Конспект внеурочного занятия по географии В поисках сокровищ

План-конспект внеурочного занятия по географии по программе «Топонимика» для учащихся 7 класса

Игра-путешествие “В поисках сокровищ”

Главная цель занятия: создать условия для продолжения работы по формированию у учащихся системы знаний по географии, истории и культуре Ульяновской области.

Задачи внеурочного занятия
предметно-информационные:
актуализировать, уточнить и расширить знания учащихся о географии, истории и культуре Ульяновской области;
привлечь внимание учащихся к природному, историческому и культурному населению Ульяновской области;
показать значение Родины в жизни каждого человека;
деятельностно-коммуникативные:
способствовать развитию у учащихся навыков работы в группе;
развивать географическое мышление, внимание, кругозор, память и познавательные интересы учащихся;
совершенствовать быстроту мышления;
продолжить формирование умения работать с источниками географической информации;
продолжить привитие интереса и повышение мотивации к изучению географии;
ценностно-ориентированные:
продолжить воспитание чувства самостоятельности, дисциплинированности, внимательности, ответственности, требовательности и аккуратности учащихся;
формировать умения учащихся слушать и услышать друг друга, отстаивать своё мнение, работать в коллективе, способствовать воспитанию культуры поведения на занятии;
развивать чувства причастности к картографической культуре;
способствовать осознанию красоты окружающего мира, необходимости бережного отношения к природе, воспитывать чувства патриотизма, гордости и любви к природе и Родине;
формировать гражданскую позицию учащихся, чувство принадлежности к своему краю.

Планируемые результаты
1. Личностные:
формирование познавательной и информационной культуры учащихся;
осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;
воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, знание географии, истории и культуры своей местности;
формирование мотивации и ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию;
умение определять границы собственного знания и незнания;
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
анализ, сравнение, обобщение, использование жизненного опыта при выполнении заданий;
принятие решений в проблемных ситуациях, принятие персональной ответственности;
формирование способности к самооценке и коррекции своей деятельности.

2. Метапредметные:
2.1. Регулятивные УУД:
умение управлять своей познавательной деятельностью;
умение организовывать свою деятельность и своё рабочее место;
определять и ставить цели и задачи деятельности;
умение планировать свою деятельности и пути достижения её цели;
умение выявлять проблемы и определять способы их решения;
выбирать средства обучения и применять их на практике;
владение основами контроля, самоконтроля, коррекции и самооценки своей деятельности и деятельности одноклассников;
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.
2.2. Познавательные УУД:
формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор и оценку информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
выявлять причинно-следственные связи;
делать обобщающие выводы;
уметь использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни.
2.3. Коммуникативные УУД:
умение организовывать продуктивное сотрудничество и взаимодействие в общении и совместной деятельности с учителем и в группе (определять цели, распределять роли, договариваться друг с другом);
развивать коммуникативные способности (умение слушать, участвовать в обсуждении проблемы и принятии решений);
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
оформлять свои мысли и идеи точно и корректно в устной форме;
уметь вести дискуссию, диалог;
находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

3. Предметные:
формирование знаний о географии, истории и культуре своей местности;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты;
овладение навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
анализ, сравнение, обобщение, использование жизненного опыта при выполнении заданий;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни;
создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.

Здоровье- и психосберегающая среда: создается на основе комфортных условий, активных форм изучения материала, смены видов и форм организации деятельности учащихся, соблюдения санитарно-гигиенических требований.

Направления деятельности учащихся: общение, познавательная сфера жизни ребёнка, научно-познавательное.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, дифференцированно-групповая, кооперативно-групповая.

Виды учебно-познавательной деятельности учащихся
со словесной (знаковой) основой: слушание учителя и одноклассников, диалог, беседа, самостоятельная работа с текстовой и графической информацией, систематизация учебного материала;
на основе восприятия элементов действительности: наблюдение, объяснение, решение познавательных проблем;
с практической (опытной) основой: работа с раздаточным материалом, составление карт, построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.

Ценностные ориентиры
ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся:
-осознание себя как члена общества;
-осознание ценности географических и краеведческих знаний.
гармонично развитые социальные чувства и качества:
-гражданственность, патриотизм, любовь к своему Отечеству, региону, местности;
-уважение к географии, истории и культуре России и её регионов.

Современные образовательные технологии, используемые на занятии: технология личностно-коммуникативного обучения, технология сотрудничества, ИКТ-технология.

Средства обучения
вербально-информационные: атласы Ульяновской области, карты административно-территориального деления Ульяновской области, учебник «Географическое краеведение Ульяновской области», Симбирско-Ульяновская энциклопедия, краеведческая литература;
наглядные: карта «Ульяновская область»;
аудиовизуальные: персональный компьютер, мультимедиапроектор, авторская презентация МО PowerPoint «В поисках сокровищ».

Межпредметные связи: биология, изобразительное искусство, история, литература, экология, экономика.

Тип внеурочного занятия: игра-путешествие.

Ход внеурочного занятия

1. Приветственное слово учителя и орг. момент
– Доброе утро, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места. Проверьте вашу готовность к началу занятия. Готовы? Тогда начинаем!

2. Этап мотивации и целеполагания
– Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Догадайтесь, что изображено на нём и из какого литературного произведения эта иллюстрация?
1) «Дядя Фёдор, пёс и кот», или «Трое из Простоквашино» (Эдуард Николаевич Успенский);
2) «Остров сокровищ» (Роберт Льюис Стивенсон).
– Как вы думаете, что общего у этих двух произведений? (Герои занимаются поисками клада с сокровищами).
– А вы когда-нибудь находили клад? А хотели бы? Как вы думаете, можно ли найти клад у нас – в Ульяновской области? Ребята, можно ли найти клад в нашей области не выходя из кабинета географии? А как? (Прочитать в книгах, посмотреть в интернете, спросить у учителя/взрослого, совершить виртуальное путешествие).
Итак, какова будет цель занятия? (Совершить виртуальное путешествие по Ульяновской области в поисках сокровищ).

3. Основная часть
– Мы начинаем игру-путешествие «В поисках сокровищ». Игра – потому что клад с сокровищами найдёт та команда, которая правильно справившаяся со всеми заданиями и испытаниями, а путешествие – потому что мы побываем в самых разных уголках Ульяновской области. Готовы?
– По старому преданию зарыт в Ульяновской земле клад. Сундук тот закрыт на 5 замков. Для того чтобы найти его и открыть, вам предстоит:
1) угадать о каком месте в Ульяновской области идёт речь, прибыть в это место;
2) втереться в доверие к местным жителям, показав хорошее знание географии, истории и культуры их местности, которые вручат вам один из пяти ключей от сундука и подсказку, где искать следующий ключ.
– Команды ходят по очереди. Вопросы есть? Тогда в путь!

Игра-путешествие «В поисках сокровищ».

Команда 1
Команда 2

1. В самом большом по площади районе региона расположен второй по величине город Ульяновской области, носивший до 1972 года название Мелекесс и переименованный в честь болгарского коммуниста-антифашиста.
ДИМИТРОВГРАД.
Найдите и подпишите на контурной карте этот город.
1. Этот рабочий посёлок является административным центром единственного района Ульяновской области, имеющего выход к Саратовскому водохранилищу. Своё имя получило по фамилии петербургского дворянина, имевшего здесь поместье.
РАДИЩЕВО.
Найдите и подпишите на контурной карте этот рабочий посёлок.

Добро пожаловать в Мелекесский район!
В городе Димитровграде установлен первый в России и мире памятник:
1) букве «Р»;
2) зонту;
3) РОССИЙСКОМУ РУБЛЮ;
4) химическому элементу рутению.
Добро пожаловать в Радищевский район!
В селе Верхняя Маза провёл последние годы жизни поэт и герой Отечественной войны 1812 года:
1) ДЕНИС ВАСИЛЬЕВИЧ ДАВЫДОВ;
2) Михаил Юрьевич Лермонтов;
3) Александр Васильевич Суворов;
4) Николай Михайлович Языков.

2. Это самый северо-западный рабочий посёлок области, одно из старейших поселений в нашем регионе, основанное в 1552 году.
СУРСКОЕ.
Найдите и подпишите на контурной карте этот рабочий посёлок.
2. Близ этого села располагаются минеральные источники общероссийского значения.
УНДОРЫ.
Найдите и подпишите на контурной карте это село.

Добро пожаловать в Сурский район!
Если верить преданию, каждый поднявшийся на вершину этой возвышенности с часовней и многочисленными родниками снимет с себя множество грехов:
1) НИКОЛЬСКАЯ ГОРА;
2) Покровский кряж;
3) Поповский холм;
4) Успенский увал.
Добро пожаловать в Ульяновский район!
В селе Ивановка находится детский дом, в котором с 1936 по 1939 годы воспитывался будущий Герой СССР, закрывший своей грудью амбразуру немецкого дзота:
1) Александр Михайлович Аблуков;
2) Николай Францевич Гастелло;
3) АЛЕКСАНДР МАТВЕЕВИЧ МАТРОСОВ;
4) Константин Иванович Пушкарёв.

3. Этот рабочий посёлок – центр самого северного района Ульяновской области, переносился на возвышенное место в связи с созданием Куйбышевского водохранилища.
СТАРАЯ МАЙНА.
Найдите и подпишите на контурной карте этот рабочий посёлок.
3. Это самый западный город Ульяновской области, название которого переводится с мордовского как «малина», из-за огромных зарослей этого кустарника вдоль одноимённой реки.
ИНЗА.
Найдите и подпишите на контурной карте этот город.

Добро пожаловать в Старомайнский район!
Здесь находится одно из немногих мест в стране, где обитает и гнездится очень редкая и самая крупная птица России:
1) лесной филин;
2) ОРЛАН-БЕЛОХВОСТ;
3) серебристый орёл;
4) ястреб-тетеревятник.
Добро пожаловать в Инзенский район!
Жители Инзы увидели это впервые у себя в населённом пункте в 1897 году. С тех пор его изображение мы можем видеть на гербе города.
1) автомобиль;
2) ПАРОВОЗ;
3) пароход;
4) самолёт.

4. Этот рабочий посёлок основан в начале XIX века на реке Канадейке капитаном Насакиным и назван по его имени.
НИКОЛАЕВКА.
Найдите и подпишите на контурной карте этот рабочий посёлок.
4. Это самый многолюдный рабочий посёлок Ульяновской области, на флаге и гербе которого изображена летящая чайка в знак обилия этих птиц на местных озёрах. Отсюда и его название: от тюркского чайка – «чарлык».
ЧЕРДАКЛЫ.
Найдите и подпишите на контурной карте этот рабочий посёлок.

Добро пожаловать в Николаевский район!
Как называется самое большое озеро района, которое академик Борис Александрович Келлер в 1926 году назвал «уголком Финляндии» за произрастающие здесь тундровые и таёжные растения?
1) БЕЛОЕ;
2) Белолебяжье;
3) Кряж;
4) Чекалинское.
Добро пожаловать в Чердаклинский район!
В 2011 году в посёлке Чердаклы была открыта кондитерская фабрика:
1) MARS;
2) Milky Way;
3) M&M’s;
4) Snickers.


5. На берегу Волги близ этого села располагается палеонтологический заказник, где находят останки древних морских животных – ихтиозавтров и моллюсков аммонитов и белемнитов.
УНДОРЫ.
Найдите и подпишите на контурной карте это село.
5. В этом крупном городе Ульяновской области располагается единственный в России научно-исследовательский институт атомных реакторов (НИИ АР).
ДИМИТРОВГРАД.
Найдите и подпишите на контурной карте этот город.

Добро пожаловать в Ульяновский район!
Какое полезное ископаемое добывалось в одном из населённых пунктов района до 1943 году и вывозилось в Симбирск со специально оборудованной пристани?
1) ГОРЮЧИЙ СЛАНЕЦ;
2) железная руда;
3) кварцевый песок;
4) нефть.
Добро пожаловать в Мелекесский район!
В 1785 году в посёлке Мулловка основано старейшее предприятие области, которое снабжало каждого третьего солдата Великой Отечественной войны:
1) винтовками;
2) звёздочками для погон;
3) сухими пайками;
4) ШИНЕЛЯМИ.

6. Это самый малый по численности город Ульяновской области, расположенный на берегу Волги, объявленный в 2007 году Блинной столицей Поволжья.
СЕНГИЛЕЙ.
Найдите и подпишите на контурной карте этот город
6. Этот рабочий посёлок – родовое имение симбирского поэта Николая Михайловича, друга Александра Сергеевича Пушкина, где, согласно легенде, они вместе посадили ель.
ЯЗЫКОВО.
Найдите и подпишите на контурной карте этот рабочий посёлок.

Добро пожаловать в Сенгилеевский район!
На флаге и гербе района изображены 2 плода этого овоща в знак его изобилия:
1) арбуз;
2) кукуруза;
3) томат;
4) ТЫКВА.
Добро пожаловать в Карсунский район!
В честь этого художника-пейзажиста и живописца, родившегося 19 января 1893 года в селе Прислонихе, назван бульвар в центральной части города Ульяновска.
1) АРКАДИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПЛАСТОВ;
2) Илья Ефимович Репин;
3) Василий Иванович Суриков;
4) Иван Иванович Шишкин.


– Итак, каждая из команд побывала в шести районах Ульяновской области и шести населённых пунктах. Пришло время определить, где находится клад. Соедините между собой крест-накрест все подписанные точки на контурной карте. Где зарыт клад? (Ульяновск).
– Клад находится не просто в Ульяновске, а всё время был здесь – прямо перед вами. ДЕМОНСТРАЦИЯ СУНДУКА.
– Какая из команд готова открыть сундук: кто собрал все 5 ключей? ОТКРЫВАНИЕ СУНДУКА.

4. Рефлексия
Рефлексия учебная:
– Возвращайтесь, пожалуйста, на свои места. Ребята, давайте обратимся к цели сегодняшнего занятия. Какая у нас была цель? (Совершить виртуальное путешествие по Ульяновской области в поисках сокровищ).
– Как вы думаете, мы смогли достичь поставленной цели?
– Путешествие совершили?
– В каких уголках родного края побывали?
– Что большего всего запомнилось или удивило?
– Клад нашли?
– Кто для себя какой клад нашёл?
– Оказывается сегодня мы с вами нашли много сокровищ: дружную сплочённую команду, сладкое угощение, интересные факты об Ульяновской области (наш регион тоже большое сокровище – необычное и неповторимое), и, конечно же, главное сокровище – приобретённые вами знания.
Рефлексия эмоциональная:
– Для каждого из вас на столах лежат по 2 монеты – золотая и серебряная. Мы закопаем свой собственный клад:
1) если вам понравилось занятие, на нём вам было интересно, комфортно, то положите в этот сундучок золотую монету;
2) если вы уходите с занятия с непонятными чувствами и эмоциями, где-то успели погрустить или почувствовать себя «не в своей тарелке» – то серебряную;
3) если вам было не интересно и скучно, то оставьте монеты на столах.
– Большое вам спасибо за наше путешествие и плодотворную работу на нём. Можете собираться и не забывайте про наш клад с монетами.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ.
15