Рабочая программа учебной практики по ведению кассовых операций по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (базовая подготовка)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР
ГПОУ ДОКУЧАЕВСКИЙ ТЕХНИКУМ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ ИМЕНИ МИХАИЛА ТУГАН-БАРАНОВСКОГО»



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по учебной Директор техникума
работе___________Т.И.Маслова ____________ Л.А.Зехова
«___» __________ 2015г. «___» __________ 2015г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПО ВЕДЕНИЮ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

ПМ.05. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям
рабочих, должностям служащих («Кассир»)

по специальности среднего профессионального образования
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
(базовая подготовка)









2015
ОДОБРЕНА
Предметной (цикловой)
комиссией учетно-
товароведных дисциплин
Протокол № ____
от «___» __________ 2015г.

Разработана на основе Государствен-ного образовательного стандарта среднего профессионального образова-ния по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)


Председатель предметной
(цикловой) комиссии
________________ Перец Е.В.

Заместитель директора по учебной работе
__________________Маслова Т.И.


Составитель:
Зехова Л.А.- преподаватель высшей квалификационной категории Докучаевского техникума Донецкого национального университета экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

Рецензент:
Маслова Т.И. - преподаватель высшей квалификационной категории высшей квалификационной категории Докучаевского техникума Донецкого национального университета экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского















СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Паспорт рабочей программы практики 4
2. Результаты освоения рабочей программы практики 6
3. Структура и содержание учебной практики 8
4. Условия организации и проведения учебной практики 10
5. Контроль и оценка результатов учебной практики 13



















1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ

1.1 Место производственной (преддипломной) практики в структуре ОП СПО

Программа учебной практики – является частью ППССЗ специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовой подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): ПМ.05. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих («Кассир»).
Учебная практика по ведению кассовых операций является завершающим этапом изучения ПМ.05. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих («Кассир»).
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовой подготовки).

1.2. Цели и задачи производственной (преддипломной) практики

Целью учебной практики по ведению кассовых операций является освоение вида профессиональной деятельности: Ведение работ по одной или несколькими профессиям рабочих, должностям служащих (Кассир), т. е. систематизация, обобщение, закрепление и углубление знаний и умений, формирование общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта в рамках профессионального модуля: ПМ.05 Ведение работ по одной или несколькими профессиям рабочих, должностям служащих (Кассир), предусмотренного ГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
С целью овладения указанным видом деятельности студент в ходе практики должен:
иметь практический опыт:
осуществления и документирования хозяйственных операций по приходу и расходу денежных средств в кассе.
уметь:
принимать и оформлять первичные документы по кассовым операциям;
составлять кассовую отчетность;
проверять наличие обязательных реквизитов в первичных документах по кассе;
проводить формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку;
проводить группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков;
проводить таксировку и контировку первичных бухгалтерских документов;
вести кассовую книгу;
разбираться в номенклатуре дел;
принимать участие в поведении инвентаризации кассы.
знать:
нормативно – правовые акты, положения, инструкции по ведению кассовых операций;
оформление форм кассовых и банковских документов;
оформление операций с денежными средствами, ценными бумагами, бланками строгой отчетности;
обязательные реквизиты в первичных документах по кассе;
формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку;
группировку первичных бухгалтерских документов по отдельным признакам;
таксировку и контировку первичных бухгалтерских документов;
правила ведения кассовой книги;
правила проведения инвентаризации кассы.


1.3. Количество недель (часов) на освоение программы учебной практики:
Всего 2 недели, 72 часа.








2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ

Результатом освоения учебной практики является освоение
общих компетенций (ОК):

Код
Наименование результата практики

ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5
Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.







профессиональных компетенций (ПК):

ВПД
Код
Наименование результата практики

ПМ.05 Ведение работ по одной или несколькими профессиям рабочих, должностям служащих (Кассир)
ПК 5.1
Работать с нормативно-правовыми актами, положениями, инструкциями, другими руководящими материалами и документами по ведению кассовых операций


ПК 5.2
Осуществлять операции с денежными средствами, ценными бумагами, бланками строгой отчетности


ПК 5.3
Работать с формами кассовых и банковских документов


ПК 5.4
Оформлять кассовые и банковские документы


ПК 5.5
Вести кассовые книги, составлять кассовую отчетность


ПК 5.6
Работать с ЭВМ, знать правила ее технической документации


ПК 5.7
Передавать денежные средства инкассаторам




















3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

3.1. Тематический план учебной практики

Коды формируемых компетенций
Наименование профессионального модуля
Объем врмени, отведенный на практику (в неделях, часах)
Сроки проведения

ОК
ПК




ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ОК 8
ОК 9
ПК 5.1
ПК 5.2
ПК 5.3
ПК 5.4
ПК 5.5
ПК 5.6
ПК 5.7
ПМ.05 Ведение работ по одной или несколькими профессиям рабочих, должностям служащих (Кассир)
2
(72)
2курс
2 семестр



3.2. Содержание практики

Виды
деятельности
Виды работ
Содержание освоенного учебного
материала, необходимого для
выполнения видов работ
Наименование учебных
дисциплин, МДК с указанием
конкретных разделов (тем),
обеспечивающих выполнение
видов работ
Колич
ество
часов
(нед.)

ПМ.05 Ведение работ по одной или несколькими профессиям рабочих, должностям служащих (Кассир)
- составление расчета на установление предприятию лимита остатка кассы;
- заполнения первичной учетной документации по учету кассовых операций: приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров;
- заполнение денежного чека, объявления на взнос наличными, платежной ведомости;
- заполнения форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением ККА;
- использование правил оформления приходного и расходного кассового ордера, ведения кассовой книги при проведении кассовых операций с иностранной валютой
- заполнение кассовой книги;
- прием, проверка и обработка кассовых документов;
- заполнение регистров синтетического учета по счету «Касса».
- составление акта инвентаризации наличных денежных средств, инвентаризационной описи ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности;
- заполнение препроводительной ведомости, накладной, копии препроводительной ведомости к сумке с денежной наличностью;
- составление описи ветхих купюр, а также соответствующие документы для их передачи в учреждения банка с целью замены на новые
Нормативные документы по
организации наличного денежного
и безналичного обращения

Первичная документация и учетные
регистры по оформлению
наличного денежного обращения
Порядок ведения
кассовых операций

Документация по оформлению
материальной ответственности.

Бланки строгой отчетности по
кассе, банковские документы,
кассовая книга.

Документация по оформлению
ревизии кассы
МДК 05.01. Ведение кассовых
операций
Раздел 1. Понятие и классификация денежных средств
Тема 1.1. Понятие и классификация денежных средств

Раздел 2. Организация и ведение операций с наличными денежными средствами
Тема 2.1. Организация хранения наличных денежных средств
Тема 2.2. Порядок осуществления кассовых операций и оформления кассовых документов

Раздел 3. Организация и ведение операций с безналичными денежными средствами
Тема 3.1. Организация и ведение операций с безналичными денежными средствами

72/2




4. УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ
·
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

4.1.Требования к документации, необходимой для проведения практики:
Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные программы среднего профессионального образования, утвержденное приказом Министерства образования и науки ДНР от 16.12.2015 года № 911 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования»
учебный план;
программа учебной практики;
приказ о назначении руководителя практики от образовательного учреждения;
приказ о распределении студентов техникума по местам прохождения практики;
инструктаж обучающихся по охране труда, технике безопасности, пожарной безопасности перед выходом на учебную практику;
график учебного процесса;
график консультаций;
график защиты отчетов по практике.

4.2. Требования к учебно-методическому обеспечению практики:
Методические рекомендации и задания по учебной практике;
Методические рекомендации по оформлению отчетов по практике.

4.3. Требования к материально-техническому обеспечению:
4.3.1. Оборудование учебной практики:
- инструктивный материал;
- бланковый материал;
- комплект учебно-методической документации.
4.3.2. Технические средства:
- компьютер, принтер;
- калькуляторы;
- информационно-справочные системы.

4.4. Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

Основные источники:
Матвеева В. Операции с наличными. – Х.: Фактор, 2010. – 160с.
Чацкис Е.Д., Лысюк А.Н. Теория бухгалтерского учета. - Донецк, 2012.
Чацкис Е.Д. и др. Справочник бухгалтерских записей. Донецк, ДонНУЭТ, 2012г.
Чацкис Е.Д., Лысюк А.Н., Михайлова Т.П. Бухгалтерский учет активов, собственного капитала, обязательств и хозяйственных операций. – Донецк, ДонНУЭТ, 2012.
Национальные стандарты бухгалтерского учёта
Закон «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»
План счетов бухгалтерского учета
Положение о ведении кассовых операций

Дополнительные источники:
Налоговый кодекс
Гражданский кодекс
Периодические издания

Интернет-ресурсы:
http:// www.buh.ru (Бухгалтерские услуги, статьи и обзоры)
http:// www.klerk.ru (Все о бухгалтерском учете, менеджменте, налоговом праве, банках, 1С и программах автоматизации бухгалтерского учета)
http:// www.buhsmi.ru (Средство массовой информации для бухгалтера)
http:// www.consultant.ru (Консультант+)
http://www.buhonline.ru (Система Главбух – налогообложение, бухгалтерский учет и отчетность)

Пакеты прикладных профессиональных программ:
1. Пакет прикладных программ MS Office


4.5.Требования к руководителям практики от образовательного учреждения и организации.
Требования к руководителям практики от техникума: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю профессиональных модулей и специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Преподаватель – руководитель учебной практики:
осуществляет общее руководство и контроль практикой;
утверждает план-график проведения практики;
рассматривает аналитические материалы по организации, проведению и итогам практики;
организует и руководит работой по созданию программ учебной практики студентов;
составляет график проведения и расписание практики, графики консультаций и доводит их до сведения преподавателей, студентов;
осуществляет методическое руководство и контроль деятельностью всех лиц, участвующих в организации и проведении практики;
участвует в оценке общих и профессиональных компетенций студента, освоенных им в ходе прохождения учебной практики, проводимой на базе техникума;
контролирует ведение документации по практике.























5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ

Формой отчетности студента по учебной практике является письменный отчет о выполнении работ и приложений к отчету, свидетельствующих о закреплении знаний, умений, приобретении практического опыта, формировании общих и профессиональных компетенций, освоении профессионального модуля.
Студент в один из последних дней практики защищает отчет по практике. По результатам защиты студентами отчетов выставляется зачет по практике.
Письменный отчет о выполнении работ включает в себя следующие разделы:
- титульный лист;
- содержание;
- практическая часть;
- приложения.
Практическая часть отчета по практике включает главы и параграфы в соответствии с логической структурой изложения выполненных заданий по разделам курса.
Работа над отчетом по учебной практике должна позволить руководителю оценить уровень развития общих компетенций студента, а также профессиональных компетенций, в рамках освоения профессионального модуля и установленных ГОС СПО по конкретной специальности, или рабочей программой профессионального модуля.
Приложения могут состоять из дополнительных справочных материалов, имеющих вспомогательное значение, например, копий документов, выдержек из отчетных материалов, статистических данных, схем, таблиц, диаграмм, программ, положений и т.п.
Текст отчета должен быть подготовлен с использованием компьютера в Word, распечатан на одной стороне белой бумаги формата А4 (210x297 мм). Цвет шрифта - черный, межстрочный интервал - полуторный, гарнитура - TimesNewRoman, размер шрифта - 14 кегль.





Критерии оценки сформированности общих
и профессиональных компетенций
Освоенные
профессиональные
компетенции
Основные показатели оценки результата
Формы и
методы
контроля
и оценки

ПК 5.1 Работать с нормативно-правовыми актами, положениями, инструкциями, другими руководящими материалами и документами по ведению кассовых операций
- нормативно – правовые акты, положения и инструкции по ведению кассовых операций;
- понятие первичной бухгалтерской документации;
- определение первичных бухгалтерских
документов
Экспертная оценка деятельности студента в процессе практики и в ходе защиты отчета по практике

ПК 5.2 Осуществлять операции с денежными средствами, ценными бумагами, бланками строгой отчетности
- оформление форм кассовых и банковских документов;
- оформление операций с денежными средствами, ценными бумагами, бланками строгой отчетности;
- заполнение обязательных реквизитов в первичных документах по кассе;
- проведение формальной проверки документов, проверки по существу, арифметической проверки;
- группировка первичных бухгалтерских документов по отдельным признакам;
- правильная таксировка и контировка первичных бухгалтерских документов;
- номенклатура дел;
- правильность ведения кассовой книги;
- проведение инвентаризации кассы.


ПК 5.3 Работать с формами кассовых и банковских документов



ПК 5.4 Оформлять кассовые и банковские документы



ПК 5.5 Вести кассовые книги, составлять кассовую отчетность



ПК 5.7 Передавать денежные средства инкассаторам



ПК 5.6 Работать с ЭВМ, знать правила ее технической документации
- теоретические и практические навыки
работы с ЭВМ;
- правила работы с технической документацией.



код

Освоенные общие компетенции)
Основные показатели
оценки результата
Формы и мето-ды контроля
и оценки

ОК 01
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Демонстрация интереса к будущей профессии
Экспертная оценка деятельности студента в процессе практики и в ходе защиты отчета по практике


Интерпретация
результатов
наблюдений за
деятельностью
обучающегося в
процессе
освоения
образовательной
программы

ОК 02
Организовывать собствен-ную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональ-ных задач, оценивать их эффективность и качество.
Выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач при участии в инвентаризации имущества и обязательств организации;
Оценка эффективности и качества выполнения


ОК 03
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Решение стандартных и нестандартных профессиональных задач при участии в инвентаризации имущества и обязательств организации


ОК 04
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Эффективный поиск необходимой информации;
Использование различных источников для поиска информации, включая электронные


ОК 05
Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием нформа-ционно-коммуникационных технологий.
Применение программных продуктов в процессе проведения инвентаризации
имущества и обязательств организации


ОК 06
Работать в коллективе и команде, эффективно общать ся с коллегами, руководст-вом, потребителями.
Вежливое, бесконфликтное взаимодействие с обучающими-ся, преподавателями в ходе обучения.
Умение слушать собеседника и
отстаивать свою точку зрения


ОК 07
Брать на себя ответствен-ность за работу членов коман ды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Самоанализ и коррекция результатов собственной работы


ОК 08
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
Организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля


ОК 09
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Анализ инноваций в области
инвентаризации имущества и
обязательств организации












13 PAGE \* MERGEFORMAT 141515




15