Развитие творческого потенциала и личностных возможностей ребёнка в процессе обучения и воспитания


Развитие творческого потенциала и личностных возможностей ребёнка в процессе обучения и воспитания
В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить.
Сократ
Часть 1.
Творчество как один из важнейших критериев развития личности
Сегодня, как никогда, ключевыми качествами современной личности становятся творчество, креативность, умение отстаивать свои позиции и позиции своей страны, принимать нестандартные решения, быстро адаптироваться к условиям постоянно изменяющегося мира. Современная школа ищет новый контур понимания сути и назначения образования в целом. Должна ли она формировать у учащегося научную картину мира, или обеспечивать профессиональную квалификацию, или учить мыслить, или “готовить к жизни”? При этом исследователями все чаще подчеркивается та мысль, что все эти цели частичные по отношению к целостности человека, исчерпываемые рамками социальной адаптации, и равнодушие к творческому потенциалу личности. Поэтому потенциальные способности многих учеников остаются нереализованными.
Уникальность каждого человека не вызывает сомнений, но умение предъявить себя, рассматривать каждый момент жизни как акт творческий, позволяющий самореализоваться, для многих является проблемой. Так как люди чаще всего действуют по шаблону, заранее запрограммируемым нормам, что часто приводит к протесту против требований общества.
Таким образом, задача формирования творческого потенциала личности на различных этапах функционирования системы образования является своевременной. Способность к творчеству присуща каждому человеку. Важно вовремя увидеть эти способности в ребенке, вооружить его способом деятельности, дать ему в руки ключ, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.
Творческая деятельность ученика не может выйти за предел имеющихся у него знаний. Отсюда следует, что эффективность формирования и развития творческих черт личности во многом зависит от умения педагогов организовывать ее.
Психолого-педагогический анализ образовательных стандартов позволяет утверждать, что ключевые качества личности, которые в Стандарте определяются как образовательные результаты школьного образования, могут быть обобщены в одно общее определение «творческий потенциал».
Рассмотрим сущность понятия «творчество». Это очень актуально в наши дни, так как престиж творчества во всем мире в последнее время сильно возрос. Революционизирование научной мысли, соединение науки и производства, беспрерывное обновление идей и технологий – все это несет в себе творческое начало. Само слово «творчество», по данным контент-анализа, сейчас входит в десятку наиболее употребительных слов в психологии, социологии, философии, даже в политологии.
Понятие творчество чаще всего связывается с понятием творческих способностей (возможностей) и рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют творчество через свойства личности, ее способности. Творчество – это личностное качество, базирующееся на развитии высших психических функций, когда творчество, как навык, включается во все виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой.
В настоящее время в работах психологов и дидактов дан глубокий анализ творчества, как в широком смысле, так и творческой деятельности в учебном процессе. Эту проблему рассматривали: Л.С. Выготский, И.Я. Лернер, Н.А. Менчинская, Я.А.Пономарев, Б.П.Никитин, И.П.Волков, А.Н.Лук, А.Ньюэлл, С.Шоу, Г.С.Саймон, Дж. Гилфорд, Э.Торранс и другие.
Хотя творчество существует столько же, сколько и само человечество, этот феномен последние пять столетий относили к изящным искусствам, приписывали только гению, чему-то необыкновенному. С уверенностью можно сказать, что в основе научной деятельности, как и любой другой, лежат те же творческие способности, что и в художественной (творческой). Творчество – это общечеловеческий феномен, который не возникает из ничего, основываясь на знаниях, на мужестве переживать новое.
Развитие личности происходит на протяжении жизни человека и одним из важнейших критериев личности является творчество, поскольку в процессе человеческой жизни развивается воображение как творческий механизм, обеспечивающий появление творчества.
Творчество – это способность, вбирающая в себя целую систему взаимосвязанных способностей-элементов: воображение, ассоциативность, фантазию, мечтательность.
Для развития творческих способностей необходимо знать не только структуру этих высших способностей к творчеству, но и самого ребенка. При этом нужно ориентироваться в диапазоне индивидуальных различий, одни из которых надо учитывать и адаптироваться к ним, другие воспитывать, а третьи развивать в направленной деятельности.
Часть 2.
Воображение и его роль в создании творческих образов. Особенности развития воображения у детей
Различные аспекты проблемы воображения отражены во многих педагогических и психологических исследованиях. Так, концепция Л.С. Выготского строится на понимании воображения как творческой деятельности, основывающейся на «комбинирующей» способности мозга. Отсюда продукты творческой деятельности выступают как кристаллизованное воображение.
Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
Как показали исследования, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учащимися нового учебного материала, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствуя развитию личностных качеств, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в школе.
Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация образовательной деятельности.
Воображение – это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией.
Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляются мысленный отход за пределы непосредственного воспринимаемого. Основная его задача – представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.
Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов.
Виды воображения и способы создания творческих образов
Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются человеком (а ребенком особенно) неосознанно.
Первый такой способ – агглютинация, то есть «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица (например, кентавр или птица Феникс).
Второй способ – гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос и Гулливер.
Третий известный способ создания образов фантазии – схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.
Четвертым способом является типизация. Для этого способа характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т.д.
Пятый способ – акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Классическим примером является шарж, карикатура.
Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль – отдаленная аналогия с морским кораблем. На использовании синтеза, аналогий и способов построения образов воображения строятся многочисленные приемы диагностики воображения и его развития.
Воссоздающее (репродуктивное) воображение в младшем школьном возрасте развивается на школьных занятиях путем формирования у детей, умения определять и изображать подразумеваемые состояния объектов, прямо не указанные в их описании, но закономерно из них следующие; умения понимать условность некоторых объектов, их свойств и состояний (например, данное событие фактически не произошло, но условно его можно вообразить «как если бы» произошедшее, и тогда столь же условно можно выяснять его последствия).
Уже воссоздающее воображение перерабатывает образы действительности. Дети изменяют сюжетную линию рассказов, представляют события во времени, изображают ряд объектов в обобщенном, сжатом виде (этому во многом способствует формирование приемов смыслового запоминания). Нередко такие изменения и комбинации образов носят случайный и неоправданный характер с точки зрения цели учебного процесса, хотя и удовлетворяют потребности ребенка в фантазировании, в проявлении эмоционального отношения к вещам. В этих случаях дети отчетливо сознают чистую условность своих выдумок. По мере усвоения сведений об объектах и условиях их происхождения многие новые комбинации образов приобретают обоснования и логическую аргументацию. При этом формируется умение либо в развернутой словесной форме, либо в свернутых интуитивных соображениях строить обоснования такого типа: «Это обязательно произойдет, если сделать то-то и то-то». Стремление младших школьников указать условия происхождения и построения каких либо предметов – важнейшая психологическая предпосылка развития у них творческого (продуктивного) воображения.
Рассматривая вопрос о видах воображения, нужно подчеркнуть, что характер воображения зависит от своеобразия деятельности, выполняемой человеком, что касается и детской деятельности. Творческая деятельность, направленная на создание нового, ранее неизвестного невозможна без творческого воображения. Деятельность не направленная на создание нового, требует воссоздания в воображении человека того, что уже создано кем-то, существует в действительности, но не воспринималось ранее непосредственно. Несмотря на различия, нельзя резко разграничивать творческое и воссоздающее воображение. В деятельность воссоздающего воображения всегда включены элементы творчества, также как творческое воображение опирается на образы воссоздающего. В творчество как в деятельность, направленную на создание нового, еще не существующего, необходимо включать процесс воображения. А ведь совершенно очевидно, что элементы творчества закладываются в психологическом развитии с детских лет.
Рассматривая вопрос о развитии воображения, необходимо иметь в виду, что развивающееся воображение влияет на формирование личности ребенка, ее моральных качеств, способностей. С другой стороны, складывающиеся в процессе развития свойства личности – ее характер, способности, направленность интересов, включаясь в деятельность воображения, влияют на его содержание, силу и яркость образов. Именно поэтому представления, получаемые детьми в школе, должны быть полными, яркими, красочными. На их основе строятся образы воображения.
Воображение – это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии. Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром. Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым (то есть социально значимым открытием) и субъективно новым (то есть открытием для себя). У большинства детей чаще всего мы видим продукты творчества второго рода.
Хотя это не исключает возможность создания детьми и объективных открытий. Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.
Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка. Вместе с тем и само воображение значимо включено в учебный процесс, поскольку он на 90% состоит из открытия нового. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость т.д. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненный ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребенка. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.
Особенности развития воображения у детей
Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. «Дети могут из всего сделать все»,- говорил Гете. Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, беднее. Отношения его с окружающей средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.
Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях:
- детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;
- юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;
- зрелость – подчинение воображения уму, интеллекту.
Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни. Определим этапы развития воображения у детей дошкольного возраста.
До 3х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.
В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.
Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно-манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности.
Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения – произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.
Развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка.
Наиболее успешно задания и упражнения на развитие воображения могут реализовываться в игре, а также на интегрированных занятиях по рисованию и информатике. В задачи таких занятий входят расширение кругозора детей, обогащение их сенсорного опыта, «включение» всех анализаторов — для создания более полной и обширной основы для воображения, активизации и развития речи, обучения детей комбинированию и воспроизведению опыта, приемам оперирования представлениями.
С целью реализации этих задач учащимся можно предложить задания, направленные на формирование таких умений как:
- воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти (напр.: «Магазин игрушек» - нарисовать любимую игрушку из геометрических фигур);
- угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков (напр.: «Прогулки по зоопарку» - угадать, о каком животном идет речь, и нарисовать его);
- воссоздавать внешний облик предмета на основе какой-то его части (напр.: «Веселые закорючки» - дорисовать закорючку до осмысленного изображения или сюжета);
- узнавать в неопределенных графических формах (чернильные пятна, каракули) различные знакомые предметы (напр.: «Чья это тень?» - превратить пятно в рисунок);
- комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов (напр.: «Несуществующее животное» - нарисовать и назвать несуществующее животное, рассказать о нем);
- переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой и составлять сюжетный рассказ о каком-либо объекте (напр.: «История жизни» - придумать рассказ от имени нарисованного предмета).
Интегрирование урока рисования и информатики позволяет учителю делать процесс обучения более интересным и интенсивным. Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды, что, безусловно, повышает мотивацию учащихся. Рисование на компьютере вызывает большой интерес у детей, позволяет снять страх ошибки от неправильно выполненных действий, а также страх и растерянность перед чистым листом, свойственный обычно урокам рисования. Ведь компьютер дает возможность исправить любую ошибку и вернуться к любому этапу работы. Даже те ученики, которые не очень хорошо умеют рисовать, вдохновляются при виде богатой цветовой палитры и многочисленных спецэффектов, позволяющих вылиться на простор собственной детской фантазии, попробовать проявить себя в роли художника. Использование компьютера на уроке рисования создает эмоциональный настрой, что, в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества и воображения.
Таким образом, творчество, как личностное качество, базируется на потенциальных возможностях каждого человека, на не осознаваемой потребности быть неповторимой индивидуальностью. Для творчества нет стандартов, поскольку оно всегда индивидуально и может быть развито только самим человеком.
Часть 3.
Направления деятельности педагогов по формированию творческого потенциала личности
«Творчество – это процесс создания человеком объективно или субъективно качественного нового посредством специфических интеллектуальных процедур, которые нельзя представить как точно описываемые и строго регулируемые системы операций или действий». (И.Я. Лернер)
Способность к творчеству нужно сопоставлять с интеллектом не как противоположность, а как дополнение и расширение существующих понятий интеллекта.
Существует множество различных определений понятия творчества. Большой энциклопедический словарь дает такое обобщенное определение: «Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности».
Творчество – это решение творческих задач. При этом творческую задачу мы определяем так. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, технологии.
Творческий потенциал представляет собой сложное понятие, которое включает в себя компоненты, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. Проявившийся в той или иной сфере деятельности “творческий потенциал” представляет собой “творческие способности” личности в конкретном виде деятельности. Сам термин “творческий потенциал” часто может употребляться как синоним “творческая личность”, “одаренная личность”. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.
Это понятие интегративно включает в себя нижеследующие личностные характеристики:
освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);навыки организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений.
Проблема мотивации также принадлежит к творческому аспекту исследования творчества. Почему человек является творческой личностью? Одни исследователи говорят о врожденном стремлении к созиданию, творчеству, другие – о неудовлетворенных сублимированных потребностях, желании общаться с окружающим миром, интеллектуальном стремлении, любопытстве, стремлении к новому, к порядку. Вероятней всего, что внутренняя мотивация, побудительная сила, стоящая за каждым творческим устремлением – это радость, удовлетворение и вызов в самом процессе, в актуализации личных способностей. Внешняя мотивация, то есть через вознаграждение извне, хотя и ведет к определенным успехам, но быстро иссякает, если отсутствует внутренняя мотивация.
Исследования среди школьников показывают, что достижения при решении творческих задач оказывались хуже, если они были мотивированы только внешне, через вознаграждение.
Оказавшись в ситуации поощрения их собственных мнений, школьники охотно высказывают свои суждения – стремятся выразить себя, стремятся к собственным результатам, часто намеренно отчуждаясь от мнения других учащихся. Они учатся задавать вопросы об обсуждаемом объекте, практически всегда могут выдвинуть собственную версию ответа.
Говоря о мотивационной готовности школьников к развитию творческих способностей, следует также иметь в виду потребность в достижении успехов, соответствующие самооценка и уровень притязаний. Потребность достижения успехов у ребенка, безусловно, должна доминировать над боязнью неудачи. В учении, общении и практической деятельности, связанной с испытаниями способностей, в ситуациях, предполагающих соревнование с другими детьми, дети должны проявлять как можно меньше тревожности. Важно, чтобы их самооценка была адекватной, а уровень притязаний был соответствующим реальным возможностям, имеющимся у ребенка.
Л.А. Даринская определяет «творческий потенциал» как сложное интегральное понятие, включающее в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности к преобразованиям в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности [2].
С точки зрения Ю.Н. Кулюткина творческий потенциал личности, определяющий эффективность ее деятельности в изменяющемся мире, характеризуется не только сложившимися у человека ценностно-смысловыми структурами, понятийным аппаратом мышления или методами решения задач, но и некоторой общей психологической базой, детерминирующей их. Имеются основания полагать, что такая база (такой потенциал развития) есть системное образование личности, которое характеризуется мотивационными, интеллектуальными и психофизиологическими резервами развития, а именно:
богатством потребностей и интересов личности, ее направленностью на все более полную самореализацию в различных сферах труда, познания и общения;уровнем развития интеллектуальных способностей, позволяющих человеку эффективно решать новые для него жизненные и профессиональные проблемы, особенно глобального характера, то есть: быть открытым по отношению к новому; реалистически подходить к возникающим проблемам, видеть их во всей сложности, противоречивости и многообразии; обладать широким и гибким мышлением, видеть альтернативные пути решения и преодолевать сложившиеся стереотипы; критически анализировать опыт, уметь извлекать уроки из прошлого;
высокой работоспособностью человека, его физической силой и энергией, уровнем развития его психофизиологических возможностей.
Развитие творческого потенциала в целом состоит в нахождении способов развития каждого из компонентов и путей их взаимосвязей.
Следовательно, обеспечить достижение результатов, заложенных в образовательном стандарте, можно развивая творческий потенциал учащихся через следующие направления психолого-педагогической работы:
Создание условий для самореализации учащихся предполагает:
создание развивающей творческой среды как особого способа организации взаимодействия всех субъектов процесса самореализации, сочетающей традиционные и развивающие методы обучения и самореализации ребенка;
обеспечение свободы в выборе творческой деятельности на основе собственных интересов, ценностей и целей;
рефлексивная направленность педагогического процесса, включающая рефлексивную деятельность, как психолога, учителя, так и ученика, основанную на выработке собственного мировоззрения, реализации своего собственного способа жизни и ответственности за свою субъективность;
формирование положительного образа «Я». Основная цель развития положительной «Я» концепции помочь учащемуся самому стать для себя источником поддержки, мотивации и поощрения.
Развитие творческой активности посредством:
обучения учащихся умениям самостоятельной деятельности: целеполаганию, планированию, самоконтролю, самоанализу;
организации коллективной творческой деятельности;
создания эмоциональной основы возникновения творческого процесса;
использование на уроках наглядного моделирования и составление логико-смысловых (логико-образных) моделей.
Формирование рефлексии собственной жизнедеятельности включает:
создание условий для осознания оснований собственных действий, направленности мышления на самое себя, на собственные процессы и собственные продукты;
организацию совместной деятельности участников образовательного процесса (коммуникация и кооперации), где рефлексия является механизмом выхода в позиции «над», «вне», который обеспечивает координацию действий и организацию взаимопонимания партнеров;
развитие самосознания учащихся, нуждающееся в рефлексии при самоопределении внутренних ориентиров и способов разграничения Я и не-Я.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что единого мнения в вопросе определения и содержания понятия «творческий потенциал», на данный момент не существует. Однако многие ученые и исследователи данной проблемы сходятся в одном: способностью к творческой деятельности обладает абсолютно каждый человек. И задача педагогического сообщества найти такие ресурсы и возможности, при которых будет обеспечено формирование творческого потенциала каждого ребенка.
Но, как и каким образом, возможно обеспечить достижение поставленной перед нами цели? Если психологи обладают набором психолого-педагогических технологий по развитию творческой активности, самосознания, рефлексии и т.п., то у учителей-предметников возникает вопрос, с помощью какого инструментария они могут решить поставленную перед ними задачу развития творческого потенциала личности?
Рассмотрим некоторые положения, способствующие развитию творческих способностей школьников:
1. Уровень развития способности целеполагания ученика включается в обязательные стандарты, подлежащие контролю и оцениванию. Индивидуальное целеполагание учащихся и соответствующая их деятельность в изучаемых областях занимает не менее 20% общего объема.
2. К обязательным видам деятельности, планируемым и контролируемым учителем, относятся: творческие, когнитивные и методологические.
3. Оптимальны требования объема творческой деятельности и продукции ребенка:
а) объектами творческой деятельности ученика выступают дополнительные образовательные объекты;
б) объем личного творчества ученика должен составлять не менее 20-25%.
4. Внутренняя образовательная деятельность и продукция ученика отличается от предлагаемого ему стандарта.
Опыт показывает, что самостоятельно добываемые учениками знания усваиваются лучше. Собственное творчество детей помогает прочнее запоминать культурно-исторические сведения. Легче решаются проблемы мотивации, делать что-то самому интересней, чем заучивать то, что предлагается со стороны.
При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Основное требование к деятельности, развивающей способности – творческий характер деятельности. Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, определяется в литературе неоднозначно. Ученые-психологи, исследуя природу творчества, предлагают называть творческими те способности, которые соответствуют творческой деятельности.
Лучший способ для учителя воспитывать творчество в детях – самому быть творческой личностью.
Однажды «Мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребенка крылатым.
- Как я сделаю его крылатым, если я сам хожу по земле? - изумился педагог.
Но спустя некоторое время Мдрец увидел, как по небу летит мальчик, а за ним еле поспевает крылатый учитель. Они спустились к Мудрецу, и учитель начал расхваливать крылья мальчика, любовно гладя их руками.
- Но твои крылья нравятся мне больше! - сказал мудрец педагогу».
(Ш.Амонашвили)
Творчество расширяется и обогащается по мере расширения сферы знаний, умений, типов и глубины решаемых проблем. Развитие индивидуальных творческих способностей – это интегративный процесс целенаправленного и всестороннего развития и воспитания личности. Условиями развития творческих способностей являются: творческая атмосфера и внимание со стороны творческого учителя; возможность позитивного творческого выхода и наличие единомышленников, терпимость, доброжелательность окружающих и самостоятельное, глубокое познание себя.
Спектр применяемых в образовательной практике технологий сегодня чрезвычайно разнообразен. Направления педагогической работы, обеспечивающей формирование творческого потенциала обучающихся в условиях перехода на новые образовательные стандарты, можно представить следующим образом:1. Создание условий для самореализации учащихся, которые обеспечиваются через такие образовательные технологии: игровые технологии, ролевые и деловые игры, тренинги, технологии приобретения компетентностного опыта (имитационно-моделирующее, проектные), технологии самопрезентации.
2. Развитие творческой активности связано с использованием технологии обучения в динамических парах, диалоговые технологии принятия коллективных решений; кейс-метод, технологии анализа ситуаций, информационно-коммуникационные технологии. Интенсивные технологии учебной полемики, ролевые игры, организационно-деятельностные игры и «мозговой штурм» др.
3. С целью формирование рефлексии собственной жизнедеятельности используются следующие рефлексивные технологии: наглядно-эмпирические и задачно-деятельностные технологии, технология развития критического мышления, технология педагогической мастерской, метод проектов, портфолио, кейс-метод.
И.Я. Лернер приводит убедительные аргументы, подтверждающие, что часто слабоуспевающие учащиеся учатся мыслить творчески и, естественно, благодаря этому улучшают свои успехи в учении. Но для этого их надо обучить приемам нестандартного мышления, которые являются общими для научного и прикладного творчества.Напомним, что главная цель образования – усвоение подрастающим поколением социального опыта. Этот опыт включает в себя четыре основных компонента:
- знания о природе, обществе, технике, способах деятельности;
- опыт осуществления основных способов деятельности;
- опыт творческой деятельности;
- опыт эмоционально-ценностного отношения к миру и деятельности.
Следовательно, процесс обучения, ориентированный на развитие творческих способностей обучающихся, должен обеспечивать освоение учащимися новых способов мышления и опыта учебно-творческой деятельности. Основными составляющими опыта учебно-творческой деятельности, формирующегося в процессе образования и направленного на развитие нестандартного мышления учащегося, являются:1. Самостоятельное осуществление переноса знаний и умений в новую ситуацию.2. Обнаружение новой проблемы в стандартной ситуации.
3. Установление целостной структуры объекта.
4. Видение новой функции объекта.
5. Разработка и учет альтернатив при решении проблемы.6. Комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы.
Педагогический опыт убеждает, что творчество на учебных занятиях есть не что-то уникальное, свойственное лишь отдельным «творчески» работающим педагогам, а обязательный компонент профессиональной деятельности преподавателя (учителя), призванного научить обучающихся индивидуальному применению знаний в нестандартных жизненных ситуациях. Среди теоретических подходов к организации образования школьников как учебно-творческой деятельности особое место принадлежит личностно-ориентированному подходу. Суть этого подхода заключается в принятии ребенка как личности с присущей ей духовностью, социальностью и креативностью, что требует от школы, обучающих ребенка педагогов признания его уникальности, интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Деятельностная доминанта личностно-ориентированного подхода требует от педагогов поиска продуктивных образовательных технологий освоения знаний с целью их практического применения в непредвиденных ситуациях. Эти технологии призваны «выращивать» в ребенке творческие способности и потребность в творчестве (социальном, этическом, техническом, художественном), ориентировать его на самоопределение и самоактуализацию, помогать раскрытию уникальности и неповторимости его личности. В теории и практике образования они называются личностно-ориентированными или развивающими технологиями.Необходимым условием организации образования как учебно-творческой деятельности, направленной на развитие творческих способностей и нестандартного мышления учащихся, выступает создание развивающей, образовательно-воспитательной среды в учреждениях образования.
Часть 4.
Создание образовательной среды, способствующей развитию творческого потенциала ребенка
Образовательно-воспитательная среда учебного заведения, ориентирующая на развитие творческого потенциала каждого учащегося, создается с опорой на следующие принципы:
- принцип адаптивности, т.е. создание школы, которая, с одной стороны, максимально адаптирована к учащимся с их индивидуальными особенностями, а с другой – может гибко реагировать на социально-культурные изменения среды (не ребенок для школы, а школа для ребенка!);- принцип развития, предполагающий создание каждому учащемуся условий для полной реализации своих способностей;
- принцип психологической комфортности, нацеленный на снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание раскованной, стимулирующей творческую активность атмосферы;
- принцип смыслового отношения к миру, требующий не абстрактного познания и отношения к миру, а собственных, осознанных знаний об окружающем мире;
- принцип ориентировочной функции знаний, требующий от школы, «не навязывать учащемуся созданного взрослыми мира, но помогать ему преобразовывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир». (П.П. Блонский).
Известно, что психологическими механизмами любой деятельности, требующей творческого подхода, являются:
- ассоциации, то есть активизация прежних знаний, усвоенных в прошлом опыте;- анаксиоматизация, то есть отбрасывание каких-либо несущественных признаков для достижения решения. Поэтому способами организации учебно-познавательной деятельности, стимулирующими развитие творческого потенциала личности через реализацию ассоциации и анаксиоматизации выступают следующие эвристические приёмы: прием завышения оценки удачного способа решения задачи, брейнсторминг («мозговой штурм»), проблемно-диалоговое, индивидуализированное обучение, прием «остранения» (выявление странного, необычного в ранее общепринятом и понятном).
Творчество не возможно без вдохновения, эмоционального подъема, которые стимулируют этот процесс. Творчество раздвигает границы возможностей человеческого развития, способствует все более богатому и глубокому проявлению индивидуальности. Развитию творческих способностей содействуют эвристические методы организации учебно-познавательной деятельности. Их определяют как систему эвристических правил деятельности педагога (методы преподавания) и деятельности ученика (методы учения), которые разработаны с учетом закономерностей и принципов педагогического управления и самоуправления личности в целях развития интуитивных процедур деятельности учащихся в решении творческих задач.
Как уже говорилось ранее, широко распространены такие методы, как «мозговая атака», «мозговой штурм», метод эвристических вопросов, метод аналогий, метод синектики.
Рассмотрим некоторые из них.
Цель метода «мозговой атаки», разработанного А.Ф. Осборном, заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении от инерции мышления, преодолении привычного хода мысли при решении творческой задачи. Основной принцип этого метода – запрет всякой критики высказанных идей, поощрение реплик и шуток. Оптимальное количество участников – от 4 до 15 человек. Отбор идей производят специалисты-эксперты (учителя школы, преподаватели, учащиеся с более высоким уровнем развития). Сущность метода «мозгового штурма» состоит в активизации творческого потенциала учащихся при коллективном генерировании идей. Методика использования данного метода такова:
1 этап – распределение учащихся по группам (по 7-8 человек, психологически совместимых).
2 этап – выделение группы анализа проблемной ситуации, формулировка задачи.
3 этап – генерирование идей по правилам «мозговой атаки».
4 этап – отбор, систематизация и классификация идей.
5 этап – деструктирование идей, т.е. оценка идей в процессе «мозговой атаки». «Мозговая атака» здесь имеет целью всесторонне рассмотреть возможные препятствия по реализации выдвинутых идей.
6 этап – окончательный выбор идей.
Метод коллективного поиска оригинальных идей требует соблюдения следующих педагогических принципов: сотворчества, доверия творческим силам и способностям учащихся; оптимальное сочетание интуитивного и логического.
Метод эвристических вопросов (метод «ключевых вопросов») используется для сбора дополнительной информации или для систематизации уже имеющейся в процессе решения творческой задачи. Эвристические вопросы – дополнительный стимул для формирования новой стратегии и тактики решения творческой задачи. Школьные учителя называют эти вопросы наводящими и широко используют их в своей практической деятельности. Приведем в качестве примера варианты эвристических вопросов.
1. Для осмысления предложенной задачи, надо поставить перед собой вопросы: что известно? Что дано? В чем состоит условие?
2. Для осуществления поиска решения задачи: как найти связь между данными задачи и неизвестным? Известна ли вам похожая задача? Можно ли ею воспользоваться? Можно ли воспользоваться методом ее решения? Можно ли сформулировать задачу иначе? Можно ли найти более доступную задачу? Более общую? Более частную? Аналогичную? Что полезное можно извлечь из данных? Все ли данные уже использованы?
3. При осуществлении плана решения контролируйте каждый свой шаг: правильно ли вы поступили? Обосновывайте, что ваши шаги правильные.
4. Контроль и самоконтроль полученного решения: нельзя ли проверить результат? Как проверить ход решения? Как и где можно использовать полученный результат? Можно ли решить задачу, обратную данной?Достоинства метода эвристических вопросов – в его простоте и эффективности для решения любых задач. Недостаток – мало оригинальных идей и решений.
Метод аналогий – важный эвристический метод решения творческих задач. Процесс применения аналогии является как бы промежуточным между интуитивными и дедуктивными процедурами мышления. В решении творческих задач используются различные аналогии: конкретные (материальные) и абстрактные, живой природы с неживой и т.д. Например, в ситуациях мысленного построения аналога хорошие результаты дает такой прием, как гиперболизация (значительное увеличение чего-либо). Метод синектики предлагает избегать преждевременной четкой формулировки проблемы, так как это сковывает дальнейший поиск ее решения. Обсуждение целесообразно начинать не с самой задачи, а с анализа некоторых общих признаков, которые как бы вводят в ситуацию постановки проблемы, неоднократно уточняя ее смысл. Критический отбор и оценку идей и решений, как и в ранее описанных методах, лучше осуществлять поэтапно.
Эффективным направлением учебно-творческой деятельности учащихся являются деловые и ролевые игры.Деловая игра – это система ролевых функций и установок для моделирования и исследования возможных взаимоотношений, характерных для определенной профессиональной деятельности. Достоинством деловых игр является включенность учащихся в конкретную ситуацию, возможность творчески проявить себя. В деловых играх формируется особый мир отношений, качественно отличающийся от традиционных учебных форм. Это отношения конструктивного сотрудничества, созидания и взаиморазвития личности каждого участника. Деловая игра способствует тому, что учащийся обретает свое собственное творческое лицо, иногда неожиданное для соучеников и преподавателя.Моделирование и проигрывание различных ситуаций и ролей, отражающих сложность жизни, вариативность решения возникших проблем позволяет играющим осмыслить полученные теоретические знания применительно к конкретной ситуации, способствует развитию рефлексивных способностей, формируют умение решать возникающие задачи с учетом своей индивидуальности. Технология деловой и ролевой игр – это конкретная «технология» проблемного обучения. Алгоритм проведения деловой или ролевой игр может быть следующим: подготовка к игре ответственных за ее проведение, выделение ведущей идеи игры, построение имитационной модели; «ввод в игру» (распределение ролей, создание доброжелательной атмосферы, постановка задач, знакомство с правилами и ролями); процесс игры (разрешение проблемы, проверка решения, оценка полученных результатов); подведение итогов игры (создание целостного представления о путях решения рассматриваемой проблемы, реализация творческих подходов и проявление мастерства). Важным направлением в развитии творческого потенциала учащихся является обучение умению решать задачи, через которые формируется способность анализировать, оценивать действия и поступки, осуществлять рефлексию собственной деятельности, варьировать методы и приемы деятельности с целью достижения поставленных задач.Одним из обязательных условий развития творческого потенциала учащихся является достаточно высокая степень проблемности предлагаемых им задач. Проблемность задач и уровень познавательной самостоятельности важно увеличивать так, чтобы не вызвать эффект непосильности как субъективной характеристики. При высокой проблемности учебно-познавательной задачи большое внимание должно уделяться различным эвристикам: подсказке, дополнительным вопросам и др. В этой связи целесообразным выступает разработка учащимися задач, в процессе которой они упражняются в умениях ориентироваться в обстановке, выбирать из многих вариантов самый рациональный, проигрывать его в своем воображении, моделировать ход решения, предусматривать последствия принятого решения. Учащийся учится правильно осуществлять диагностику создавшейся ситуации, которая включает в себя: анализ задачи или ситуации, выяснение причин возникновения, условий и характера развития, постановку целей и поиск путей решения задачи, определение целесообразных путей выхода из создавшейся ситуации. Процесс решения учебных задач, кроме интеллектуальной и практической готовности, включает в себя эмоциональный компонент. Решение творческих задач может быть эмоциональным. Связь эмоций и мышления в процессе решения творческих задач исследована О.К. Тихомировым. Им введено понятие «эмоциональное решение задачи», которое означает состояние человека до того, как он сформулирует словесно принцип и ход решения задачи. Это один из важнейших факторов, оказывающих влияние на развитие творческой направленности учащихся. Положительные эмоции, чувство удовлетворения, вера в себя – это те стимулы, благодаря которым возникает желание творить. Чтобы создать положительный эмоциональный настрой, правомерно использование примеров из художественной и научной литературы, шутки, загадки, головоломки, аналогии, интересных фактов, игр, опоры на опыт выдающихся личностей.Эмоциональную готовность к решению учебных задач возможно создать при использовании на занятиях: фрагментов конкурсов, соревнований, блиц-турниров. Стимулируют поиск нестандартных решений номинации, которые присваиваются учащимся: самое оригинальное решение, самый лаконичный ответ, самое логичное решение, самое хитроумное решение, виртуальное решение, решение-мечта, самое практичное решение и т.д.
Эмоциональная готовность к творческому решению учебно-познавательных задач начинается с постановки цели предстоящей деятельности.
Весь внешний облик учащегося, экспрессивность его речи, уместная энергичность, спокойный и одновременно настойчивый взгляд в сочетании с четкостью поступков и риторики, их логичностью и проникновенностью – все это и многое другое свидетельствует о динамичности личностного роста учащихся.
Одним из методов включения учащихся в диалоговое взаимодействие является «метод трансформации когнитивного содержания в эмоциональное» состояние познающего субъекта. Учащимся предлагается (после прочитанной лекции, практического занятия, урока) ответить на вопросы типа: какие чувства вы испытали во время урока? Как менялись ваши чувства по ходу занятия? Какая часть занятия вызывает у вас наибольшее приятие (неприятие)? Как вы это почувствовали?
Уважение, приятие эмоциональных состояний учащихся, их поддержка демонстрируют признание за каждым из них права испытывать именно эти чувства, их эмоциональные реакции принимаются как адекватные данной ситуации, данному содержанию. Интерес к эмоциям, чувствам, эмоциональным состояниям учащихся на занятиях формируют у них представление о сущности учебно-познавательной деятельности как средства развития личности. А сущность развития проявляется в смене эмоций, чувств, знаний, умений, мотивов.
Самоанализ эмоциональных состояний описывается как рефлексивная практика личности, а рефлексивные способности – как системообразующий компонент личностного роста. Успешное развитие творческого потенциала учащихся невозможно без обогащения их рефлексивного опыта. Поэтому овладение рефлексивными технологиями в учебно-познавательной деятельности учащихся должно занимать важное место.
Являясь механизмом снятия проблемы, конфликта, рефлексия может быть рассмотрена как культуросозидающая способность личности.Поскольку рефлексия собственных действий является незаменимым компонентом творческой деятельности и условием ее эффективного осуществления, то развитие рефлексивных способностей учащихся также составляет задачу каждого занятия. Интеллектуальная рефлексия включает осознание и оценку своих действий, составляющих сущность его интеллектуальной деятельности: объем знаний, характер их систематизации, способы применения в различных областях. Показателями развития рефлексивных способностей являются следующие показатели:
- уяснение для себя содержания материала, представленного в виде текста (схемы, рисунка);
- владение приемами отработки изучаемого содержания (пересказ своими словами, понимание логики изложения, выделение ключевых понятий усвоенного материала); - владение приемами систематизации (составление обзоров, резюме, аннотаций, схем, таблиц, карточек, папок); - умение осуществлять логическую квалификацию текста (вычленять факты, теоретические постулаты, объяснительные принципы, выдвигаемые следствия);
- умение составить систему проверочных заданий для определения уровня усвоения.
Учащиеся по-разному усваивают учебную и научную информацию и способы оперирования ею: одни – правильно и достаточно быстро овладевают теоретическими положениями и умело применяют их на практике; другие – понимают, но не умеют применить в конкретной ситуации; третьи – с трудом усваивают учебный материал и не всегда понимают его. Эти различия важно учитывать при организации занятий.Знания могут быть предъявлены на нескольких уровнях: І – ученический (учащийся воспроизводит усвоенный материал с опорой на конспект или учебник); ІІ – типовой (учащийся воспроизводит содержание без подсказки, но по заданному образцу); ІІІ – эвристический (учащийся может не только воспроизводить материал, но и дополнить его, применить знание в новых ситуациях); ІV – творческий (учащийся владеет приемами проверки глубины, гибкости своих знаний, отчетливо рефлексирует каждое из интеллектуальных действий, способен применить знания в незнакомых ситуациях, самостоятельно сформулировать проблемы).Общей и личностно значимой для всех учащихся сферой деятельности является обогащение их эмоционального опыта, расширение коммуникативного репертуара, эмоциональной культуры как поведенческой раскованности, грациозности. Дж. Локк подчеркивал: «Грация – это полное соответствие внешнего поведения, манер, привычек, поступков естественным свойствам души, внутренним качествам характера. Грация является проявлением свободы и естественности в поведении человека, сделавшего нормы и правила поведения своей внутренней культурой».
Учебные занятия могут рассматриваться как «гимнастический зал» для обогащения опыта поведения учащихся, адекватного выражения их индивидуальности.
Эмоциональные состояния рассматривают как механизм развития творческого потенциала личности.
Развитие эмоциональных способностей осуществляется в субъект-субъектном взаимодействии. Внешними признаками осознания и проявления индивидуальности личности является ее способность назвать свои эмоциональные состояния, осознать их как правомерные в данной ситуации, поддерживать как адекватные ей. Коммуникативное творчество всегда проявляется как адресованное другому. Поэтому субъект-субъектные отношения на занятиях важно направлять как на выявление собственных эмоциональных состояний, так и на поддержку индивидуальности другого. Логика управления развитием творческой направленности учащихся выстраивается от безоценочного принятия эмоциональных состояний учащихся к поддержке их эмоциональных реакций, а затем – к помогающим отношениям. Безоценочное принятие эмоционального состояния переживаемых чувств учащихся подчеркивает их реальную возможность различными способами прийти к решению поставленной задачи. Позиция преподавателя в данной ситуации заключается в представлении учащимся образцов разнообразных средств самовыражения.
Так, на занятиях учащиеся могут быть включены в рефлексию своих эмоциональных состояний при помощи вопросов – заданий типа: расскажите, что вы чувствовали во время занятия? По его ходу? Что нового узнали? Чему научились? Что услышали впервые? Оцените по степень своей активности на занятии. Учащиеся называют самые разные, подчас прямо противоположные чувства («удовлетворение», «интерес, что дальше будет», «раздражение», «удивление», «обычное состояние перед изучением нового» и т.п.). Педагог принимает эмоциональные состояния каждого, не комментируя их, не оценивая как правильные и неправильные. Принимая эмоциональные состояния, реакции учащихся на осваиваемую информацию или методы работы с нею, педагог тем самым создает психологическую обстановку признания за каждым из них права испытывать именно те чувства, которые они сами называют, что стимулирует осознание собственных эмоций. Существенным моментом осознания учащимися своих эмоциональных реакций и состояний является их поддержка, то есть не только принятие в безоценочной манере, но и признание их соответствующими данной ситуации.
Рефлексия собственных эмоциональных состояний должна стать компонентом каждого практического занятия. Сам факт трансформации усваиваемой информации в эмоциональное переживание познающей личности приобретает смыслообразующий статус в учебно-познавательной деятельности. На таких занятиях им открывался принципиально новый опыт познания, в котором особую значимость имеет проявление собственных чувств, собственной индивидуальности. Традиционно внимание педагогов сосредоточено на интеллектуальном развитии учащихся. Но именно эмоциональное развитие личности раскрепощает ее интеллектуальные возможности, стимулирует развитие творческих способностей. Систематическое обращение к собственным эмоциональным переживаниям и их подтверждение дает человеку ощущение своей «правильности», собственной адекватности.Обогащение рефлексивной практики учащихся обеспечивается введением в содержание занятий различных рефлексивных технологий: «Рефлексивный круг», «Ключевое слово» и др. Рефлексивная игра «Ключевое слово» требует назвать одно слово, которое в наибольшей мере ассоциирует у них с изучаемой темой. Среди эмоциональных характеристик интеллекта творческой личности, наряду со способностью распознавать собственные эмоции, владеть ими, выделяют способность распознавать эмоции других людей. Развитию такой способности содействует установка занятий на формирование умений понимать и принимать другого человека, обеспечить ему приятие и поддержку.
Научить видеть проблему, ставить вопрос, связывать теорию с практикой, анализировать задачу, расчленять ее на условия и требования с последующим преобразованием структурных компонентов в процессе решения – таков психолого-педагогический подход к составлению заданий, которые представляют известную трудность для учащихся и требуют от них творческого подхода. Творческое мышление наиболее активно развивается в задачах нетрадиционных и значимых для практической деятельности.
Познавательная деятельность учащихся при решении задач творческого характера включает две стадии: первую, где они обосновывают идею, принцип или пути решения задачи; вторую, где анализируют схему или идею, чтобы убедить в ее правильности. При этом возможно возникновение так называемого познавательно-психологического «барьера», связанного с инертностью знания. У некоторых учащихся, признаваемых педагогами как «сильные», прочные знания имеют статичный характер; в то же время у более слабых их поверхностные (неглубокие) знания могут быть динамичными (подвижными), позволяющими превзойти своих сильных соучеников по оригинальности мысли и творческому подходу к решению выдвинутых задач. Развитие творческого потенциала и нестандартного мышления обучающихся в процессе обучения может эффективно осуществляться, если учебно-познавательная деятельность учащихся осуществляется эвристическими, проблемными, исследовательскими, игровыми методами и приемами. При этом важным представляется дать учащимся возможность проявить себя, показать свою эрудицию, творчески подходить к решению поставленных задач. На занятиях немаловажную роль играет переключение внимания учащихся на собственную личность, на познание самого себя, на определение тех качеств, которые будут помогать или тормозить процесс личностного самосовершенствования. Большинству учащихся следует интенсивно работать над формированием у себя таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, направленность на достижение цели, потребность повышения компетентности. Полученный опыт учебно-творческой деятельности поможет личности решать жизненные и профессиональные задачи, предвидеть и предупреждать неудачи и ошибки, тем самым обеспечит эффективность любого вида деятельности.
Хочется отметить, что спектр применения образовательных технологий для развития творческого потенциала учащихся во внеурочной деятельности намного шире, чем на уроках. Это объясняется тем, что применение таких образовательных технологий как, например: тренинговые технологии, проектно-исследовательские, имитационно-моделирующие, ролевые игры, организационно-деятельностные игры и др. необходимо больше времени, а иногда и другая организация образовательного пространства. Тем не менее, такие образовательные технологии должны модифицироваться и постепенно внедряться в школьное образование. Творческое взаимодействие психолога с педагогами в образовательном учреждении должно способствовать этому процессу. Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
Задача внеурочной работы состоит в том, чтобы создать поле продуктивной совместной деятельности педагогов и обучающихся, обеспечить личностное развитие всех обучающихся.
Внеурочные занятия являются одним из компонентов единого образовательного пространства (образовательной среды), которое предлагается ученику в качестве условия его развития. Внеурочные формы деятельности школьников – необязательный элемент образования. Но именно они позволяют расширить социальное поле опытности обучающихся, найти каждому интересные виды деятельности.
Внеурочная деятельность конструируется на основе сотрудничества педагога с учащимися, ориентирована на конечный продукт, на презентацию этого продукта в группе учащихся. Деятельностно-творческая среда способствует личностному росту обучающихся. Совместные творческие дела создают атмосферу сотрудничества, интеллектуального напряжения и духовных усилий.
Часть 5
Развитие творческих способностей ребёнка и повышение учебной мотивации посредством участия в предметных олимпиадах и конкурсах
Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Суть развивающего обучения состоит в том, чтобы ученик как субъект учения имел потребность в самоизменении и был способным удовлетворять данную потребность посредством учения, т.е. хотел, любил и умел учиться. Методы развивающего обучения должны быть направлены на организацию и поддержку учебной активности обучающихся, обеспечивать достижение целей обучения.
Реализация методов развивающего обучения требует принципиально нового взаимоотношения учителя с учеником. Включаясь в совместную с учеником учебно-поисковую деятельность, учитель направляет ее, опираясь на прогностическую оценку возможностей учащегося в соответствии с которой он перестраивает условия учебной задачи на каждом очередном этапе ее решения.
Для реализации плодотворного сотрудничества «педагог-ребёнок» необходимы два условия: развивать даже самые малые способности детей и вызывать у них общественные чувства, так как радость познания делает ученика активным, а знания, полученные таким путем, более глубокими и прочными.
Как может быть организован процесс обучения?
Учитель объясняет новый материал - ученик слушает (или имитирует, что слушает), запоминает и воспроизводит услышанное (по определению психологов, это-1 уровень развития личности). Либо учитель объясняет новый материал - ученик слушает, запоминает, воспроизводит и может применить полученные знания в практической деятельности (по определению психологов - II уровень развития личности). Безусловно, обществу нужны и такие выпускники. Но обществу, которое стремится соответствовать современному уровню прогресса, необходимы, прежде всего, личности, умеющие на основе полученных знаний создавать что-то новое, творчески подходить к делу, иметь свое собственное мнение (Ш уровень развития личности).
Сегодня на первый план выходит самообразование ребенка, как новый способ извлечения, анализа и переработки информации, как новый способ формирования необходимых навыков. Поэтому дидактические процессы и организационные формы обучения требуют коренного изменения. Меняя формы и методы ведения урока педагог, делает ребенка активным участником процесса обучения.
Ребенок в процессе обучения должен стать субъектом учения, т.е. иметь потребность и желание познать учебный материал и применить его на практике. Эту задачу невозможно выполнить без создания соответствующей мотивации. Собственно говоря, с создания мотивации должно начинаться изучение любого нового материала.
Приемы и методы создания мотивации разнообразны, но все они, как правило, имеют интерактивный характер. Нестандартные, интерактивные формы проведения занятий способствуют повышению интеллектуальной и творческой активности учащихся, что является важнейшим фактором развивающего обучения.
Большую роль в повышении интеллектуальной и творческой активности учащихся играют внеклассные мероприятия: факультативы, кружки и курсы, олимпиады и конкурсы, цель которых – расширение и углубление знаний по предмету, развитие способностей, привитие интереса и вкуса к самостоятельной работе, развитие инициативы, творчества учащихся.
В настоящее время образование рассматривается как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, направленный на развитие индивида, его индивидуальных умственных, творческих и физических способностей. Главной целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности.
Для успешного развития способностей необходимо постоянное стимулирование познавательной деятельности ребёнка, его активное включение в различные виды предметной деятельности.
Сегодня в процесс обучения и воспитания широко внедряется практика проведения разнообразных образовательных конкурсов и олимпиад, которые не только поддерживают и развивают интерес к изучаемым предметам, что и без того самоценно, но и стимулируют познавательную активность, инициативность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой. Участие в предметных конкурсах помогает ребенку формировать свой уникальный творческий мир. С помощью подобных конкурсов и олимпиад ученики могут проверить знания, умения, навыки не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими, узнать много нового. Образовательные олимпиады и конкурсы объединяют учеников и преподавателей, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно ориентированного обучения, проектной деятельности.
Конкурсы и олимпиады – это не только показатель успешности ребенка, но и внешняя экспертиза, которая дает объективную оценку деятельности педагога. Когда школьник участвует в предметных олимпиадах и конкурсах, его неизбежно оценивают со стороны, такая оценка характеризует не только работу педагога, но и образовательного учреждения в целом.
Предметные олимпиады и конкурсы в системе общего среднего образования являются самой массовой формой работы с одаренными и высокомотивированными учащимися. На территории СССР предметные олимпиады начали систематически проводиться с 30-х годов XX века. Первой массовой олимпиадой была олимпиада, проведенная в 1934 году в Ленинградском университете по инициативе чл.-корр. АН СССР Б.Н. Делоне, а в Москве олимпиады стали проводиться, начиная с 1935 года.
Возможности, предоставляемые предметными конкурсами, – это, прежде всего, возможность получить новые знания, выходящие за рамки школьной программы. Подготовка к олимпиаде и участие в ней оказывается весьма полезной не только в плане углубления знаний по предмету. Успешное выступление на олимпиаде требует хорошего интеллектуального уровня, развития устной и письменной речи, коммуникабельности, способности ориентироваться в незнакомой обстановке и быстро оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, готовности оперативно принимать решения в стрессовой ситуации. Все перечисленные качества являются ключевыми условиями конкурентоспособности молодого человека на рынке труда.
Проведение олимпиад и конкурсов способствует выявлению и развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, расширению кругозора, обогащению словарного запаса, развитию мотивации к изучению предметов, повышению уровня учебных достижений, самоутверждению учащихся. Происходит социальная адаптация детей во время проведения конкурсов, общения со сверстниками. У детей появляется самоуважение, желание стать успешнее, лучше учиться, а у педагогов - стремление лучше работать, применять новые приемы на уроках и во внеклассной деятельности. У родителей повышается уважение к школе, доверие к ней. Они активнее участвуют в школьных мероприятиях и конкурсах.
Цель образовательных конкурсов и олимпиад – дать импульс к саморазвитию и творческому поиску, в котором рождается подлинный интерес к науке и познанию. Участие в них способствует расширению кругозора и интеллектуальному росту учащихся, помогает профессиональному самоопределению. Удовольствие от выполнения заданий и радость победы лауреата и участника могут «зажечь путеводную звезду» и привести к развитию исследовательских качеств личности, так необходимых современному человеку.
Конкурсы и олимпиады – не просто проверка уровня знаний детей. Их преимущество основано как раз на том, что конкурсные и олимпиадные вопросы содержат не заурядные и наскучившие всем тесты, где правильный ответ можно подобрать, а то и вовсе написать наугад, а увлекательные задания, решить которые можно лишь задействовав на все 100% собственные исследовательские навыки и смекалку.
Каждый ребёнок, принимая участие в конкурсах-олимпиадах, преследует какие-то свои цели. Для самых маленьких этот опыт станет полезным дополнением к основной программе на первых этапах обучения, когда, собственно, и формируются не только начальные умения ребёнка познавать окружающий мир, но и его отношение к учёбе, науке и искусству на протяжении всей его последующей жизни.
Ценно участие в конкурсах-олимпиадах и для старшеклассников, ведь это не только хороший способ углубить свои знания по отдельным предметам, но и возможность проявить себя в целом как способного ученика. Не стоит забывать и о том, что участники после подведения итогов, как правило, получают свидетельства, которые могут стать отличным дополнением к характеристике и аттестату при окончании школы и переходе на дальнейшую ступень образования.
Говоря об образовательных конкурсах и олимпиадах, хотелось бы обратить внимание еще одну сторону данного направления образовательной деятельности. В последние годы очень быстро происходит внедрение информационных технологий в сферу образования. Десятки тысяч школ уже используют возможности современных телекоммуникаций в учебной работе. Педагоги осознают, что дистанционные технологии – эффективный инструмент познания окружающего мира, настолько мощный, что вместе с ним приходят новые формы и методы обучения, новая идеология глобального мышления.
В образовании наблюдается устойчивый рост интереса к новой форме обучения – дистанционной. Такое образование – это практика, которая посредством специальной технологии связывает преподавателя, обучаемого и расположенные в различных географических регионах источники информации. Дистанционное обучение очень перспективно для отдельных категорий граждан: сельских жителей, учащихся со специфическими требованиями, лиц с ограниченными физическими возможностями. Использование Интернета позволяет осуществлять различные телекоммуникационные образовательные проекты (олимпиады, викторины, конкурсы), служащие переходными формами обучения от традиционных к дистанционным.
Интернет-олимпиады и Интернет-конкурсы стали одной из составляющих дистанционного образования, которое предполагает интеграцию привычной и удаленной форм обучения, где ценны возможности ухода от традиционных стереотипов мышления, наращивание собственного образовательного потенциала, внедрение в процесс обучения таких понятий, как интерактивность, рефлексия, без которых нельзя обучать и воспитывать подрастающее поколение.
Интернет-олимпиады и конкурсы – великолепный элемент информатизации образовательного процесса. Они предоставляют широкие возможности приобщения к культуре использования телекоммуникационных технологий в образовании, позволяют выявлять наиболее талантливых и творческих учащихся из «глубинки» с целью их дальнейшей педагогической поддержки и продвижения. Еще одним преимуществом дистанционных конкурсов является то, что участвовать в них могут все дети, причем как группами, так и индивидуально. Подведение итогов и определение победителей происходит в каждой возрастной группе либо по сумме баллов, набранных конкурсантами по всем номинациям, либо по каждой номинации отдельно среди всех участников. Ещё одним плюсом дистанционных конкурсов является быстрое получение результатов. По результатам можно отследить как свой индивидуальный итог, так и результат группы в целом. Отчет об олимпиаде или конкурсе обычно публикуется на сервере образовательного центра, который их проводит.
Технология проведения конкурсов и олимпиад не стоит на месте. Каждый год меняются темы, варьируются требования, появляются новые этапы.
Виды дистанционных олимпиад
На сегодняшний день спектр видов образовательных конкурсов и олимпиад довольно широк. По порядку участия бывают олимпиады, предусматривающие только коллективную или только индивидуальную работу (хотя большинство допускает любой формат). По содержанию различают дистанционные обучающие олимпиады, эвристические олимпиады, олимпиады школьников, олимпиады тестирования.
Рассмотрим, что они собой представляют.
Олимпиады-тестирования. Здесь предъявляют следующие требования: уровень знаний, необходимый для выполнения заданий, не должен выходить за школьный уровень; задачи и вопросы должны быть оригинальными, но не суперсложными или сверхпростыми. Данный конкурс позволяет оперативно протестировать большое количество учащихся практически по всем отраслям знаний. Это довольно гибкая система, позволяющая легко менять настройки при проведении новых тестов. Online тестирования очень удобны при подготовке к ЕГЭ, проверке собственного IQ и пользуются большим спросом.Дистанционные обучающие олимпиады. Данный термин возник в 1997 г. Сочетание олимпиадной работы и процесса обучения, да еще и совместного, на соревновательной основе дает хороший результат. Такие состязания традиционно проходят по предметам общеобразовательной школы. По замыслу координаторов данные проекты должны содействовать преодолению недостатков традиционного обучения, созданию критической массы изменений для широкого внедрения Интернета в жизнь школы. Однако нередко проводят олимпиады по расширенному кругу предметов (лингвистике, математическим играм, наукам о Земле). Основную роль в обучающих олимпиадах играют качественные вопросы по предмету, предусматривающие выход за пределы школьного знания, небольшое продвижение учащегося, ориентацию на самостоятельный поиск знаний. Выделяют две формы таких олимпиад:
а) викторина – здесь важны хорошие предметные вопросы; число этапов и продолжительность конкурса невелики – полтора два месяца;
б) турнир – более длительное соревнование, предполагающее решение достаточно сложных задач.
Эвристическая олимпиада.
Дистанционную эвристическую олимпиаду придумал и разработал А.В. Хуторской, доктор педагогических наук и директор дистанционного образовательного центра «Эйдос». Эвристические олимпиады отличаются от обычных тем, что на них требуется проявить творческие способности, отойти от шаблонов, открыть новое, а не демонстрировать известное. Задания тут открытые, ориентирующие участников на выявление собственного смысла окружающих явлений, конструирование ими символов, отыскание закономерностей или исключений, наконец, на самопознание. Они позволяют приобретать навыки, придумывать, фантазировать, изобретать, создавать модели и конструкции и т.д.
Эвристические олимпиады проводят по нескольким моделям: предметные (по математике, информатике, русскому и английскому языкам, физике, химии и т.д.); метапредметные (их задания не принадлежат каким-либо конкретным учебным предметам, а выходят за их рамки и профильные (блоки гуманитарных, общественных или естественных наук). Эвристическая олимпиада – не эпизодическое мероприятие, а равноправная форма обучения, выступающая творческой альтернативой традиционным контрольным и проверочным работам. Особенность эвристической формы учебы состоит в том, что она предполагает изменение общепринятого смысла образования. Согласно традиционной дидактической схеме ученик вначале осваивает накопленный опыт, получает знания и лишь затем применяет их, в том числе и творчески. В эвристической работе приращение теоретического знания происходит одновременно с получением практического опыта, точнее, с опорой на него. Благодаря этому олимпиада, словно катализатор, содействует интенсификации образовательного процесса.
Проблемы организации и проведения дистанционных олимпиад и конкурсов.
Основная сложность, которая возникает при организации и проведении дистанционных олимпиад и конкурсов – недостаток технического обеспечения: слабое насыщение компьютерного парка учебных учреждений и индивидуальных пользователей; недостаточное развитие и нестабильность телекоммуникационных сетей; недостаточная компьютерная грамотность и информационная культура. Также представляет проблему глубоко укоренившееся в учреждении образования положение, при котором педагог служит основным источником информации для ребят, пассивно усваивающих знания. Особенно это заметно в консервативных учебных заведениях, где преподаватели просто боятся каких-либо нововведений. А в дистанционной олимпиаде роль и место учителя меняются. Педагоги выполняют роль координаторов, помощников, готовят детей на своих предметах к решению нестандартных задач, проводят отборочные туры, то есть сопровождают учащихся по их индивидуальному образовательному маршруту.
Преимущества дистанционных конкурсов и олимпиад.
У каждой формы дистанционных занятий есть свои преимущества. Дистанционные олимпиады-конкурсы – это возможность кратковременного творчества, максимального взлёта фантазии, предметных способностей. С помощью дистанционных конкурсов и проектов образование ребенка выходит за рамки кирпичных стен и становится открытым. Ученик изучает не только тему проекта, но и осваивает технологию дистанционного обучения. Педагог может засчитать ученику занятия на дистанционном проекте в качестве изучения раздела своего предмета. С помощью дистанционных конкурсов и олимпиад образовательные учреждения предоставляют возможность своим ученикам дополнительные образовательные услуги, а педагогам помогают осваивать современные средства телекоммуникации.
При организации подготовки учащихся к предметной олимпиаде, конкурсам в основу следует положить, прежде всего, личностно ориентированный и системный подходы. Личностно ориентированный подход при подготовке к олимпиадам предполагает, что приобретаемые учащимися знания должны быть многофункциональными (для успешного решения проблем в повседневной жизни), межпредметными (для применения в различных ситуациях), многомерными (для самоорганизации созидательной деятельности). В условиях олимпиадного движения значимы принципы вариативности, природосообразности, дифференциации.
Принцип вариативности может быть проинтерпретирован как процесс и результат развития многообразия и многосторонности внутреннего мира, творческих способностей ребенка. Использование принципа природосообразности предполагает учет закономерностей между восприятием и усвоением учащимися информации на основе возрастных и психологических особенностей и рациональным познанием в процессе изучения олимпиадных заданий. Принцип дифференциации подразумевает изменения в структуре, содержании и организации подготовки учащихся к олимпиаде в соответствии с их уровнем подготовленности по определенным предметам.
При подготовке детей к участию в конкурсах педагогу необходимо осуществлять системный подход: рассматривать в системе психологические особенности участника, его личностные особенности, а также и всевозможные учебные материалы во взаимосвязи с дидактическими методами, формами, средствами.
Библиографические ссылки
Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. Наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М. : просвещение, 2011. – 79 с.
Даринская Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: Монография. – СПб., 2005. – 293 с.
Кулюткин Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личнсти. Ценностно-смысловой анализ. – СПб.: СПбГУПМ, 2001. – 84 с.
Браже Т.Г. Развитие творческого потенциала и изучение профессионального мастерства учителя литературы. Методические рекомендации. Ленинград, 1996.
Е.Ю. Умярова Психолого – педагогические условия самореализации учащихся в системе дополнительного образования // Научный журнал «Известия Самарского научного центра РАН», т.11, 4(4), 2009. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://ssc.smr.ru/izv_2009_4.html, 10 февраля 2012 г.
Терехова В.Г. Особенности развития креативных способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе. Челябинск, 2002.
В.В.Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А.ЦукерманМладший школьник как субъект учебной деятельности // сайт журнала «Вопросы психологии». [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1992/923/923014.htm, 11 февраля 2012 г.
Инновации в образовательных технологиях / И. Б. Мылова. СПб.: СПбАППО, 2012. – с. – ISBN