Рабочая программа интеллектуального клуба Научное общество учащихся для 5 класса, 68 часов



Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Научное общество учащихся» в 5-х классах разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федеральных государственных стандартов основного общего образования (зарегистрирован в Минюсте 01.02.2011 № 19644);
Приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 №1644 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федеральных государственных стандартов основного общего образования № 19644»;
Инструктивно- методического письма Министерства образования и науки РФ « Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12.05.2011 №03-296;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 №2106 (рег.№19676 от 02.02.2011) «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
Постановления Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучении в общеобразовательном учреждении» ( зарегистрирован в Минюсте РФ 03.03.2011, регистрационный номер № 19993);
Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 25.05.2015 №08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно- нравственной культуры народов России»;
Устава МБОУ СОШ №26
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №26
Образовательной программы МБОУ СОШ №26 г. Южно-Сахалинска;
Приказа «Об утверждении Перечня учебников для обеспечения образовательного процесса в МБОУ СОШ № 26 на 2016 – 2017 учебный год» от 18.02.2016 № 93;
Приказа об утверждении Годового календарного учебного графика МБОУ СОШ № 26 от 22.08.2016 г. № 382;
Приказа об утверждении Учебного плана МБОУ СОШ № 26 от 22.08.2016 №383.
Актуальность программы
Рабочая программа кружка «Научное общество учащихся» в 5-х классах предназначена для
- развития у школьников творческих способностей и вырабатывания у них исследовательских навыков (реферирование литературы, оформление библиографии, создание структуры работы и оформление её);
-        формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
-         даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;
-         воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;
-         благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.
Кроме того, ученики получают дополнительную научную информацию, которая существенно помогает им при освоении наук не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.
Рабочая программа кружка «Научное общество учащихся» в 5-х классах направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что пятиклассники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблемах многих наук.
Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям учащихся и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.
Целями НОУ являются:
-        Создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности
Задачи:
-        Создание условий для самовыражения и самореализации;
-        Углубление знаний в выбранных сферах науки и культуры
-        Развитие творческого мышления
-        Совершенствование навыков научно-исследовательской деятельности
-        Формирование аналитического отношения к собственной деятельности.
-        Популяризация научных знаний
-        Утверждение престижа образования
-        Вооружение методами осуществления научного и творческого поиска, самостоятельной работы, рационализации и повышения эффективности интеллектуальной деятельности.
-        Помощь в профессиональном самоопределении и обеспечение условий профессионального роста.
-        Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей
Образовательно-воспитательные задачи в процессе организации научно-исследовательской деятельности учащихся решаются нами на трех уровнях:
•         информационном, заключающемся в получении учащимися новых знаний;•         эмоциональном - через радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности;
•         нравственно-психологическом - через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научного сообщества
Место программы кружка «Научное общество учащихся» в 5-х классах в учебной деятельности
Настоящая программа составлена на 34 часа в 5 классе в соответствии с Учебным планом МБОУ СОШ №26 из расчета 34 учебных недель.
Срок реализации программы: 2016 – 2017 учебный год.
Содержание РАБОТЫ КРУЖка «научное общество учащихся»
5 КЛАСС
-        Удовлетворение профессионального спроса участников НОУ на изучение интересующих проблем, составление программ, разработка проектов и тем исследований.
-        Руководство объединениями по интересам, организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся.
-        Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.
-        Выступления с лекциями, докладами, сообщениями, творческими отчетами.
-        Проведение научно-практических конференций, участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, выставках.
-        Редактирование и издание ученических научных сборников.
Работа учителей с членами НОУ, как их научных руководителей, проводится в нескольких направлениях.
Первое направление – это организация индивидуальной работы, предусматривающая деятельность в двух аспектах:
а) совместная работа над отдельными заданиями {подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы);б) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи).
Второе направление – групповая деятельность. Она включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей.
Третье направление – массовая работа. В ходе нее организуются встречи с интересными людьми, в том числе деятелями науки и культуры; осуществляется подготовка и проведение литературных гостиных, предметных недель, школьных олимпиад, ученических чтений и научно-практических конференций.
Процесс реализации творческих идей можно представить в виде технологической цепочки, состоящей из нескольких основных этапов.
Немалую роль на первом этапе играет сам факт выявления учеников, желающих заниматься исследовательской работой. Ведущая роль здесь отводится учителю-предметнику, который в процессе индивидуальной работы с учеником призван не только разглядеть «искру» исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу. Важно, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его практического применения (выступление на уроке, использование работы другими учащимися для подготовки домашних заданий, докладов, ответов на выпускных и переводных экзаменах).
После постановки проблемы и мотивации учащихся наступает следующий этап: по представлению педагога школьные методические объединения учителей на своих заседаниях утверждают темы предлагаемых исследований. Здесь может возникнуть вопрос: насколько целесообразна подобная процедура? Опыт показывает, что в технологии исследовательской работы учащегося практика утверждения темы может играть ключевую роль. Во-первых, учащиеся осознают значимость выполняемой работы. Во-вторых, происходит стирание неких граней между учеником и учителями, возникает атмосфера сотрудничества. В-третьих, имея информацию о тематике разрабатываемых проектов, учитель может использовать их в дальнейшем в качестве учебно-методического сопровождения отдельных тем, предусмотренных программой. В-четвертых, ситуация обсуждения исследовательских тем на заседаниях методических объединений способствует росту профессиональной компетентности педагогов, стимулируя развитие их собственной исследовательской деятельности.
Нередко возникает ситуация, когда предполагаемая тема проект находится на стыке нескольких дисциплин, либо требует оказания консультационной помощи представителей высшей школы. В этом случае определяется, кто из специалистов-консультантов (работающих в школе или представителей вузов) будет курировать работу. После завершения первых двух этапов начинается непосредственная работа самого ученика над проектом или рефератом под руководством учителя и с помощью консультантов.
 
План занятий НОУ на 2016-2017 учебный год
 
месяц тема цель ответственные Результат работы
1 2 3 4 5
сентябрь Организационное .Утверждение плана работы НОУ Рассмотрение плана работы и его редактирование Маренникова Т.С. План
октябрь Подготовка и проведение конференции НОУ Обсуждение и утверждение названия, эмблемы, девиза Маренникова Т.С., совет НОУ Папка материалов
ноябрь Работа научных секций. Содержание тематики секций Обсуждение тематики научных работ учащихся Руководители секций, совет НОУ Памятки по работе секций
декабрь Подготовка к участию членов НОУ в школьных и муниципальных олимпиадах по предметам Анализ результатов подготовки и участия членов НОУ в олимпиадах Учителя-предметники, руководители методических объединений Справка о результативности
декабрь Подготовка к участию членов НОУ в школьной научной конференции Анализ результатов подготовки и участия членов НОУ в школьной научной конференции Учителя-предметники, руководители методических объединений Программа школьной научной конференции
декабрь Подготовка
Недели Науки. Обсуждение плана Недели Науки Руководители методических объединений Проект Программы Недели Науки
январь Проведение
Недели Науки. Утверждение плана Недели Науки Руководители секций
Руководители методических объединений Программа Недели Науки
январь Подготовка к участию членов НОУ во всероссийской олимпиаде Анализ результатов подготовки и участия членов НОУ в олимпиадах Учителя-предметники, руководители методических объединений Методический бюллетень
февраль Подготовка учебных проектов Методическая помощь
Консультирование Маренникова Т.С, Учителя-предметники Методические рекомендации
март Подготовка к научной ученической конференции Отбор учебных проектов Маренникова Т.С.
Итоги экспертизы учебных проектов
апрель Научная конференция Анализ результатов работы за учебный год. Парад секций НОУ Совет НОУ Программа конференции
Сборник учебных проектов

Требования к уровню подготовки ОБучаЮщихсяВ результате освоения данной программы учащиеся приобретут знания:
в направлении личностного развития:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
в метапредметном направлении:
Создание разветвленной системы поиска
Формирование ключевых компетентностей.
Эффективное использование знаний и умений в различных ситуациях, включая социальныеЭффективное использование знаний и умений в творческой демонстрации проекта
Повышение эффективности интеллектуальной деятельности через вооружение методами осуществления научного и творческого поиска, самостоятельной работы
Профессиональное самоопределении и обеспечение условий профессионального роста.
в предметном направлении:
Повышение уровня знаний в выбранной предметной области;
Профессиональное самоопределение.
Для педагогов:
-        повышение уровня педагогических знаний, педагогического мастерства, в том числе и педагогической техники;
-          привитие вкуса, интереса, умения к занятиям творческой деятельностью, вовлечение школьников в проектную и практическую деятельность;
-          создание условий и привитие интереса к самообразованию;
-          поддержка педагогов, разрабатывающих и стремящихся к реализации авторских программ, курсов, пособий;
перечень УЧЕБНО-Методического обеспечения
Н.Ф. Яковлева "Проектная деятельность в образовательном учреждении" , уч.пособие, - Флинта, 2014 г.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках / Иностранные языки в школе - № 2, 3 - 2000 г.
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. – М., 1995. – №6.
Ветрова В. Метод проектов. – М., 1995.

Список литературы (основной и дополнительной)
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. /[В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897.