воспитания движению всегда отводилось особое место, так как музыканты признавали за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать духовный мир человека.
Чтобы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, организованы занятия в хореографическом кружке «Непоседы», так как разного характера танцы, двигательные танцевальные упражнения и комплексы помогают ребенку понять содержание музыки, освоить ее непростой язык.
Кружковые занятия танцами развивают у дошкольников чувство ритма, музыкальный слух, культуру движения, гибкость, пластику, тем самым идет развитие детского танцевального творчества.
По запросу родителей в ДОУ было решено ввести дополнительные занятия по танцевальной деятельности.
При разработке программы были изучены и проработаны следующие авторские программы: «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, «Прекрасный мир танца» О. Н. Калининой, «Учимся танцевать» Д. Холла, «Музыка, движение, ритм» Н. Л. Фомичевой, «От жеста к танцу» Е. В. Горшковой, музыкальная ритмика «Топ-хлоп» Е. Железневой, «Танцевальная мозаика» Е. Мартыненко.
Данная дополнительная программа соответствует требованиям:
- Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей;
- Конвенции о правах ребенка;
- Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.
Цель программы — развитие творческих способностей детей средствами танцевального искусства.
Задачи
1.Создать условия для развития творческой активности дошкольников, для совместной деятельности детей и взрослых (организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).
2. Развивать чувство ритма и пластичность, ловкость, гибкость, физическую выносливость.
3. Развивать и совершенствовать танцевальные навыки и умения детей дошкольного возраста.
4.Развивать и совершенствовать артистические навыки детей, а также их исполнительские умения.
5. Привить способность понимать музыку, выражать эмоции и чувства через танец.
5.Ознакомить детей с различными видами танцев.
6.Приобщить детей к танцевальной культуре, обогатить их танцевальный опыт: знания детей о танце, его истории, танцевальных профессиях, костюмах, атрибутах, танцевальной технологии.
По-моему воспитательные возможности танцевальной деятельности очень широки.
Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Развитие чувства ритма включает в себя развитие чувства темпа, ритмического рисунка, чувство формы.
Можно утверждать, что танцевальная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям.
Но не менее важно, что танцевальная деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Благодаря танцем ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.
Это и помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
В качестве методического материала можно использовать:
Папка « Самомассаж»- упражнения по игровому самомассажу;
Папка « Ралаксация»- упражнения на релаксацию в конце занятия;
Папка « Музыкальные игры»- подборка различных музыкальных игр на развитие творческого воображения и фантазии;
Папка « Разминки»-подборка разминок по теме для начала занятия;
Музыкальные диски с музыкой для творческих заданий, танцев, игр;
Папка « Иллюстрации»- подборка иллюстраций к теоретическим разделам и творческим заданиям;
Папка « Теория»- подборка теоретических сведений по теме занятия;
Детские музыкальные инструменты, игрушки, мячи, обручи, ленты и т.п. для музыкальных игр и танцев.
Аудиозаписи музыкально-ритмических комплексов различной тематики.
Необходимо помнить о физической, психической, эмоциональной нагрузках, не переутомлять детей большим количеством материала. Занятие кружка должно приносить детям радость, удовлетворение от преодоления трудностей, раскрывать их творческий потенциал.
Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Что мы понимаем под творчеством? Творчество – создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей.
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности. Ценность творчества, его функции заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе. На танцевальных занятиях, когда ребенок только начинает приобщаться к искусству, очень важно говорить о его творческом развитии.
Каждый педагог обязан осознать, какую лепту в личностное становление ребёнка он сможет внести. Необходимо приблизиться к творчеству, наполнить им общение по поводу музыки. Педагог является в творческой практике сценаристом, режиссером и актером-исполнителем.
Моя задача заключается в создании благоприятной, творческой атмосферы для естественного «выращивания» и созревания уникальной растущей личности ребенка, ее самоактуализации. Особую важность приобретает достижение коммуникативности, гармонии, согласованности, соответствия переживаний и взаимодействий.
Для занятия общение – одно из центральных понятий. Это, прежде всего взаимодействие педагога и дошкольников, имеющее особую эмоционально-содержательную окраску. Общение на занятии можно определить и как совместную творческую деятельность ребёнка и педагога, направленную на раскрытие жизненного содержания музыки, опыта нравственных отношений, заложенного в ней. Здесь весьма важен диалоговый принцип общения.
В процессе взаимодействия педагога и дошкольников прослеживается закономерная связь между творческим общением при косвенном управлении в процессе сотворческой деятельности и творческим отношением личности к ее направленности и эффективности протекания, а также между воспитательным, сотворческим взаимодействием творческой активностью личности и ее отношением к этим процессам.
Моя педагогическая концепция целесообразного конструктивного поведения:
- Быть духовно богатой личностью;
- быть творческой индивидуальностью;
- обладать профессиональной компетентностью, личным авторитетом и имиджем;
- быть творческим специалистом, эмпатийным и обаятельным в общении;
- соблюдать этические нормы взаимоотношений, создавая атмосферу доверия;
- осознавать глубокий смысл профессиональной жизнедеятельности.
Наряду с положительными принципами целесообразного поведения педагог должен в совершенстве владеть не только знаниями и умениями своей профессии, но и психологическими знаниями, и педагогическим мастерством.
Система работы включает в себя следующие этапы:
1. ознакомление с инновационными авторскими программами и внедрение их в работу;
2. организация среды и создание условий для развития творчества дошкольников;
3. создание программы по развитию творческих способностей дошкольников на танцевальных занятиях;
4. интеграция во взаимодействии педагогов и родителей.
5. Определение результативности работы.
Свою систему работы я выстраиваю, используя современные программы и технологии, новую методическую литературу:
- Комплексные программы: «Программа обучения и воспитания в детском саду» «От рождения до школы» Под ред. Вераксы, Комаровой, Васильевой.
- Парциальные программы«Синтез» К.В.Тарасова, «Танцевальная мозаика» С.Л.Слуцкая.
- Методики и технологии «Музыкальное воспитание в детском саду» М.Б.Зацепина, «Танцевальная ритмика» Т.И.Суворова, «Эмоциональное развитие ребёнка» С.Крюкова, «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной.
Условия творческого содействия воспитателей и детей:
- Будьте терпеливы, не ждите от детей «быстрых» результатов – они обязательно будут, просто не торопите события;
- Не забывайте о доброжелательности; не спешите давать оценку детским работам – это иногда становится для детей источником неуверенности в себе и своих возможностях.
- Не бойтесь движения и шума на занятиях: творческий, эмоциональный запал «ищет» выхода; вы сумели спровоцировать эту энергию – так лучше попрыгайте вместе с детьми, чем строгим голосом призывать успокоиться;
- Попробуйте сами поиграть в «креативную педагогику», убедитесь, что это поле открыто каждому: как нет детей без воображения, так нет педагога без творческих порывов.
Развитие танцевальной деятельности в ДОУ – длительная работа, которая требует и участия родителей.
Желательно привлекать родителей к активному участию в различных мероприятиях ДОО, изготовлении декораций, костюмов.
Работа с родителями предполагает:
- проведение родительских собраний;
- консультации, беседы, рекомендации;
- семинары-практикумы;
- мастер-классы;
- анкетирование;
- информационные стенды;
- показ сказок с использованием танцев, танцевальных миниатюр и музыкальных композиций;
- совместные праздники и развлечения;
- дни открытых дверей.
Используемая литература:
Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000
Ерохина О.В. Школа Танцев для детей/ Серия «Мир вашего ребёнка». – Ростов н/Дону: Феникс, 2003.
Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособиедля педагогов дошкольных и школьных учреждений. СПб.: «Детство-пресс»
Н.И.Безлатная «Ритмика и хореография в ДОУ» Щелково 2009г.
Е.В.Горшкова « От жеста к танцу». 1кн. « Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5 -7 лет творчества в танце». Москва, изд. « Гном» 2002г.
Н.Зарецкая, З.Роот « Танцы в детском саду». Москва, изд. Айрис ПРЕСС 2003г.
И.Каплунова, И.Новоскольцева « Потанцуй со мной, дружок». Санкт-Петербург 2010г.
О.В.Усова « Развитие личности ребенка средствами хореографии. Театр танца». Екатеринбург 2001г.