Классный часпо профилактике првонарушений и преступленийЯ найду свой путь,или проложу его сам







Я найду свой путь, или проложу его сам. Ф.Сидней
Цель классного часа:
- упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них;
- развивать представления о последствиях противоправных деяний;
- воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Оборудование: книги, видео материал, конституция, уголовный кодекс, административный кодекс,Конвенция о правах ребенка
Проклятье века – это спешка
И человек, стирая пот,
По жизни мчится, словно пешка,
Попав затравлено вцейнот.
Тот час как листья чьи-то лица,
Остановись! Ты слеп как Вий.
И самый шанс остановиться
Безумством спешки не убий…
Когда шагаешь к цели бойко,
Как по ступеням – по телам,
Остановись, забывши Бога
Ты по себе шагаешь сам.
(Четверостишие из стиха Е. Евтушенко «Проклятье века – это спешка»)
Вот с такой же скоростью, словно эпидемия, распространяется преступность. Именно об этом сегодня и поговорим мы с вами. У российской преступности появилось новое лицо. Улыбчивое детское личико, которое убивает, насилует, грабит. Юные преступники, которые 25 лет тому назад разбивали уличные фонари, теперь разбивают черепа людей. Размеры детской преступности и её жестокость просто шокируют. Происходит “омоложение” преступности несовершеннолетних, что означает более интенсивный рост криминальной активности подростков 14-15 лет по сравнению с категорией 16-17- летних. Но, как известно, чем раньше человек становится на преступный путь, тем меньше у него шансов исправиться, а сам путь будет длиннее и опаснее.Самые безрассудные поступки свойственны молодости.
Ребята, какие поступки на ваш взгляд можно назвать безрассудными?
(Ответы:плохо учатся, а потом бросают школу; курят и выпивают; грубят и сверстникам и взрослым; унижают маленьких и слабых; лгут даже без причины; стараются выяснить отношения только с помощью силы; играют в карты; разрисовывают стены; портят школьное имущество и многое другое.)
Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Ведь за тюремную решетку никто не стремится. Но тысячи подростков попадают в воспитательно-трудовые колонии, спецшколы, наркологические диспансеры. Почему такое происходит?
-Почему люди совершают преступления?
(Ответы: чувствует себя ненужным, и поддается уличной жизни, где нет правил и законов, скандалы между родителями, пьянство, имущественное расслоение в общества, фильмах и передачах по всем европейским каналам ежечасно показывают не менее 20 убийств и правовых злодеяний, нарушения возникают в школах)
Обобщая вами, сказанное на рост детской преступности оказывает влияние экономические, политические, социальные условия и факторы.
Сейчас я выберу одного из вас. Он выйдет на середину и пригласит к себе двух других. Те двое выберут каждый себе ещё по двое игроков и т.д. Таким образом, каждый приглашённый должен пригласить к себе ещё по два человека.
Игра заканчивается, когда не остаётся никого, кто ещё сидит на своём месте.
Ребята выстраиваются в “пирамиду”.
- Посмотрите, как мало времени вам потребовалось, чтобы поднять всех присутствующих со своих мест! Как легко втянуть человека в преступление. Происходит "Добровольное сумасшествие".
Вы знаете, что в соответствии с действующим законодательством уголовная ответственность по отношению к подросткам наступает после достижения ими 16 лет, а в случае совершения тяжких преступлений, таких, как убийство или изнасилование, похищение человека - с 14 лет.
Но, тем не менее, в Следственном Изоляторе России в 2002 году содержалось 14 тысяч несовершеннолетних и подростков, еще 21 тысяча отбывало наказание в колониях. Таким образом, через несколько лет в стране появилось 35 тысяч потенциальных преступников. Если сравнивать эти цифры с данными за аналогичный период прошлого года, то картина вырисовывается следующая: при общем сокращении правонарушений убивать подростки стали в два раза чаще, также увеличились случаи причинения тяжкого вреда здоровью, нередко заканчивающегося смертью потерпевших. При этом кражи и грабежи зафиксированы на 25% реже. Эти данные свидетельствуют только о том, что уровень агрессии, подкрепленный верой в безнаказанность, возрос. Дети начали убивать и грабить не по причине отсутствия денег на еду, как это было раньше, а из-за какого-то чудовищного азарта. Очень часто, как следует из интервью с самими беспризорниками, они убивают бомжей "просто так, чтобы не воняли". То есть убивают людей, о которых на завтра и не вспомнит никто, а для милиции одной проблемой станет меньше. И убивают не ради чего-то, и уж тем более не за что-то, а просто так, забавы ради. Ценностные ориентиры размыты, и получение острых ощущений уже не мыслимо без унижения и причинения физической боли другому человеческому существу.
В криминальном мире есть свои правила.Для некоторых правила «криминальной школы» кажутся вполне справедливыми, и оттого усваиваются, особенно в юном возрасте, предельно легко. Сильный всегда прав; выживает сильнейший; украсть проще, чем заработать; за обиды надо платить. На таких "истинах" и формируется юное сознание в колонии.
(На доске рисунки дорог.Одна прямая, другая извилистая и запутанная)
- Ребята, с чем можно сравнить эти дороги? (с жизнью)
- Если дорога прямая, что это может означать?
(Что наша жизнь протекает легко и гладко.)
- Что будет если дорога запутанна? (трудно найти концы)
А применительно к нашей жизни?
- Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша дорога, и любой заворот может привести к тяжелым последствиям.
Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы.
Есть такая притча. Некий молодой человек шел по грязной дороге и вдруг увидел в грязи золотую монету. Он нагнулся и подобрал ее. Пошел дальше в поиске других монет. И действительно, они иногда попадались ему под ногами. Так прошла его жизнь. Когда он умирал, его, глубокого старика, спросили, что такое жизнь. Он ответил: "Жизнь — это грязная дорога, на которой иногда попадаются золотые монеты». Попробуем и мы с вами задать этот вопрос: "Что такое жизнь?".
Итак, "Что такое жизнь?".Учащиеся отвечают.
Попробую вашу мысль обобщить словами Антона Павловича Чехова: «Жизнь — это миг. Ее нельзя прожить сначала на черновике, а потом переписать на беловик…» От нас самих зависит, каким содержанием наполним мы свою жизнь.
Известно, время растяжимо. Оно зависит от того, какого рода содержимым мы наполняем его.
- Ребята, вокруг вас много соблазнов.  И вы должны выбрать правильный путь! И не по каким причинам не сворачивать с него. Ведь, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.
- И сегодня попробуем разобраться с законами, определяющими нашу жизнь. 
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.
Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют? Появилось два государства. Они жили по разным законам. В одном государстве всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.
В другом жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.
Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!
В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Закон. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы
Как вы думаете, почему страна стала процветающей, а жители чувствуют себя в безопасности?
- Жители стали жить по законам.
Людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон.
(Перед обучающимися ящик. Нужно угадать, что в нем?)
Ребята, в ящике находится то, что в переводе с латинского означает «устройство». (Конституция).
В другом ящике лежит то, что было принято ООН в 1989 году и говорит о правах лиц, не достигших возраста 18 лет. (Конвенция о правах ребенка).
Кроме этого существуют: «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».
Рассмотрим несколько ситуаций
Что же из данных примеров является правонарушением:
- ученик, играя в мяч, разбил стекло в чужой квартире;
-ученик, получив в библиотеке книги, не поблагодарил библиотекаря;
- мальчик не уступил в автобусе место инвалиду;
-гражданин вернул взятые в долг деньги через неделю
Какой из видов правонарушения считается административнымпроступком
- кража общественного имущества;
- неявка на экзамены;
-срубить ель в городском парке;
- оплата коммунальных услуг на два дня позже срока
Выберите пример жестокого обращения по отношению к ребёнку
- Мальчик принёс из школы плохую отметку. Мама не разрешила ему смотреть телевизор, гулять, и велела дополнительно заниматься.
- Новорожденного ребёнка бросили в мусорный бак.
- Ученик исписал парту в классе и его заставили отмыть её.
- Желая укрепить здоровье сына, отец заставлял его ежедневно отжиматься и бегать кросс.
Итак, существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:
1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственностьнаступает с 14 лет
2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.
4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Рассмотрим и обсудим несколько правонарушений
(просмотр ситуаций из мультфильмов) «Хулиганство» Ст. 213 УК РФ «Мошенничество» Ст. 159 УК РФ;«Вымогательство» Ст. 163 УК РФ;«Распитие спиртных напитков» Ст. 162 УК РФ; Мы уже знаем, что влечет за собой преступность.
Кто же делает выбор? Друзья? Родители? Школа? Только вы сами сможете позаботиться о себе.
Не забывайте слова Рюноскэ «А.Жизнь человека можно сравнить с коробком спичек: обращаться с ним серьёзно - смешно, а несерьёзно - опасно.»
Попробуйте сделать вывод: Для чего нужно соблюдать законы?
У меня в руках Библия и в ней есть золотое правило: «Возлюби ближнего как самого себя». А любим ли мы себя? Ценим ли мы свою индивидуальность и неповторимость, данные нам Богом? Задумайтесь над этим. Помните, что жизнь прекрасна, если не совершать поступков за которые надо отвечать. уважайте законна нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем. Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Рюноскэ А. сказал:» Жизнь человека можно сравнить с коробком спичек: обращаться с ним серьёзно - смешно, а несерьёзно – опасно».
Использованы Интернет ресурсы