План практического занятия по теме: Учет кассовых операций


План практического занятия
«___» ______________ 20__ г.
Группа 34
Профессия: _112201.01 Хозяйка(ин) усадьбы
Тема 1.2. Учет кассовых операций
Цели:
Образовательная: научиться составлять первичные кассовые документы по корреспонденции счетов по учету денежных средств по производственной ситуации в кассовой книге;
Воспитательная: формирование сознательного применения полученных знаний с привитием ответственности и исполнительности.
Развивающая: формирование положительных мотивов обучения с развитием интереса к изучаемому предмету.
Тип урока: практическое занятие.
Материально техническая база: План счетов 14 экз.
Литература: Брыкова Н.В. стр.94-97 Богаченко В.М стр. 19-35
Порядок проведения работы1. Ознакомиться с заданием.
2. Составить корреспонденцию счетов согласно производственной ситуации
3. Оформить счета, рассчитать обороты и сальдо конечное.
I. Ход урока:
Организационный момент (1 – 2 % времени урока) 2 мин.
Проверка явки учащихся, проверка внешнего вида.
II. Вводный инструктаж: (12 – 15 % времени урока) 10 мин.
а) сообщение темы занятий;
б) раздача инструкционных карт;
в) ознакомление учащихся с целями и задачами занятия.
III. Текущий инструктаж: (70 – 85 % урока): 68 мин.
а) деятельность учащихся (выполнение упражнений);
б) деятельность преподавателя: наблюдает за началом работы всех учащихся группы, целевые обходы.
1. Целевой обход – проверить организацию и содержание рабочих мест, обратить внимание на подготовку учащихся.
2. Целевой обход – (выяснить) проверить правильность выполнения операций, обратить внимание на слабых учащихся.
Наблюдать со своего рабочего места за работой всех учащихся, коллективный текущий инструктаж.
Затруднения, характерные для всех учащихся группы решить с помощью преподавателя.
3. Целевой обход – проверить еще раз правильность выполнения задания, проверить правильность ведения самоконтроля. Обратить внимание учащихся на неправильность выполнения работы.
4. Целевой обход.
Прием и оценка работ.
Дать дополнительное задание сильным учащимся, или направить этих учащихся к слабым учащимся.
IV. Заключительный инструктаж. 5 мин.
(5 – 6 % времени урока, до 15 – 20 минут).
Подведение итогов за день (рассказать об итогах работы). Преподаватель должен вновь назвать цель сегодняшнего урока и как она достигнута.
Разобрать причины наиболее типовых ошибок в работе учащихся, рассказать об исправлении, отметить учащихся, добившихся отличного качества работы
Преподаватель Л.П.Есепчук
Инструкционная карта
к выполнению практической работы
по ПМ.04 «Ведение оперативного учета имуществ, обязательств, финансовых и хозяйственных операций в сельской усадьбе»
Тема 1.2. Учет кассовых операций
Цели:
Образовательная: научиться составлять первичные кассовые документы по корреспонденции счетов по учету денежных средств по производственной ситуации в кассовой книге;
Воспитательная: формирование сознательного применения полученных знаний с привитием ответственности и исполнительности;
Развивающая: формирование положительных мотивов обучения с развитием интереса к изучаемому предмету.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ПК 4.1. Проводить учет объёма готовой продукции, расходов сырья, материалов, топлива, энергии, потребляемых в с/х производстве сельской усадьбыМатериальное оснащение: План счетов. ПКО; РКО; кассовая книга
Литература: Брыкова Н.В. стр.17-28; Богаченко В.М стр. 19-35
Задание 1. Оформите баланс на начало отчетного периода.
Предприятие на 01 число имеет следующий состав активов и источников финансирования деятельности предприятия, представленный в балансе на начало месяца (в ситуациях использована упрощенная форма бухгалтерского баланса).
Наименование счета Сумма
Основные средства - 01 74 000
Расчеты с персоналом по оплате труда - 70 13 000
Касса - 50 3 000
Уставный капитал - 80 151 000
Материалы - 10 15 000
Расчеты с поставщиками и подрядчиками - 60 48 000
Расчеты по налогам и сборам -68 8 000
Расчетные счета - 51 128 000
Методические рекомендации: в активе баланса на начало месяца указано сальдо начальное на активных счетах, в пассиве - сальдо начальное на пассивных счетах по форме:
Баланс предприятия на 01 число месяца
АКТИВ ПАССИВ
Наименование счета Сумма, руб. Наименование счета Сумма, руб.
…. Баланс Баланс
Задание 2. Оформите журнал с отражением хозяйственных операций. В течение месяца на с/х предприятии отражены следующие хозяйственные операции:
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ ПРОВОДОК:
Внимательно анализируем хозяйственную операцию, которая нуждается в оформлении с помощью проводок. При этом важно понимать смысл операции и её связь с другими экономическими процессами. Именно поэтому учетчик должен знать общую экономику своего предприятия.
Затем обращаемся к Плану счетов и определяем, какие счета описывают упоминаемые в операции хозяйственные средства.
После этого уже можно определить, какой из применяемых счетов пройдет по дебету, а какой по кредиту – для этого нужно знать характер счетов (активный или пассивный). Здесь можно посоветовать сначала найти дебет или кредит того счета, который легче определяется – тогда второй счет автоматически запишется по противоположному характеру (при определенном дебете одного счета это будет кредит другого счета, и наоборот).
После составления проводки нужно обязательно проверить тип хозяйственной операции (посмотреть, не будет ли «перекоса» в балансе при выполнении этой операции).
Журнал хозяйственных операций за _____________
Содержание операции Сумма, руб. Дебет Кредит
1. Произведено снятие наличных денежных средств с расчетного счета в банковском учреждении 23 000 2 Поступили в кассу платежи от покупателей и заказчиков 4 350 3. Оплачены из кассы счета поставщиков и подрядчиков 12 000 4. Выдана из кассы задолженность по заработной плате 13 000 5. Поступили денежные средства в кассу от учредителей, согласно учредительного договора 200 000 6. Поступили в кассу денежные средства в погашение задолженности работников за товары, проданные им в кредит 4500 7. Выплачены в установленном порядке из кассы под отчет подотчетным лицам суммы на хозяйственно-операционные расходы 20 000 8. Сданы денежные средства на расчетный счет (определите сумму, если лимит кассы установлен 3 500 руб.) Итого Задание № 2. Оформите расчеты на бухгалтерских счетах.
счет 50 «Касса» счет 51 «Расчетный счет»
Дебет Кредит Дебет Кредит
Сн

Сн
Од Ок Од Ок
Ск Ск
И т.д.

Задание № 3. Оформите оборотную ведомость за месяц.
В строки оборотной ведомости напишем данные расчетов по каждому счету:
Номер счета Сальдо начальное, руб..Обороты, руб. Сальдо конечное, руб.
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
01 10 50 51 60 62 68 71 73 70 75 80 Итого
Методические рекомендации: Оборотная ведомость имеет следующее назначение. Во-первых, ее применяют для контроля. Если все расчеты на счетах выполнены правильно, то в оборотной ведомости должно быть три пары равенств: сальдо начальное на дебите, счетов равно сальдо конечному на кредите счетов, обороты по дебету счетов равны оборотам по кредиту счетов, сальдо конечное на дебете счетов равно сальдо конечному на кредите счетов.
Первая пара равенств получена на основании баланса на начало месяца, так как данные первого и второго столбца - это данные актина и пассива баланса на начало месяца.
Вторая пара равенств получена на основании правила двойной записи, так как одна и та же сумма проходит одновременно на дебете и кредите двух счетов. Поэтому итоговая сумма оборотов в оборотной ведомости должна быть равна сумме всех операций по журналу хозяйственных операций.
Третья пара равенств имеет контрольное значение и показывает, что расчеты на счетах выполнены правильно.
Во-вторых, на основании оборотной ведомости составляют баланс на конец отчетного периода (в нашем примере - на конец месяца). Сальдо конечное на дебете счетов в оборотной ведомости записывают в актив баланса, а сальдо конечное на кредите счетов - в пассив баланса.

Задание № 4. Составьте корреспонденции счетов по счету 50 «Касса»
Счет 50 «Касса»
С кредита счетов Дебет Кредит В дебет счетов
С - остаток наличных денежных средств Поступление наличных денег с расчетного счета организации Выданы наличными зарплата, премии, пособия Возвращен заём Сдан остаток аванса неиспользованных денежных средств подотчетными лицами Пособия за счет средств Фонда социального страхования Погашения наличными задолженности по недостачам, растратам, хищениям и прочим платежам Выдано наличными по исполнительным листам и депонированной заработной плате Оплата наличными реализованной продукции, оказанных услуг, материальных ценностей, основных средств Выдано под отчет на хозяйственные нужды и командировочные расходы Погашение дебиторской задолженности. Возникновение кредиторской задолженности Выдача материальной помощи, пособий на питание и др. Сумма излишков, выявленных при инвентаризации (ревизии) кассы Выданы кредиты и займы Взнос наличными в погашение задолженности сотрудников за товары, проданные в кредит, и т.д. Сдан сверхлимитный остаток свободных денежных средств кассы Взнос учредителей Суммы недостач, выявленные при инвентаризации кассы Преподаватель Л.П.Есепчук
Инструкционная карта РЕШЕНИЕ
к выполнению практической работы
Задание 1. Оформите баланс на начало отчетного периода.
Предприятие на 01 число имеет следующий состав активов и источников финансирования деятельности предприятия, представленный в балансе на начало месяца (в ситуациях использована упрощенная форма бухгалтерского баланса).
Наименование счета Сумма
Основные средства - 01 74 000
Расчеты с персоналом по оплате труда - 70 13 000
Касса - 50 3 000
Уставный капитал - 80 151 000
Материалы - 10 15 000
Расчеты с поставщиками и подрядчиками - 60 48 000
Расчеты по налогам и сборам - 68 8 000
Расчетные счета - 51 128 000
Методические рекомендации: в активе баланса на начало месяца указано сальдо начальное на активных счетах, в пассиве - сальдо начальное на пассивных счетах по форме:
Баланс предприятия на 01 число месяца
АКТИВ ПАССИВ
Наименование показателя Сумма, руб. Наименование показателя Сумма, руб.
Основные средства - 01 74000 Уставный капитал - 80 151 000
Материалы - 10 15000 Расчеты с поставщиками и подрядчиками - 60 48 000
Касса - 50 3 000 Расчеты по налогам и сборам -68 8 000
Расчетные счета - 51 128000 Расчеты с персоналом по оплате труда - 70 13 000
Баланс 220 000 Баланс 220 000
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ ПРОВОДОК:
Внимательно анализируем хозяйственную операцию, которая нуждается в оформлении с помощью проводок. При этом важно понимать смысл операции и её связь с другими экономическими процессами. Именно поэтому бухгалтер должен знать общую экономику своего предприятия.
Затем обращаемся к Плану счетов и определяем, какие счета описывают упоминаемые в операции хозяйственные средства.
После этого уже можно определить, какой из применяемых счетов пройдет по дебету, а какой по кредиту – для этого нужно знать характер счетов (активный или пассивный). Здесь можно посоветовать сначала найти дебет или кредит того счета, который легче определяется – тогда второй счет автоматически запишется по противоположному характеру (при определенном дебете одного счета это будет кредит другого счета, и наоборот).
После составления проводки нужно обязательно проверить тип хозяйственной операции (посмотреть, не будет ли «перекоса» в балансе при выполнении этой операции).

Задание 2. Оформите журнал с отражением хозяйственных операций. В течение месяца на с/х предприятии отражены следующие хозяйственные операции:
Журнал хозяйственных операций за _____________
Содержание операции Сумма, рДебет Кредит
1. Произведено снятие наличных денежных средств с расчетного счета в банковском учреждении 23 000 50 51
2. Поступили в кассу платежи от покупателей и заказчиков 4 350 50 62
3. Оплачены из кассы счета поставщиков и подрядчиков 12 000 60 50
4. Выдана из кассы задолженность по заработной плате 13 000 70 50
5. Поступили денежные средства в кассу от учредителей, согласно учредительного договора 200 000 50 75
6. Поступили в кассу денежные средства в погашение задолженности работников за товары, проданные им в кредит 4500 50 73
7. Выплачены в установленном порядке из кассы под отчет подотчетным лицам суммы на хозяйственно-операционные расходы 20 000 71 50
8. Сданы денежные средства на расчетный счет (определите сумму, если лимит кассы установлен 3 500 руб.) 186 350 51 50
Итого 463 200 Задание № 2. Оформим расчеты на бухгалтерских счетах.
счет 50 «Касса» счет 51 «Расчетный счет»
Дебет Кредит Дебет Кредит
Сн 3000
1) 23 000
4 350
5) 200 000
6) 4 500 3) 12 000
4) 13 000
7) 20 000
8) 186 350 Сн 128 000
8) 186 350 23 000
Од 231850 Ок 231 350 Од 186 350 Ок 23 000
Ск 3 500 Ск 291 350 Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Дебет Кредит Дебет Кредит
3) 12 000
Сн 48 000
Сн
2) 4 350
Од 12 000 Ок Ок 4 350
Ск 36 000 Ск 4 350
Счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» Счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»
Дебет Кредит Дебет Кредит
7) 20 000 Сн
Сн
6) 4500
Од 20 000 Ок Ок 4 500
Ск 20 000 Ск 4 500

Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Счет 75 «Расчеты с учредителями»
Дебет Кредит Дебет Кредит
4) 13 000 Сн 13 000 Сн
6) 200 000
Од 13 000 Ок Ок 200 000
Ск Ск 200 000
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Дебет Кредит Дебет Кредит
3) 12 000 Сн 48 000 Сн
2) 4 350
Од 12 000 Ок Од Ок 4 350
Ск 36 000 Ск 4 350
Счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» Счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»
Дебет Кредит Дебет Кредит
Сн
7) 20 000 Сн
6) 4 500
Од 20 000 Ок Од Ок 4 500
Ск 20 000 Ск 4 500
Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Счет 75 «Расчеты с учредителями»
Дебет Кредит Дебет Кредит
4) 13 000 Сн 13 000 Сн
5) 200 000
Од 13 000 Ок 13 000 Од Ок 200 000
Ск Ск 200 000
Задание № 3. Оформим оборотную ведомость за месяц.
В строки оборотной ведомости напишем данные расчетов по каждому счету:
Номер счета Сальдо начальное, руб. Обороты, руб. Сальдо конечное, руб.
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
01 74 000 74 000  
10 15 000 15 000  
50 3 000 231850 231 350 3 500  
51 128 000 186 350 23 000 291 350  
60 48 000 12 000 36 000
62 4 350 4 350
68 8 000 8 000
71 20 000 20 000 73 4 500 4 500
70 13 000 13 000 75 200 000 200 000
80 151000 151000
Итого 220 000 220 000 463 200 463 200 403 850 403 850

Задание № 4. Составьте корреспонденции счетов по счету 50 «Касса»
Счет 50 «Касса»
С кредита счетов Дебет Кредит В дебет счетов
С - остаток наличных денежных средств 51 Поступление наличных денег с расчетного счета организации Выданы наличными зарплата, премии, пособия 70
66 Возвращен заём 71 Сдан остаток аванса неиспользованных денежных средств подотчетными лицами Пособия за счет средств Фонда социального страхования 69
73 Погашения наличными задолженности по недостачам, растратам, хищениям и прочим платежам Выдано наличными по исполнительным листам и депонированной заработной плате 76
62, 76, 90,91 Оплата наличными реализованной продукции, оказанных услуг, материальных ценностей, основных средств Выдано под отчет на хозяйственные нужды и командировочные расходы 71
76 Погашение дебиторской задолженности. Возникновение кредиторской задолженности Выдача материальной помощи, пособий на питание и др. 70
91 Сумма излишков, выявленных при инвентаризации (ревизии) кассы Выданы кредиты и займы 66, 73
73 Взнос наличными в погашение задолженности сотрудников за товары, проданные в кредит, и т.д. Сдан сверхлимитный остаток свободных денежных средств кассы 51
75 Взнос учредителей Суммы недостач, выявленные при инвентаризации кассы 94