Проблемное обучение как способ реализации системно — деятельностного подхода

Проблемное обучение как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы
Мышление начинается с проблемной ситуации.
С. Л. Рубинштейн
Система работы каждого педагога складывается из результатов его деятельности и способов, приёмов, методов, с помощью которых он добивался этих результатов.
Достичь хороших результатов мне помогло то, что на определённом этапе своей деятельности я задумалась, как и многие педагоги, над тем, что традиционные формы обучения устарели, чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их прежде всего удивить, заинтересовать. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к предмету.
Но чтобы заинтересовать учащихся, я пришла к выводу, что сначала мне самой должно быть интересно. Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: на выходе из школы выпускник должен быть способен к самореализации и самоопределению. Методически грамотно организованные учителем на уроке «коллизии», проблемные ситуации, «затруднения в деятельности» - все это дает учителю возможность: учить детей учиться. Технология проблемного обучения - ключ к успеху. Технология отвечает на вопрос: КАК учить? и позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия знаний. В словосочетании ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ: проблемное означает, что на уроке должны быть проработаны два звена: постановка проблемы и поиск решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопросы для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания.
Продемонстрирую пример применения технологии проблемного обучения при изучении темы «Суффикс» в 5 классе. Учебники закрыты. Учащимся предлагаются на доске пары слов: камень-каменщик, паром-паромщик, стекло-стекольщик. Учитель предлагает понаблюдать за парами слов, найти сходство и отличие в словах одной пары. Ученики отвечают, что слова эти однокоренные – это сходство, во втором слове есть суффикс, а в первом – нет – это отличие. Далее предлагается подумать, изменилось ли что-нибудь в слове с появлением суффикса. Дети отвечают, что с появлением суффикса изменилось лексическое значение слова, то есть камень и каменщик – разные слова – делают вывод учащиеся. «Так для чего же служит суффикс?» - спрашиваю я. «Он образует новые слова», - отвечают ученики. После проведённой работы я прошу учащихся сформулировать тему урока. Они с лёгкостью отвечают: «Суффикс!» Теперь формулируем цель. Учащиеся отвечают: «На уроке мы должны узнать, как выделяется суффикс. Должны научиться находить его». Я спрашиваю: «Это практическая задача, а теоретическая?» Немного подумав, учащиеся отвечают: «Мы должны узнать, что такое суффикс». Я спрашиваю: «Вы говорите «узнать», а разве всё из перечисленного вами вам незнакомо?» «Нет. Мы знаем, как выделяется суффикс и умеем его находить. Но не знаем, что такое суффикс». После этого я предлагаю учащимся сформулировать определение суффикса по аналогии с другими частями речи, изученными на предыдущих уроках. Учащиеся формулируют: «Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и образует новые слова». «Объясните, как вы понимаете слово значимая», - прошу я. «Значимая, то есть имеет какое-то значение». «А какое значение имеет суффикс?» «Он образует слова». «А какое значение имеет суффикс –щик-? Какие слова он образует», - спрашиваю я. «Он образует слова, которые указывают на профессию. «А слова какой части речи образует суффикс – щик –?» «Существительного». «А может ли он образовывать слова других частей речи?» Подумав, отвечают: «Нет». Делаем вывод (рефлексия): суффикс – щик- - это суффикс существительных».
Технология проблемного обучения реализуется, как и любая другая, от простого к сложному. Знания от учителя к ученику передаются в ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега – коллега», а не «субъект» - «объект», как в традиционном типе урока. Уроки-исследования направлены на самостоятельный поиск знаний. Дети учатся анализировать, классифицировать, сравнивать, выделять критерии и оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев, рассматривать проблему с разных точек зрения, проверять, доказывать, устанавливать последовательность, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, комбинировать, преобразовывать, предсказывать, придумывать новое, вести диалог и решать проблемы в малых группах. Кроме того, ученики приобретают важные исследовательские умения: ставить исследовательские вопросы, формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, составлять план работы, вести наблюдения.
Таким образом, применение технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы делает урок интересным, мотивирует учащихся к деятельности, к творческому поиску. Но эту технологию, несмотря на высокую эффективность, как и любую другую, нельзя универсализировать и считать единственно приемлемой для обучения, так как эффективность обучения зависит от умелого сочетания различных технологий. Учителю следует помнить, что нельзя в любом простейшем вопросе видеть проблему. Также нельзя выдвигать перед обучающимися очень сложные задания, которые непосильны для их выполнения, так как они требуют специальных знаний и особой подготовки. Проблемное обучение заключается в том, чтобы предлагать ученикам для решения посильные задачи, которые вели бы их к собственным «открытиям».


15