Урок литературного чтения А.С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях (3 класс)


Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Цели:
1. Познакомить детей со сказкой А. С. Пушкина “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”. Обогащать словарный запас учащихся.
Формировать умение прогнозировать текст.
2. Развивать память, речь, внимание, творческие возможности детей.
3. Воспитывать любовь к чтению, к книге.
Ход урока:
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа.
-(1 слайд) Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством великого русского писателя. Будем читать одно из самых замечательных лиричных добрых сказок. Кто же этот писатель?
-Александр Пушкин был не только великим поэтом, но и сказочником.
- Вот и сегодня на уроке мы будет говорить о сказке А.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
(2 - 4 слайд)
-В основе этой сказки - народная сказка, рассказанная няней, Ариной Родионовной. Многие элементы введены поэтом. Пушкин написал сказку с стихах. В няниной сказке у царевны нет жениха, королевича Елисея.(3 слайд)
- Вспомните, когда и где родился А. С. Пушкин? (5 слайд )- Кто был лучшим другом поэта?
- Где учился А. С. Пушкин?
- С кем из известных писателей дружил А. С. Пушкин?
-Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете?(6 слайд)
3. Лексическая работа.
- При чтении сказки вам встретятся незнакомые слова. Давайте разберём значение этих устаревших слов.
Инда очи разболелись – глаза разболелись
Сочельник – вечер накануне Рождества
Перст – палец
Девичник – вечеринка. (7 слайд)
4. Групповая работа.
-А сейчас мы познакомимся с героями, которые встречаются в сказке, и будем это делать в форме разминки для ума. Вам нужно отгадать героев сказки и составить мозаику этого сказочного героя. Победит тот ряд, который быстрее справится с заданием.
1. Чтобы расшифровать имя первого героя сказки, надо прочитать только русские буквы.
H L w ц g а Y l р J и L u i ц v Y а
2. Чтобы определить имя след. героя сказки, вы должны прочесть только подчёркнутые буквы.
Прцбьалшрюбеапвшгнщнпра3. Первое слово читаем нечетные буквы, а во втором слове все чётные.
Срелмгь рбдощгтадтгыоргежй5. Физкультминутка
Дружно встали – раз, два, три.
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из – под ладошек.
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу! (8 слайд)
6. Изучение нового материала
- Ребята, сейчас прослушайте начало сказки, обратите внимание, как выразительно читает рассказчик. Следите за текстом по учебнику, т.к. в дальнейшем вы будете читать цепочкой.
А) прослушивание аудиозаписи (9 слайд);
Б) чтение цепочкой;
В) беседа о прочитанном (10-12 слайд).
- С какими героями сказки вы познакомились?
- Какое время года описывается в данной части?
- Сколько месяцев ждала царица своего царя?
- Какое чудо произошло накануне Рождества?
- Когда воротился царь-отец?
- Что произошло с царицей?
- Через сколько времени царь женился на другой?

Прогнозирование содержания сказки.
- Вспомните разговор мачехи с зеркалом. Что ответило ей зеркало?

- Как повела себя царица с зеркалом?
- О каком качестве царицы этот поступок говорит?
- Зависть – это положительное или отрицательное чувство?
- Ребята, как вы думаете, царица, страдающая чёрной завистью, способна на какие поступки?
Итог: - Зависть - это негативная эмоция, которая побуждает человека совершать злонамеренные действия.
Это плохое качество и каждый человек должен искоренять его в своем характере.
- Как вы думаете, царица изменится в следующих частях? На последующих уроках мы и узнаем.
6. Итог урока.
- Что особенно вам понравилось на уроке?- Что нового для себя вы узнали на этом уроке?- Ребята, может быть вы хотите прочитать еще другие произведения А. Пушкина. В школьной библиотеки вы найдите очень много интересных произведений А.Пушкина?
- Оценки, которые вы получили в группах, это оценки за урок. Сегодня вы работали активно. Молодцы.
7.Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение 1-3 части сказки
- А вот следующее задание по выбору:
Происценировать сцену с зеркалом.
Составить кроссворд по сказке А. Пушкина.
Урок чтения, говорим о сказках, рассказах
А. С. Пушкин
6 июня 1799 г., в Москве
Арина Родионовна
В Царскосельском лицее
В. А. Жуковским
Туча. Няня. Осень.
Возникает чувство грусти, так как приближается зима.

Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о царе Салтане…”.
Царь, царица, дочь
Зима
9 месяцев
Родилась у царя дочь
Рано утром
Умерла
Через год
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
Царицу с зеркалом.
Белолица, черноброва
ЕлисейСемь торговых городов, да 140 теремов
Но царевна всех милее, всех румяней и белее.
Злость, зависть
Злые, низкие, мстительные