Конкурсная программа по музыке Эстафета частушечников

МБОУ «Котлубанская СШ»












Конкурсная программа по музыке для обучающихся 3-4 классов
«Эстафета частушечников»






Учитель музыки:
Зотова Татьяна Валерьевна











п.Котлубань, 2016 год

Цель: дать обучающимся представление о частушке.
Подготовка: заранее с группами ребят подготовлено исполнение частушек разной тематики. Перед каждым выступлением ребят учитель делает небольшое вступление.
Ход программы:
Учитель. Сегодняшняя программа, ребята, посвящена частушке. Кто скажет, что такое частушка? Частушка - это короткая, исполняющаяся в быстром темпе песенка, состоящая, как правило, из четырех строчек, отличающаяся четкостью ритма и имеющая обязательный комический эффект. Сегодня частушка является одним из самых популярных жанров русского народного творчества. По всей России народ распевает частушки. В разных местах их называют по-разному: «припевки», «собирушки», «коротушки». Интересно, что у других народов частушка почти не встречается.

Хочется отметить, что частушки всегда предельно личные, как будто в них поется о себе и для себя или для самых близких людей. Популярность частушек вызвана тем, что они быстрее, чем другие жанры, откликаются на события. Не успело что-то, обращающее на себя внимание, произойти, а народ уже сочинил и распевает на эту тему частушки.

Тематика частушек разнообразна, и вы в этом сегодня убедитесь. Наша эстафета частушечников познакомит вас с частушками для детей.

Самыми распространенными среди детей являются частушки на школьную тему. Наверняка многие из вас сами когда-то пели или даже сочиняли подобные произведения. Например, такие:
Подружка моя,
Как тебе не стыдно?
На уроке булку ела.
Думаешь, не видно?
 
Подружка моя,
Я ее не ела,
Раз пятнадцать откусила –
Больше не хотела.
- Кто еще может вспомнить подобные частушки?

А теперь в исполнении группы девочек 3 класса послушайте несколько частушек на школьную тему.
Школьные частушки
Мы частушки запоем,
Запоем мы звонко.
Затыкайте ваши уши,
Лопнут перепонки.
 
Как-то раз учитель Свете
Объяснял, что знанье - свет.
Света спать легла при свете,
Утром встала - знаний нет.
 
Очень просто жить Сереже,
Он всегда и всюду
Говорит одно и то же:
- Больше я не буду!
 
Женя ранец долго тряс,
Чтоб найти тетрадки.
Но тетрадки каждый раз
С ним играли в прятки.
 
Опоздания причину
Вася мигом сочинит:
То попал он под лавину,
То нашел метеорит.
 
Горе горькое у Вани,
Просто елки-палки:
Из дыры в его кармане
Выпали шпаргалки.
 
У Валеры нет терпенья,
Он урок недоучил
И за полстихотворенья
Полчетверки получил.
 
Раньше Катя запросто
Помогала классу.
Стала Катя старостой –
Отдает приказы.
 
Начал важничать Вадим,
Ходит с видом гордым,
Словно стал не звеньевым,
А английским лордом.
 
Мы пропели вам частушки.
Вы скажите от души:
Хороши наши частушки,
И мы тоже хороши!

Учитель. Спасибо огромное, нашим исполнительницам. А мы продолжаем нашу эстафету. Посмотрев по телевизору один очень интересный мультфильм, вся страна стала распевать частушки Бабок- ёжек. Ю. Энтин, автор текста этих частушек, считает, что Баба- яга - это вовсе не мрачная лесная старуха с костяной ногой и длинным носом, а очень даже веселая бабулька, остроумная хохотушка, можно сказать, поэт-сатирик, самородок. И все-то она замечает, и все-то может смешно прокомментировать.
Давайте в исполнении следующей группы ребят из 3 класса послушаем ставшие знаменитыми «Частушки Бабок-ёжек».
Шла лесною стороной,
Увязался черт за мной.
Думала - мужчина,
Что за чертовщина?
 
Я была навеселе
И летала на метле.
Хоть сама не верю я
В эти суеверия.
 
Снова я иду домой,
Снова черт идет за мной.
Плюнула на плешь ему
И послала к Лешему.
 
Самый вредный из людей –
Это сказочник-злодей,
Вот уж врун искусный,
Жаль, что он невкусный!

Учитель. Иногда человека сравнивают с животным. Это называется «фразеологическим оборотом». Помогите мне по картинкам составить такие обороты, то есть расставить недостающие слова - названия животных:
колючий, как ...
трусливый, как ...
голодный, как ...
хитрый, как ...
здоровый, как ...
болтливый, как ...
надутый, как ...
упрямый, как ...
грязный, как ...
изворотливый, как ...
Ответы: еж, заяц, волк, лиса, бык, сорока, индюк, свинья, осел, уж.
- Я попросила вас выполнить это задание, чтобы подвести к следующей теме. Сейчас ребята споют нам «Звериные частушки» Ю. Энтина.
Дал Медведь поэту в лоб,
И поэт на землю - хлоп!
А пускай не пишет впредь:
«Неуклюжий, как медведь».
 
Покорили весь народ
Пес, Петух, Осел и Кот.
Им везде открыты двери.
Музыканты - просто звери!
 
Ёлки-палки, лес густой,
Ходит Ёжик холостой.
Нет печальней участи –
Все из-за колючести.
 
Валерьянки выпил Кот
И всю ночь будил народ.
Он уселся на суку
И кричал «кукареку!»
 
Вон корова пролетела
Прямо в теплые края.
Ну а мне какое дело?
Ведь корова не моя!
 
Ой, Лягушки, не шучу:
Я во Францию лечу.
Знаю от подружек –
Любят там Лягушек!
 
Факт чудесный налицо –
Учит Курицу Яйцо.
Времена такие –
Яйца-то крутые!
 
Повстречала я Ужа
И сказала: «Здрасьте-ка!»
Уж в ответ как зашипит.
Нет страшней ужастика!
 
Под землею Крот-слепец
Строит мышкам глазки...
Тут частушечкам конец
И начало сказки!

Учитель. Ребята, вы все, конечно же, любите сказки. А хорошо ли вы знаете героев сказок? Сейчас проверим вашу эрудицию.
- Имя девочки, вступившей в борьбу со Снежной королевой. (Герда.)
- Продавец пиявок из сказки о приключениях Буратино. (Дуремар.)
- Самый ушастый сказочный герой, любитель апельсинов. (Чебурашка.)
- Кто призывал со всеми жить дружно? (Кот Леопольд.)
- Мальчик-луковка. (Чиполлино.)
- Имя царя из сказки А. Пушкина о золотом петушке. (Дадон.)
- Самый чистоплотный герой из сказки К. И. Чуковского. (Мойдодыр.)
- Ленивый, косолапый увалень. (Медведь.)
- Поросенок, который не хотел обманывать детей. (Фунтик.)
- Мальчик, который путешествовал с дикими гусями. (Нильс.)
- Рыжая и хитрая «сестричка». (Лиса.)
- Мальчик, которого даже родители звали «дядей». (Дядя Федор.)
- Подруга Маугли, пантера. (Багира.)

Учитель. А сейчас девочки 4 класса исполнят свой номер.
Сказочные частушки
Стоит дуб на горе,
Распустил коренья.
Ко мне Карлсон прилетал –
Требовал варенья!
 
Карабасу-Барабасу
Новых кукол накуплю,
Потому что прямо с детства
Я продюсеров люблю!
 
На ковре на самолете
Я с Хоттабычем лечу.
Тем, кто вылез из бутылки,
Не такое по плечу!
 
У меня подружка есть,
Звать ее Лариской.
С ней дружу, как Шапокляк
Со своею крыской.
 
Ой, Иванушка-Ванек
Был непьющий паренек.
Милым был ребеночком,
Выпил - стал козленочком!
 
В холодильнике сижу
День и ночь прилежно я:
Обещалася прийти
Королева снежная!
 
У Емели - чудо-печь,
Куда хочет может бечь...
Только надо постараться
Одно место не обжечь!
 
Кот Базилио с Лисой
Любят глупых мальчиков.
Нынче банк открыли свой –
Приглашают вкладчиков!
Ю. Энтин

Учитель. Ребята, наверняка вы слышали такие выражения, как «авгиевы конюшни», «аргонавты», «двенадцать подвигов Геракла», «нить Ариадны», «троянский конь», «ахиллесова пята» и многие другие. Эти выражения пришли к нам из древнегреческих мифов. Мифы - предания, своеобразные сказки о богах, героях, об удивительных существах. Сложены они древними греками около двух-трех тысяч лет назад, когда люди еще не научились объяснять различные явления природы. В страхе слыша раскатистые звуки грома, греки представляли себе огромное, могучее, но все же похожее на человека существо, которое свирепствует где-то за облаками. Видя ежедневный восход и закат солнца, люди также начинали представлять его человекоподобным существом, богом, разъезжающим по небу на колеснице.
Изображая своих богов и героев, древние греки воплощали в них как самые лучшие, так и самые худшие стороны человеческой натуры. Перед нами встают примеры благородного мужества, беззаветной отваги, крепкой дружбы, нежной любви. Но в мифах мы также находим и другие примеры: жалкой трусости, омерзительной жадности, коварства и вероломства.
Из мифов мы узнаем, что древние люди, страдая и радуясь, мечтали стать могучими и справедливыми, стремились побеждать врагов, жить в ладу с суровой природой. Мифы и нас учат любить свою родину, ненавидеть предателей, быть честными и отважными.
Сейчас вы услышите «Мифические частушки». Если какие-то выражения будут вам не понятны, мы разберем их вместе.
Раскрасавчик Аполлон,
Уведи меня в полон!
Жить желаю на Олимпе
Среди мраморных колонн!
 
Я Нарцисса обожаю,
Вся измучилась любя.
А Нарцисс какой-то странный –
Обожает сам себя!
 
У медузы у Горгоны
Небывалая краса –
На голове у ней змеюки
Заменяют волоса!
 
Надоела нам война,
Длинная, Троянская.
Выручай, троянский конь,
Хитрость партизанская!
 
Аж до неба, аж до тучи
Поднялися бычьи кучи.
Но Геракл так могуч...
Раз, два, три - и нету куч!
 
Мне прислали приглашение
К Минотавру на съеденье!
В лабиринт явилася,
Здесь и заблудилася!
 
Вот безрукая Венера
В совершенной наготе.
Ну зачем Венере руки
При такой-то красоте?!

Подведение итогов: На этом эстафета частушечников заканчивается. Всем большое спасибо за прекрасное исполнение.

Рефлексия. Ваши впечатления? Что нового узнали сегодня? Какое у вас настроение?
Награждение частушечников.

Рисунок 153ђ Заголовок 13ђ Заголовок 23ђ Заголовок 315