Доклад «Формирование навыков осознанного чтения и повышение читательского интереса учащихся в процессе преподавания литературы»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Полюдовская основная общеобразовательная школа»





Доклад
«Формировагние навыков осознанного чтения и повышение читательского интереса учащихся в процессе преподавания литературы»







Подготовила:
учитель русского языка и
литературы
Кирпичёва Ю.П.




с. Полюдово
2016
Никогда никакими силами вы
не заставите читателя познать
мир через скуку. Читать
должно быть интересно.

А. Н. Толстой.


Введение
Развитие ученика-читателя - ключевая проблема литературного образования школьников, которая тесно связана с читательской деятельностью, становлением ученика как талантливого читателя.
 Одним из требований, предъявляемых программой  к чтению, является осознанное чтение. 
  Осознанное чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Этот навык  является наиболее важным для чтения, т. к. если человек не понимает того, о чем читает, теряется весь смысл процесса чтения. Задача учителя- словесника помочь школьникам правильно осмыслить и понять читаемый текст, научить устанавливать смысловые связи в тексте, помочь осознать идейный смысл произведения. Вся работа, проводимая на уроке литературы, направлена именно на решение этих задач. Для этого учитель использует разнообразные методы: подготовка учащихся к восприятию текста через беседу, рассказ, экскурсию, демонстрацию картин, иллюстрации, видеоматериал. Немаловажное значение имеет работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями, анализ изобразительных средств художественного произведения, анализ текста, закрепление содержания прочитанного текста, составление различных видов планов, пересказ, а также обобщающие беседы.
Осмысленность чтения предполагает  формирование следующих умений:
- выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
- пользоваться сносками и школьным толковым словарём; - отвечать на вопросы по содержанию словами текста; - определять эмоциональный характер текста; - выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова; - опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей; - определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных; - уметь прогнозировать содержание читаемого; - осознавать авторское и собственное отношение к персонажам; - формулировать тему небольшого текста;
- работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
- выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
- определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
- находить главную мысль, сформулированную в тексте; - определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.
Психологи выделяют несколько уровней понимания текста. Первый, самый поверхностный – это понимание фактов, того, о чём говорится. Следующий уровень характеризуется пониманием «не только того, о чём говорится, но и того, что говорится в высказывании», т. е. мыслей, связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста, а именно – подтекста. Третий уровень предполагает осознание читателем общего настроения произведения, отношения автора к описанным событиям, персонажам, его оценок, а также осознание своего собственного отношения к тому, что написано и как написано.
Исходя из этого, учителю нужно стремиться, чтобы в результате работы на уроке дети не остались на поверхностном уровне восприятия, а поняли бы подтекст произведения, почувствовали авторское начало и определили своё отношение к прочитанному.
Выделяются различные виды заданий, направленные на формирование навыка осознанного чтения. Прежде всего, эти задания, связаны с лексической работой над словом, т. к. именно эта работа обеспечивает понимание элементарного смысла произведения. Непонимание прочитанного начинается, как правило, с непонимания значения отдельных слов и выражений, а это ведет к невозможности понять более глубокий смысл произведения. Значение ряда слов и выражений разбирается перед началом чтения произведения на так называемых речевых разминках (речевых пятиминутках). Материал для речевой разминки подбирается учителем в зависимости от темы урока, класса и уровня развития школьников. В моей работе представлены задания, связанные с развитием смысловой догадки школьников и умением прогнозировать содержание, жанровую специфику, эмоциональный характер текста перед его чтением и в процессе чтения.
Задание 1 – понимание смысла слова из общего контекста.
Фрагмент урока: Знакомство с русской народной сказкой :
- Какие слова  из этой сказки тебе не совсем понятны? - Можно ли догадаться об их смысле по содержанию сказки? - Попытайтесь объяснитьряд слов: Задание 2 – понимание фактического содержания.
- Например: Найди и прочитай ответы на вопросы: почему мы зовём Россию                    отечеством,                    родиной,                     матерью.
Задание 3 – прогнозирование содержания (антиципация) перед чтением и в процессе чтения.
Фрагмент урока: Знакомство с каким – либо литературным произведением
- Прочитай заголовок следующего произведения.  - Подумай, о ком оно. - Страшное или нет? - Сказка или рассказ?
Задание 4 – помогает научить детей понимать мотивы поведения персонажей.
Задание  5 – учит понимать подтекст по вопросам и заданиям, на которые нет прямых ответов в тексте.
Задание 6 – подбор к тексту наиболее точной из предложенных пословиц (т.е. той пословицы, которая отражает главную мысль произведения).
Задание 7 – нахождение в тексте «главных» слов произведения.
   Работа над осознанным чтением не ограничивается периодом обучения в начальных классах, она продолжается и остаётся актуальной на протяжении всех лет обучения. Чем старше становятся  учащиеся, тем сложнее и объёмнее  тексты, в текстах закладывается более глубокий смысл, усложняется сюжетная линия и т. п. 
Следующий вопрос моего доклада: Как эже повысить читательский интерес у школьников среднего и старшего звена?
Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения; в связи с развитием компьютерных и других информационных технологий происходит падение интереса к литературе.
Отсутствие интереса к чтению является зачастую главной проблемой подрастающего поколения, проблемой, которую ребенку не решить в одиночку.
Возродить традиции семейного чтения, создать условия, в которых формируется интерес к чтению вообще и к конкретным книгам через выявление актуального, значимого для каждого ребенка – желаемые результаты в работе над развитием читательского интереса школьников.
Проблема формирования у детей читательских интересов имеет не только богатую историю развития, но и характеризуется множественностью подходов к ее теоретическому осмыслению и практическому решению.
Основными задачами работы учителя-словесника нужно считать воспитание любви к чтению и изучению литературы; формирование потребности читать настоящую литературу; воспитание литературного вкуса; развитие творческих способностей детей; формирование духовно-нравственных ценностей, собственных убеждений, способности их утверждать и отстаивать; создание единого читательского пространства во взаимодействии школы, библиотеки и семьи; становление типа правильной читательской деятельности и, как следствие, читательской самостоятельности – основы непрерывного самообразования, самовоспитания и саморазвития.
Концептуальность в изучении литературы как школьного предмета базируется на том, что литературный процесс рассматривается в его последовательности от древности до наших дней, это и есть модель структуры курса каждого из средних классов.
Литература - единственный учебный предмет эстетического цикла, систематически изучаемый в школе с первого класса, что дает возможность выработать единое направление нескольких составляющих (учительской, родительской, библиотекарской ) в формировании интереса к правильному чтению, обеспечить комплексный подход к проблеме .
Современный урок литературы – это сочетание уже известных методов и приемов обучения и их творческое видоизменение, нацеленное на создание положительной устойчивой мотивации при помощи эмоционального воздействия на чувства и духовный мир школьника.
Основные направления в формировании читательского интереса определились в результате изучения моего опыта как учителя - словесника.
1. Проекты , развивающие интерес к чтению
Метод проектов связан с развитием и формированием читательского интереса , так как он дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Проект ценен и тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Проекты нацелены на изучение личности ученика, выявление и пробуждение его явных или потенциальных задатков, интересов.
Например, проект “Талантливые читатели” реализуется в тесном контакте с родителями и включает в себя:
1) тестирование родителей, которое помогает им обратить внимание на круг чтения ребенка и показывает пути благотворного влияния на читательскую деятельность школьника;
2) тестирование учащихся различных возрастных групп, цель которого помочь раскрыть себя как читателя и личность;
3) игры, конкурсы, задания на развитие качественной стороны восприятия детей;
4) анкетирование детей и родителей “Читательские пристрастия моей семьи”;
5) изучение читательских дневников;
6) составление картотеки детского чтения;
7) анализ сочинений школьников, направленных на рефлексию читательского опыта (“Моя домашняя библиотека”, “Я – читатель”, “Исповедь читателя”);
8) большое количество экскурсий;
9) памятки для родителей, помогающие им осуществлять комплексный контроль за умением самостоятельно работать с книгой.
Стремясь поддержать атмосферу творческого поиска, появился проект "От маленького писателя к большому читателю", чтобы каждый ребенок мог испытать благодатные “муки” творчества, работая над собственным текстом.
Торжественное открытие “Книги рекордов Гиннеса класса” по разным категориям, в том числе и по литературной.
С целью расширения читательского опыта учащихся и учета их интересов можно организовать “три круга” чтения(программные произведения для чтения и изучения, произведения для самостоятельного чтения и обсуждения в классе, произведения для внеклассного чтения).
Проект «Семейные чтения» подразумевает коллективное обсуждение на тематическом родительском собрании книги, предложенной учителем, и прочитанной предварительно и родителями, и детьми.
2. Организация разнообразных форм внеклассных мероприятий
Внеклассное чтение одно из важнейших направлений в работе учителя-словесника, которое способствует развитию читательской самостоятельности учащихся, формированию их читательских интересов, является опорой школьного курса.
Центральным звеном в работе по развитию читательского интереса школьников является организация литературных игр и литературных праздников, в процессе которых развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и совершенствуется кругозор, активизируются задатки и способности детей.
Каждый ученик в классе имеет свое "дерево достижений", которое растет вместе с ребенком от класса к классу. В конце каждого учебного года выявляются интеллектуальные лидеры и активные читатели года.
3. Взаимодействие учителя и библиотекаря в формировании читательской культуры
В сотрудничестве учителя и библиотекаря важными компонентами являются совместные действия по привитию любви к чтению, бережному отношению к книге, формировать которые помогают проекты «Книжкина больница», «Передай добро по кругу», «Клуб любителей чтения» , «Книжное меню для книжного банкета», «Читательский дневник». Вместе с библиотекарем школьники учатся системе работы с книгой, знакомятся с поэтапным освоением методов чтения (осмысленно, выразительно, вдумчиво), совершенствуют умение пересказа прочитанного (подробно, выборочно, сжато).
Помощь учащимся в выборе книг, подходящих им по уровню может стать связующим звеном в поиске верного начала, а содержание читательских дневников учащихся поможет учителю и библиотекарю оценить читательские навыки и предпочтения учащихся.
4. Роль Интернета в развитии читательского интереса
Для современных детей и подростков Интернет это, помимо развлечения, один из способов доступа к нужной информации. Детским увлечением Интернетом и другими элементами информационных технологий можно воспользоваться для расширения сферы и пробуждения у ребят познавательных интересов.
Интересен опыт Интернет-проекта «С любовью к книге».
Цель проекта состояла в активизации познавательной деятельности учащихся посредством использования Интернет-ресурсов на уроках литературы и во внеклассных мероприятиях по предмету.
Задачи проекта включали:
приобщение подростков к чтению;
развитие читательского вкуса у школьников;
реализация творческого потенциала учащихся и учителей на основе новых информационных технологий.
Проект осуществлялся как в урочное, так и во внеурочное время. В проекте было несколько этапов.
На начальном этапе осуществлялось тестирование участников, регистрация в сети, знакомство с другими участниками, общение в чате.
Следующий этап состоял из различных творческих заданий. Одним из них был конкурс литературных сочинений на тему «С любовью к книге».
Викторина «Посмотри фильм прочитай книгу ответь на вопрос» состояла из нескольких стадий. На уроке литературы школьникам были показаны фрагменты фильмов из экранизаций художественных произведений, входящих в школьную программу. За две недели ребята должны были прочитать эти книги. После этого ученики приняли участие в он-лайн викторине. В режиме реального времени школьники должны были быстро и чётко ответить на вопросы из непоказанных на уроке эпизодов, которые в это же время были заданы школьникам из других городов. При этом ребята продемонстрировали не только знания по предмету, но и высокий уровень владения информационными технологиями.
Еще одним творческим заданием был конкурс «Обложка для любимой книги». Учащиеся должны были не только нарисовать полюбившихся персонажей, но и разместить свои рисунки в Интернете, обсудить работы на форуме и путем голосования выбрать лучшую.
Удалось пробудить в учениках познавательный интерес, они с нетерпением ждут участия в других Интернет- проектах. Не стоит останавливаться на достигнутом, надо искать новые формы развития интереса школьников к литературе. Возможности Интернета в этом плане удивительно богаты.
5. Взаимодействие с родителями
Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению.
Чтение это своеобразный диалог между человеком и книгой, требующий усердия, работы ума и сердца. Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий, чуть ли не единственная цель искусства
От того, какие книги читает ребенок, во многом зависит, каким человеком он станет. Книга воспитывает и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника, так как через нее происходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому.
Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть задача взрослых (будь то родитель, писатель, издатель, учитель, библиотекарь, воспитатель), задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи своей страны.
В настоящее время проблема развития интереса у школьников к чтению становится проблемой поколения: книга в любой своей форме все быстрее отдаляется, интерес к чтению падает. Телевидение, интернет постепенно вытесняют книгу с того пьедестала, который она занимала до недавнего времени. Теперь для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируется в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте. Горько, больно, обидно, ведь когда- то мы были самой читающей страной мира. Перед учителем словесности, на мой взгляд, стоит одна из главнейших задач современности – возродить отодвинутый на задний план интерес школьника к чтению.
Воспитать творческую личность без книги невозможно: чтение развивает познавательные процессы, личную культуру, формирует восприимчивость. Процесс обучения чтению должен быть непрерывным, начиная с начальной школы, и в идеале должен научить ребенка видеть в книге произведение искусства. Традиционно знакомство с литературой в среднем звене начинается с изучения фольклора. Характерной особенностью данного курса является первое знакомство школьника с понятием выразительных средств литературного языка. В этом отношении фольклор является богатейшим материалом таких литературных приемов, как аллегория, сравнение, метафора, эпитеты, олицетворение и другие.
С точки зрения развития «умения читать» для меня, как учителя литературы, являются интересными задания следующего типа:
1) рассмотреть типичных сказочных животных и определить, какие черты человеческого характера они отождествляют;
2) проследить, какие народные человеческие имена традиционны для животных и людей в русских сказках, а какие в зарубежных и как это связано с характером героя;
3) обратить внимание учащегося на схожесть многих народных сказок;
4) проанализировать эпитеты, используемые для описания отрицательных и положительных героев (на примере 2- 3 сказок), какие сравнения используются при этом;
5) предложить учащимся по выписанным эпитетам определить характер и внешность героя;
6) по иллюстрациям к сказке охарактеризовать героя, используя соответствующие литературные приемы (для данного задания особо результативным является использование на уроке репродукций лубочной и палехской живописи), можно предложить учащимся 5 классов самим нарисовать иллюстрацию к произведению;
7) создать презентацию понравившейся сказки или любимого героя.
По моим наблюдениям подобные задания пробуждают у школьников интерес к тексту, как объекту исследования. А элементы игры и соревнования облегчают учащимся ознакомление с азами литературоведения и развивают навыки анализа литературных произведений.
С целью повышения читательского интереса и общего эстетического развития целесообразно более широко использовать межпредметные связи, в первую очередь между предметами изобразительного искусства и музыкой. В связи с этим провожу следующие задания:
- предлагаю ребятам составить словесные портреты героев, прослушав музыкальные отрывки;
- предлагаю сопоставить эпизоды из музыкального и литературного произведений и проанализировать выразительные средства;
- организовываю викторину «Угадай, кто идет?» (по музыкальному фрагменту определить героя, найти соответствие в тексте произведения);
- предлагаю подготовить иллюстрации наиболее запомнившихся моментов произведения.
В процессе изучения поэтических произведений необходимо добиться понимания учащимися, что стихотворение – это поэтический образ, а не только рифма и ритм. Наиболее действенным способом развития читательских навыков является широкое использование на уроках выразительного чтения. С точки зрения В.И. Чернышева, «легко слушается и понимается чтение ясное, отчетливое, хотя и не громкое», главное при чтении «выразить чувство читаемого, а не свое собственное», что возможно лишь при условии глубокого проникновения в содержание текста. Умение вдумываться в читаемое и передавать понятое движением голоса, интонацией, благотворно сказывается на формировании коммуникативных навыков.
Формируя у учащихся навыки зрелого чтения, я, как учитель, готовлю их к выполнению различных видов воспроизведения прочитанного, прежде всего к пересказам – краткому и подробному. На основе чтения и анализа текстов ученики овладевают навыками изложения собственных мыслей: идут по пути от наблюдений мыслей к самостоятельному воспроизведению мысли.
В силу большого объема текста литературного произведения, изучаемого в старших классах, возникает проблема нехватки учебного времени для более детального рассмотрения всех интересующих моментов произведения, поэтому большую помощь в повышении интереса школьников к произведению оказывают внеклассные тематические мероприятия. На мой взгляд, наибольший интерес и практический эффект имеют следующие мероприятия:
1) литературные вечера, где предлагается учащимся сценически представить эпизод различных литературных произведений, (причем, как и произведения, так и эпизоды могут быть выбраны самостоятельно школьниками в рамках темы литературного вечера);
2) литературные «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Самый умный», «Умники и умницы», где командам – участникам предлагаются выдержки из произведения, с целью определить автора и название; можно подготовить вопросы по произведению или творчеству любого писателя, определенного темой игры (при этом вопросы могут готовить сами ученики).
Данные мероприятия позволяют провести оценку кругозора, сферы интересов, степень восприимчивости художественного текста учащимися, а так же проследить динамику интеллектуального развития ребенка.
Настоятельно рекомендую старшеклассникам вести читательский дневник, назначение которого – помочь при подготовке к уроку и, что особенно важно, помочь при подготовке к ЕГЭ. В читательском дневнике выделяю следующие разделы:
1.Автор (указать Ф.И.О.(полностью), годы жизни)
2. Название произведения
3.Главные герои (их характеристика)
4.Тема
5.Проблемы
6.Комментарий к проблемам (краткий)
7.Примечание (чему учит произведение, что понравилось, общее впечатление, может быть, какие-то афоризмы и т.д.)
Читательский дневник - один из способов, позволяющий поддерживать чтение в школах, прививать культуру чтения, контролировать деятельность ученика как читателя.
Одним из эффективных способов повышения читательского интереса старшеклассников я считаю проведение уроков внеклассного чтения. Это не стандартные занятия, а уроки, основанные на материале современной молодёжной литературы, которые проводятся совместно с сельской библиотекой
Современная литература вызывает определённый интерес у подростков. Как сделать уроки внеклассного чтения по данной теме интересными и нужными современным юношам и девушкам? Совместно с сельской библиотекой мы проводим уроки внеклассного чтения по произведениям современной литературы. Ребята предлагают произведение современной литературы, с которым идём в библиотеку на обсуждение. Ответственная группа готовит аннотацию, дополнительные вопросы и видеоматериал. Учитель и библиотекарь продумывают форму занятия, разрабатывают вопросы для диспута.
Cовместная работа с сельской библиотекой создаёт условия для проведения интересных уроков по современной литературе, что вызывает у подростков живой интерес, желание читать произведения отечественной литературы.
Без личного примера учителя, я считаю, невозможно вызвать интерес к чтению, поэтому с удовольствием хожу с детьми в библиотеку, наблюдаю за проявлением их читательского интереса, вместе выбираем книги, пытаемся найти ответы на интересующие нас вопросы. Научить ребенка мыслить, рассуждать, разбудить в нем чувства и желание творить – это, нам мой взгляд, самое заветное желание любого учителя.
Мы живем в сложное время и только способность к диалогу позволит нам всем сохранить человеческое достоинство и помнить всегда «как слово наше отзовется» в сердцах и умах наших учеников






















Библиография
Дейнеко И. Привлечение детей к систематическому чтению в школьной библиотеке/ И. Дейнеко //Библиотека в школе: прил. к газ. "Первое сентября".-2003.-N 18. - С. 15-17.
Джежелей О. В. Формирование основ читательской самостоятельности на уроках внеклассного чтения. - М, 1975. – с. 28.
Катаева А.А., Гончарова Е.Л. Дорога к книге// О приобщении детей к чтению: советы родителям // Семья и школа. - 1989. - № 8. – С.20-23.
Локтева Н. Ф. Формирование и развитие читательского интереса на уроках литературы.// repsh.alexrono.ru/index9.files/intkonferenzia.doc
Недвецкая М. Н. Пути активизации читательской деятельности подростков на уроке литературы и внеклассного чтения/ М. Н. Недвецкая //Образование в современной школе.-2004.-N 3. - С. 16-27.
Недвецкая М. Н. Педагогические условия, обеспечивающие активизацию читательской деятельности учащихся во взаимодействии школы, семьи и библиотеки / М. Н. Недвецкая//Образование в современной школе.-2004.-N 7. - С. 11-16.
Обнорская О.А. Почему мои дети любят читать/ О.Обнорская// Нач. шк.- 2000.- № 2.-с. 34.
Павлова А.П. Выразительное чтение как средство нравственно-эстетического воспитания школьников на уроках внеклассного чтения. М., 1988. - 60 с.
Родительское собрание, посвященное детскому чтению: подборка материалов для директоров школ/И. И. Тихомирова, Г. Н.Тубельская, О. Л. Кабачек, Н. Н. Сметанникова, М. В. Карданова // Школьная библиотека. - 2005.-N 9-10 - Вкл. л.- С. 1-46.
Саволайте Х.М. Методические задачи по методике чтения .- М., 1990. - с. 93-94.
Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя// Начальная школа, 2003 № 1, с. 11-18.
Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. – М.: Педагогика, 1990. – С. 25.
Терехова Е. А. Роль интернета в развитии познавательного интереса учащихся // Материалы международных педагогических чтений. http://www.wecomm.ru/structure/?idstucture=422

















13PAGE 15


13PAGE 141215