Доклад на тему: Координация деятельности семьи и школы в рамках духовно- нравственного воспитания


Координация деятельности семьи и школы в рамках духовно- нравственного воспитания.
Подготовила и провела: воспитатель 4 группы Страшко Светлана Павловна
     Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».  А тем более с семьями, где есть «особый» ребёнок. Несмотря на это, главными задачами педагогического коллектива  в этом направлении являются:
способствование единению трёх составляющих педагог – ребёнок - семья;  
сплочение творческой силы заинтересованных сторон;
всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка;
создание условий для всестороннего развития ребенка в семье и школе;
коррекция взаимоотношений в семье.
 
Современные семьи развиваются в условиях новых противоречий общественных ситуаций, которые приводят к обострению семейных проблем. Это и падение жизненного уровня, и увеличение числа неполных семей, разводов, увеличение числа пьющих родителей, упущения в  воспитании подростков родителями.
         Перед педагогами стоят одновременно многие вопросы. Как сделать так, чтобы не только ученик, но и родитель шёл в школу с желанием, без агрессии и страха? Как построить работу всех служб так, чтобы родитель правильно воспринимал, принимал и понимал своего ребёнка? И как подвести родителя к осознанию того, что не только семье, но и школе, в которой учится их ребёнок,  тоже нужна помощь? А выиграют от этого взаимодействия обе стороны. 

         Вся деятельность по работе с семьей строится  по следующим направлениям :- социальное и психолого-педагогическое сопровождение семей;
- система родительского всеобуча;
- система массовых мероприятий и акций
 "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.
      Остановимся на некоторых формах помощи семье, наиболее значительных и интересных. Школьная коррекционная служба, в которую входят учитель-логопед, педагог-психолог, учителя и воспитатели  вносят огромный вклад в организацию помощи семьям наших детей. Это индивидуальные консультации, совместные занятия с ребёнком и родителем, участие в лекториях и родительских собраниях. Посещения семей проводят и социальный педагог, и воспитатели, и учителя, контролируя посещаемость, оказывая помощь в трудных жизненных ситуациях, что поддерживает постоянную ниточку связи по телефону с родителями ребёнка. Надо признать, телефонная связь - более современная форма взаимодействия семьи и школы, казалось бы незначительная, неформальная, но очень эффективная.
     Посещение семьи – одна из форм индивидуальной работы педагога, соц. Педагога, классного руководителя и воспитателей с родителями. Именно здесь происходит знакомство с условиями и индивидуальными особенностями семейного уклада. Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребёнку, об осведомлённости родителей в вопросах воспитания детей позволит более точно определить направления и средства коррекционного воздействия на ребёнка в школе.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ
1. Когда вы браните ребенка, не употребляйте выражений: «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты». Ваш ребенок всегда и вообще хорош, он лишь сегодня что – то сделал не так, об этом скажите ему.
2. Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
3. Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, возвращаясь домой, не забывайте сказать: «А все – таки, как хорошо у нас дома».
4. Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте с детьми вслух (даже с подростками) хорошую книгу, это сильно обогатит ваше духовное общение.
     Классные руководители и воспитатели продолжают использовать разные  формы проведения классных родительских собраний.  Собрания в минигруппах, когда на встречу приглашаются только те родители, чьи дети имеют сходные личностные или учебные проблемы.  Встречи вместе с детьми, за круглым столом с чаепитием.  Ещё, так называемое, собрание – «очная ставка», когда приглашаются только родители,  дети которых конфликтуют между собой и совместно ищут выход из конфликта, приходят к примирению.
         Очень ценны и индивидуальные формы работы с родителями, т.к. только они приближают заинтересованные лица к решению различных вопросов, только они раскрывают проблему наиболее глубоко, а значит, и оказывают эффект. Это личная беседа, консультация, которые также систематически используют в работе педагоги школы-интерната.
   Традиционно сохраняя проведение родительских собраний и лекториев,  вводим анкетирование, листовочки, буклеты, которые помогают нам в более качественном сборе информации о семье ребёнка
      Продолжая тему пропаганды психолого-педагогических знаний, коснусь и такой формы помощи родителям, как информационная, через стенды, в которых стараемся дать полную информацию о телефонах доверия, разных служб, а также о жизни детского коллектива во внеурочное время, помещая фотографии и информацию о проведении различных мероприятий и на созданном сайте, который тоже поможет «продвинутым» родителям интересоваться жизнью школы и своего ребёнка в частности.          Таким образом,  следует отметить, что Бутурлиновская школа - интернат VIII вида накопила определённый опыт взаимодействия педагогов с родителями для повышения качества учебно-воспитательного процесса, помощи семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Используя разные формы связи и помощи,  педагогический коллектив стремится привлечь семьи воспитанников к совместному взаимодействию, организуем для родителей выставки-ярмарки, на которых они могут приобрести поделки, сделанные руками детей. Организуем  просмотр видео и презентаций, отражающих мероприятия, проводимые в школе-интернате. Дети готовят концертные номера для родителей, проводим анкетирование родителей, награждаем их грамотами, благодарственными письмами.
 Такие собрания повышают педагогическую культуру родителей, ответственность за воспитание детей, сплачивают родительский коллектив, создают в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия.