Обобщающий урок по теме «Глагол» в 8 классе 8 вида. (КРО)

Обобщающий урок по теме «Глагол» в 8 классе 8 вида. (КРО)
Учитель Низамова Л.И.
Цель:
Закрепить умение правильно употреблять глаголы в речи.
Задачи.
Образовательные: обобщить знания уч-ся о грамматических категориях глагола, активизировать использование полученных знаний; совершенствовать умение правильно согласовывать глаголы с именами существительными и личными местоимениями.
Коррекционные: развивать у учащихся зрительную и слуховую память, восприятие, мыслительные навыки на основе операций анализа, синтеза, сравнения; повышать уровень речевого развития и коммуникативных умений, способствовать обогащению, активизации словарного запаса.
Воспитательные: воспитывать у учащихся мотивации к обучению, интерес и любовь к родному краю.
Оборудование:
Компьютерные слайды; раздаточные карточки с текстами, карточки с заданиями разного уровня сложности для самостоятельной работы, индивидуальные «карточки-помощницы» для слабых учащихся, сигнальные красные и зеленые карточки; толковый словарь, книги о ЯНАО и Тазовском районе; учебники, тетради, учебные принадлежности; опорные таблицы для определения лица, числа, времени, спряжения глагола.

Ход урока.
1. Организационный момент.
Ученики стоя приветствуют учителя.
Учитель. Здравствуйте, дети! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости.
Учитель поочередно предлагает им называть глаголы, относящиеся к учебной деятельности, после чего разрешает сесть.
2. Повторение пройденного материала.
Учитель. Я употребила слово «Глаголы». Дайте определение этому понятию.
Ученики. Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «что делать?» и «что сделать?».
Учитель. Задание №1. Прочитайте текст на карточках. Вставьте в него глаголы, которые наполнят звуками эти картины.
Нас всюду окружают звуки. Утром ... будильник. На улице транспорт.
В морозный день снег под ногами. В осенний день дождь по стеклу, а на улице вода под ногами.

Учитель. Докажите, что слова, которые вы вставили, являются глаголами.
(На столах слабых уч-ся лежат карточки – помощницы
. – это глагол.
Во-первых, обозначает . предмета.
Во-вторых, отвечает на вопрос ?
В-третьих, имеет форму времени, лица, числа, рода.)
Учитель оценивает работы учащихся, уч-ся сами вставляют эту оценку в свой оценочный лист.

3. Орфографическая пятиминутка. Работа над словарными словами.
Учитель. Глагол обозначает действие предмета. А как называется часть речи, которая обозначает предмет?
Ученики. Имя существительное.
Учитель. У вас на столах имеется карточка с незаполненным кроссвордом. Вы должны заменить предложения одним словарным словом (именем существительным) и вписать это слово в соответствующие клеточки кроссворда.

Кроссворд №1.

1 .
Г
А
Л
А
Н
Т
Е
Р
Е
Я

О
Т
Е
Ч
Е
С
Т
В
О



3.
4.
Г
Р
А
Ж
Д
А
Н
И
Н



О
Б
Р
А
З
О
В
А
Н
И
Е


1). У этого слова два значения. 1. Мелкие принадлежности туалета (перчатки, ленты, расчески); 2.Магазин, где эти предметы продаются (Галантерея)
2) . Страна, где родился человек. ( Отечество)
3). Житель данного государства, который пользуется правами и исполняет обязанности, записанные в Конституции. (Гражданин)
4. Знания и умения, полученные в результате обучения. (Образование)


Кроссворд №2.

1.
Ф
О
Й
Е

Ф
Е
С
Т
И
В
А
Л
Ь










3.
Н
А
Ц
И
О
Н
А
Л
Ь
Н
О
С
Т
Ь


4.
Р
Е
Г
И
С
Т
Р
А
Т
У
Р
А



1). Зал в театре, клубе, где находятся зрители во время антракта(перерыва) (Фойе)
2). Праздник, на котором показывается какой-либо вид искусства (песни, музыки, танца и др. (Фестиваль)

3). Принадлежность к какой-нибудь нации (Национальность)

4). Отдел поликлиники, где записывают больных к врачу. (Регистратура)



Кроссворд №3.

Ш
В
Е
Я

П
И
А
Н
И
Н
О




П
А
Р
А
Ш
Ю
Т

К
О
Л
О
В
О
Р
О
Т


1). Портниха, работница по изготовлению швейных изделий. (Швея)

2). Музыкальный клавишный инструмент (Пианино)

3). Большой зонт для прыжка с самолета. (Парашют)

4). Ручной столярный инструмент для сверления отверстия. (Коловорот)


Ученики на своих карточках вписывают слова в кроссворд. Слабые уч-ся пользуются «карточками – помощницами», на которых записано:


Г..л..нтерея, отеч..ство, гр..жд..нин, обр..з..вание, ф..йе, ф..ст..валь, н..ци..нальность, р..г..стратура, шв..я, п..анино, п..р..шют, к..л..в..рот


Для проверки правильности выполнения задания на компьютере высвечивается заполненный кроссворд.

Учитель. В каждом кроссворде найдите по вертикали слова. Обведите их зеленым цветом.
Полученные слова:
ГЕРБ ФЛАГ ЯНАО
Какое слово вы не найдете в толковом словаре? Почему?
Ученики. ЯНАО. Это слово сложносокращенное. ЯНАО – Ямало-Ненецкий автономный округ.
Учитель. Как называется район, где мы с вами проживаем?
Ученики. Тазовский.
Учитель. Входит ли Тазовский район в состав ЯНАО?
Учитель. Что означают слова герб и флаг?

Индивидуальные задания. Два ученика работают с толковыми словарями – ищут значения слов ГЕРБ И ФЛАГ.

4. Зрительный диктант.
Учитель. Прочитайте предложение, написанное на доске, и запомните его. Запишите предложение в тетради по памяти:

Мы проживаем на территории Ямало – Ненецкого автономного округа.
Слабые уч-ся пользуются «карточками – помощницами», на которых записано:

Мы, проживать, на, территория, Ямало – Ненецкий автономный округ.

После записи предложения учащимися осуществляется самопроверка.
5. Актуализация опорных знаний.
Учитель. В предложении «Мы проживаем на территории Ямало – Ненецкого автономного округа» назовите глагол, подчеркните его и докажите, что это глагол.

БЕСЕДА С КЛАССОМ.
- Действие какого предмета обозначает глагол? (Мы)
- Какая это часть речи? (Личное местоимение)
Стрелкой покажите связь этих слов.
С каким еще словом связывается (управляет) глагол? (на территории)
Какая это часть речи? (Имя существительное)
Стрелкой покажите связь. Сделайте вывод. (Глагол согласуется с личным местоимением и управляет существительным с предлогом)
Укажите, какой из этих вариантов ошибочный?
имя существительное + глагол
имя прилагательное + глагол
личное местоимение + глагол

Учитель. Сегодня на уроке мы повторим пройденный материал и будем учиться правильно употреблять глаголы в речи.
Задание. Разбор глагола проживаем.
Что делаем? Проживаем – гл., проживать, н.вр., мн.ч., 1 л., 1 спр.
Как определить число глагола? (По числу имени существительного или местоимения)
- Как определить лицо глагола? (По лицу местоимения).

6. Упражнения на закрепление пройденного материала.
Физкультминутка (упражнения, связанные с глаголами, обозначающими движение). (Ученики выполняют действия, противоположные названным учителем)
- Сядьте! (Ученики встают) Какой антоним? (Встаньте)
- Стойте! (Ученики бегут на месте) Антоним? (Бегите)
- Откройте глаза! (Ученики закрывают глаза)
- Опустите руки! (Ученики поднимают руки)
Учитель. В начале урока мы начали разговор о ЯНАО. Назовите столицу нашего автономного округа.
Ученик. Салехард.

Перед вами лежат рабочие листы. Найдите стихотворение Е.Науменко «Салехард».
Карточка №1.
Ознакомьтесь.


Салехард.
Там морозы пекут, как огонь, На подолах растрёпанных елей
Обжигая замёрзшие руки. Прилегла отдохнуть метель,
Там метели живут за окном И со звёздами шепчутся ели
На любимом изогнутом круге. Под весёлую ветра свирель.

Из-за гор и нетающих вод Ни снега, ни бурлящие вьюги
Вырастает наш город средь тундры. Не затушат любовь ни на миг.
Посмотрите! Какой небосвод, Салехард – наш спаситель от скуки,
Припорошенный снежною пудрой. Сердца нашего ласковый миг!
Е.Науменко



Задание.
Найдите и выпишите в тетради (в столбик) глаголы вместе с теми именами существительными, с которыми они согласуются. Определите время, лицо, число, род, спряжение глаголов.
Образец.
(Морозы) пекут – что делают? , наст. вр., 3 лицо, мн.ч., 1 спр.

Учитель оценивает работы школьников, уч-ся сами вставляют эту оценку в свой оценочный лист.
Учитель. Если мои утверждении верны, то поднимите зеленую карточку, если неверны, то поднимите красную карточку:
- Глагол обозначает действие предмета. (Зеленая карточка).

- Глагол отвечает на вопросы «что?», «кто?». (Красная карточка)

- В речи глаголы связаны только с именами существительными. (Красная карточка)

- Глаголы имеют такое же число и лицо, как имя существительное или местоимение, с которыми они связаны в речи. (Зеленая карточка)

Учитель. Ребята, какие символы государства (города) вы знаете?
Ученик. Герб.
Учитель. Что такое герб?
Отвечают учащиеся, которые работали с толковыми словарями.
Ученик. Герб - эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях. Государственных и других официальных документах.




Карточка №2. Прочитайте текст. Определите спряжение глаголов.

Герб – это условное изображение, которое являе (ться, тся) символом и отличительным знаком государства, города, а в старину – рода или отдельного лица. Гербы составляю(ться, тся) по правилам, принятым в данное время или в данной стране, изображения на них играют роль культовых символов и знаков собственности.

Карточка №3. Поставьте глаголы, данные в скобках, в форме прошедшего времени.

Ямало-Ненецкий автономный округ был образован 10 декабря 1930 года. Основными промыслами были оленеводство, охота и рыболовство. В целом округ ничем не (отличаться) ______________________ от других плохо изученных и отдаленных уголков России. Конечно, он (обладать) ____________________ необыкновенной самобытной культурой. В конце шестидесятых годов судьба округа (измениться)__________________: (начаться) _____________________ бурное освоение недр Ямала. Тысячи людей из различных республик Советского Союза (принять) _____________ участие в разведывательных работах. Несмотря на суровые климатические условия и отсутствие дорог, через несколько лет были освоены крупнейшие месторождения природного газа: Уренгойское, Медвежье, Ленинградское и другие.

Карточка №4. Поставьте глаголы, данные в скобках, в форме настоящего времени.

На долю Ямала (приходиться) _________________________ свыше девяноста процентов добычи газа, добываемого в стране. По запасам и добыче нефти округ (занимать) ______________________ второе место в России. О Ямало-Ненецком автономном округе услышали во всем мире, потому что многие государства (являться) __________________________непосредственными потребителями ямальского газа..

Учитель. Чтобы подчеркнуть самостоятельность Ямала и его особую роль в экономике России, Государственной Думой ЯНАО было принято решение о создании герба округа. В течение двух лет творческий коллектив художников разрабатывал изображение герба, которое соответствовало бы установленным геральдическим правилам.

Карточка №5. Поставьте глаголы, данные в скобках, в форме настоящего времени.

При составлении герба были использованы три основных цвета: сине-голубой, белый (серебряный), красный, а также цвет золота. Удачно подобранные цвета (символизировать) _______________________________ определённую отличительную особенность, которой (обладать) _____________________ округ и его население: сине-голубой – символ величия, красоты, цвет неба и воды; белый – добра, чистоты, независимости, светлых помыслов и намерений, цвет белых снегов; золото – богатства, справедливости, великодушия.

Карточка №6. Поставьте глаголы, данные в скобках. в форме настоящего времени.

На полотне герба центральное место (занимать) __________________ серебряный северный олень, символизирующий добро, величие, благородство, вечность и бессмертие. К тому же оленеводство – основное занятие коренного населения. Сине-голубое поле щита, как и шапка короны, одного цвета с основным цветом флага округа. Оно (говорить) ___________________ о единстве народа и окружных органов власти. Этот цвет также (отражать) _______________________ красоту, цвет северного неба и вод, которыми так богат Ямал.



Карточка №7. Поставьте глаголы, данные в скобках, в форме настоящего времени.

Вверху справа на полотне герба (иметься) _____________________ изображение Серебряной Полярной звезды, которая всюду (сопровождать) ______________________ оленя. Геральдический щит (поддерживаться) ______________________ двумя белыми медведями, стоящими на заснеженных льдинах. Они, несомненно, (символизировать) _______________________________
крепкую связь между людьми и природой, а также (указывать) _________________________ на принадлежность округа к Арктическому региону.


Карточка №8. Поставьте глаголы, данные в скобках, в форме настоящего времени.

Корона над шитом (иметь) ____________________ уникальный вид, она (указывать) ____________________ на государственный статус округа. Учитывая специфику округа, она (иметь) ________________ отличительные черты: её средний зубец увенчан не листовидным завершением, а вышкой с пламенем, что (отражать) _________________промышленную специфику региона, а также богатства его недр: нефти и газа. По обручу короны пущен национальный орнамент, символизирующий уважительное отношение к культуре коренных народов автономного округа.
15 декабря 1999 года окружной Думой ЯНАО был принят закон «О гербе Ямало-Ненецкого автономного округа».

Учитель. Что такое флаг?
Отвечают учащиеся, которые работали с толковыми словарями.
Ученик. Флаг – прикреплённое к древку или шнуру полотнище определенного цвета или несколько цветов, часто с эмблемой.


Карточка №
Поставьте глаголы, данные в скобках, в форме настоящего времени, определите спряжение.

ФЛАГ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Наличие трех цветов на флаге автономного округа (подтверждать) _____________________вхождение автономного округа в состав Российской Федерации.
Красный цвет – цвет мужества, силы, могущества и жизни.
Белый цвет – цвет чистоты намерений, миролюбия и мудрости.
Сине-голубой цвет – цвет моря, воды, неба, газа – основного вида природного богатства Ямала.
Белый орнамент «Оленьи рога» (символизировать) _______________________ основу жизни (на ненецком «илебць») на территории края белых снегов и северных оленей, количество геометрически правильных фигур (белых орнаментов) – семь – (соответствовать) ________________________ мифологическому представлению коренных народов Севера об устройстве мира, вселенной (например: семь уровней неба и т. д.), а также числу земель (районов), составляющих территорию автономного округа.
При наложении белого орнамента на полотнище флага (возникать) ________________________ аналогичный перевёрнутый рисунок в виде жилища (чума) коренных народов Севера.
Горизонтальное расположение орнамента (подтверждать) __________________________намерение (стремление) органов государственной власти автономного округа о сохранении и развитии северного оленеводства как экономической основы и образа жизни аборигенного населения автономного округа.

Учитель. Кто такой абориген?
Ученик. Коренной житель страны, местности.
Учитель. Перечислите коренных жителей ЯНАО.
Ученик. Ненцы, ханты, селькупы, коми (зыряне).
Учитель. Верно, ребята. На Ямале живет и трудится сильный выносливый народ. Коренные жители края – ханты, ненцы, селькупы, коми пасут оленей, ловят рыбу, охотятся, занимаются звероловством.
Сейчас вам предстоит работать над пословицами и поговорками, которые принадлежат северным народам.







Карточка №3
Вариант 1.
Восстановите пословицы и поговорки, вставляя вместо точек подходящий по смыслу глагол из рамки в форме 2 лица единственного числа.

1. Выкорми пса из щенка, если иметь дружка.

2. Уходи на охоту рано – и всегда с удачей.

3. Не будь жадным, и не одиноким.

4. Оленя . в упряжке, а человека на промысле.
5. Сеткой воды не . .
6. Со злом поведёшься – добра не .

7. Не познаешь бури – не тишины.


Остаться, хотеть, узнать, зачерпнуть, оценить, быть, набраться

Вариант 2.
Восстановите пословицы и поговорки, вставляя вместо точек подходящий по смыслу глагол из рамки в форме 2 лица единственного числа.

1. Выкорми пса из щенка, если иметь дружка.

2. Уходи на охоту рано – и всегда с удачей.

3. Не будь жадным, и не одиноким.

4. Оленя . в упряжке, а человека на промысле.
5. Сеткой воды не . .

Остаться, хотеть, узнать, зачерпнуть, быть,


Вариант 3.
Восстановите пословицы и поговорки, вставляя вместо точек подходящий по смыслу глагол из рамки в форме 2 лица единственного числа.

1. Выкорми пса из щенка, если иметь дружка.

2. Уходи на охоту рано – и всегда с удачей.

3. Не будь жадным, и не одиноким.

4. Оленя . в упряжке, а человека на промысле.

Остаться, хотеть, узнать, быть,


Учитель поясняет пословицы.
7. Итог урока. Учащиеся подсчитывают свои набранные баллы и выводят итоговую оценку за урок.

Беседа. Какую часть речи мы повторили сегодня на уроке? Что нового вы узнали?

Учитель. Закончим урок строками известного ненецкого поэта Леонида Лапцуя:
Тебе с благодарностью снова
Я кланяюсь, щедрый мой край!
Обширны просторы родного края. Много богатств таит в себе ямальская земля. Но главное её богатство - это люди, которые меняют облик Севера к лучшему.