Рабочая программа учебной дисциплины ЕН 01 Математика СПО 050144 Дошкольное образование








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН. 01 Математика
по специальности среднего профессионального образования
050144 Дошкольное образование












СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



условия реализации программы учебной дисциплины



Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины




1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Математика

1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050144 Дошкольное образование.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина Математика принадлежит к математическому и общему естественнонаучному циклу в структуре ОПОП (ЕН.01.), Математический и общий естественнонаучный цикл (ЕН.00). Дисциплина участвует в интеграции циклов в структуре ОПОП СПО.
1.3. Цель и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
применять математические методы для решения профессиональных задач;
решать текстовые задачи;
выполнять приближенные вычисления;
проводить элементарную статистическую обработку информации и результатов исследований, представлять полученные данные графически;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
понятия множества, отношения между множествами, операции над ними;
понятия величины и ее измерения;
историю создания систем единиц величины;
этапы развития понятий натурального числа и нуля; системы счисления;
понятия текстовой задачи и процесса ее решения;
историю развития геометрии;
основные свойства геометрических фигур на плоскости и в пространстве;
правила приближенных вычислений;
методы математической статистики.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 132 часа,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 88 часов;
самостоятельной работы обучающегося 44 часа.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
132

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
88

в том числе:


практические занятия
44

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
44

Составление алгоритмов
10

Подготовка презентаций
10

Подготовка сообщений
18

Подготовка докладов
6

Итоговая аттестация в форме контрольной работы, дифференцированного зачета



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Математика»

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1. Элементы теории множеств. Величины и их измерения

46


Тема 1.1. Множество. Отношения между множествами. Операции над множествами
Содержание учебного материала
2



1
Понятие множества, элемента множества, подмножества. Равные множества. Круги Эйлера. Конечные и бесконечные множества. Пустое множество. Способы задания множеств. Отношения между множествами. Операции над множествами: пересечение, объединение, разность. Дополнение подмножества.

2


Практическое занятие № 1. Рассмотрение примеров задания множеств разными способами. Изображение отношений между множествами при помощи кругов Эйлера. Обсуждение заданий для дошкольников и младших школьников на выполнение операций с множествами, на установление соответствий между элементами двух множеств. Работа с опорным конспектом.
6



Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщений по темам: понятие множества, элемента множества, подмножества, круги Эйлера
2


Тема 1.2. Отношения между элементами множества. Свойства отношений
Содержание учебного материала
2



1
Бинарные отношения. Способы задания отношений на множестве. Взаимно обратные отношения. Свойства отношений на множестве: рефлексивность, симметричность, антисимметричность, транзитивность. Отношения эквивалентности и порядка. Упорядоченное множество. Графы

2


Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка алгоритма составления бинарных отношений
2


Тема 1.3. Величина. Свойства однородных величин.
Содержание учебного материала
6
3


1
Понятие величины. Свойства однородных величин.




Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка презентаций по теме «Свойства однородных величин».
2


Тема 1.4.
Измерение величин
Содержание учебного материала
4
2


1
Понятие величины. Измерение величин, его цель и значение. Взаимосвязь величин и их численных значений. Длина отрезка. Процесс измерения длины отрезка. Некоторые свойства длин отрезка. Площадь фигуры. Процесс измерения площадей фигур. Некоторые свойства площадей. Масса тел. Процесс измерения массы.
Промежутки времени. Время и его особенности. Некоторые свойства промежутков времени.




Практическое занятие № 2. Практическое измерение величин (длины, площади, массы, промежутков времени) и формулирование правил измерения.
Составление диалогов для дошкольников и младших школьников с целью ознакомления их с процессом измерения длины, площади, массы, времени.
10



Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщений по темам: ознакомления с некоторыми свойствами и процессом измерения длины, площади, массы, времени.
6


Тема 1.5.
Зависимости между величинами. История развития систем единых измерений
Содержание учебного материала
2
3


1
Понятие величины. Зависимости между величинами. Этапы развития единиц измерений. Метрическая система мер. Международная система единиц SI (СИ).




Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка докладов об истории развития единиц величин. Перевод старинных единицы величин, встречающихся в детской литературе, в единицы системы SI.
2


Раздел 2. Геометрические фигуры

30


Тема 2.1.
История развития геометрии. Понятие геометрической фигуры.
Содержание учебного материала
4
3


1
Понятие геометрической фигуры. Геометрическая фигура как множество точек. Равные фигуры. Основные геометрические фигуры. Евклидова геометрия. Правила построения геометрии.




Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка докладов об истории возникновения и развития геометрии, изображение геометрических фигур.
2


Тема 2.2.
Геометрические фигуры на плоскости. Многоугольники.
Содержание учебного материала
2
2


1
Понятие геометрической фигуры. Геометрическая фигура как множество точек. Равные фигуры. Плоские фигуры. Выпуклые фигуры. Линии. Отрезок. Луч. Угол. Ломаная. Круг, окружность, овал. Многоугольники, их определения, свойства. Плоский многоугольник. Выпуклый многоугольник. Треугольник и его виды. Четырехугольник, параллелограмм, трапеция, прямоугольник, куб, ромб.




Практическое занятие № 3. Формулирование определений и свойств геометрических фигур на плоскости. Изображение геометрических фигур на плоскости.
Составление диалогов для дошкольников и младших школьников на выявление существенных свойств понятий: треугольник, квадрат, прямоугольник, четырехугольник, многоугольник.
6



Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка презентаций: Изображение геометрических фигур на плоскости.
4


Тема 2.3.
Геометрические фигуры в пространстве. Многогранники. Тела вращения.
Содержание учебного материала
2
2


1
Понятие геометрической фигуры. Геометрическая фигура как множество точек. Равные фигуры. Объемные фигуры. Многогранники, их определения и свойства. Выпуклый многогранник. Правильные выпуклые многогранники. Призма, прямоугольный параллелепипед, куб. Пирамида. Тела вращения, их определение и свойства. Цилиндр, конус, шар, сфера.




Практическое занятие № 4. Формулирование определений и свойств геометрических фигур в пространстве. Изображение геометрических фигур в пространстве. Проигрывание ситуаций на распознавание дошкольниками и младшими школьниками моделей и предметов, имеющих форму куба,