Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Тоншаевская средняя школа»










Педагогический проект
 
 
Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся
 








Выполнила: Удалова Елена Семеновна,
учитель технологии
первая квалификационная категория.

















п. Тоншаево, 2014год.


                                          Содержание.
1.  Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.3                                                                                                                                                                                                           
1.1 Актуальность проекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с.3
1.2 Объект исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.3
1.3 Предмет исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.3
1.4 Проблема исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с.3
1.5 Цель исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.3
1.6 Задачи исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с.3
1.7 Гипотеза исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с.3
1.8 Основные результаты, достижение которых предполагается проектом с.3
1.9 Теоретико-методологические  основания проекта . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.4
1.10 Стратегия достижений поставленных целей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.4
1.11 Апробация результатов исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.4
2.Метод проектов как средство развития творческих способностей учащих-
ся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с.5
2.1 Творческое развитие школьников как педагогическая проблема. . . . . . с.5
2.2  Проектная деятельность  -   один из возможных путей выхода из               кризиса традиционной школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с.9
2.3  План действий по реализации проекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с.12
2.4  Апробация методики проектирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с.14
3.Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с.17
 
 




















1. Введение
 
1.1 Актуальность исследования.   
 
Одной из приоритетных задач современной общеобразовательной школы следует признать формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями.
 
1.2 Объект исследования: творческая деятельность школьников на уроках технологии в общеобразовательной школе.
 
1.3 Предмет исследования:   метод проектов как технология личностного развития учащихся   
 
1.4 Проблема исследования заключается в поиске ответа на вопрос, какими должны быть содержание, методы, формы учебно-творческой деятельности школьников, стимулирующие развитие их творческих способностей.
1.5 Цель исследования:  выявить  эффективность метода проектов как технологии личностного развития учащихся
1.6 Задачи исследования:
1. Изучить специфику метода проектов как личностно-ориентированной образовательной технологии.
2. Выявить  педагогические  условия, при которых    метод  проектов  оказывает эффективное влияние на личностное развитие учащихся.
3.Разработать системы семинаров-практикумов, направленных на глубокое изучение основ проектной деятельности.
4.Создание системы контрольно-диагностических мероприятий по определению результативности проектной деятельности  учащихся, способствующей достижению нового качества образования.
5. Разработать  модели  применения метода проектов в личностно-ориентированном образовании.
1.7 Гипотеза исследования: учебная деятельность, организованная по методу проектов, будет способствовать развитию творческих способностей школьников, если:
1.8 Основные результаты, достижение которых предполагается проектом:
 
·   рост личностных качеств и учебно-организационных умений  учащихся (самостоятельности, инициативности учащихся, их познавательной мотивированности);
 
·    развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
 
·  приобретение детьми опыта самостоятельного выбора,исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученного  результата;
 
·   обеспечение качества знаний учащихся ,отсутствие неуспевающих.;
 
·  рост числа призёров   олимпиад  и конкурсов различного уровня.
1.9 Методы исследования: теоретический анализ специальной, справочной литературы по проблеме исследования; опрос (анкетирование, интервьюирование); беседа, прямое и косвенное наблюдение; диагностические методы (тестирование, самоанализ, самооценка, экспертная оценка); праксиметрические (анализ продуктов деятельности); моделирование; организация педагогического эксперимента с последующей обработкой полученных результатов.
 
1.10 Стратегия достижений поставленных целей:
     На первом этапе (2011 - 2012 г.) проводитсяся анализ социологической и психолого-педагогической литературы с целью определения степени разработанности проблемы, уточнялись методологические и теоретические основы исследования. Определялась цель, объект и предмет исследования. Сформулирована рабочая гипотеза, конкретизированы задачи исследования и пути их решения. Разработана программа реализации проекта
     На втором этапе (2012-2013 гг.) планируется осуществление  опытной проверки гипотезы исследования, в ходе которой изучатся  и создадутся педагогические условия включения в проектную деятельность  учащихся На третьем этапе (2013-2014 гг.) будет  осуществлён  анализ, систематизация и теоретическое осмысление полученных результатов  экспериментальной работы.           
1.11 Апробация результатов исследования в «пилотных» классах
Будет осуществлена через публикации статей на сайте школы,  через выступления на проблемных  семинарах методических объединений, на педагогическом совете   школы.
2.Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся.
2.1  Творческое развитие школьников как педагогическая проблема
 
Проблема творчества имеет долгую и спорную историю. Во все времена она являлась объектом пристального внимания мыслителей и ученых (философов, психологов, педагогов). Понятие "творчество" восходит к трудам Платона и Аристотеля . В философской литературе употребление понятия "творчество" многопланово. Оно рассматривается как "активность", "процесс", "вид деятельности", "форма деятельности" и т.д. Различные его стороны отражаются в понятиях "творческое начало", "творческое развитие", "творческие возможности", "творческое мышление", "творческая активность", "творческое отношение", "творческая деятельность", "творческий труд", "творческая личность", "творческая индивидуальность" и др. В философском понимании (Н.А. Бердяев. К. Юнг. В.Ф. Овчинников и др.) феномен творчества определяется как то. что свойственно живой и неживой природе, человеку и обществ}', и выступает как механизм продуктивного развития. Психологи (Д.Е. Богоявленская, А.Н. Леонтьев. Я.А. Пономарев и др.) рассматривают творчество как продукт мыслительной деятельности .
Определения, даваемые в специализированных изданиях, характеризуют творчество как деятельность по созданию качественно нового, никогда ранее не бывшего (по замыслу и материальном) воплощению). Это относится к материальным и культурным ценностям в области производства, науки, литературы, искусства и т.д. В педагогической литературе творчество или творческая деятельность определяется как деятельность, дающая новые, впервые создаваемые оригинальные продукты, имеющие общественное значение (В.И. Андреев, В.И. Загвязинекнй, Ю.Л. Козырева. Ю.Н. Кудюткин и др.) Исследователи (Л.К. Веретенникова, С.Г. Глухова, П.Ф. Кравчук и др.) рассматривают сущность творчества как через личность, ее характеристики, так и через процессы, имеющие место в творческой деятельности .Однако, большинство ученых выделяет в качестве характерных признаков творчества новизну, оригинальность и уникальность, и определяют творчество как деятельность, порождающую нечто новое, никогда ранее не имевшее место. Ряд авторов (Т.Г. Браже, A.M. Матюшкин. И.Ф. Харламов) подчеркивает, что характерной чертой творчества помимо новизны является также и социальная значимость результата деятельности . Выражая общепризнанное понимание творчества И.Б. Гутчин пишет: "Творчество - это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением... Творчество всегда содержит в себе элементы новизны и неожиданности" .
Подчеркивая различие между развитием природы и продуктивной деятельностью человека, К.А. Тимирязев отмечал главный отличительный признак творчества человека - его целенаправленность. В природе происходит процесс развития, но не творчества. Некоторые авторы (Я.А. Пономарев и др.) трактуют творчество довольно широко и даже отождествляют его с понятием "развитие". "Всеобщий критерий творчества выступает как критерий развития". Творчество характеризуется продуктивной деятельностью, в которой наблюдается восхождение от более простых форм к более сложным .
Творческая деятельность невозможна без репродуктивной деятельности, ибо мышление вообще невозможно без памяти. Творчество есть момент взаимосвязи, диалектического единства продуктивного и репро-
дуктивного. Исходя из общеметодологического принципа понимания развития как диалектического единства старого и нового, творчество рассматривается как процесс созидательного преобразования .
В основе творчества лежит умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания. Комбинирующая деятельность воображения основана на прежнем опыте, его реорганизации и формировании новых комбинаций, знаний, умений . Необходимым условием развития творчества является его многообразные связи с культурным целым. Развитие индивида вне общества и без деятельности невозможно. Поэтому формула "развитие человека как самоцель творчества" означает следующее: а) развитие общественного человека, общества, создающего более благоприятные условия для расцвета каждой индивидуальности: б) самореализация личности, опредмечивание ее творческих способностей, достижение определенных объективных результатов, благодаря которым и происходит развитие общества.
В.И. Андреев  рассматривает ряд существенных признаков, присущих творчеству как виду человеческой деятельности: а) наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи; б) социальная и личная значимость и прогрессивность, т.е. она вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме. - это не творчество, а варварство); в) наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества; г) наличие субъективных (личностных качеств - знаний, умений, положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества; д) новизна и оригинальность процесса или результата.
Если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой. В.И. Андреев справедливо утверждает, что "неотъемлемым атрибутом творчества следует считать критерий развития человека, человеческой личности, человеческой культуры и общества в целом. Другими словами, истинное творчество должно с необходимостью приводить к развитию человеческой личности, развитию человеческой культуры"  Рядом исследователей (В.Г. Рындак. ЮЛ 1. Кулют-кин. А.Л. Шнирман и др.) человеческое творчество рассматривается в аспекте самореализации человека творца , проявлении его высших потенций, высшей формы деятельности человека; как процесса достижения результата, в котором личность реализует и утверждает свои потенциальные силы и способности и в котором она сама реализуется .
Для нашего исследования является важным, что некоторые авторы (В.II. Андреев. Ю.Н. Кулюткин. М.Г. Мерзлякова. В.Г. Рындак и др.) характеризуют творчество как сложное системное образование, подчеркивая взаимосвязь его отдельных элементов. Н.А. Бердяев считает, что творчество человека представляет "сложную, неразрывно развивающуюся систем}". По его мнению, системообразующими факторами можно считать "элемент свободы, элемент дара и связанного с ним назначения и элемент сотворенного мира, в котором и совершается творческий акт и в котором он берет себе материалы". Современные отечественные исследователи творчества.
(П.А.Бескова, Б.С. Мейлах и др.) исходят из понимания творческого процесса как сложного психического акта, обусловленного объективными факторами и соединяющего в себе элементы образного и логического познания, синтезирующего аналитический и непосредственно чувственный моменты восприятия и воспроизведения действительности .
Современные зарубежные ученые по-разному подходят к определению творчества или креативности (от лат. сгео - творить). Так. например, в понимании П. Торренса это естественный процесс, порождаемый сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации незавершенности и неопределенности . Американские ученые  (Дж. Гилфорд, А. Маслоу. Д.И. Ниреберг. Е. Торренс) рассматривают творчество как процесс, "логическое развитие идей и мысленных образов, которые преобразовывают элементы реальности во что-то новое. Концепция творчества Р. Стернберга, как и некоторые другие теории, наряду с когнитивными, включает в себя аффективные и мотиваци-онные элементы, .что является принципиально важным для нашего исследования. А. Ньюэлл, Дж.С. Шоу. Г.С. Саймон, анализируя процессуальную сторону творчества, считают, что решение проблемы можно назвать творческим, если имеет место сильная мотивация и устойчивость  Р. Муни выделяет четыре основных подхода к творчеству в зависимости от того, какой из четырех аспектов проблемы выходит на  первый план: среда, в которой осуществляется творчество; творческий продукт; творческий процесс; творческая личность.  До сих пор предметом спора между исследователями творчества является то, какой аспект в определении творчества рассматривать в качестве главного. Одни считают, что творчество следует определять "в терминах продукта", другие полагают, что главное в творчестве - сам процесс. Взгляд, согласно которому сущность творчества следует раскрывать через процесс, наиболее резко выражен в трудах Р. Арнхейма, утверждающего, что о творчестве нельзя судить только по производимом) объекту. Творчество есть "полное развертывание знаний, действий и желаний." Новизна, как критерий творчества, входит почти во все определения и является ключевым словом.
Однако, представление о новизне у различных авторов сильно различается. Одни подчеркивают субъективный характер новизны, то есть ее значимость для самого субъекта-творца, считая неважным, признает ли идею общество. Другой подход отмечает, что новизна может характеризовать лишь отдельные моменты деятельности, например, творческую разработку уже известной идеи. Третий взгляд акцентирует внимание на социальной значимости новизны. Но в любом случае, именно термин "новизна" является системообразующим по отношению к представлению о творчестве (Дж. Гилфорд, A.M. Матюшкин. Я.А. Пономарев, Н. Торренс и др.) Невозможно создать новое безотносительно к чему-то, вообще. Новое может быть новым только в сравнении со старым, со стереотипом. Новизна, как критерий анализа креативности может относиться как к оценке результата творческой деятельности, так и к измерению креативности как вида активности, как процесса.
Различают познавательную активность двух типов: 1) направленную на усвоение, приобретение, применение уже имеющегося в опыте индивида пли человечества в целом (интеллектуальная деятельность, активность) и
2) создание совершенно нового, для чего в личном и общественном опыте еще не существует готовых образцов (творческая активность), Большинство авторов говорит о творчестве как преодолении стереотипов, шаблонов. Как отмечает B.C. Юркевич, идея преодоления стереотипов относится не только к определениям, но и практически ко всем методам выявления креативности, основанным на анализе результатов деятельности . Во многих определениях креативность противопоставляется конформности, подчеркивается привнесение оригинального, необычного взгляда на проблем)'. Сегодня понятие "креативность" содержательио не определено однозначным образом, слишком противоречивы данные многочисленных исследований.
Обшей проблемой для всех направлений исследования творчества является выявление стадий (актов, этапов, ступеней, фаз, моментов и т.п.) творческой деятельности и их классификация. В отечественной науке уже на первом этапе развития психологии творчества этой проблеме уделялось повышенное внимание. Б.Д. Лезин выделил три стадии применительно к художественному творчеству: труд, бессознательная работа,  вдохновение.  П.К. Энгельмейер предложил процесс работы изобретателя подразделять на акты: 1) желания. 2) знания и 3) умения .
Первый акт (интуиции и желания, происхождения замысла). Начинается с интуитивного проблеска идеи и заканчивается уяснением ее самим изобретателем. Здесь на лицо пока гипотетическая идея, вероятный принцип изобретения (в научном творчестве - это гипотеза, в художественном - замысел).
Второй акт (знания и рассуждения, выработки схемы или плана). Механизм этого акта состоит в производстве опытов как в мыслях, гак и на деле.
Третий акт (умения, конструктивного выполнения изобретения). Не требует творчества. По П.К. Энгельмейеру, в первом акте изобретение предполагается, во втором - доказывается, в третьем - осуществляется. Первый акт дает замысел, второй - план, третий
Ф.Ю. Левинсон-Лессинг, рассматривая научное творчество, полагал, что его процесс слагается, по крайней мере, из трех элементов:  накопления фактов.
  возникновения идеи в фантазии,  проверки и развития идеи. Л.А. Венгер, анализируя деятельность выдающихся людей, отмечает качества (на наш взгляд, их можно назвать также и структурными компонентами, и фазами), способствующие творчеству. Это  интерес к избранной деятельности, напряженный труд,  вдохновение, интуиция . Б.С. Мейлах выделяет универсальные фазы творческой деятельности -возникновение идеи, определенной проблемной ситуации, выбор плана, целенаправленность поисков и отбор наилучших из возможных решении. Аналогичные стадии выделялись и зарубежными авторами.
Так, например, Уоллес выделил четыре шага творческого процесса: подготовка, инкубация, озарение, пересмотр. Этот подход оказался наиболее универсальным, его развивали в дальнейшем многие авторы. Ь.П. Горренс указывает, что практически "процесс Уоллеса" лежит в основе любого существующего метода систематического обучения творческому мышлению В научной литературе в зависимости от объекта выделяются основные типы творчества: материально-техническое, духовно-теоретическое, социально-организационное, педагогическое, художественное и др. Творчество пронизывает разные виды труда, разные виды деятельности, обеспечивая ее новое, более высокое качество. По справедливому замечанию Н.Н. Глубоковой, творчество - это качественная характеристика любой деятельности.
Учитывая некоторые расхождения и даже противоречия в трактовке феномена творчества различными авторами, надо иметь в виду, что данная схема носит до некоторой степени условный характер. Творчество здесь понимается как некая структурная целостность, элементы (блоки) которой взаимосвязаны и взаимозависимы. Структурными компонентами творчества являются: процесс, продукт, личность, среда. Творчество представлено в схеме в виде процесса, осуществляемого в определенных условиях (среде) субъектом творчества (личностью). Результатом творчества является продукт (материальный или идеальный), которым может быть и сама личность. Наиболее сложной и наименее разработанной в современной отечественной и зарубежной литературе является процессуальная сторона творчества. Этим и объясняется попытка более детального представления блока "процесс" в предлагаемой схеме. Творческий процесс в современных исследованиях трактуется как высший мыслительный процесс.
 
2.2   Проектная деятельность  -   один из возможных путей выхода
Включение  школьников  в  планомерную проектную деятельность   нами рассматривается в качестве одного из возможных путей выхода из кризиса традиционной школы, ассоциируемой со школой готовых знаний.
В современном мире все больше государств осознает, что их будущее и прежде всего конкурентоспособность зависят от образования.   В связи с этим необходимо   введение в образовательный процесс деятельности, которая направлена на конкретный результат, на готовый осязаемый продукт, на общественную полезность, возможность использования различных образовательных пространств, возможность творчества .
Авторское право на метод проектов в педагогике принадлежит американскому педагогу У. Килпатрику – ученику Дж. Дьюи. Апробированный Э. Коллинсом, метод проектов стал позднее  предметом резкой критики в США и других странах, а в России в 1931 году он был официально запрещен, так как командно-административная система государства положила конец прогрессивным экспериментам в педагогике и утвердила единоначалие в школьном деле. В 1960-1970 гг. на волне критики  прогрессивизма, прагматизма метод проектов в какой-то степени, не без основания, обвиняли в нарушении систематичности обучения, снижения уровня теоретических знаний учащихся общеобразовательных школ.    Опросы учителей   указывали как на преимущества, так и на сложности работы по методу проектов в школьной практике. С одной стороны, использование этого метода чревато перекосами в учебной программе, ведь ни в один проект невозможно уложить все требуемые знания. С другой стороны, очевидны и преимущества этой системы занятий: высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность детей, связь полученных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров, развитие кооперации и научной пытливости, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, сознательная дисциплинированность группы и т.д. Почти все учителя   отмечали, что метод проектов разрушает школьную рутину. Педагоги, использовавшие этот метод,  в основной массе были настроены применять его и впредь. К тому же метод проектов создавал условия для решения таких возрастных проблем школьников как проблема общения со сверстниками и со взрослыми путем совместных поисков решения задач, осознание себя как члена коллектива в процессе групповой деятельности в коллективных проектах  и   осознание своей  оригинальности  при  выполнении индивидуальных проектов
Анализ работ С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, Е.С. Полат,  В.Н. Стернберг показал, что   педагоги  (С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев) использовали главным образом социальную составляющую «метода проектов»,  и посредством этого метода пытались реконструировать окружающую социальную среду, порой недооценивая педагогические возможности этого метода как средства, обеспечивающего «самодвижение» ученика, его активность и самостоятельность в процессе освоения предметного содержания.
Так, известный русский педагог и психолог П.Ф. Каптерев в книге «Дидактические очерки» писал: «Знания, конечно, ценны, но еще ценнее уменье, искусство, способности. То человек знающий, то человек умный. Ум выше знаний, так как, владея умом, всегда можно приобрести знания, а, владея знаниями, не всегда приобретешь ум... Поэтому наиболее ценны такие учебные предметы, которые не столько обогащают ум сведениями, сколько дают разнообразный материал для всестороннего упражнения ума и, таким образом, сообщают ему гибкость, подвижность, так как оттачивают и шлифуют его... Знание само по себе, вне отношения к развитию ума, имеет в образовании очень мало значения: всего не узнаешь, всем наукам не обучишься. Важно, чтобы человек сам мог учиться, чему нужно, а не то, чтобы он в школе приобретал возможно больше знаний. Самое важное приобретение учащихся - уменье правильно мыслить и говорить, уменье учиться» . Значительный вклад в разработку проектного метода обучения внёс один из основоположников отечественной педагогической науки П.П. Блонский. Народную школу педагог видел, прежде всего, индустриальной, он сам говорил, что в век прогресса терпеть не мог технической неграмотности.
Многие принципы, на которых разрабатывается сегодняшняя образовательная область «Технология» и непосредственно связанная с ней проектная деятельность, были заложены П.П. Блонским в народной школе. Он писал: «В народной школе ребенок должен, прежде всего, не обучаться теоретическим знаниям, но учиться жить. Итак, школа должна быть местом жизни ребенка, должна создать рациональную организацию этой жизни»  .
Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становитсяинтегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (или критического в терминологии Дж Русские ученые связывали методы обучения (в том числе и проектный метод) прежде всего с проблемой развития личности, подготовкой ее к жизни и труду.
 
                 2.3     План действий по реализации проекта
 
2012 год                     Цели и задачи аналитического этапа
3        Изучить образовательную ситуацию в школе.
4        Выявить отношение учителей к  введению проектного метода обучения
5        Выявить использование учителями элементов проектной деятельности школьников.
6        .Разработать концепцию  проектного обучения 
7        Мониторинг образовательных запросов учащихся в новых условиях
8        Определение сроков и исполнителей работ
9        Определение источников финансирования проекта
10    Разработка системы подготовки и переподготовки педагогических кадров
11    Общественная экспертиза проекта
     2013 год                         Организационный этап
 
Разработка нормативной базы (локальные акты, регулирующие вопросы организации проектного обучения
Информирование населения о деятельности школы
Отработка технологии проведения учебных занятий и воспитательных мероприятий в  проектном режиме
Создание творческих групп по отработке методики применения  проектной технологий на уроке;
Организация работы семинаров по подготовке и переподготовке учителей по овладению  проектными технологиями.
Обмен опытом в использовании  проектного метода обучения
Осуществление мониторинговых исследований   личностный качеств и учебных достижений  учащихся
Включение школьников в проектную деятельность в специально созданных условиях для решения образовательных и воспитательных    задач.
         2014 год                       Контрольно-аналитический этап
o   Систематизировать данные о поэтапном включении  школьников в проектную деятельность,       развивать  информационную  базу построения системы  обучения в        проектном режиме.
 
 
 
 
 

                 Ожидаемые результаты на аналитическом этапе.
                 Ожидаемые результаты на организационном этапе.
o   Формирование материалов, необходимых для более качественного обеспечения учебного процесса различных уровней образования.
o   Рассмотрение социальных связей и партнерств. Повышение конкурентоспособности школы, её социального престижа
o   Повышение уровня и качества педагогического мастерства педагога
o   Оптимизация  управленческого процесса. Приобретение опыта педагогического проектирования, ознакомление участников эксперимента с основными тенденциями развития педагогической мысли данного направления.
 
 
 
 
.
 

o  Обогащение опыта совместной деятельности школьников,
                  Ожидаемые результаты на контрольном этапе.
o   развитие  информационной   базы построения системы  обучения
o   в проектном режиме.
 
o   .Создание эффективной системы информационного обеспечения образовательного процесса
o   Применение новых  проектных  технологий в учебном процессе.
o   .Эффективное планирование выполнения проектных мероприятий
o   Получение грантов
o   Характеристика отношения учителей к проблеме  введения проектного метода
o   Характеристика использования учителями элементов проектной деятельности школьников.
o   «Прозрачность» введения инноваций перед обществом, повышение качества ведения образовательной деятельности и подготовки востребованного и конкурентоспособного выпускника
o   Изучение запросов учащихся, их   склонностей к направлениям проектной деятельности.
 
 
 
 
 
 

2.4  Апробация методики проектирования.
Методика проектирования мною апробирована, успешно применяется, результаты анализируются, систематизируются, развивается информационная база построения системы  обучения проектному методу
Предлагаю к рассмотрению Один из вариантов урока по теме «Проектирование изделий в 5 классе»
 
Цель. Дать понятие о процессе проектирования изделий; развивать творческие   и исследовательские   способности, логическое мышление; воспитывать аккуратность, внимательность, прививать эстетический вкус.
 
Оборудование:  учебники, цветные  карандаши, творческие проекты учащихся, рабочая коробка.
 
План урока:
 
I.                   Повторение изученного на прошлом уроке.(5 мин.) 
 
ВОПРОСЫ.
1.Что такое творческий проект ?
2.Объясните  значение слов «творчество» (создание  новых по замыслу культурных или материальных ценностей)) , «проект»( замысел, план выполнения какого – либо действия)
3.Кто может быть создателем творческого проекта? Может ли творческий проект  быть коллективным? Примеры.
4.Из каких частей  состоит творческий проект?
5.Какие способности развивает проектирование?
6.Что представляет собой пояснительная записка?
7.Этапы проектирования.
 
II.Изучение процесса проектирования. (30 мин.)
 
  На доске:
Этапы проектирования.
 
I.Организационно – подготовительный
II.Технологический
III.Заключительный
 
План выполнения творческого
проекта:
 
1.Формулировка проблемы.
2.Возможные варианты и их оценка (эскизы).
3.Обоснование выбора.
4.Технологическая схема  осуществления проекта.
- выбор материалов
- выбор инструментов и приспособлений
-  последовательность изготовления
5.Расчет затрат на изготовление изделия.
6.Описание окончательного  варианта  и самооценка.
 
        
1.Слово учителя : мы уже получили первое представление о процессе проектирования, но  для того, чтобы он стал более понятным для вас, я пригласила на урок учениц старших классов с их творческими  проектами. Они расскажут нам об этапах проектирования и покажут, как происходит защита проекта.
Ваша задача : внимательно выслушать выступление каждой девочки,
сделать для себя  в тетради необходимые на ваш взгляд записи и подготовить свои вопросы выступающим.
2      Защита проектов.     Выступления учащихся старших классов(презентации см. приложение).
.
Вопросы :
- почему именно это изделие выбрано для самостоятельной творческой работы?
– какие правила техники безопасности ты выполняла?
– какие швы, узлы и техники рукоделия применялись в творческой работе?
- качественно ли выполнено твоё изделие?
- что нового ты узнала в процессе выполнения проекта?
- что удалось в работе, а что не получилось?
- какой этап был для тебя наиболее интересен?
- что вызвало наибольшее затруднение при выполнении проекта?
- какую оценку ты себе поставишь?
- понравилось ли твоё изделие родным?
- если бы тебе пришлось выполнить проект заново, какие изменения, дополнения ты  бы внесла в него?
- какова стоимость твоего изделия( если его продать?)
 -объясни преимущества изготовленного тобой изделия.
 
3.Закрепление материала.
Вопросы:
Этапы выполнения проекта.(организационно – подготовительный , технологический, заключительный)
Что включает в себя организационно – подготовительный этап?
Содержание технологического этапа?
Что представляет собой заключительный этап?
Что нужно представить к защите проекта?
Что необходимо учитывать  при выборе  темы проекта?
 
4.Практическая работа:  «Мой первый мини-проект» 
Задание:
                                                                                               

·         Ознакомиться с планом выполнения творческого проекта:

·         Выполнить первые три пункта (работа в тетради)
1.Формулировка проблемы.
2.Возможные варианты и их оценка (эскизы).
3.Обоснование выбора
 
Учащимся демонстрируются поделки – сувениры, чтобы помочь с выбором изделия для проекта
III.Подведение итогов.(10 мин.)
1. Обсуждение работ учащихся.
 
2.Изучение рекомендаций .
Проект – это твоя самостоятельная  творческая разработка. Выполняя его,  привлекай к работе как можно больше людей ( учителей, родителей. друзей)
 
Подбирай информацию из книг, журналов, компьютерных программ, сети Интернет  телепередач, пользуйся справочной литературой, материалами музеев и выставок.
 
Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, фотоаппарат, ксерокопировальный аппарат и др.
 
Используй знания по другим предметам, а также свой бытовой опыт
 
Изучай   национальные традиции своего народа.
 
Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.
 
 
IV. Домашнее задание.
 
Продумать  организационно - подготовительный и технологический этапы проектирования,  начать работу над пояснительной запиской,
представить разработки к следующему уроку
                                   3. Заключение.
 
Особенность творческой деятельности в рамках метода проектов на уроках технологии состоит в том, что творческая деятельность, имея своим предметным содержанием «прохождение» учеником пути от анализа потребности конкретных людей до изготовления продукта, удовлетворяющего эти потребности, с неизбежностью приводит к творческому развитию личности.
Выявлено, что творческая деятельность проектного характера с исследовательским компонентом - оптимальный по эффективности механизм и содержательная основа процесса актуализации развития творческих способностей школьников. Творческие способности школьника как субъекта творческой деятельности мы определяем как систему личностных способностей (воображение, оригинальность, способность к эстетической оценке, коммуникативно-творческая способность), знаний (теоретических и технологических основ), умений (художественно-технологических), направленности (эстетическая потребность), характера (эмоционально-эстетическая отзывчивость), побуждающих школьников к творческому развитию и саморазвитию
На основе взаимосвязи теории и практики технологической деятельности разработана модель развития творческих способностей школьников на основе метода проектов на уроках технологии, включающая структуру этой деятельности (теорию, практику; типы, функции, компоненты, этапы взаимосвязи теории и практики), а также раскрывающая принципы организации этой деятельности (такие, как креативность, наглядность, коллективный характер обучения, сотрудничества и др.) и условия ее осуществления (такие, как условия для поддержания стремления к творчеству, оптимальная координация
Определены эффективные методы (проблемное изложение, эвристический, исследовательский) и организационные формы обучения (индивидуальная, разновидности коллективной формы: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная и совместно-взаимодействующая), обеспечивающие развитие творческих способностей школьников на уроках технологии.
 
Выявлены признаки развития творческих способностей школьника как субъекта творческой деятельности на основе технологического творчества (воображение, оригинальность, способность к эстетической оценке, коммуникативно-творческая способность, эстетическая потребность, эмоционально-эстетическая отзывчивость, знания, умения) и определены качественные критерии их оценки применительно к каждому признаку.
 
Эффективным средством формирования творческих способностей учащихся является проектная деятельность в процессе обучения «Технологии», которая отличается тем, что включает проблемное изложение, эвристический, исследовательский виды деятельности, индивидуальную, совместно-индивидуальную, совместно-последовательную, совместно-взаимодействующую формы организации.