Задания, направленные на развитие памяти младших школьников на уроках

Для развития зрительной памяти используются следующие виды работ:

1. Игра «Чего не стало?».
На столе раскладывается 56 предметов, картинок, которые дети должны запомнить. Затем убирается незаметно одна из них. Дети называют, чего не стало.

2. Игра «Запомни и найди»

1 вариант
Дети запоминают 46 картинок, затем отбирают их среди других 810 картинок.
2 вариант
Дети запоминают 4-6 картинок, затем отбирают среди других 8 – 10 картинок карточки с изображением похожих предметов.
(Более трудный вариант)


5. Игра «Что изменилось?».

1 вариант
Учитель раскладывает 46 картинок, дети запоминают последовательность их расположения. Затем педагог незаметно меняет их расположение. Ученики должны сказать, что изменилось, и восстановить первоначальное их расположение.

2 вариант
Учитель раскладывает 46 картинок, дети запоминают последовательность их расположения. Затем педагог незаметно меняет их расположение. Ученики должны сказать, что изменилось, и восстановить первоначальное их расположение.

+ указать на ту картинку, которая поменяла свой внешний вид (после вопроса: «А что ещё изменилось?»)
6. Игра «Как было?»
Разложить буквы, фигуры, цифры в первоначальной последовательности.


При изучении нового материала на уроках русского языка (примерные задания):

Безусловно подбор данных заданий может быть очень разнообразным и зависеть непосредственно от изучаемой темы урока.

Приведу лишь несколько примеров:
1. При работе над темами «правописание парных, непроизносимых согласных и безударных гласных».

Детям предлагается для запоминания зрительный ряд, состоящий из 6 – 10 картинок (в зависимости от уровня подготовленности класса). Задачей учащихся является написать только те слова (изображения которых они запомнили) в названии которых есть данная орфограмма).

2. Работа над безударными окончаниями прилагательных.

Детям предлагается для запоминания зрительный ряд, состоящий из 6 – 10 картинок (в зависимости от уровня подготовленности класса). Задачей учащихся является, например, подобрать подходящие по смыслу прилагательные только к существительным женского рода (из увиденных ранее).

На уроках математики:

При проведении устного счёта (примерные задания):

Игра «Запомни и выбери»
Детям предлагаются для запоминания карточки с цифрами. После этого примеры. Задачей учащихся является записать только те примеры из предложенных, ответами к которым являются первоначально предложенные числа.
Игра «Что изменилось»
Детям для запоминания предлагается ряд чисел, последовательность которых позже меняется. Задачей учащихся является записать предлагаемые примеры (записанные на доске) в определённой последовательности: с ответами в первоначальной последовательности.
«Перевод из зрительной в слуховую модальность»
Детям для запоминания предлагается ряд картинок (5 – 6). Далее аудиозапись с шумами для прослушивания. Необходимо выбрать только те картинки, шумы которых подходят к первоначально предложенным. После этого (на доске записан ряд примеров) учитель указывает на пример и одновременно включает уже прослушанную аудиозапись, если шум первоначально был выбран, то учащиеся пример решают, если нет – пропускают.


При работе на задачей (примерные задания):

Предварительно внести в предлагаемую для решения задачу лишнее данное. Далее предложить детям для запоминания ряд чисел. Через некоторое время убрать одно число из этого ряда. После выяснения какого числа не стало, дети смогут найти лишнее данное в задаче.
Запомнить 3-4 предложенных числовых выражений, поменять последовательность местами. Предложить решить детям задачи в той последовательности их решения, которая предлагалась первоначально.

На уроках литературного чтения:


При проверке домашнего задания:

При проверке пересказа.
Предложить детям для пересказа составить картинный план. После чего последовательность заготовленных заранее картин поменять местами и запомнить их расположение. Задачей учащихся является пересказать текст в той последовательности частей (в перепутанной), в которой она предлагалась для запоминания.

При проверке домашнего чтения.
Предложить детям для запоминания ряд наглядности с изображением героев произведения. Постепенно (поочерёдно) убирать по 1 картинке. Задачей учащихся является, например, найти описание в тексте того героя, которого не стало в зрительном ряду. Или, при чтении по ролям осуществляется таким образом выбор роли для учащихся.

При работе над новым произведением
По принципу игры «Запомни и найди» сначала предлагается детям ряд изображений для запоминания, потом найти эти изображения в следующем предложенном зрительном ряду, далее учащиеся к найденным изображениям подбирают отрывки из произведения.

При работе над обогащением словаря учащихся
Используем игры «Чего не стало?», «Запомни и найди», «Что изменилось?». Учитель или заранее подготовленные дети объясняют смысл
синтез.


15