Презентация к докладу Развитие естественнонаучного мышления посредством решения физических задач


Развитие мышления учащихся посредством решения системы физических задач Методы решения физических задач аналитические синтетические аналитико-синтетические Классификация физических задач по методу решения качественные количественные экспериментальные исследовательские Классификация физических задач по способу решения Качественные задачи На объяснение сущности физических явлений На раскрытие сущностифизических методов На влияние физических факторов на окружающую среду Раскрывающиепринцип дей-ствия физичес-ких приборов На систематиза-цию и клас-сификациюфизических харак-теристик На построениеи анализ физи-ческих моделей На примене-ние физическихзаконов Количественные задачи арифметические графические алгебраические геометрические Экспериментальные задачи Наблюденияфизическихявлений Измерения физических характеристик Проведения опыта собъектом Проведенияфизическогоэксперимента Исследовательские задачи Учебно-исследовательские Реферативно-исследовательские Поисково-исследовательские Научно-исследовательские Этапы формирования умения решать физические задачи: Этап ознакомления с общей теорией решения задач.Этап решения качественных задач.Этап решения качественных и количественных задач по алгоритму, раскрывающему обобщенную структуру деятельности.Этап самостоятельного выполнения индивидуальных заданий по комплексному решению задач.Этап решения задач учащимися в условиях реализации процесса исследовательской деятельности. Последовательность решения качественных физических задач: 1. Знакомство с содержанием задачи:- анализ содержания задачи;- выяснение неизвестных понятий, терминов, деталей чертежа;- анализ явлений, описанных в задаче (характеристики, факты, свойства тел). Актуализация знаний.2. Составление плана решения качественной задачи:анализ физических явлений, процессов, описанных в задаче;анализ физических закономерностей;выявление причинно-следственных связей физических явлений;конструирование физической модели задачи;анализ схемы, графика, фотографии, системы данных в задаче;построение аналитической цепи умозаключений, постановка вопросов;3. Процесс решения качественной задачи.4. Анализ и проверка ответа. Последовательность решения количественной физической задачи: 1. Изучение содержания количественной задачи:- прочитать задачу, - выделить в ней объект и предмет задачи;- выделить физическую сущность задачи;- записать кратко условия задачи.2. Составление плана решения задачи:- выделить физические знания. В данной задачной ситуации;-мысленно установить причинно-следственные связи между ними;- построить физическую модель задачи, сделать рисунок, схему, чертеж;-проверить способность модели описывать объект физической задачи.3. Решение количественной физической задачи:выделить способы преобразования физической модели в математическую модель;записать математическое уравнение, предусматривающее раскрытие соотношения между условием и требованием физической задачи;решить уравнение относительно неизвестной величины, получить числовое значение.4. Анализ решения количественной физической задачи. Последовательность решения экспериментальных физических задач 1. Изучение содержания экспериментальной физической задачи:- выделение экспериментально (наглядно) заданной ситуации;выбор оборудования для проведения физического эксперимента;2. Составления плана решения экспериментальной физической задачи:- планирование проведения эксперимента;- составление рисунка, схемы, чертежа экспериментальной установки, выбор таблиц для записи экспериментальных данных.3. Решение экспериментальной физической задачи:- проведение физического эксперимента;- определение значения параметров в этой ситуации;- сведение экспериментально заданной задачи, к логической или вычислительной задаче.4. Анализ решения экспериментальной физической задачи. Методика проведения урока решения физических задач 1. Постановка цели и задачи урока.2. Анализ физических знаний, выявление основных законов и закономерностей. Лежащих в основе рассматриваемых физических явлений, процессов, методов исследования;3. Решение качественных задач, раскрывающих сущность физических явлений;4. Решение типичных количественных задач, раскрывающих сущность физических закономерностей;5. Создание проблемной ситуации, посредством эксперимента, формулирование задачи, постановка эксперимента, получение результатов и их анализ;6. Самостоятельное решение аналогичных задач;7. Коллективное решение более сложной задачи.8. Обобщение знаний, полученных на уроке, выдача индивидуальных заданий для самостоятельного решения.