Развитие коммуникативных навыко в на уроках английского языка через метод проектов





2008-2009 уч. год
Проблема, над которой работаю в школе: «Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка»
Люди хотят знать, с кем им предстоит жить в 21 веке. Поэтому с каждым годом расширяются масштабы как устного, так и письменного общения. Этот процесс выявил низкий уровень иноязычной грамотности, который не дает возможности многим людям в полной мере удовлетворить потребность в общении с людьми других стран. Расширение контактов приобретает особый смысл, поэтому любой человек как гражданин обязан достойно представлять свою страну за рубежом. Одно из основных условий этого – знание иностранного языка. Следовательно, знание иностранного языка на наших глазах из сугубо личной потребности вырастает до поистине общественных государственных масштабов.
Каким же образом следует построить образовательный процесс, чтобы выпускник мог легко ориентироваться в современном быстроменяющемся мире? На этот вопрос мы находим ответ в Госстандарте, где утверждается, что иностранными языками повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социокультурной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного и полиязычного мира. В этом и заключается актуальность нашей работы.
Попытки приблизить процесс обучения по его характеру к процессу коммуникации предпринимались давно. Разработкой коммуникативного направления в той или иной мере занимались многие научные коллективы и методисты: Институт русского языка им. А.С.Пушкина (А.А.Леонтьев), представители метода активизации резервных возможностей личности (Г.А.Китайгородская), методистов-психологов: П.Б.Гурвича, И.Л. Бим, Г.В.Рогову, В.Л.Скалкина, И.А.Зимнюю; среди зарубежных коллег это Г.Лозанов, У.литвуд – в Англии, С. Савиньон в США и многие другие.
Педагогический энциклопедический словарь дает такое определение коммуникативности – это связь, в ходе которой происходит обмен информацией между системами живой и не живой природы. Следовательно, к коммуникативным - относятся умения осуществлять связь, в ходе которой происходит обмен информацией.
Коммуникативный метод строиться на следующих принципах:
Принцип речемыслительной активности
Принцип индивидуализации при ведущей роли ее личностного аспекта
Принцип функциональности
Принцип ситуативности
Принцип новизны
Е.И.Пассов выделил 5 групп коммуникативных умений школьников, развиваемые на уроках иностранного языка:
Говорение, как средство общения;
Чтение, как средство общения;
Аудирование, как средство общения;
Письмо, как средство общения;
Умения собственно общения.
Почему Е.И.Пассов рассматривал эти виды коммуникативных умений как средства общения? Потому что, целью обучения в средней школе следует считать не просто речевую деятельность- говорение, чтение, аудирование или письмо, а указанные виды речевой деятельности как средства общения. Скажем, применительно к говорению это означает, что оно совместно с паралигвистикой (мимика, жесты) и праксемикой (движения, позы) служит средством осуществления устной формы.
При формировании речевых навыков необходимо учитывать следующее:
Условно – речевые упражнения как средство формирования речевых навыков. В.Риверс писала: «Чтобы перенос в реальную жизнь их учебного процесса был по настоящему успешным, работа в аудитории должна как можно точнее имитировать условия реального языкового общения».для этого стоит лишь изменить привычные установки в упражнениях. Вместо обычного «Образуйте форму повелительного наклонения» можно сказать «Советуете ли вы мне делать, то от чего я отказываюсь».
Н-р: - I don’t want to watch this film
- Do it! (Watch it!)
- No I won’t!
Подкрепления в процессе формирования навыка. Готовясь к уроку учитель составляет небольшое высказывание (микротекст), состоящее из 5-8 фраз, в которых содержаться новые лексические единицы или грамматическое явление, выученные предварительно. После прослушивания записи этого текста, учитель создает речевую ситуацию и просит ответить детей на вопрос, для более успешного ответа предлагает записать прослушанное. Затем полученные результаты сверяются с эталоном на доске.
Формирование грамматических навыков. функционирование грамматической стороны речи происходит следующим образом:
А) Говорящий выбирает (подсознательно) модель, адекватную своему речевому замыслу. Н-р: ”O`K, I’ll do it” \ “I promise I will”.
Б) Говорящий оформляет речевые единицы, которыми заполняется модель, в соответствии с нормами языка и в определенных временных параметрах.
Приведем описание «грамматического» урока. Грамматический он только по содержанию, пол характеру же он речевой.
Тема: «Мое свободное время» (My Hobby)
Цель: Формирование (а на втором уроке- совершенствование) грамматических навыков.
Сопутствующая задача: совершенствование произносительных навыков – логическое ударение.
Речевой материал: новый - модель 1-го и 3-го лица глаголов будущего времени; для повторения – синтаксическая модель с модельным глаголом в настоящем и прошедшем времени.
Ход урока:
1) восприятие, 2) имитация, 3) подстановка, 4) трансформация, 5) репродукция, 6) комбинирование (стадия выделения по критерию - действия обучаемого с усваиваемым материалом).

4) Формирование лексических навыков. Для использования какой либо лексической единицы необходимо: - вспомнить (вызвать в памяти), что происходит бессознательно, - мгновенно сочетать данную ЛЕ с предыдущими и последующими, адекватно речевой задаче.
«Мысль – писал Л.С.Выготский,- рождается не из другой, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватываетнаше влечение и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции». Затем уже мысль, «подобно нависшему облаку», «прольется дождем слов (Л.С.Выготский).
То есть у учеников сначала должна возникнуть мотивация и потребность в изучении слова, а потом ее введение и применение. Работа происходит на основе стадий формирования лексических навыков: - восприятие-имитация, - обозначение, - комбинирование.
5) Формирование произносительных навыков идет по следующей схеме.









Я уверена, что нельзя просто рассчитывать на то, что ученики увидят, поймут, привыкнут. Для развития коммуникативных умений необходимо: специально показывать приемы общения (используя педагогический артистизм), объяснять их функцию, учить владеть ими, использовать специальные упражнения (инсценировки диалогов, высказывания по определенной теме), речевые установки к упражнениям (Н-р: написать письмо другу с рассказом о своих увлечениях), знать и использовать специальные способы воздействия на учеников.
В процессе работы и основываясь на труды ведущих методистов я пришла к выводу, что лучшим средством развития коммуникативных умений учащихся основной школы является метод проектов, обеспечивающий благоприятные условия для самопознания, самовыражения, самоутверждения ребят. К тому же проект- это возможность учащимися выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме, повышающая интерес учащихся к изучению иностранного языка, развивает личностную активность учащихся.
Мы исходим из того, что оптимальным средством развития личностной активности учащихся, основываясь на психолого-возрастных особенностях подростков и современных тенденциях в области педагогических технологий, является метод проектов. Метод – это дидактическая категория; совокупность приёмов, операций овладения определённой областью практического или теоретического знания, способ организации процесса познания.
Существует множество определений метода проекта: Так определение проектной методики, которое можно найти в “Словаре методических терминов” Э.Г.Азимова и А.Н.Щукина, совпадает с точкой зрения И.А. Зимней на проектную методику. Они уверены, что проектная методика – метод обучения, в основе которого лежит личностно деятельностный подход к обучению.
Е.С. Полат предлагает типологию проектов, представленную в таблице 1

Таблица 1
Типология проектов
По виду деятельности:
Исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные

По предметно-содержательной области:
Монопроекты, межпредметные проекты

По характеру координации:
Проекты с открытой, явной координацией; проекты со скрытой координацией.

По характеру контактов:
Внутренние, региональные, международные

По количеству участников:
Личностные, парные, групповые

По продолжительности проведения:
Краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные

Можно классифицировать проекты по форме их презентации:
1) Информационный и исследовательский проект. Например: «История рок-музыки».
2) Обзорный проект. Например: «Влияние джаза на современную рок-музыку».
3) Продукционный проект. Например: «Создание программы музыкального фестиваля».
4) Проект – инсценировки или организационные проекты. Например: «Алло! Мы ищем таланты!» (Гульчевская)
Представляет интерес и мнение Т. В.Кононовой, рассматривающей учебный проект с двух точек зрения: - с точки зрения ученика и – с точки зрения учителя [Кононова, 2005,26]:
Она уверена, что учебный проект, с точки зрения учащегося, - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности. Эта деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Эта деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и важен для самих открывателей.
А учебный проект, с точки зрения учителя, - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию.

Характеристики метода проектов как педагогической технологии.
По нашему мнению метод проектов представляет собой систему 4Д:
I. Дидактическая задача;
II. Доказательность;
III. Действия учителя и ученика;
IV. Действенность.

I. Дидактическая задача, включает в себя цель проектного обучения. В.Г.Гульчевская выделяет следующие цели метода проектов:
1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения:
позволить каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного;
развивать у каждого позитивный образ себя и других;
развивать у учащихся умения истинно оценивать себя.
2. Развивать у учащихся «командный дух» и «чувство локтя», вдохновлять детей на развитие такого необходимого социального навыка, как коммуникабельность и умение сотрудничать.
3. Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умение искать путь решения поставленной задачи.
4. Развивать у учащихся исследовательские умения ( выявление проблем, сбор информации из литературы и т.д.), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление (Гульчевская).
А Т.В.Кононова считает, что целевое значение проектного обучения заключается в следующих возможностях этой технологии:
Стимулировать интерес учащихся к самостоятельному решению значимых для них проблем:
Создавать условия развития интеллектуальных способностей
Формировать ключевые умения и компетенции (в том числе и коммуникативные)
II. Доказательность метода проектов состоит из научных теоретических идей, на которые он опирается. Т.И. Шамова выделяет следующие теоретический позиции метода проекта:
Образовательный процесс строится не в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении.
Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика.
Глубокое осознание освоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся.
III. Говоря о системе действий учителя и ученика, мы должны обратиться к этапам работы над проектом.
Но наиболее полная периодизация представлена школой В. И. Слободчикова, развивающая представление о процессе проектирования и выделяет следующие базовые этапы любых проектов, представленные в таблице 2.
таблица 2
Этапы проектов
Этапы
Цель этапа
Содержание работы ученика
Организационные фрагменты урока

Подготовительный
Мотивация, целеполагание
Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта.
Постановка цели: выявление проблемы, противоречия; формулировка задачи.
Создание проблемно-мотивационной среды урока

Концептуализация
Программирование
Проектирование
Построение ориентировочной схемы действий. Обсуждение вариантов решения, составление маршрутов получения результатов, способов и средств деятельности.
Беседа, дискуссия, «мозговой штурм»

Планирование

Построение плана деятельности. Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов. Продумывание хода деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции (роли). Самообразование и актуализация знаний.
Самостоятельная работа, групповая работа, семинар, практикум.

Практический
Получение продукта, результата, проектной деятельности за счет решения определенных задач
Исследование, решение отдельных задач, компоновка.
Сбор и обработка данных.
Интерпретация результатов. Их графическое представление.

Самостоятельная работа, практикум, экскурсия, лабораторная работа.

Аналитический
Рефлексия
Сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы.
Семинар, «круглый стол», консультация

Контрольно - коррекционный
Коррекция
Анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок.
Беседа, консультация, индивидуально-групповая рефлексия.

Заключительный
Защита проекта
Представление содержания работы, обоснование выводов.
Пленарная дискуссия, межгрупповое взаимодействие.


IV. Действенность метода проектов включает в себя критерии оценки и качественно новый результат. Последними характеристиками, определяющими метод проектов как педагогическую технологию, являются критерии оценки и качественно новый результат.
Одной из главных особенностей проектной деятельности, на наш взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это рисунок, модель или сочинение. В нашем случае конечный результат деятельности учащихся представлен в виде защиты проектов. Метод проектов стимулирует самостоятельное освоение учащимися новых и интеграцию имеющихся знаний, способствует интеллектуальному развитию, росту самостоятельности, творческой активности, инициативности школьников, но только в том случае, если учащиеся видят результаты своего труда и получают соответствующие оценки своей работы.
При оценивании учебных проектов И.Д. Чечель предлагает ориентироваться на следующие критерии оценки проектов: социальное значение проблемы; актуальность и важность поставленных проблем; самостоятельность разработки проекта; реалистичность; экономичность; перспективность; результаты (Чечель)
Мы согласны с точкой зрения В. П. Белогрудовой, в том, что успех проекта во многом зависит от умения учителя создавать условия, стимулирующие формирование и развитие креативных, комуникатианых, когнитивных, организационно – деятельностных умений учащихся.
На наш взгляд, очень важно реально оценивать влияние проектного метода на учащихся. Т.В. Кононова определила какие способности проектный метод развивает у учащихся. [Кононова, 2005,26]
самоопределенческая – способность к осознанному самостоятельному выбору, самоопределению, о целях деятельности, способах и средствах решения и т. д.
коммуникативная – способность к общению, диалогу,
имитационного моделирования(игровая) – способность решать жизненно важные проблемы.
проблемно-исследовательская – способность решать проблемы и проблемные ситуации.
деятельностная – способность быть субъектом предстоящей деятельности: осознавать и определять черты конечного результата, проектировать, как и с помощью чего можно достичь цели.
рефлексивная – способность к анализу и самоанализу после совершенной деятельности.

Подводя итог работы, я отдаю себе отчет в том, что далеко не все вопросы, возникающие при развитии коммуникативных умений учащихся на уроках иностранного языка по средством метода проектов, освещены в полной мере, вместе с тем работа проведена не малая и уже есть результаты. Я буду продолжать работать над этой темой, совершенствуя свои педагогические навыки для развития коммуникативных умений учащихся и их всестороннего развития в целом.










Список использованной литературы:
Азимов Э.Г.Словарь методических терминовМ.,Просвещение,1980 – 367с.
Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности в условиях проектного метода.// иностранные языки в коле, 2005, №8 – с 6-11.
Выготский Л.С.Педагогическая психология.М.:Педагогикапресс,1996, 98с.
Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. – М.: АСТ: Астрель, 2006.-380с.
Гульчевская В.Г. Педагогические основы проектной деятельности//Практические советы учителю. Учитель Дона. Методический журнал, 2003, № 4- сс 20-36.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учеб.пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 1997-480с.
Кононова Т.В. Формирование коммуникативной компетенции на основе технологии проектного обучения.//Практические советы учителю. Учитель Дона. Методический журнал, 2005, № 8- сс 20-36.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Просвещение, 1959- 96с.
Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говрению. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 1991. – 223с.- (Б-ка учителя иностр. яз.)
Педагогическая энциклопедия в 4 томах,. М.: издательство Советская энциклопедия, 1964 –по 830с., 4 том – сс 62.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка.// Иностранные языки в школе,2000, № 2 –сс3-10
Слободчиков В.И. Основы проектирования развивающего обучения. Петрозаводск, 1996- 56с.
Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы.// Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М., 1998- 57с.
Шамова Т.И., Малинин А.Н., Тюлю Г.М. Инновационные процессы в школе как содержательно – инновационная основа механизма ее развития. Методика исследования. М.: Просвещение, 1993- 87с.

фонематические ошибки

фонетические ошибки

Логическое ударение

Фразовое ударение

Эмфатическое ударение

акцентуация

мелодика

ритмика

темп

паузация

тембральная окраска

Операция интонирования

Операция артикуляции

Произносительный навык



ДОКЛАД
на методическом объединении
лингвистов

учителя английского языка
ДУЮН
Виктории Анатольевны

на тему:
"Развитие коммуникативных
умений учахися
на уроках английского языкаTimes New Romanчерез
метод пректов"Times New Roman Заголовок 1 Заголовок 815